РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2011 года
Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе:
председательствующего судьи Штрассер Н.П.,
при секретаре Кармадановой Е.А.,
с участием представителя истца - помощника Западно-Байкальского межрайонного прокурора Шеняцкой Г.А., ответчика Мисайлова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1428/2011 по иску Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к Мисайлову В. В. об обязании разработать проект освоения лесов и представить его для проведения экспертизы в Агентство лесного хозяйства Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
Истец – Западно-Байкальский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, в котором указал, что в результате проведения проверки соблюдения законодательства установлено, что ответчик Мисайлов В.В. осуществляет использование арендованного лесного участка в отсутствие проекта освоения лесов, а именно на арендованном лесном участке возвел временную постройку (зимовье), в отсутствие проекта. Осуществляя строительство без проекта, ответчик может нанести вред окружающей среде и соответственно ставит под угрозу права граждан на благоприятную окружающую среду и нарушает требование действующего лесного законодательства.
В связи с чем, истец просит суд обязать ответчика разработать проект освоения лесов и предоставить его для проведения госэкспертизы в Агентство лесного хозяйства Иркутской области.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Шленская Г.А. исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Ответчик Мисайлов В.В. в судебном заседании просил суд предоставить ему время для изготовления проекта освоения лесов, суду пояснил, что проект освоения лесов находится в стадии разработки и его готовность составляет 80 %. Проект будет изготовлен в течение 2-3 недель, после чего он будет сдан для госэкспертизы.
Третье лицо Агентства лесного хозяйства Иркутской области в судебное заседание не явилось, извещено надлежаще, о причинах не явки суду не сообщили, рассмотреть дело в их отсутствие не просили.
Третье лицо Территориальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Голоустненскому лесничеству в судебное заседание не явилось, извещено надлежаще, согласно заявлению, адресованному в суд, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
С учетом согласия представителя истца суд, на основании статьи 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Мисайлов В.В. являясь арендатором лесного участка, незаконно осуществил постройку (зимовье) на территории данного лесного участка, без проекта освоения лесов.
В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
По смыслу ст. 12 Лесного Кодекса РФ (далее Кодекса) освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
Согласно ст. 88 Кодекса лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 89 Кодекса проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи. Государственная экспертиза проектов освоения лесов, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также проектов освоения лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Муниципальная экспертиза проекта освоения лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, утверждается органом местного самоуправления.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от xx.05.2007 года «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
На лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. (постановление Правительства РФ от xx.06.2007 года №414 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах»)
Согласно Приказу Минсельхоза РФ от xx.02.2010 №32 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования.
Проект освоения лесов представляется в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления в трех экземплярах и в электронном виде.
Из договора аренды лесного участка № хх-х-хх\хх от xx.11.2009 года следует, что Территориальное агентство лесного хозяйства Иркутской области по Голоустненскому лесничеству (арендодатель) и Мисайлов В.В. (арендатор) заключили договор, предметом которого является предоставление в аренду лесного участка площадью 1,3 га с номером учетной записи в государственном лесном реестре №ххх-хххх-хх, участок передается для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно п. 3.2 договора использование участка возможно на основании соответствующего освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу. Согласно п. 5.4.10 арендатор обязан в установленном порядке разработать и предоставить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию в соответствии с проектом освоения лесов.
Как усматривается из акта проверки №4 от xx.08.2010 года Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Голоустненскому лесничеству юридического лица, индивидуального предпринимателя Мисайлова В.В. в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований: на переданном в аренду участке, ИП Мисайлову В.В., возведена временная постройка. п.3.2. Договора, использование участка возможно на основании Проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы. На день проверки Проект освоения лесов на данный участок, отсутствует.
Согласно протоколу №ххх-хх-хх-хх об административном правонарушении и Постановлению от xx.08.2010 года о назначении административного наказания ИП Мисайлов В.В. в нарушении договора аренды лесного участка, а именно в отсутствие соответствующего проекта освоения лесов, прошедшего государственную экспертизу, допустил использование лесного участка для строительства зимовья в квартале 132 выдел 18 Малоголоустненской дачи, Малоголоустненского участкового лесничества, территориального управления Голоустненскому лесничеству, в связи с чем Мисайлов В.В. признан виновным в нарушении, предусмотренном ст. 8-25 ч.4 КоАП РФ и на него наложен штраф в размере ххх рублей.
Как усматривается из письма Начальника Голоустненского лесничества от xx.05.2011 года №259 на имя Западно-Байкальского межрайонного прокурора в отношении ИП Мисайлова В.В. направлен материал проверки, поскольку последний начал использование лесного участка, не имея в настоящее время проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы.
Оценивая в совокупности все исследованные по делу доказательства, учитывая доводы иска, а также то, что ответчиком иск не оспорен, не представлены доказательства, опровергающие доводы истца, суд приходит к выводу, о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку судом достоверно установлено, что ИП Мисайлов В.В. в нарушение действующего законодательства начал осуществлять освоение лесов (возвел строение- зимовье) в отсутствие проекта освоения лесов, не получив при этом положительное заключение государственной экспертизы.
С учетом изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Западно –Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.
Обязать ИП Мисайлова В. В. разработать проект освоения лесов и предоставить его для проведения госэкспертизы в Агентство лесного хозяйства Иркутской области в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска истцом в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: | Н.П. Штрассер. |