(2421) Решение по иску об установлении факта принятия наследства, признании права собственности. Иск удовлетворен.



№ 2-978/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2011 года г. Иркутск

Куйбышевский районный суд г. Иркутска Иркутской области в составе

председательствующего судьи Глуховой Т.Н.,

при секретаре Кудреватых А.В.,

с участием представителя истца Бехер И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фитисовой А. И. к администрации города Иркутска, Управлению Федеральной налоговой службы по Иркутской области об установлении факта принятия наследства, признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Фитисова А.И. обратилась в суд с иском, в котором с учетом принятого судом заявления об уточнении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, указала следующее: xx.12.2003 года умерла её мать Г. Н. А. , за которой xx.11.1999 года на основании решения Куйбышевского районного суда г. Иркутска было признано право собственности на бревенчатый жилой дом, состоящий из двух комнат, общей площадью хх,хх кв.м., в том числе жилой – хх,хх кв.м. Право собственности было зарегистрировано в установленном законом порядке. Кроме указанного дома в г. Иркутске после смерти мамы остались её личные вещи, книги, рукоделие. Она (истица) является единственной наследницей своей мамы, других наследников нет.

Как указывает истица, в течение 6 месяцев после смерти мамы она фактически вступила в права наследования, распорядившись принадлежавшим ей имуществом – сдав дом с земельным участком по адресу: г, Иркутск, ул. N., 136, в пользование Николаенко В.П., который следит за домом, делает в нем ремонт, ухаживает за земельным участком. Предметы обстановки, вещи принадлежащие маме, она раздала соседям, а личные вещи и рукоделие оставила себе.

В связи с изложенным истица Фитисова А.И. просит суд установить факт принятия ею наследства в виде бревенчатого жилого дома, общей площадью хх,х кв.м., из них жилой хх,х кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 136, и признать за ней право собственности на указанное имущество.

В судебном разбирательстве истица Фитисова А.И. не участвовала, направив суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель истицы Бехер И.В., действующая на основании доверенности от xx.08.2010 г., исковые требования с учетом их уточнения поддержала и просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации г. Иркутска Бабкина О.А., действующая на основании доверенности от xx.03.2011 года, в судебном заседании не участвовала, направив заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие. Также в заявлении представитель ответчика указала, что возражений по заявленным требованиям не имеет.

Представитель ответчика – Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области в суд не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

Суд, в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ рассмотрел данное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя истца, допросив свидетелей, исследовав и оценив представленные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд считает исковые требования Фитисовой А.И. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций, в том числе и факты принятия наследства.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного суда СССР «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение» от хх июня 1985 года, если установление факта связано с необходимостью разрешения спора о праве, то данные требования рассматриваются в порядке искового производства.

В судебном заседании установлено, что на основании решения Куйбышевского районного суда г. Иркутска от xx.11.1999 года, вступившего в законную силу xx.11.1999 года, Г. Н. А. являлась собственником бревенчатого жилого дома, состоящего из двух комнат, общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой – хх,х кв.м., расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. N., дом 136.

Данное обстоятельство сторонами не оспаривалось и объективно подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии хх А № ххххххх, выданным хх июня 2001 года, и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от хх апреля 2011 года.

Согласно данным технического паспорта жилого дома по адресу: г. Иркутск, ул. N., 136, составленного ОГУП «ОЦТИ – Областное БТИ» по состоянию на хх ноября 2009 года, жилой дом имеет общую площадь хх,х кв.м., в том числе жилую – хх,х кв.м. Согласно актам ОГУП «ОЦТИ – Областное БТИ от xx.11.2009 года и xx.06.2011 года, дом не имеет признаков самовольной постройки. Несоответствие площадей в сравнении со свидетельством о государственной регистрации права вызвано использованием при проведении обмерочных работ более современного оборудования.

Установлено судом и то, что Г. Н. А. , хх июня хххх года рождения, умерла хх декабря хххх года в г. Красноярске Красноярского края, о чем хх декабря хххх года составлена запись акта о смерти № хххх, что подтверждается справкой о смерти № ххх.

Поддерживая исковые требования в ходе судебного разбирательства, представитель истицы Бехер И.В. пояснила, что после смерти матери – Г. Н.А. её доверитель фактически приняла оставшееся после её смерти наследство в виде дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 136, так как передала данный дом с земельным участком в пользование Николаенко В.П., который следит за домом, делает в нем ремонт, ухаживает за земельным участком. Предметы обстановки, вещи принадлежавшие маме, истица раздала соседям, а личные вещи и рукоделие оставила себе. В настоящее время в спорном доме никто не зарегистрирован.

Указанные доводы подтвердил допрошенный в судебном заседании свидетель Николаенко В.П., который пояснил в судебном заседании, что дом по адресу: г. Иркутск, ул. N., 136, первоначально он снимал у Г. Н.А. Впоследствии Г. Н.А. выдала ему доверенность на оформление купли-продажи данного дома и земельного участка. Однако оформить до конца документы он не успел, так как Г. Н.А. умерла. После её смерти истица, как наследница своей мамы, разрешила ему проживать в этом доме на прежних условиях, при этом личные вещи матери она забрала себе.

Свидетель Николаенко Н.Н. дала суду аналогичные показания.

У суда нет оснований сомневаться в правильности показаний данных свидетелей, поскольку они предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, а, кроме того, показания указанных свидетелей подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Так, согласно решению Советского районного суда г. Красноярска от хх декабря 2010 года Фитисова А. И., xx.10.1959 года рождения, является дочерью Г. Н. А. , умершей xx.12.2003 года.

Из справки паспортного стола Правобережного округа МУП Сервисно-регистрационный центр г. Иркутска от xx.03.2011 года и поквартирной карточки на указанное жилое помещение усматривается, что владельцем дома по адресу: г. Иркутск, ул. N., 136, являлась Г. Н.А., которая по данному адресу зарегистрирована не была. В настоящее время в указанном доме также никто не зарегистрирован.

По сообщению нотариуса Красноярского нотариального округа Лазарь Т.Ю. от xx.05.2011 года № ххх, наследственное дело к имуществу умершей Г. Н.А., проживавшей по адресу: г. Красноярск ул. Z., 3-7, не заводилось. Никто из наследников умершей с заявлениями о принятии наследства или об отказе от него к нотариусу не обращался.

В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно статье 1111 ГК РФ, наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.

Согласно пункту 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Согласно статье 1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от государственной регистрации права наследства на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В силу статьи 1153 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Статья 12 ГК РФ предусматривает такой способ защиты гражданских прав как признание права.

Исходя из вышеприведенных норм права и оценивая в совокупности представленные доказательства по правилам ст. 56 ГПК РФ не представлено.

Вследствие этого исковые требования Фитисовой А.И. об установлении факта принятия ею наследства после смерти своей матери Г. Н.А. в виде указанного дома, а также о признании права собственности на данное имущество, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Фитисовой А. И. удовлетворить.

Установить факт принятия Фитисовой А. И. наследства, открывшегося после смерти матери Г. Н. А. , умершей хх декабря хххх года, в виде бревенчатого жилого дома, общей площадью хх,х кв.м., в том числе, жилой площадью хх,х кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., дом 136.

Признать за Фитисовой А. И. право собственности на бревенчатый жилой дом, общей площадью хх,х кв.м., в том числе, жилой площадью хх,х кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., дом 136.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска лицами, участвующими в деле, в течение десяти дней со дня принятия решения.

Председательствующий: Т.Н. Глухова