(2419) Решение по иску о признании незаконным действий (бездействия) Администрации г. Иркутска.. Иск удовлетворен частично.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2011г. Куйбышевский районный суд г. Иркутска

в составе председательствующего судьи Штрассер Н.П.

при секретаре Кармадановой Е.А.

с участием истца Шастиной И.В. , представителя ответчика Ермакова А.Л., Покорского А.С., представителя третьего лица Никоноровой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 945/2011 по иску Шастиной И. В. о признании незаконным действий (бездействия) Администрации г. Иркутска, Министерства имущественных отношений Иркутской области, Администрации Иркутской области

УСТАНОВИЛ:

В обоснование иска Шастина И.В. указала, что xx.02.2011г. ею были на имя губернатора Иркутской области поданы 6 заявлений с приложением всех необходимых документов о предоставлении земельного участка площадью 15 соток в собственность бесплатно на основании ст. 2 Закона Иркутской области от xx.03.2009г. за № 8-03 «О предоставлении земельных участков в собственность бесплатно», как имеющей право на получение социальных выплат в связи с выездом из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для индивидуального строительства жилого дома на членов семьи в количестве 4 человек по адресам: 1) ул. N. за домом № 80 (на пустыре); 2) за домом № 78; 3) ниже дома № 78 на пустыре; 4) за домами № 84/1 и №78 на пустыре; 5) за домами № 78,80,84 и 88/2 на пустыре; 6) за домами № 88/2 и 90/2 на пустыре. Министерство имущественных отношений Иркутской области xx.03.2011г. вместо ответа на заявления направило копии писем Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от xx.03.2011г. и xx.03.2011г. о невозможности предоставления указанных в ответе участков. Считает отказы ответчика, необоснованными, незаконными, поскольку отказы не мотивированны, не конкретизированы адреса участков, правового основания не указано, формулировки обтекаемые. Данные действия уполномоченных лиц считает незаконными, а так же считает бездействием отсутствие ответа на 4 заявления. В письменных отказах говорится, что в соответствии с Генеральным планом от 2007г. земельный участок по ул. N. д. 88/2 и д.90/2 попадает в зону малоэтажного строительства. Однако данные участки никому не выделены, сведений о правах третьих лиц не имеются. Кроме того по адресу ул. N. за д. 84/1 и д. 78 в Куйбышевском районе г. Иркутска даже не утвержден проект планировки и так же отсутствуют сведения о правах третьих лиц и участок расположен в зоне индивидуальной застройки и никому не выделен, участок запрашивется истицей именно для индивидуального строительства. Кроме того, один из участков по ул. N. за д. 84/1 и д. 78 расположен за пределами красных линий, Истица полагает, что ничего не мешает выделить данный запрашиваемый ею участок, если он не попадает в зону красных линий. По другим 4 адресам ответа на заявления нет. Просит признать письменный отказ от xx.03.2011г. за № 23 -10301/1 и Министерства имущественных отношений Иркутской области и письменный отказы от xx.03.2011г. за № 94570-1242/11 т от xx.03.11г. за № 945-70-1173/11-1 Администрации г. Иркутска о предоставлении земельных участков по ул. N. за д. 88/2 и д. 90/2 в собственности бесплатно незаконными и необоснованными; признать бездействие ответчиков в виде не предоставления ответа на 4 заявления о выделении земельных участков в размере 15 соток по адресам: ул. N. за д. 80 (на пустыре); за д. № 78 (на пустыре); ниже дома №78 и ниже дома № 80 (на пустыре); за домами № 84/1 и № 78 на пустыре; за домами № 78,80,84/1 и № 88/2 на пустыре; за домами №88/2 и 90/2 на пустыре незаконным; обязать ответчиков устранить нарушение права истца и устранить препятствие к реализации права истца и рассмотреть 6 заявлений о выделении земельных участков.

В судебном заседании истица исковые требования поддержала, просила удовлетворить, суду пояснила, что имеет право на получение в собственность бесплатно земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, предоставление земельных участков осуществляет Иркутская область. В феврале 2011г. истица подала 6 заявлений о предоставлении одного земельного участка, которые установлены ею как незастроенные в Куйбышевском районе на ул. N.. Заявления зарегистрированы xx.02.2011г. за № 134/11, 135/11, 136/11137/11138/11139/11. Ответ на 4 заявления не получила вообще, а на 2 ее заявления истице xx.03.2011г. направлены из Министерства имущественных отношений Иркутской области копии писем Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от xx.03.2011г. за № 945-70-1173/11-1 и от xx.03.2011 за № 945-70-1242/11. Из приложенных ответов данного Комитета, адресованных Министерству имущественных отношений Иркутской области, следовало, что земельный участок за д. 88/2 и д. 90/2 попадает в зону малоэтажной жилой застройки и предоставление участка для индивидуального строительства невозможно, а участок за д. 84/1 и д. 78 согласно разработанного проекта планировки предместья Марата, предместья Радищева, Рабочее, мкр. Зеленый поселка Искра, поселка Падь Топка расположен за пределами красных линий. После утверждения проекта размещение объекта капитального строительства на данной территории будет невозможно. Полагает бездействие ответчиков по рассмотрению ее 4 заявлений нарушающим закон и препятствующим осуществлению ее прав, а отказ в предоставлении 2 участков необоснованным.

Представитель ответчика Администрации г. Иркутска Покорский А.С. исковые требования не признал, суду пояснил. Что администрация г. Иркутска не располагает полномочиями предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, указанные полномочия отнесены к компетенции Правительства Иркутской области, и поэтому не может рассматривать или не рассматривать заявления граждан. В силу Закона Иркутской области гражданин обращается в правительство Иркутской области, оттуда делается запрос в Комитет по градостроительной политике Администрации г. Иркутска, ответ о возможности или невозможности предоставления земельного участка направляется в Министерство. Которое уже отвечает обратившемуся гражданину. Администрация г. Иркутска рассмотрела поступившие из Министерства обращения и направила Министерству же ответы. Полагает, что уже Министерство Иркутской области должно проверять сведения, готовить ответы гражданам или готовить документы на предоставлении земельного участка, который выделается решением губернатора. Так же полагает, что направленные в адрес Министерства сведения о невозможности предоставления двух земельных участков обоснованны, содержат информацию, послужившую мотивом заключения о невозможности предоставления данных земельных участков под индивидуальное строительство.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений иркутской области Ермаков А.Л. исковые требования не признал, суду пояснил, что по Закону Иркутской области предоставление земельных участков для индивидуального строительства гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним, относиться к компетенции Правительства Иркутской области. Поступившие на имя губернатора Иркутской области заявления граждан направляют в Министерство имущественных отношений, которое занимается обработкой заявлений, проверкой документов обратившегося лица и, в частности, запрашивает в администрации г. Иркутска сведения об испрашиваемых участках: свободны ли они от прав третьих лиц, относятся ли к категориям земель, которые не могут быть представлены под строительство индивидуальных жилых домов, есть ли иные обстоятельства, препятствующие предоставлению участков. После получения ответа в зависимости от его содержания Министерство готовит ответ обратившемуся лицу с сообщением о причинах невозможности представления участка, либо готовит документы для Постановления губернатора Иркутской области о предоставлении земельного участка в собственность.

Представитель не оспаривал, что 4 заявления Шастиной И.В. не были рассмотрены, но полагал, что сопроводительное письмо к ответу администрации г. Иркутска является формой ответа, поскольку форма данного ответа на обращение гражданина ничем не предусмотрена. Так же суду пояснил. Что в ходе судебного заседания xx.06.2011г. дан ответ истице на ее заявления за № 135/11, 136/11, 138/11 о невозможности предоставления запрашиваемых земельных участков, поскольку они находятся в охранной зоне водовода d 800.

Представитель третьего лица Правительства Иркутской области Никонорова А.А. суду пояснила, что в целях реализации Закона Иркутской области от хх декабря 2006 года N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области", руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области утвердило Положение о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства. В силу указанного Положения земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки, земельный участок), предоставляются для строительства в порядке, предусмотренном законодательством, с учетом рекомендаций Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области, положение регламентирует предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно для индивидуального строительства. Гражданин подает заявление в Правительство через Министерство имущественных отношений, которое в течение сорока пяти календарных дней со дня получения заявления гражданина о предоставлении в собственность земельного участка, направляет гражданину, заинтересованному в предоставлении земельного участка, извещение о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно либо отказывает в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. Решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно от имени Правительства Иркутской области принимается Министерством, извещение о предоставлении земельного участка или о принятом решении об отказе в предоставлении участка направляются гражданину почтой в течении 2 дней со дня принятия такого решения. О причинах несоблюдения министерством имущественных отношений Иркутской области сроков и порядка рассмотрения заявлений Шастиной И.В. пояснить не смогла.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела суд полагает заявление Шастиной И.В. подлежащим удовлетворению частично.

Статьей 46 Конституции РФ гарантировано, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно статье 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно Положения «О предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства», утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от xx.12.2009г. № 364/143-пп( далее Положение) земельные участки, находящиеся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки, земельный участок), предоставляются для строительства в порядке, предусмотренном законодательством, с учетом рекомендаций Земельной комиссии при Губернаторе Иркутской области (далее - Земельная комиссия (п. 2); Решения об отказе в размещении объектов на земельных участках, об отказе в предоставлении земельных участков для строительства от имени Правительства Иркутской области принимаются министерством имущественных отношений Иркутской области. Договоры купли-продажи земельных участков, договоры аренды земельных участков и договоры безвозмездного срочного пользования земельными участками от имени Правительства Иркутской области заключает Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее Министерство)(п.6); Земельные участки предоставляются в собственность граждан бесплатно для индивидуального жилищного строительства в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также законами Иркутской области (п.37); Предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства осуществляется на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, которое подается в Правительство Иркутской области через Министерство (п. 39); в течение сорока пяти календарных дней со дня получения заявления гражданина о предоставлении в собственность земельного участка, удовлетворяющего требованиям пунктов 39, 40 настоящего Положения, Правительство Иркутской области направляет гражданину, заинтересованному в предоставлении земельного участка, извещение о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно либо отказывает в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. Правительство Иркутской области рассматривает рекомендации Земельной комиссии о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно до принятия им соответствующего решения (п.42); Гражданину должно быть отказано в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в случае, если использование испрашиваемого земельного участка для строительства объекта недвижимости не соответствует документам территориального планирования, градостроительному регламенту. Решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно от имени Правительства Иркутской области принимается Министерством (п. 43). Министерство направляет извещение гражданину, заинтересованному в предоставлении земельного участка, о принятом решении об отказе в предоставлении земельного участка с обоснованием причин такого отказа в течение двух рабочих дней со дня принятия данного решения (п. 44); Министерство направляет извещение о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно либо извещение о принятом решении об отказе в предоставлении земельного участка почтовым отправлением либо по обращению гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, - вручает их ему или его представителю лично (п.45).

Судом установлено, что в компетенцию Правительства Иркутской области входит предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно для индивидуального жилищного строительства, действующее от имени Правительства Иркутской области Министерство имущественных отношений Иркутской области допустило незаконное бездействие при рассмотрении заявлений истицы Шастиной И.В.

Изложенные обстоятельства подтверждаются исследованными доказательствами.

Из пояснений истца следует, что xx.02.2011г. ею подано в Правительство Иркутской области 6 заявлений о предоставлении земельных участков под строительство жилого дома, в каждом заявлении указано расположение земельных участков, каждое заявление зарегистрировано под индивидуальным входящим номером и содержит сведения об индивидуальном земельном участке. Из Министерства имущественных отношений ей переправили два сообщения администрации г. Иркутска, но никаких решений по её заявлению принято не было, извещения о принятом решении ей не направлено и не выдано в установленный законом срок.

Из копии заявления Шастиной И.В. на имя Губернатора Иркутской области усматривается, что в заявлении с входящим регистрационным номером 134/11 указан земельный участок в Куйбышевском районе г. Иркутска по ул. N. за домом № 80 на пустыре;

Из копии заявления Шастиной И.В. на имя Губернатора Иркутской области усматривается, что в заявлении с входящим регистрационным номером 135/11 указан земельный участок в Куйбышевском районе г. Иркутска по ул. N. за домом № 78 на пустыре;

Из копии заявления Шастиной И.В, на имя Губернатора Иркутской области усматривается, что в заявлении с входящим регистрационным номером 136/11 указан земельный участок в Куйбышевском районе г. Иркутска по ул. N. ниже дома № 78 и ниже дома № 89 на пустыре;

Из копии заявления Шастиной И.В, на имя Губернатора Иркутской области усматривается, что в заявлении с входящим регистрационным номером 137/11 указан земельный участок в Куйбышевском районе г. Иркутска по ул. N. за домами № 84/1 и №78 на пустыре;

Из копии заявления Шастиной И.В, на имя Губернатора Иркутской области усматривается, что в заявлении с входящим регистрационным номером 138/11 указан земельный участок в Куйбышевском районе г. Иркутска по ул. N. за домами № 78, 80, 84/1 и 88/2 на пустыре;

Из копии заявления Шастиной И.В, на имя Губернатора Иркутской области усматривается, что в заявлении с входящим регистрационным номером 134/11 указан земельный участок в Куйбышевском районе г. Иркутска по ул. N. за домами № 88/2 и № 90/2 на пустыре.

Из сопроводительной Министерства имущественных отношений Иркутской области от xx.03.2011г. следует, что данный орган направил в адрес Шастиной И.В. копии писем комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от xx.03.2011г. №945-70-1173/11-1, xx.03.2011г. № 945-70-1242/11.

Из ответа Администрации г. Иркутска в адрес заместителя министра имущественных отношений Иркутской области от xx.03.2011 № 945-70-1242/11 следует, что Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска рассмотрев обращение Министерства имущественных отношений Иркутской области о предоставлении земельного участка Шастиной И.В. для индивидуального жилищного строительства сообщает, что в соответствии с генеральным планом от 2007г. земельный участок по ул. N. за д. 88/2 и д.90/2 попадает в зону малоэтажного строительства, на основании изложенного предоставление испрашиваемого участка Шастиной И.В. для индивидуального строительства не предоставляется возможным.

Из ответа Администрации г. Иркутска в адрес заместителя министра имущественных отношений Иркутской области от xx.03.2011г. № 945-70-1173/11 следует, что Комитет по градостроительной политике администрации г. Иркутска рассмотрев обращение Министерства имущественных отношений Иркутской области о предоставлении земельного участка Шастиной И.В. для индивидуального жилищного строительства сообщает, что в соответствии с генеральным планом г. Иркутска испрашиваемый земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки. В комитете по градостроительной политике администрации г. Иркутска отсутствуют сведения о правах третьих лиц на земельный участок, расположенный по ул. N. за д. 84/1 и д. 78 в Куйбышевском районе г. Иркутска. Согласно разработанного проекта планировки предместья Марата, предместья Рабочего, предместья Радищева, микрорайона Зеленый, поселка Искра, поселка Падь Топка земельный участок по ул. N. за д. 84/1 и д. 78 расположен за пределами красных линий, после утверждения проекта планировки размещение объектов капитального строительства на данной территории будет невозможным.

Письмом от xx.06.2011г. Министерство имущественных отношений Иркутской области сообщает на заявления Шастиной И.В. от xx.02.2011г. вх. № 135/11, 136/11, 138/11 о предоставлении земельных участков, расположенных в г. Иркутске по ул. N. в районе д. 78, 80, 84/1,88/2 для индивидуального жилищного строительства, что согласно заключению комитета градостроительной политике администрации г. Иркутска испрашиваемые земельные участки расположены в охранной зоне водовода d 800.

Из пояснений представителя ответчика Ермакова А.Л. следует, что Министерство принимает заявления граждан, проводит по нему работу, а затем направляет ответ обратившемуся лицу, при этом форма ответа является свободной и не предусмотрена нормативно. Поэтому он полагает, что направленное истцу сопроводительное письмо от xx.03.2011г. является надлежащим ответом. Ответ же на остальные заявления истца направлены с нарушением срока – xx.06.2011г.

Анализируя исследованные доказательства с применением вышеизложенных норм федерального законодательства и законодательства субъекта федерации, суд приходит к выводу, что Министерством имущественных отношений Иркутской области допущено бездействие, выразившееся в не рассмотрении в установленном порядке и в установленные сроки заявлений Шастиной И.В. о предоставлении земельных участков, поданных xx.02.2011г. и зарегистрированных ответчиком за номерами 134,135,136, 137, 138 139.

Суд полагает, что направленные заявителю Шастиной И.В. в пределах установленного 45-дневного срока с сопроводительным письмом от xx.03.2011г. копии ответов Администрации г. Иркутска на заявления от xx.02.2011г. с входящим № 137 xxxxx являются извещением о принятом Министерством имущественных отношений решении об отказе в предоставлении земельного участка с обоснованием таких причин.

Извещение Министерства имущественных отношений Иркутской области о результатах рассмотрения заявлений за входящим № 135,136,138 направлены в адрес истицы xx.06.2011г., т.е. за пределами 45 дневного срока, установленного п. 42 Положения.

При этом суд не соглашается с доводами представителя ответчика Ермакова А.Л. и третьего лица Никоноровой А.А. об отсутствии установленной Положением формы ответа на заявление граждан о предоставлении земельного участка, поскольку из анализа норм Положения следует, что Министерство имущественных отношений Иркутской области от имени правительства Иркутской области принимает решение об отказе /предоставлении земельного участка и в двухдневный срок после принятия решения об отказе обязано направить заявителю извещение о принятом решении с обоснованием причин такого отказа.

В силу указанного сопроводительное письмо Министерства имущественных отношений к копиям ответов администрации г. Иркутска не может быть принято судом как извещение о принятом Министерством имущественных отношений решении об отказе в предоставлении земельного участка.

Поскольку суд установил, что заявления Шастиной И.В. о предоставлении земельного участка, зарегистрированные за входящим номерами 134/11, 137/11, 139/11, не рассмотрены до настоящего времени, подлежа удовлетворению требования истицы о возложении обязанности по рассмотрению данных заявлений на ответчика - Министерство имущественных отношений Иркутской области.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВС РФ от хх февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Поскольку судом установлено, что Министерством по имущественным отношениям Иркутской области нарушено право истца на получение ответа на обращение, то на него должна быть возложена обязанность по устранению допущенного нарушения прав истца и установлен срок для устранения нарушения. По мнению суда, с учетом характера обращения Шастиной И.В. органу власти субъекта федерации для устранения нарушения прав заявителя следует установить срок 15 дней со дня вступления решения в законную силу.

Из вышеизложенного законодательства усматривается, что принятие решения о предоставлении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство по заявлениям Шастиной И.В. входит в компетенцию Министерства имущественных отношений Иркутской области, в силу указанного суд полагает необоснованными требования истицы о признании незаконным бездействия Администрации г. Иркутска и возложении на данного ответчика обязанности по рассмотрению заявлений истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199, 254 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шастиной И. В. удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Иркутской области, выразившееся в не рассмотрении в установленные сроки заявлений Шастиной И.В. от xx.02.2011г. о предоставлении земельных участков, зарегистрированных за входящими номерами 135/11,136/11, 137/11, 138/11, 139/11 от xx.02.2011г., а так же в не рассмотрении заявлений истца от xx.02.2011г. о предоставлении земельного участка, зарегистрированных за входящими номерами 134/11, 137/11,139/11.

Обязать Министерство имущественных отношений Иркутской области устранить допущенное нарушение, рассмотреть заявления Шастиной И. В. от xx.02.2011г., зарегистрированные за входящим номерами 134/11, 137/11, 139/11 о предоставлении земельных участков в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований о возложении обязанности по рассмотрению заявлений от xx.02.2011г., зарегистрированных за входящими номерами 135/11,136/11, 138/11 отказать.

В удовлетворении исковых требований к администрации г. Иркутска отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Штрассер Н.П.