РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 июня 2011 года | г.Иркутск |
Куйбышевский районный суд г.Иркутска в составе:
председательствующего судьи Алсыковой Т.Д.,
при секретаре Мохове А.А.,
с участием: истца Бреслера Е. И. , представителя ответчика Цирлина В. Львовича,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-717\2011 по иску Бреслера Е. И. к Муниципальному учреждению культуры «Музей истории г.Иркутска» о взыскании заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском о взыскании с ответчика в его пользу неначисленной и невыплаченной заработной платы за период 2009 год, 2010 год в размере хх ххх рублей 22 копеек. В обоснование иска сослался на следующее. Истец принят на работу к ответчику (должность) xx.07.2009 года. По мнению истца, его должностной оклад не может быть менее минимального размера оплаты труда. Однако ответчик неверно начислял ему заработную плату. Районный коэффициент и северная процентная надбавка начислялись на должностной оклад, который меньше минимального размера оплаты труда. Поскольку ответчиком указанные компенсационные выплаты включались в минимальный размер оплаты труда, то долг ответчика перед ним по заработной плате составил за указанный период хх ххх рублей 22 копейки, исходя из расчета: минимальный размер оплаты труда х ххх рублей + 30% районный коэффициент + 30% северная надбавка, то есть х ххх рублей ежемесячно.
В последующем истец предмет иска уточнил, окончательно просит взыскать с ответчика в его пользу хх ххх рублей 86 копеек.
В судебном заседании истец иск поддержал, просил его удовлетворить.
Ответчик иск не признал, в письменном возражении по иску указал, что истцом неверно трактуется понятие должностного оклада, минимального размера оплаты труда. В соответствии с Федеральным законом от xx.06.2008 года № 91 ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» на территории РФ размер начисленной заработной платы не может быть ниже хххх рублей в месяц. Однако, по мнению ответчика, это не означает, что должностной оклад не может быть меньше указанной суммы. Согласно ч.1 ст.129 Трудового кодекса РФ в величину минимального размера оплаты труда включаются все виды выплат по заработной плате, выплачиваемые в соответствии с трудовым договором. Эта позиция официально подтверждена Министерством здравоохранения и социального развития РФ и службой по труду РФ на основании письменных разъяснений. Поэтому заработная плата в период трудовой деятельности истца у ответчика начислялась правильно с учетом МРОТ, стимулирующих надбавок и выплачивалась своевременно. В этой связи, ответчик просил в удовлетворении иска отказать. Кроме того, ответчик просил отказать истцу в связи с пропуском им срока обращения в суд по настоящему спору.
Представитель ответчика по доверенности от xx.04.2011 года Цирлин В.Л. в судебном заседании иск не признал по вышеизложенным доводам.
Исследовав материалы дела, заслушав истца, представителя ответчика, показания свидетеля, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Бреслер Е.И. принят на работу в отдел истории Муниципального учреждения культуры «Музей истории города Иркутска» (должность) по 1 разряду Е.Т.С. с xx.07.2009 года, работает по настоящее время. Ему был установлен должностной оклад в размере хххх рублей в месяц.
Указанные обстоятельства подтверждаются приказом № 66-К от xx.07.2009 года, трудовым договором от xx.07.2009 года.
Согласно расчетным листкам за период с xx.07.2009 года по xx.12.2010 года включительно, районный коэффициент и северная процентная надбавка начислялись ответчиком истцу на должностной оклад и включались в минимальный размер оплаты труда.
Так например, из расчетного листка за ноябрь 2010 года усматривается, что истцу всего начислено х ххх рублей, из которых оплата по табелю – х ххх рубль, доплата за ночные часы по табелю – ххх рублей 18 копеек, доплата до минимальной оплаты труда – х ххх рублей 12 копеек, премия разовая – ххх рублей, стимулирующие выплаты – ххх рублей, районный коэффициент, северная надбавка – по ххх рублей 35 копеек.
Из расчетного листка за декабрь 2010 года явствует, что истцу всего начислено х ххх рублей, из которых оплата по табелю – х ххх рубль, доплата за ночные часы по табелю – ххх рублей 18 копеек, доплата до минимальной оплаты труда – х ххх рублей 12 копеек, стимулирующие выплаты – ххх рублей, районный коэффициент, северная надбавка – по ххх рубля 35 копеек.
Ответчиком представлена справка, из которой следует, что оклад Бреслера Е.И. согласно 1 разряда ЕТС составляет х ххх рубль за 10 смен (160 часов), поскольку система оплаты его труда является повременно-премиальной по окладу, согласно табелю. На оклад начисляется районный коэффициент в размере 30% (ххх рублей 30 копеек) и северная надбавка в размере 30% (ххх рублей 30 копеек). Стимулирующие выплаты, премии выплачивались единовременно, согласно ходатайств. Гарантированная начисленная часть оплаты труда составляет х ххх рублей, в том числе, налог на доходы физических лиц, в расчете на 10 смен (160 часов). В случае если отработано больше или меньше часов, оплата изменялась пропорционально МРОТ. Заработная плата истцу начислена и выплачена в полном размере согласно выделенному финансированию.
В соответствии с ч.3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В соответствии со ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ч.4 ст.129 названной статьи, оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В силу ч.1, 2 ст.135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст.133 Трудового кодекса РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии со ст.1 Федерального закона № 82-ФЗ от xx.06.2000 года (в редакции ФЗ от xx.06.2008 года № 91-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с xx.01.2009 года установлен в размере х ххх рублей в месяц.
Согласно ст.133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Статьей 146 Трудового кодекса РФ установлено, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.
В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В силу ст.148 Трудового кодекса РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст.313 Трудового кодекса РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Статьей 315 Трудового кодекса РФ закреплено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Постановлением Верховного Совета РФ № 4521-1 от xx.02.1993 года «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» закреплено, что настоящий Закон устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Согласно ч.1 ст.317 Трудового кодекса РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок её выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 Трудового кодекса РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Названные выплаты предусмотрены Законом РФ N 4520-1 от xx.02.1993 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Пунктом 3 постановления ВС РФ от xx.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" распространено действие данного Закона не только на районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, но и на те районы, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к зарплате.
Анализ указанных правовых норм свидетельствует о том, что закон гарантирует дополнительные компенсации, в том числе, в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
При этом МРОТ установлен для всех без исключения граждан, проживающих на территории Российской Федерации, и соответственно не может включать в себя компенсации, установленные для северных регионов.
Поэтому суд приходит к выводу о том, что включение ответчиком в МРОТ установленного в целом на территории РФ, районного коэффициента и северной надбавки является незаконным, поскольку происходит уравнивание в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлены районный коэффициент и северные надбавки, с заработной платой, выплачиваемой работникам, состоящим в трудовых отношениях с организациями и учреждениями, расположенными на территории Иркутской области.
Поэтому, на основании 315 Трудового кодекса РФ, Постановления Совета Министров СССР от xx.10.1969 года № 823 «О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен», Постановления Совета Министров СССР, ВЦСПС от xx.09.1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края», Постановления главы Администрации Иркутской области № 9 от xx.01.1993 года «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» районный коэффициент и северная процентная надбавка должны быть начислены на общую сумму заработной платы истца, включающую все надбавки и компенсации, предусмотренные статьей 129 ТК РФ.
Учитывая изложенное, иск Бреслера Е.И. подлежит частичному удовлетворению.
При этом суд принимает во внимание заявление ответчика об отказе в удовлетворении иска в связи с пропуском им срока для обращения в суд.
В соответствии с ч.1 ст.392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Согласно ч.2 настоящей статьи при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Пунктом 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от xx.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Из объяснений истца следует, что о составе начисленной ему заработной платы он узнавал ежемесячно из содержания расчетных листков. Следовательно, истец должен был узнать о нарушении своего права на получение заработной платы в полном размере, в августе 2009 года.
Следовательно, установленный ч.1 ст.392 Трудового кодекса РФ трехмесячный срок по требованию Бреслера Е.И. о взыскании неначисленной заработной платы начал течь с xx.08.2009 года и закончился xx.12.2009 года, за исключением срока по требованию о взыскании неначисленной заработной платы за декабрь 2010 года, поскольку обратившись с настоящим иском в Куйбышевский районный суд г.Иркутска xx.03.2011 года, истец названный срок по этому требованию не пропустил.
Истцу судом было разъяснено право ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока в соответствии с ч.2 ст.392 Трудового кодекса РФ.
Истец в этой связи сослался на осведомленность о нарушенном праве из решения Свердловского районного суда г.Иркутска от xx.04.2010 года по иску Окуневой О.А. – одного из работников ответчика.
Оценивая указанный довод истца, суд не считает возможным принять его внимание. Названная причина не может быть признана уважительной, поскольку объективно не препятствовала истцу своевременно обратиться в суд с настоящим иском.
В этой связи, иск Бреслера Е.И. подлежит удовлетворению лишь в части взыскания неначисленной заработной платы за декабрь 2010 года, исходя из следующего расчета: 1) минимальная заработная плата в размере х ххх рублей + 30% районного коэффициента + 30% северной процентной надбавки = х ххх рублей; 2) хххх рублей + ххх рублей (стимулирующая выплата – премия) * 30% районного коэффициента * 30% северной процентной надбавки = х ххх рублей; 3) хххх рублей – х ххх рублей = х ххх рубля.
Соответственно, в остальной части иска Бреслеру Е.И.: хх ххх рублей 86 копеек – х ххх рубля = хх ххх рублей 86 копеек, следует отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Истец в силу подпункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины. Следовательно, с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере ххх рублей, исходя из удовлетворенной части иска.
Исходя из изложенного, Руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск Бреслера Е. И. удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального учреждения культуры «Музей истории г.Иркутска» в пользу Бреслера Е. И. заработную плату в размере х ххх рублей.
Взыскать Муниципального учреждения культуры «Музей истории г.Иркутска» в доход государства государственную пошлину в размере ххх рублей.
В удовлетворении иска Бреслера Е. И. о взыскании с Муниципального учреждения культуры «Музей истории г.Иркутска» в его пользу хх ххх рублей 86 копеек отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья | Т.Д.Алсыкова |