РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 июня 2011 года | г. Иркутск |
Куйбышевский районный суд в составе:
председательствующего судьи Алсыковой Т.Д.,
при секретаре Мохове А.А.,
с участием истца Белоусовой С. П., представителя ответчика Ляпаева В. П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-640/2011 по иску Белоусовой С. П. к Федеральному государственному квартирно-эксплуатационному учреждению «52 эксплуатационно-техническая комендатура» (войсковая часть ххххх) о взыскании невыплаченного дополнительного материального стимулирования,
УСТАНОВИЛ:
Истец Белоусова С.П. обратилась в суд с иском о взыскании с Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «52 эксплуатационно-техническая комендатура» (войсковая часть ххххх) (далее по тексту – ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) невыплаченного дополнительного материального стимулирования в размере хх ххх рублей. В обоснование иска указала, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком с хх января 2003 года по настоящее время в должности (должность) по общежитию № 1 корп. 570. При получении заработной платы за декабрь 2010 года истец выяснила, что ей не выплачено дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное п.п. 4-5 Приказа Министра обороны РФ от хх ноября 2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от хх августа 2008 года № 583». При обращении в бухгалтерию войсковой части истцу отказали в выдаче дополнительного материального стимулирования со ссылкой на то, что работникам общежития данная выплата не предусмотрена, так как общежитие является хозрасчетной организацией. При этом, как указала истец, весь остальной гражданский персонал войсковой части ххххх дополнительное стимулирование получил. Истец сослалась на то, что порядок выплаты дополнительного материального стимулирования предусмотрен Приказом МО РФ от хх июля 2010 года № 1010, в п.11 которого дан исчерпывающий перечень лиц, которые не представляются к материальному стимулированию. По мнению истца, к данной категории она не относится, так как не привлекалась к дисциплинарным взысканиям. хх февраля 2011 года она обратилась к ответчику с письменным заявлением о разъяснении причин невыплаты указанного дополнительного стимулирования, порядка его расчета, однако ответа до настоящего времени не получила. Полагает отказ в выплате материального стимулирования немотивированным, являющимся дискриминацией по отношению к ней. Исходя из требования абзаца 2 п. 7 Приказа № 1010 и положений Приказа № 555 полагает, что размер выплаты составляет хх ххх рублей.
В ходе судебного разбирательства истец уточнила основание иска, указав, что командир войсковой части ххххх не воспользовался предоставленным ему абзацем 3,4 п. 4 Приказа Министра обороны РФ № 555 правом, издав приказ от хх декабря 2010 года № 245 «Об установлении гражданскому персоналу войсковой части ххххх выплат за сложность, напряженность и особый режим работы по итогам 2010 года», в приложении к которому не оказалось ни одного работника общежития. Указала также, что критерии выплаты дополнительного материального стимулирования устанавливаются в соответствии с п. 67 разд. 3 Приложения № 2 к Приказу № 555, однако до сведения истца данные критерии не доводились. На основании положений ст. 10,11 закона РФ от хх февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях», положений Приказа № 555 просила взыскать с ответчика в ее пользу невыплаченное дополнительное материальное стимулирование в размере хх ххх рубля.
Суд, в соответствии с требованиями статей 39, 196 ГПК РФ принял решение по заявленным требованиям.
В судебном заседании истец Белоусова С.П. иск поддержала, дополнительно пояснила, что хх марта 2011 года все работники общежития № 1 были уволены по сокращению штата.
Представитель истца Мельник С.А. в судебное заседание не явился. Ранее в ходе судебного разбирательства иск поддержал, суду пояснил, что, по его мнению, истцу Белоусовой С.П. положена выплата дополнительного материального стимулирования в размере 1/2 от оклада за каждый месяц работы в 2010 году. Работники бухгалтерии на обращение Белоусовой С.П. пояснили, что расчет по дополнительному материальному стимулированию производился по правилу общей оптимизации численности, то есть хх ххх ххх рублей делились на число имеющихся должностных окладов. Исходя из данных расчетов, коэффициент дополнительного материального стимулирования на одного работника равен 9,8 %. Указал не неясность исчисления данного коэффициента, на то, что расчет в бухгалтерии войсковой части ххххх истцу не выдали. Полагал, что общежитие не является хозрасчетным подразделением, поскольку такого понятия действующим законодательством не предусмотрено. Поэтому все его работники, являясь работниками ответчика, имеют право на получение указанных выплат.
Представитель ответчика Ляпаев В.П., действующий на основании доверенности от хх декабря 2010 года, в судебном заседании иск не признал, просил в удовлетворении отказать. Суду пояснил, что гражданский ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) получает заработную плату из средств федерального бюджета, кроме работников домоуправления и общежития № 1, поскольку источником выплаты заработной платы работникам данных подразделений является не федеральный бюджет, а приносящая доход деятельность ответчика. Если доход недостаточен, производится сокращение работников, изменение условий оплаты труда, но средства федерального бюджета на оплату труда названных работников направлены быть не могут в силу запрета, установленного Бюджетным кодексом РФ и ведомственными нормативно-правовыми актами. Штатную численность и фонд заработной платы общежития № 1 утверждает начальник войсковой части, а не главный распорядитель бюджетных средств – Министерство Обороны РФ. За 2010 год в данном подразделении экономия фонда оплаты труда за счет сокращения штатных единиц или нетрудоспособности работников не имелась. Кроме того, представитель ответчика сослался на то, что истец работая в общежитии, не относится к категории работников, осуществляющих трудовую деятельность в условиях сложности, напряженности и особого режима. Представитель ответчика обратил внимание суда и на то, что истец, обратившись с иском в суд, самостоятельно определила размер дополнительного материального стимулирования, тем самым, нарушив установленный порядок определения её размера и выйдя за пределы предоставленных ей законом прав по защите оспариваемых ею в суде интересов.
Исследовав материалы дела, заслушав истца, представителя ответчика, показания свидетеля, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.
Согласно ч. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту БК РФ) к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.
По смыслу ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году;
– главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом;
Согласно ст. 13 БК РФ, федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.
В судебном заседании установлено, что истец Белоусова С.П. с хх января 2003 года по хх марта 2011 года работала в ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) в общежитии № 1 в должности (должность) 4 разряда.
Названное обстоятельство подтверждается следующими доказательствами.
Из трудовой книжки Белоусовой С.П. серии АТ-II усматривается, что истец хх января 2003 года принята переводом в войсковую часть ххххх в общежитие № ххх/ххх на должность (должность) по 4 разряду на основании приказа № 4 от хх января 2003 года. В последствии несколько раз переводилась на должность (должность) разных общежитий войсковой части ххххх, хх марта 2008 года переведена (должность) общежития № 1, по состоянию на хх января 2011 года работает.
Из трудового договора № ххх от хх января 2007 года следует, что Белоусова С.П. принята на работу в войсковую часть ххххх с хх января 2003 года в качестве (должность) общежития № 110.
Дополнительным соглашением к трудовому договору № 239 от хх декабря 2008 года истцу установлены: оклад - х ххх рублей, выплаты компенсационного характера за работу, в том числе, процентная надбавка (отдаленная местность) – 30%; в ночное время – 35%; выплаты стимулирующего характера, в том числе, выслуга лет МО – 30%, премиальные по итогам работы за месяц – 25% от оклада; ЕДВ в размере 2-х окладов с учетом РК и ОМ.
В соответствии со ст.132 Трудового кодекса РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается (ч.1) . Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (ч.2).
Частью 3 ст.133 Трудового кодекса РФ установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ч.1 ст.135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч.2). Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (ч.5). Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч.6).
Анализ приведенных норм Трудового кодекса РФ дает основание для вывода о том, что установление работнику заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя. При этом работодателем должны соблюдаться гарантии оплаты труда работника, установленные ст.132, ч.3 ст.133 Трудового кодекса РФ, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как следует из Устава, утвержденного приказом командующего Ракетными войсками стратегического назначения 2007 года № 387, ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) является некоммерческой организацией, его учредителем – Правительство РФ, полномочия которого осуществляет Министерство обороны РФ. Собственником имущества ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) является Российская Федерация. ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
Согласно п.3.1 Устава, источниками формирования имущества ответчика, в том числе, финансовых средств, являются и средства федерального бюджета в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств, доходы, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Из копии свидетельства о государственной регистрации права от xx.02.2009 года серии хх АГ хххххх следует, что на основании распоряжения Территориального управления по Иркутской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом № 1065-и от xx.12.2008 года федеральное имущество общежитие – дом № 115, в котором работала истец, закреплено за войсковой частью ххххх на праве оперативного управления.
В силу п.2.4 Устава ответчик может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям. К предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ответчика относятся работы и услуги, выполняемые в интересах других общественных организаций и физических лиц, а также работы и услуг, оказываемые ведомственным организациям и их структурным подразделениям (домоуправлениям, общежитиям, комендантским участкам, федеральным государственным унитарным предприятиям, подсобным хозяйствам воинских частей и др.).
Согласно п.2 Инструкции о порядке утверждения и регистрации штатных расписаний воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, являющейся приложением к приказу Министра обороны РФ 2005 года № 340, в целях осуществления предварительного контроля за правильностью установления численности и окладов (тарифных ставок) по должностям гражданского персонала Вооруженных Сил, содержащимся за счет бюджетных ассигнований на оплату труда и доходов от выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, ежегодно проводятся утверждение и регистрация штатных расписаний воинских частей и организаций Вооруженных Сил, за исключением организаций, на которые распространяются положения законодательства Российской Федерации о федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения. Источники содержания гражданского персонала в воинских частях и организациях, штатные и тарифные документы, которыми необходимо руководствоваться при составлении, утверждении и регистрации штатных расписаний, и должностные лица, на которых возложены утверждение и регистрация штатных расписаний, приведены в Перечне (приложение № 1 к настоящей Инструкции). Содержание по штатным расписаниям гражданского персонала за счет источников, не предусмотренных в приложении № 1 к настоящей Инструкции, не разрешается.
Пунктами 82, 83 приложения № 1 к названной Инструкции предусмотрено, что штатное расписание по гражданскому персоналу домоуправлений, персонала гостиниц и общежитий утверждается и регистрируется начальником центрального управления, регистрирующим штатное расписание по основной деятельности, начальником КЭЧ района, источником содержания названного гражданского персонала является доход от выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.
Из анализа вышеприведенных норм Закона, нормативно-правовых актов, Устава, следует, что штатное расписание по гражданскому персоналу общежития № 1, расположенного по адресу: г.Иркутск, м\р Зеленый, дом № 115, может быть утверждено и зарегистрировано начальником ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх). Источником содержания названного гражданского персонала, в том числе, и истца, является доход ответчика от выпускаемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг.
Данный вывод подтверждается, в том числе, следующими доказательствами.
Из документа, именуемого «Штат № 6\055 эксплуатационно-техническая комендатура (ракетной дивизии ПГРК)», усматривается, что утвержден он заместителем начальника Генерального штаба Вооруженных Сил РФ xx.05.2009 года. Должностей гражданского персонала общежития № 1, домоуправления в этом штатном расписании не имеется.
Напротив, согласно штатному расписанию, утвержденному начальником ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) и зарегистрированному в войсковой части под № 1 xx.03.2010 года, предусмотрены должности структурного подразделения общежитие № 1, в том числе, (должность). Источником их содержания указана самоокупаемость.
Согласно штатному расписанию, утвержденному начальником ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) и зарегистрированному в войсковой части под № 2 xx.03.2010 года, предусмотрены должности бухгалтера, кассира структурного подразделения домоуправление № 1. Источником их содержания указана самоокупаемость.
Согласно ответу Управления Федерального казначейства по Иркутской области (далее – УФК по Иркутской области) от xx.05.2011 года № 13-22\3564, ответчик является участником бюджетного процесса, которому в УФК по Иркутской области открыт лицевой счет получателя бюджетных средств № ххххххххххх для проведения операций: - со средствами федерального бюджета на балансовом счете № хххххххххххххххххххх (средства федерального бюджета); - со средствами от приносящей доход деятельности на балансовом счете № хххххххххххххххххххх (счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации). Код бюджетной классификации хххххххххххххххххххх является кодом классификации расходов федерального бюджета по направлениям использования средств от приносящей доход деятельности, содержащий код главы и КОСГУ, согласно утвержденной смете расходов и доходов по приносящей доход деятельности.
Из отчета о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности на xx.01.2011 года следует, что по коду бюджетной классификации хххххххххххххххххххх производится движение денежных средств, предназначенных для выплаты заработной платы.
Допрошенный в судебном заседании свидетель З. С.В., суду показал, что работал главным бухгалтером. В этой связи ему известно, что у ответчика имеется основное штатное расписание, которое утверждается генеральным штабом Вооруженных сил РФ. Заработная плата работников, должности которых предусмотрены основным штатным расписанием, финансируется из федерального бюджета. Общежитие № 1 стало структурным подразделением войсковой части в 1987-1990 годах. Штатное расписание его работников утверждается начальником ФГ КЭФ «52 ЭТК (войсковая часть ххххх). Заработная плата работникам общежития выплачивается не из федерального бюджета, а за счет приносящей доход деятельности ответчика. Заработная плата из федерального источника финансирования и заработная плата, которая формируется из внебюджетных источников финансирования, поступают на лицевой счет ответчика под разными кодами бюджетной классификации.
У суда нет оснований не доверять показаниям указанного свидетеля, поскольку его личной заинтересованности в исходе дела не установлено, сведения, сообщенные свидетелем, не противоречат письменным материалам дела.
Приказом № 245 от xx.12.2010 года командир войсковой части ххххх на основании Приказа Министра обороны РФ от xx.11.2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от xx.08.2008 года № 583» и в соответствии с Коллективным договором трудового коллектива войсковой части ххххх распорядился произвести гражданскому персоналу войсковой части ххххх выплаты стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы по итогам 2010 года, согласно приложению к настоящему приказу.
Приложением к данному приказу является список гражданского персонала войсковой части ххххх с установленными выплатами за сложность, напряженность и особый режим работы по итогам 2010 года. В указанном списке гражданского персонала, работающего в общежитии № 1 и в домоуправлении, не имеется.
Согласно Приказу Министра обороны РФ от хх ноября 2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от ххавгуста 2008 года № 583» руководителям бюджетных учреждений и воинских частей установлено: - организовать разработку и утверждение в установленном порядке положений об оплате труда гражданского персонала с учетом особенностей выполнения трудовых обязанностей. Оплата труда, состоящая из вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, и иных выплат компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации; - заключить в установленном законодательством Российской Федерации о труде порядке дополнительные соглашения с лицами гражданского персонала об изменении условий оплаты труда и обеспечить с ххдекабря 2008 г. выплату заработной платы гражданскому персоналу в соответствии с настоящим Приказом. При этом заработная плата гражданского персонала бюджетных учреждений и воинских частей (без учета премий и иных стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новой системой оплаты труда, не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), ранее выплачиваемой на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений, при условии сохранения объема должностных обязанностей гражданского персонала и выполнения ими работ той же квалификации (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ххавгуста 2008 г. N 583); - принять меры к оптимизации и сокращению численности гражданского персонала воинских частей и обеспечить использование высвобождаемых бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала.
Пунктом 66 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее - Положение), утвержденного приказом Минобороны РФ от хх ноября 2008 года № 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от ххавгуста 2008 года № 583» (далее по тексту – приказ Минобороны РФ от хх ноября 2008 года № 555), установлено, что гражданскому персоналу воинских частей устанавливается выплата стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы.
В соответствии с п. 69 Положения данная выплата производится за счет средств экономии фонда оплаты труда.
Согласно п. 12 Положения, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета.
Пунктом 13 Положения предусмотрено, что на выплаты стимулирующего характера также направляются средства экономии годового фонда оплаты труда, в том числе, высвобождаемые в результате сокращения численности гражданского персонала, а также поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с генеральным разрешением Министерства обороны Российской Федерации и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности в установленном в Министерстве обороны РФ порядке.
В соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми требованиями в войсковой части ххххх на период 2010-2013 годы между работодателем ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) и его работниками подписан Коллективный договор.
Согласно пункту 1.6 Положение № 8 к Коллективному договору, среди выплат стимулирующего характера перечислены выплаты стимулирующего характера за сложность напряженность и особый режим работы, за высокие достижения в труде; за выполнение особо важных и срочных) работ.
В силу п.1.9 названного Положения основанием для осуществления стимулирующих выплат является приказ командира воинской части с указанием конкретного размера данных выплат работнику, а при не назначении либо снижении их размера в случаях, установленных настоящим Положением – с указанием причин.
В пункте 2 Положения № 8 к Коллективному договору, определены порядок и условия осуществления стимулирующей выплаты работникам войсковой части ххххх за сложность, напряженность и особый режим работы.
Пунктом 2.3 указанного Положения установлено, что выплаты стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы производятся только при наличии соответствующего фонда экономии оплаты труда.
На основании п. 2.8 Положения № 8 выплаты стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы производятся в подразделениях части пропорционально количеству вакантных в данных подразделениях должностей.
В п. 2.9 Положения № 8 перечислены структурные подразделения войсковой части ххххх, работники которых работают в сложных и напряженных условиях труда либо осуществляют трудовую функцию в особом режиме работы. Подразделения: домоуправление и общежития № 1 ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) данным пунктом не предусмотрены.
Возражая удовлетворению иска, представитель ответчика Ляпаев В.П. суду пояснил, что в 2010 году, в связи с сокращением штата офицеров, сметно-бюджетное финансирование которых производится Министерством обороны РФ, произошла экономия фонда заработной платы, финансируемого за счет федерального бюджета. Сэкономленные денежные средства по распоряжению главного распорядителя бюджетных средств направлены на выплату сумм стимулирующего характера работникам, оплата труда которых производится за счет федерального бюджета
Действительно, письмом начальника финансово-экономической службы (частей центрального подчинения РВСН) от xx.12.2010 года с исходящим № 440\3\2108, до сведения командира ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) доведено, что в соответствии с указаниями Министра обороны РФ от xx.11.2010 года № 205\2\760 о качественном заключении 2010 бюджетного года после обеспечения выплаты заработной платы за декабрь 2010 года и единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за 2010 год разрешается выплата стимулирующего характера за счет экономии годового фонда оплаты труда: КБК 187 0201 202 6700 014 211 – хх ххх ххх,хх рублей. Указано на то, что в соответствии с приказом Министра обороны РФ от xx.07.2010 года № 888 «О внесении изменений в приказ Министра обороны РФ от xx.11.2008 года № 555» вышеуказанные выплаты не должны превышать должностного оклада (тарифной ставки) по занимаемой должности (профессии) в месяц.
Таким образом, источником указанных выплат стимулирующего характера по приказу командира ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) № 245 от xx.12.2010 года являлся федеральный бюджет, а не приносящая доход деятельность ответчика.
Поскольку в силу названных норм права денежные средства, полученные из федерального бюджета, не могут быть выплачены гражданскому персоналу ответчика, работающего в общежитии № 1 в связи с финансированием из иного источника, то истец права на получение названной выплаты не имела.
В обоснование иска Белоусова С.П. также ссылалась на Приказ Министра обороны РФ от хх июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации».
Названным Приказом установлена выплата за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (далее именуются – военнослужащие), и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил (далее именуются – лица гражданского персонала), в соответствии с прилагаемым Порядком военнослужащим (лицам гражданского персонала), проходящим военную службу (работающим) в центральном аппарате Министерства обороны, военных округах, на флотах, в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил, сметно-бюджетное финансирование которых осуществляется Министерством обороны, дополнительные выплаты (премии) по результатам службы (работы) (далее именуется – дополнительное материальное стимулирование).
Однако истец не может претендовать на получение дополнительного материального стимулирования в соответствии с настоящим приказом Минобороны РФ, поскольку приказ ответчика № 245 от xx.12.2010 года основан на ином нормативно-правовом акте. Учитывая, что установление заработной платы, стимулирующих выплат относится к исключительной компетенции работодателя, а судом не установлено решение ответчика о производстве дополнительного материального стимулирования на основе приказа Минобороны РФ от xx.07.2010 года № 1010, то суд не вправе при разрешении настоящего иска, заменяя функцию работодателя, самостоятельно определять право истца на указанную выплату.
В силу п.2.3 Положения № 8 к Коллективному договору, не имеется оснований для вывода о наличии права истца на выплату на основании приказа ответчика № 245 от xx.12.2010 года, в том числе, и потому, что экономия оплаты труда за 2010 год гражданского персонала войсковой части ххххх, работающего в общежитии № 1 отсутствовала.
Так, из справки, выданной Врио командира войсковой части ххххх Л. Д.В., следует, что за период с хх января 2010 года по хх декабря 2010 года в подразделениях домоуправления войсковой части ххххх, общежития № 1 войсковой части ххххх вакантных должностей не имелось.
Согласно справке ВрИО командира войсковой части ххххх Л. Д.В. от xx.04.2011 года средств экономии фонда оплаты труда у работников общежития № 1 и домоуправления ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) по 2010 году не имелось.
Из исследованного судом утвержденного планового фонда заработной платы работников общежития № 1 на 2010 год явствует, что итоговый фонд работников общежития № 1 на 2010 год составляет х ххх ххх рублей 21 копейка, в то время как, согласно отчету войсковой части ххххх о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности по состоянию на хх января 2011 года, исполнено денежных обязательств по коду бюджетной классификации 187 000 000 000 000 002 11 (заработная плата гражданскому персоналу за счет операций по приносящей доход деятельности) на сумму х ххх ххх рублей 60 копеек.
Не может быть принят во внимание довод истца о праве на дополнительную выплату в связи с несогласием с положением Коллективного договора, не относящего к категории работников, имеющих право на получение выплат стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы, работников ответчика, работающих в общежитии № 1.
При этом суд учитывает, что рассматриваемый спор не связан с обжалованием положений Коллективного договора, утвержденного без разногласий и зарегистрированного хх июня 2010 года Отделом труда и управления охраной труда Комитета по экономике и финансам Администрации г. Иркутска.
Не принимается судом во внимание предложенный истцом расчет требуемой к взысканию денежной суммы, а также соответствующие возражения ответчика, поскольку судом не установлены правовые основания для удовлетворения иска по существу.
Таким образом, установив вышеназванные обстоятельства, и применяя указанные нормы права, суд приходит к выводу о том, что выплата стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы по итогам 2010 года за счет экономии фонда заработной платы, источником которого является федеральный бюджет, могла быть выплачена гражданскому персоналу ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх), бюджетное финансирование которого осуществляется главным распорядителем бюджетных средств Министерством обороны РФ. Поскольку Белоусова С.П., будучи работником ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) общежитие № 1, не относилась к категории лиц, получающих заработную плату за счет средств федерального бюджета, и не относилась к категории лиц, имеющих право на получение выплат стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы, то указанные выплаты ей произведены быть не могли.
Следовательно, иск Белоусовой С.П. о взыскании дополнительного материального стимулирования не основан на законе и удовлетворению не подлежит.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Белоусовой С. П. о взыскании с Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения «52 эксплуатационно-техническая комендатура» (войсковая часть ххххх) невыплаченного дополнительного материального стимулирования в размере хх ххх рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение десяти дней со дня изготовления решения в мотивированном виде.
Судья: | Т.Д. Алсыкова |