(2562) Решение по иску о признании права собственности на самовольную постройку. Иск удовлетворен.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2011 года город Иркутск

Куйбышевский районный суд г. Иркутска Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Ларионовой В.В.,

при секретаре Колибабчук А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1749/2011 по иску Субиной Л. И. к администрации города Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку,

УСТАНОВИЛ:

Субина Л.И. обратилась в суд с иском к администрации города Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку.

В обоснование иска указала, что Решением исполкома комитета Иркутского городского Совета народных депутатов трудящихся № 354 от xx.07.1972 г. разрешено строительство жилого дома на земельном участке мерою 500 кв.м. М. А. В..

В 1972 году М. А.В. продал недостроенный дом Субиной Л.И., что подтверждается договором купли-продажи строения.

В 1972 году Субина Л.И. достроила каркасно засыпной жилой дом, площадью 20.7 кв.м. из них жилая 12.4 кв.м. Проживала в доме с мамой. За земельный участок и дом оплачивала налоги, страховала имущество.

В 1999 году она обращалась к архитектору г. Иркутска за разрешением на строительство.

В 2005 году каркасно-засыпной дом снесли из-за ветхости, и на его месте построили жилой дом из бруса, площадью хх,х кв.м. из них жилая 34.2 кв.м.

Дом строили на свои денежные средства, своими силами с помощью родственников.

На сегодняшний день она проживает в возведенном доме. Жилой дом не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Жилой дом соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам пожарной безопасности, пригоден для постоянного проживания.

Просит суд признать за ней Субиной Л. И. право собственности на жилой дом общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой хх,х кв., расположенный по адресу г. Иркутск, ул. N., 84.

В судебном заседании истца Субина Л.И. и её представитель Жукова Т.Н., действующая на основании доверенности с полным объемом прав, исковые требования поддержали в полном объеме, по доводам, изложенным в иске и настаивали на их удовлетворении.

Представитель ответчика администрации г. Иркутска – Протасов А.А., действующий на основании доверенности от xx.08.2010 года, в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом, что подтверждается судебной повесткой. В адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, каких-либо возражений по иску не представил, против удовлетворения исковых требований не возражал. Суд, на основании положений статьи 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившегося лица.

Заслушав объяснения истца и его представителя, допросив свидетелей, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании Решением исполнительного комитета Иркутского городского Совета депутатов трудящихся № 354 от xx.06.1972 года « О разрешении индивидуального строительства жилых домов гражданам на вновь отведенных земельных участках « которое принято на основании постановления Совета Министров РСФСР № 467 от xx.08.1971 г. « О неотложных мерах по ликвидации последствий наводнения в Иркутской области» и рассмотрев заявления граждан о разрешении строительства жилых домов на вновь отведенных участках и взамен пришедших в негодность, исполнительным комитетом городского Совета депутатов трудящихся разрешено строительство жилого дома по Октябрьскому району М. А. В. по ул. N., № хх, жилой бревенчатый дом, размером 7х8, земельный участок 500 кв.м.

В 1972 году М. А.В. продал Субиной Л. И. засыпной недостроенный жилой дом по адресу г. Иркутск, ул. N., № хх, находящийся на земельной участке мерою 500 кв.м..

В ходе судебного разбирательства установлено, что на земельном участке по адресу: г. Иркутск, ул. N., дом хх по состоянию на xx.01.1997 года на земельном участке 663 кв.м. находилось основное строение 1970 года постройки площадью 27.1 кв.м. находящееся в стадии строительства.

xx.03.1999 года истица обращалась к главному архитектору г. Иркутска с заявлением о разрешении строительства пристроя к жилому дому, в замен старого, пришедшего в негодность.

На данное заявление истица ответ не получила.

В период с 2005 года по 2007 год самовольно, без получения разрешения на строительство истица произвела строительство дома из бруса, за счет того, что истица старый дом снесла и построила новый дом площадь дома увеличилась и соответственно стала составлять: общая полезная площадь хх,х кв.м., в том числе жилая хх,х кв.м.

Пользователем дома до снесения дома и после возведения нового дома значится Субина Л. И..

Данное обстоятельство сторонами не оспаривается и объективно подтверждается заключением Бюро технической инвентаризации города Иркутска от xx.12.2007 г. из которого следует, что по данным технической инвентаризации от xx.12.2007 г. выявлено, что жилой дом под Лит.А общей полезной площадью 54,7 кв.м. в том числе жилой хх,х кв.м. снесен и на земельном участке площадью 664,0 кв.м. в 2077 году возведен одноэтажный брусчатый жилой дом под Лит. А, общей полезной площадью хх,х кв.м., в том числе жилой 34.2 кв.м. Техническое состояние дома под Лит.А –хорошее, износ составляет 5%. Пользователем дома является Субина Л.И.

xx.01.2008 г. МУП БТИ г. Иркутска присвоен предварительный адрес объекта: инвентарный номер хх:ххх:ххх:ххххххххх, Литера А, кадастровый номер земельного участка (до квартала) хх:хх:хххххх:хххх, кадастровый номер объекта: хх:хх:хххххх:хххх:хх:ххх:ххх:ххххххххх, предварительный адрес г. Иркутск, ул. N., 84.

Аналогичные сведения содержатся и в техническом паспорте, составленном МУП «БТИ г. Иркутска» по состоянию на хх декабря 2007 года.

В Заключении о техническом состоянии жилого дома, расположенного по адресу г. Иркутск, ул. N., дом хх, выданном Центром Независимой экспертизы Иркутской области «Сиб-Эксперт» хх июня 2011 года № 361/11, указано, что был произведен экспертный осмотр жилого дома № хх, по ул. N., в г. Иркутске, исследование произведено методом экспертного осмотра, информационно-сравнительного анализа и нормативной проверки.

В выводах указано, что одноэтажный жилой дом № хх, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N. по своему конструктивному, техническому и санитарному состоянию соответствует требованиям СНиП 31-02-2001 « Дома жилые одноквартирные» и признан пригодным для безопасного постоянного проживания в нем людей.

При эксплуатации дома проживающим гражданам и третьим лицам не создается угроза жизни и здоровью.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил.

В силу части 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии с пунктом 9.1 Федерального закона от хх октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности.

Обосновывая исковые требования, в судебном заседании истица Субина Л.И. дала пояснения аналогичные доводам, указанным в иске, ссылаясь на то, что она сама, своими силами и на личные средства возвела новый жилой дом на месте снесенного ветхого дома. В настоящее время она в этом доме проживает постоянно со своей семьей. Вновь возведенный дом отвечает всем санитарно-эпидемиологическим, строительным и противопожарным нормам, не нарушает прав третьих лиц.

Указанные доводы подтверждаются следующими доказательствами:

Допрошенный в судебном заседании свидетель М. В.К., суду показала, что знакома с истицей более 20 лет, поскольку проживает по-соседству в жилом доме № 137а, по ул. N. г. Иркутска, т.е. на против. Поэтому ей известно, что Субина Л.И. перестраивала дом, так как старый дом был ветхий, что строительство осуществлялось за счет собственных средств и собственными силами. В данном доме истца в настоящее время проживает вместе со своей семьей.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Т. А.Н. дал аналогичные показания суду. Также суду показал, что знает Субину Л.И. с 1972 года. На земельном участке, который купила Субина Л.И. у М. была построена времянка, в 2007 году она начала перестраивать времянку, так как она стала ветхой и в ней невозможно было проживать.

В настоящее время дом на месте времянки выстроен и Субина Л.И. в нем проживает со своей семьей.

У суда нет оснований сомневаться в правильности показаний допрошенных свидетелей, поскольку они предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, а кроме того, их показания согласуются с иными доказательствами по делу, предоставленными стороной истца и ответчиком не оспариваются.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на земельном участке по адресу: г. Иркутск, ул.N., дом хх в период с 1999 г. по 2007 год самовольно, без получения разрешения на строительство истица на месте ветхого жилья возвела новый жилой дом. До реконструкции площадь дома составляла 54.7 кв.м., в том числе жилая хх,х кв.м., после реконструкции площадь дома увеличилась и составляет хх.х кв.м., в том числе жилая 34.2 кв.м.

Таким образом, оценивая в совокупности вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу, что на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, N., дом хх, который был выделен органом местного самоуправления в установленном порядке под индивидуальное жилищное строительство, истица Субина Л.И. за счет собственных средств произвела снос одноэтажного каркасно-засыпного жилого здания и возвела одноэтажное брусчатое жилое здание, общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилая хх,х кв.м. Данный дом является самовольной постройкой, поскольку возведен хотя и на специально предоставленном для этого земельном участке, однако без получения на то необходимых разрешений. Право, на котором предоставлен земельный участок, в документе не указано, вследствие чего земельный участок считается предоставленным на праве собственности. Доказательств обратного суду не представлено и судом не добыто.

В соответствии с требованиями статьи 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно Федеральному закону от хх ноября 1995 года «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство любого объекта должно вестись при наличии следующих условий: 1) разрешение собственника земельного участка или здания, сооружения; 2) соблюдение градостроительных норм и правил.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от хх декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» разработка и реализация мер пожарной безопасности для зданий, сооружений и других объектов должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Согласно заключению о противопожарном состоянии от хх марта 2005 года № 102, следует, что возведенное строение соответствует противопожарным нормам.

Согласно требованиям статьи 34 вышеназванного Федерального закона следует, что одной из обязанностей граждан, в том числе и при строительстве жилого дома, является соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от хх марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации жилых домов должны соблюдаться санитарные правила.

Из заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» от хх июля 2011 года № хх-хх.хх/хххх следует, что возведенное строение – одноэтажный жилой брусчатый дом (Литр А)- 2007 года постройки возведенный взамен снесенного старого жилого дома по адресу : г. Иркутск, улица N., 84 соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам, предъявляемым к жилым зданиям и помещениям.

Оценивая в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что одноэтажный жилой дом, по адресу: г. Иркутск, улица N., 84, являющийся самовольной постройкой может быть сохранен. Сохранение данной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, так как он возведен без отступления от строительных, санитарно-технических и противопожарных норм.

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью допустимых и относимых доказательств. Соответствие самовольной постройки обязательным нормам подтверждено представленными суду заключениями органов пожарного, санитарно-эпидемиологического контроля, а также организации, имеющей лицензию на строительство зданий и сооружений 1 и 2 уровня ответственности. Доказательств обратного, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено.

Таким образом, суд считает возможным признать за Субиной Л. И. право собственности на данную самовольную постройку.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Субиной Л. И. удовлетворить.

Признать за Субиной Л. И. право собственности на одноэтажный брусчатый жилой дом Литером А общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой площадью хх,х кв.м., расположенный по адресу: город Иркутск, ул.N., дом хх.

Решение суда может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение десяти дней со дня постановления решения в окончательной форме..

Председательствующий: В.В. Ларионова