РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 мая 2011г. | Куйбышевский районный суд г. Иркутска |
в составе: судьи Штрассер Н.П.,
при секретаре – Кармадановой Е.А.
с участием представителя истца Орловой Н.М., ответчика Миронова А.А., представителя ответчика Данилова П.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 -534/2011 по иску Администрации г. Иркутска к Миронову А. А. о признании отсутствующим зарегистрированное право собственности Миронова А. А. на хозяйственное строение, понуждении к освобождению земельного участка путем сноса хозяйственного строения,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование требований истец указал, что Миронов А.А. обратился в администрацию г. Иркутска с заявлением об утверждении схемы земельного участка площадью ххх кв. м., под эксплуатацию существующего жилого дома, расположенного по адресу Иркутск, ул. N., 124. С заявлением были представлены документы: свидетельство о государственной регистрации права собственности на нежилое здание (баня) общей площадью хх,х кв. м., документами к основанию регистрации данного права послужили договор купли – продажи земельного участка от xx.10.1998г. и декларация об объекте недвижимого имущества от xx.09.2008г., свидетельство о регистрации права собственности на жилой дом общей площадью ххх,х кв.м., свидетельство о праве собственности на земельный участок кадастровый номер хх:хх:хххххх:ххх площадью ххх кв. м. Проверкой представленных документов было установлено, что право собственности Миронова А.А. на нежилое помещение (баня) зарегистрировано за Мироновым А.А. в упрощенном порядке, путем подачи декларации, при этом фактически данный объект расположен на земельном участке, не принадлежащем на праве собственности ответчику. Истец полагает, что Миронов А.А. ввел в заблуждение УФРС по Иркутской области и осуществил самовольный захват земельного участка, государственная собственность на который не разграничена и распоряжение которым осуществляется органами местного самоуправления. Площадь земельного участка, занятого нежилым строением (баня) составляет 83 кв. м., данный участок не входит в границы земельного участка с кадастровым номером хх:хх:хххххх:ххх. Истец просит признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Миронова А.А. на объект недвижимости - хозяйственное строение или сооружение вспомогательного использования, назначение : нежилое, 1-этажный, общая площадь хх,х кв. м, расположенное по адресу Иркутская область, г. Иркутск, ул. N., 124., обязать Миронова А.А. освободить земельный участок площадью 83 кв. м., расположенный по адресу Иркутск, ул. N.,124 с координатами: точка №1 Ххх ххх,хх У ххххх,хх; точка № х ххххх,хх У ххххх,хх; точка № х ххххх,хх, У ххххх,хх; точка № х Х ххххх,хх; У ххххх,хх; точка №х Х ххххх,хх; У ххххх,хх путем сноса хозяйственного строения (бани) с условным номером хх-хх-хх/ххх/хххх-ххх, расположенного по адресу Иркутск, ул. N. 124 в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Орлова Н.М. исковые требования поддержала, просила удовлетворить и суду пояснила, что ответчик Миронов А.А. является собственником земельного участка площадью 629, кв.м. на основании договора купли – продажи, а так же получил право собственности на жилой дом, расположенный на данном земельном участке по адресу Иркутск, ул. N.,124 на основании решения Куйбышевского районного суда г. Иркутска от xx.06.2003г. В 2008г. ответчик обратился в УФРС за регистрацией права собственности на хозяйственное строение (баня), представив не решение суда, в котором не признавалось право собственности на данный объект, а воспользовался упрощенным порядком: представил свидетельство о праве собственности на землю, свидетельство о праве собственности на дом и упрощенную декларацию. Из данных документов не усматривается, что спорный объект расположен за пределами земельного участка, находящегося в пользовании Миронова А.А. регистрация права собственности на объект недвижимости, расположенный на землях, которыми распоряжается орган местного самоуправления, нарушает права Администрации г. Иркутска, препятствует использованию земельного участка собственником.
Ответчик Миронов А.А. исковые требования не признал, суду пояснил, что в 1998г. им был приобретен земельный участок площадью ххх кв. м., рядом с которым располагались неиспользованные муниципальные земли. Площадь участка была откорректирована впоследствии и стала ххх кв. м., на данный участок получил свидетельство о праве собственности уже в 2010г. Он стал пользоваться этими землями по устному согласию начальника земельного департамента Протасова А.А. В 2003г. в судебном порядке признал право собственности на самовольно возведенный жилой дом, при этом в его фактическом пользовании был больший земельный участок, на котором располагался жилой дом и надворные постройки, в том числе баня. Из плана земельного участка было видно, что постройки расположены за пределами земельного участка, на который у него было право собственности. Администрация не возражала против признания за ним права собственности на жилой дом и надворные постройки, расположенные на участке площадью 1767 кв.м. и суд признал за ним право собственности и на дом и на надворные постройки. Зарегистрировал в 2003г. право собственности на дом в ФРС, предъявив решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска. Затем в 2008г. обратился в ФРС за регистрацией права собственности на гараж, баню, предъявив решение суда, но ему посоветовали идти иным путем- подать упрощенную декларацию, свидетельство о праве собственности на землю, технические паспорта на хозяйственные строения. В настоящее время баня перестроена, возведены два пристроя, используется по назначению. Расположена баня действительно за пределами того земельного участка, на который у него есть право собственности, поэтому он пошлее в администрацию г. Иркутска с заявлением о продаже земельного участка площадью 924 к. м., под существующим строением - баней, принадлежащем ему на праве собственности
В обоснование доводов сослался на следующие документы:
Решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от xx.06.2003г. о признании права собственности Миронова А.А. на жилой дом общей площадью ххх,х кв.м, в том числе жилой хх,х кв. м., со всеми надворными постройками, расположенный по адресу Иркутск, ул. N., 124 на земельном участке площадью хххх,х кв. м.
Технический паспорт МУП БТИ г. Иркутска от xx.02.2003г. на жилой дом по адресу Иркутск, ул. N., 124 общей площадью ххх.х кв. м., с надворными постройками в виде гаража площадью хх, х кв. м., бани - хх,х кв. м., расположенных фактически на земельном участке 1767 кв. м.
Свидетельство о государственной регистрации права собственности № хх-АБ ххх ххх на жилой дом по адресу Иркутск, ул. N., 124 кадастровый номер хх:хх:хххххх:х:ххххх/А от xx.07.2003г, выданного на основании решения Куйбышевского районного суда г. Иркутска от xx.06.2003г.
Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью ххх кв. м., расположенный по адресу Иркутск, ул. N., 124, основание выдачи –договор купли – продажи земельного участка от xx.10.1994г.
Свидетельство о государственной регистрации права собственности № хх-АГ хххххх на хозяйственное строение или сооружение (хозяйственное строение или сооружение вспомогательного использования, назначение нежилое, 1-этажный общая площадь хх,х кв. м., адрес объекта Иркутск, ул. N., 124.
Технический паспорт по состоянию на xx.07.2008г. на объект недвижимости - баню площадью хх,х кв. м., расположенный по адресу Иркутск, ул. N., 124.
Оспаривая доводы ответчика, представитель истца Орлова Н.М. суду пояснила, что решением суда от 02.06. 2003г. признано право собственности на жилой дом, судом не рассматривался вопрос о праве собственности на земельный участок, и на надворные постройки, право собственности на которые было зарегистрировано ответчиком много позднее и не на основании решения суда, что подтверждала ссылкой на письменными доказательства:
Свидетельство о государственной регистрации права собственности № хх АГ хххххх на индивидуальный гараж, назначение нежилое, 1-этажный общая площадь хх, х кв. м., условный номер хх-хх- хх/ххх/хххх-ххх, адрес Иркутск, ул. N., 124, основание права – договор купли – продажи земельного участка, декларация об объекте недвижимого имущества от xx.09.2008г.
Технический паспорт ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ Иркутский филиал г. Иркутска от xx.10.2010г. на жилой дом Литера Б,Б1,б общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой хх,х кв. м.
Заключение МУП БТИ г. Иркутска от xx.04.2011г. согласно которому Миронов А.А. является собственником двухэтажного жилого дома Литера Б1 на основании свидетельства о регистрации права № хх АД хххххх от xx.12.2010г., договора купли – продажи земельного участка от xx.10.1998г., расположенного в 30 м. юго-западней от литера А на сит. плане. Жилой литера Б, Б, б1 фактически используется как хозяйственное строение (баня).
Представитель истца Орлова Н.М. настаивала, что хозяйственное строение (баня) находится за пределами земельного участка Миронова А.А., что отражено на ситуационном плане и не оспаривается ответчиком. Данный земельный участок не сформирован и не предоставлялся никому, в том числе ответчику, самовольно занятые земли отделены от участка ответчика землями ограниченного пользования, по которым проходит водопровод. Кроме того, хозяйственная постройка, которая существовала не как самостоятельный объект в 2003г. в настоящее время прекратила существование, поскольку преобразована в иной объект - жилой дом литера Б, Б1,б с другими площадями.
В обоснование доводов сослалась на каталог координат земельного участка, используемого под хозяйственное строение (баня), на схему расположения участка из базы данных АИС «Земля», ситуационный план техпаспорта от xx.10.2010г.
Согласно Заключению по инвентаризации земельного участка с кадастровым номером хх:хх:хххххх:ххх площадь земельного участка под хозяйственным строением баня составляет хх, кв. м., координаты земельного участка: точка №х Ххх ххх,хх Уххххх,хх; точка № х Х ххххх,ххУххххх,хх; точка №х ххххх,хх Уххххх,хх; точка №х Хххххх,хх; Уххххх,хх; точка №х Хххххх,хх; Уххххх,хх.
Ответчик Миронов А.А. и его представитель Данилов П.П. не оспаривали, что технический паспорт ФГУП «Ростехинвентаризация» - Федеральное БТИ Иркутский филиал г. Иркутска от xx.10.2010г. на жилой дом Литера Б,Б1,б составлен на строение, расположенное на месте бани, к которой пристроены два пристроя. Жилым домом данное строение не является, но площадь бани другая по сравнению с 2003г.
Ответчик Миронов А.А. так же пояснил, что приобрел в 1998г. земельный участок площадью 600 соток по документам, но фактически уже тогда площадь участка была огорожена в сегодняшнем размере, которым пользуется до настоящего времени. При этом внутри огороженного участка находится полоса земли под трубопровод, которую он не должен был застраивать или засаживать. За этой полосой уже стояла баня, он ее купил у старого хозяина. С 6 соток до 833 м. площадь увеличилась при корректировке, изменения были внесены в регистрационную запись. Когда регистрировал право собственности на баню в 2010г., никто не проверял соответствие размера земельного участка по свидетельству о праве собственности с фактическим размером и месте расположения бани. Полагал, что может получить в собственность землю под жилым домом литера Б, поэтому и был составлен технический паспорт на жилой дом литера Б.
Из показаний свидетеля К. Э.Х. следует, что его сосед Миронов А.А. пользуется земельным участком, огороженным забором, жилой дом находится на одной стороне участка, а баня – у другого края земельного участка. Посредине проходит трубопровод, эту часть земли Миронов не осваивает и не застраивает. Эту баню Миронов А.А. перестроил, снес старую и возвел новое строение, забор не переносил.
Свидетель К. Т.А. так же пояснила, что земельный участок Миронова А.А. огорожен забором, посреди участка идет полоса, на которой расположены трубы и которая не застраивается. За этой полосой на другом краю участка стояла старая баня, которой Миронов А.А. и сейчас пользуется, и которую он немного перестроил.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению
Согласно ст. 222 ГК РФ Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно п.52, 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от xx.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав") в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ или части 1 статьи 16 АПК РФ государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле.
Анализируя исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что Миронов А.А., являясь собственником земельного участка площадью ххх кв. м., зарегистрировал право собственности на хозяйственную постройку – баня, расположенную на земельном участке, не предоставленном ответчику на законном основании, в силу чего указанное строение имеет признаки самовольной постройки и право собственности на которую не может возникнуть в силу закона.
В силу указанного исковые требования администрации г. Иркутска о признании отсутствующим зарегистрированного права Миронова А. А. на хозяйственное строение или сооружение (строение или сооружение вспомогательного использования) назначение нежилое 1 –этажный, общая площадь хх,х кв. м. адресу объекта г. Иркутск, ул. N., 124 обоснованны и подлежат удовлетворению.
Поскольку суд пришел к выводу об отсутствии права собственности Миронова А.А. на самовольное строение и о расположении указанного строения на землях, находящихся в ведении органа местного самоуправления, удовлетворению подлежат так же исковые требований об освобождении земельного участка площадью 83,0 кв. м. с координатами: точка №х Ххх ххх,хх Уххххх,хх; точка № х Х ххххх,ххУххххх,хх; точка №х ххххх,хх Уххххх,хх; точка №х Хххххх,хх; Уххххх,хх; точка №х Хххххх,хх; Уххххх,хх.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом мнения стороны ответчика, технических характеристик строения суд полагает возможным установить более продолжительный срок для исполнения обязанности, возложенный на сторону – 4 недели и предупредить сторону, что в случае неисполнения решения суда, истец вправе совершить снос строения за счет ответчика с взысканием с него понесенных расходов.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации г. Иркутска удовлетворить полностью.
Признать отсутствующим зарегистрированное право Миронова А. А. на хозяйственное строение или сооружение (строение или сооружение вспомогательного использования) назначение нежилое 1 –этажный, общая площадь хх,х кв. м. адресу объекта г. Иркутск, ул. N., 124.
Судебный акт является основанием для внесения записи в ЕГРП.
Обязать Миронова А. А. освободить земельный участок площадью хх кв. м., расположенный по адресу г. Иркутск, ул. N.,ххх со следующими координатами: точка №х Ххх ххх,хх Уххххх,хх; точка № х Х ххххх,ххУххххх,хх; точка №х ххххх,хх Уххххх,хх; точка №х Хххххх,хх; Уххххх,хх; точка №х Хххххх,хх; Уххххх,хх путем сноса самовольного строения с условным номером хх -хх-хх/ххх/хххх-ххх, расположенного на земельном участке в течение 4 недель с момента вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение 10 дней.
Судья | Штрассер Н.П. |