(2275) Решение по иску о признании права собственности на самовольную постройку. Иск удовлетворен.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2011 года Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе: председательствующего судьи Акимовой Н.Н.,

при секретаре Рязанцевой Ю.А.,

с участием представителя истца Шутовой М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1348\2011 по иску Иванова А. А. к администрации города Иркутска о признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Иванов А.А. обратился в суд с исковым заявлением, указав, что жилой дом по адресу Иркутск, улица N., дом 7 принадлежит ему по решению Куйбышевского районного суда г. Иркутска от хх февраля 2010 года. Решением Иркутского городского совета народных депутатов от хх мая 1990 года за номером 15/346 были закреплены земельные участки за ранее выстроенными домами по Куйбышевскому району г. Иркутска, в том числе, и по улице N.. На момент вынесения судебного решения о признании права истца на самовольно возведенное строение по указанному адресу, суд исходил из данных технического паспорта от хх августа 2006 года; по заключению БТИ города Иркутска от хх августа 2006 года занимаемый истцом жилой дом под литером Б имел общую площадь хх,х кв.м., в том числе жилую хх,х кв.м., однако в настоящее время жилой дом имеет самовольный пристрой – объект незавершенного строительства. Строение соответствует санитарным и строительным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности. В этой связи, истец просит суд признать за ним право собственности на жилой дом общей площадью 109,8 кв.м., расположенный по адресу: город Иркутск, улица N., дом 7, литер В.

Представитель истца Иванова А.А – Шутова М.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика администрации города Иркутска в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о времени и месте судебного разбирательства. Суду представлено заявление, в котором администрация города Иркутска просит рассмотреть дело в их отсутствие. На основании части 5 статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика.

Суд, выслушав объяснения истца, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что на земельном участке по адресу: город Иркутск, улица N., дом 7 находится самовольно возведенный жилой дом общей площадью 109,8 кв.м., застройщиком которого является Иванов А.А..

Данное обстоятельство объективно подтверждается техническим паспортом на жилой дом, изготовленный МУП БТИ г. Иркутска по состоянию на хх декабря 2010 года.

Настаивая на удовлетворении исковых требований, представитель истца Шутова М.И. пояснила, что жилой дом по адресу: Иркутск, улица N., дом 7 принадлежит истцу на основании решения Куйбышевского районного суда г. Иркутска от хх февраля 2010 года. Решением Иркутского городского совета народных депутатов от хх мая 1990 года за номером 15/346 были закреплены земельные участки за ранее выстроенными домами по Куйбышевскому району г. Иркутска, в том числе и по улице N.. На момент принятия судебного решения о признании права истца на самовольно возведенное строение по указанному адресу, суд исходил из данных технического паспорта от хх августа 2006 года и заключения БТИ г.Иркутска от хх августа 2006 года занимаемый истцом жилой дом под литером Б имел общую площадь хх,х кв.м., в том числе жилую хх,х кв.м.. Однако в настоящее время жилой дом имеет самовольный пристрой – объект незавершенного строительства. Строение соответствует санитарным и строительным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности. В этой связи, истец просит суд признать за ним право собственности на жилой дом общей площадью 109,8 кв.м., расположенный по адресу: город Иркутск, ул. N., дом 7. Возведенное им строение соответствует санитарно-эпидемиологическим и строительным нормам, требованиям пожарной безопасности, не нарушает права и интересы других граждан, не угрожает жизни и здоровью граждан.

В подтверждение доводов истца Шутова М.И. сослалась на следующие доказательства.

Свидетель Иванова Л.В. суду показала, что ей достоверно известно, что ее супруг Иванов А.А. построил на земельном участке по адресу: город Иркутск, улица N., 7 двухэтажный жилой дом своими силами и на собственные средства, претензий по поводу строительства данного дома никто не предъявлял; споров с соседями по поводу расположения строения или границ земельного участка. В данном доме проживает их семья, они своевременно оплачивают налоги за пользование земельным участком и недвижимым имуществом.

Свидетель Иванов А.А., сын истца, дал суду аналогичные показания.

Из свидетельства Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области о государственной регистрации права от хх апреля 2010 года следует, что Иванов А. А. является собственником одноэтажного жилого дома, общей площадью хх,х кв.м., литера Б, по адресу Иркутская область, город Иркутск, улица N., дом 7.

Справка БТИ города Иркутска подтверждает, что объекту недвижимого имущества – жилому дому, общей площадью 109,8 кв.м., присвоен предварительный адрес: город Иркутск, ул. N., дом 7.

По сообщению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от хх апреля 2011 года № хх-хх.хх/хххх двухэтажный жилой дом по адресу: город Иркутск, ул. N., дом 7 соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».

Письмом от хх июня 2011 года № х-хх-хххх Отдел государственного пожарного надзора города Иркутска подтверждает, что проведя проверку противопожарного состояния индивидуального жилого дома по адресу: город Иркутск, , ул. N., дом 7, выявил, что указанное строение соответствует требованиям пожарной безопасности.

Как усматривается из заключения о техническом состоянии домовладения, составленного лицензированным в области проектирования зданий и сооружений ООО «Проектстройкомплекс», двухэтажный жилой дом, объект незавершенного строительства (готовность 73 %) (лит. В) 2010 года начала строительства со служебно-хозяйственными постройками по адресу: город Иркутск, , ул. N., дом 7 является пригодным для постоянного использования по назначению. Здание имеет II (нормальный) уровень ответственности (ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований»). Конструктивные решения отвечают требованиям СНиП, СанПиН и НПБ, обеспечивающим безопасность при эксплуатации здания. Деформаций и повреждений несущих конструкций, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, не обнаружено.

Из договора №хххх от хх февраля 2011 года усматривается, что Иванов А.А. (Заказчик) заключил договор с МУП «Спецавтохозяйтсво» (исполнитель) о предоставлении услуг на планово-регулярную вывозку твердых бытовых отходов.

Согласно статье 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1); лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2); право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 3).

В соответствии с пунктом 9.1. статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Земельным кодексом РФ предусмотрено, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (подпункт 2 пункта 1 статьи 40); собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (статья 42).

Пунктом 2 статьи 3 ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» установлено, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

В соответствии со статьей 21 ФЗ «О пожарной безопасности» разработка и реализация мер пожарной безопасности для зданий, сооружений и других объектов должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Согласно пункту 2 статьи 12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации жилых домов должны соблюдаться санитарные правила.

Применяя вышеназванные нормы материального права и оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд считает установленным, что одноэтажный брусчатый жилой дом с мансардой, общей полезной площадью 109,8 кв.м., по адресу: город Иркутск, ул. N., дом 7 является самовольной постройкой, поскольку возведен без соответствующего разрешения на строительство. Жилой дом построен на земельном участке, предоставленном до введения в действие Земельного Кодекса РФ, его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, суд полагает исковые требования Иванова А.А. о признании за ним права собственности на самовольное строение – объект незавершенного строительства двухэтажный жилой дом по адресу: город Иркутск, ул. N., дом 7 –В подлежащими удовлетворению.

С учетом изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Иванова А. А. удовлетворить.

Признать за Ивановым А. А. право собственности на двухэтажный жилой дом общей площадью 109,8 кв.м., расположенный на земельном участке по адресу: город Иркутск, ул. N., дом 7 литер В.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска лицами, участвующими в деле, в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Н.Акимова