(2138) Решение по иску о признании права собственности на самовольную постройку. Иск удовлетворен.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 мая 2011 года г. Иркутск

Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе

председательствующего судьи Ханхалаева К.А.,

при секретаре Колибабчук А.М.,

с участием представителя истца Севостьяновой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1098/2011 по иску Веселковой З. И. к Администрации города Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку,

УСТАНОВИЛ:

Веселкова З.И. обратилась в суд с иском, указав в его обоснование, что в 1978 году приобрела жилой дом, расположенный по адресу: город Иркутск, улица N., 149. С этого времени она пользуется домом и земельным участком, отведенным под дом, несет расходы по содержанию дома, поддерживает его в надлежащем техническом состоянии. В 2004 году, без получения разрешений и согласований, возвела к дому пристрой, вследствие чего общая площадь жилого дома составила хх,х кв.м., в том числе жилая- хх,х кв.м., а жилой дом приобрел статус самовольной постройки. Земельный участок, на котором расположен дом, выделен и учтен в законном порядке, поскольку за этот участок с нее взимают земельный налог. Споров по ее земельному участку и дому между соседями нет. Поскольку данный дом, как самовольная постройка, соответствует санитарно-эпидемиологическим, строительно-техническим нормам и правилам, не нарушает права и законные интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, истец просит признать за ней право собственности на жилой дом, общей площадью хх,х кв.м., из них жилой хх,х кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, улица N., дом № 149.

В судебное заседание истец Веселкова З.И. не явилась, извещена надлежаще, письменно просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель истца Севостьянова Е.С., действующая на основании доверенности от хх марта 2011 года, исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика - администрации города Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений относительно исковых требовании суду не представил, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел данное дело в отсутствие представителя ответчика.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил.

В судебном заседании установлено, что по адресу: город Иркутск, улица N., 149, находится жилой дом, 1969 года постройки, с пристроем 2004 года постройки, общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой – хх,х кв. Данное обстоятельство объективно подтверждается заключением БТИ от хх сентября 2009 года, техническим паспортом на жилой дом, составленным по состоянию на хх июля 2006 года.

Истец Веселкова З.И. в ходе судебного разбирательства, настаивая на удовлетворении иска, пояснила, что после приобретения в 1978 году жилого дома, 1969 года постройки, общей площадью 41,3 кв.м., в том числе жилой- 30,2 кв.м. по адресу: город Иркутск, улица N., 149, она пользовалась этим домом и земельным участком, отведенном под эксплуатацию дома. В 2004 году на свои собственные средства она возвела к дому капитальный жилой пристрой, поэтому в настоящее время площадь дома составляет хх,х кв.м., в том числе жилая- хх,х кв.м. Споров между соседями об использовании земельного участка и жилого дома не имеется. За земельный участок, на котором расположен дом, она оплачивает земельный налог, также платит налог и за строение. Дом и пристрой соответствуют необходимым нормам и правилам, не нарушают права и интересы других лиц.

Указанные обстоятельства нашли свое объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Так, допрошенный в судебном заседании свидетель Т. Л.В., проживающий в доме 139 по улице N. г.Иркутска, суду показал, что истицу знает с 1979 года, как соседку. До нее в этом проживала семья Б. , у которых Веселкова З.И. приобрела дом. Спорный жилой дом в хорошем состоянии, споров между соседями по земельному участку и дому, не имеется.

Аналогичные показания дали свидетели Ш. А.М., Р. А.А.

Суд находит показания свидетелей правдивыми, поскольку не установлено какой-либо их заинтересованности в исходе дела, свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, а, кроме того, их показания подтверждаются другими доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Из домовой книги прописки граждан по адресу: город Иркутск, улица N., 1498, усматривается, что истец Веселкова З.И. зарегистрирована по данному адресу с хх мая 1985 года, указана в качестве владельца дома.

В силу части 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Аналогичные положения о единстве судьбы земельного участка и расположенного на нем строения содержала и статья 37 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9.1. статьи 3 Федерального Закона от хх октября 2001 года № 267-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (в редакции Федерального закона от хх декабря 2006 года за № 232-ФЗ), если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в России является платным. Земельный налог взимается на основании документа о государственной регистрации соответствующих прав, а при его отсутствии - правоустанавливающих документов налогоплательщика на земельный участок. По установленному правилу, когда в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) отсутствуют сведения о существующих правах на земельные участки, то в этом случае налогоплательщики определяются на основании выданных им государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю, которые обладают равной юридической силой с записями в ЕГРП, или же на основании актов органов государственной власти или местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством о предоставлении земельных участков, действующим в месте их издания.

Элементы земельного налога указаны в главе 31 Налогового кодекса РФ, согласно которому, представительные органы муниципальных образований, устанавливая налог, определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога (статья 387 НК); налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (статья 388 НК); объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Не признаются объектом налогообложения: 1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; 3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; 4) земельные участки из состава земель лесного фонда; 5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда (статья 389); налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390).

На основании статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Из представленных суду квитанций за период с 2003 года по 2011 год следует, что истцом уплачивался земельный налог за земельный участок по спорному адресу, который беспрепятственно принимался администрацией города Иркутска. Доказательств обратного суду не представлено.

Следовательно, право пользования земельным участком по адресу: город Иркутск, улица N., 149, по мнению суда, ответчиком -администрацией города Иркутска, признавалось и признается за истцом, поскольку с нее взимался земельный налог, начисление которого возможно только в отношении конкретного индивидуализированного земельного участка с установленными границами и размером площади. При этом с учетом вышеназванных норм земельного законодательства при невозможности определения вида права, на основании которого выделен земельный участок по спорному адресу, такой земельный участок суд считает предоставленным на праве собственности. Истец, приобретя жилой дом, расположенный на данном земельном участке, при переходе права собственности на него приобрела и право пользования земельным участком, в том же объеме и на тех же основаниях, что и прежний собственник.

В соответствии с частью 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

По сообщению Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области от хх февраля 2011 года № хх-хх-ххх/хх, здание по спорному адресу в настоящий момент объектом культурного наследия не является, в списках объектов культурного наследия не состоит. Земельный участок по указанному адресу находится вне зон охраны объектов культурного наследия г.Иркутска.

Согласно справке Территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области от хх февраля 2011 года № 59, земельный участок по адресу: город Иркутск, улица N., 149, расположен вне границ водоохранных зон поверхностных водных объектов.

По заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» от хх октября 2009 года № хх-хх.хх/хххх и № хх-хх.хх/хххх, жилой дом и пристрой, общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой – хх,х кв.м. по адресу: город Иркутск, ул. Шевоцва, 149, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, СанПиН 2.2.1/21.1.1200-03, СанПиН 2.2.1.1002-00.

Из ответа Отдела надзорной деятельности г. Иркутска ГУ МЧС России по Иркутской области от хх мая 2011 г. № х-хх-хххх следует, что проведена проверка противопожарного состояния индивидуального жилого дома, расположенного по спорному адресу, указанное строение соответствует требованиям пожарной безопасности.

Из заключения экспертного строительно-технического исследования, изготовленного хх марта 2011 года ООО «СибРегионЭксперт» усматривается, что жилой дом № 149 под литерой «А» с пристроем под литерой «А1» по адресу: город Иркутск, улица N., соответствует требованиям градостроительных норм, является безопасным для эксплуатации.

Оценивая в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что жилой дом, по адресу: г. Иркутск, улица N., 149, общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой хх,х кв.м., являющийся самовольной постройкой, возведен без отступления от строительных, санитарно-технических и противопожарных норм, вследствие чего может быть сохранен. Сохранение данной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью допустимых и относимых доказательств. Соответствие самовольной постройки обязательным нормам подтверждено представленными суду заключениями органов пожарного, санитарно-эпидемиологического контроля, а также заключением эксперта о строительно-техническом состоянии дома. Доказательств обратного, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено.

Следовательно, суд находит возможным, признать за истцом Веселковой З.И. право собственности на спорную самовольную постройку.

С учетом изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Веселковой З. И. удовлетворить.

Признать за Веселковой З. И. право собственности на жилой дом, общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой площадью хх,х кв.м., расположенный по адресу: город Иркутск, улица N., дом № 149.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение десяти дней со дня его вынесения.

Судья К.А. Ханхалаев.