(2591) Решение по иску о признании права собственности на земельный участок. В удовлетворении иска отказано.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 июля 2011г. Куйбышевский районный суд г. Иркутска

в составе председательствующего судьи Штрассер Н.П.

при секретаре Кармадановой Е.А.,

с участием истца Новопашиной О.А., представителя ответчика администрации г. Иркутска – Распопина В.В., представителя ответчика правительства Иркутской области – Коваленко Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1165/2011 по иску Новопашиной О. А. к ЖСК «Падь Топка», администрации г. Иркутска, правительству Иркутской области о признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

Истец Новопашина О.А. обратилась с иском в суд, измененным в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, в обоснование указав, что решением исполкома Иркутского областного совета народных депутатов № ххх.хх от хх июля 1989 года разрешено Иркутскому горисполкому изъять земельный участок площадью 140 гектаров и предоставить его Куйбышевскому райисполкому г. Иркутска для индивидуального жилищного строительства. Решением исполнительного комитета Куйбышевского районного совета народных депутатов № 327 от хх сентября 1990 года было выделено 23 земельных участка п/о «Иркутскстройматериалы» под индивидуальное жилищное строительство. Решением объеденного профкома и совета трудового коллектива п/о «Иркутскстройматериалы» за истицей был закреплен земельный участок № хх в квартале хх. хх января 1991 года было проведено общее собрание застройщиков, на котором был принят устав и создано ЖСТ «Падь Топка», членом которого является Новопашина О.А. Согласно акта об отводе границ, участков в натуру и сдаче на хранение геодезических знаков от хх марта 1991 года истице представителями ЖСТ «Падь Топка» был указан земельный участок № хх в квартале хх, которому в дальнейшем был присвоен почтовый адрес: г. Иркутск, мкр. Лесной, ул. N., 20-Б. хх июля 2001 года председатель правления ЖСТ «Падь Топка» обратился в Администрацию г. Иркутска с заявлением об оформлении документов на земельные участки, предоставив список застройщиков индивидуального жилья мкр. Лесной в количестве 19 человек, в том числе истца. хх августа 2001 года зам.мэра г. Иркутска Гнатко С.Ф. сообщил, что Комитет по управлению Правобережным округом не возражает против изъятия и предоставления земельных участков в мкр. Лесной застройщикам согласно представленного списка, в том числе и Новопашиной О.А. Ввиду того, что документы о предоставлении земельного участка истице надлежащим образом не оформлены, она не имеет возможности оформить земельный участок в собственность. Участок Новопашиной О.А. находится на территории сформированного участка для индивидуального жилищного строительства, она является членом ЖСТ «Падь Топка» с момента его создания, внесла вступительный взнос, регулярно платит членские и обязательные взносы, земельный участок ей был предоставлен на том же праве (праве постоянного (бессрочного) пользования), что и первоначальному обладателю – исполнительному комитету Куйбышевского районного совета народных депутатов. Со ссылкой на п. 9.1 ст. 3 ФЗ от хх октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации», ст. 2, п. 2, п. 4 ст. 28 и п. 6 ст. 36 ЗК РФ Новопашина О.А. просит признать за ней право собственности на земельный участок площадью ххх кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, мкр. Лесной, ул. N., 20-Б с координатами границ земельного участка:

– Нх ххххх.хх ххххх.хх; - Нх ххххх.хх ххххх.хх; - Нх ххххх.хх ххххх.хх

– Нх ххххх.хх ххххх.хх;- Нх ххххх.хх ххххх.хх.

Истец Новопашина О.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, наставала на удовлетворении в полном объеме. Полагала, что решения исполкома Иркутского областного совета народных депутатов от хх января 1989 года и исполнительного комитета Куйбышевского районного Совета народных депутатов от хх сентября 1990 года, решение профсоюзного органа и совета трудового коллектива дают ей возможность заявить право собственности на земельный участок площадью хххх кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, мкр. Лесной, 20-Б. Данный конкретный земельный участок истице был выделен председателем ЖСТ «Падь Топка», членом которого она является по настоящее время и представителем производственной группы ЖСТ. Жилой дом, под застройку которого выделялся участок, ею не выстроен в силу трудного материального положения. Администрация г. Иркутска не передает ей в собственность земельный участок, ссылается на отсутствие полномочий по предоставлению земельных участков под строительство, но истица полагает, что участок ей уже был выделен под строительство ранее на праве бессрочного пользования, а предоставление земельного участка на таком праве в силу положений ЗК РФ дает право гражданину зарегистрировать право собственности на такой земельный участок. По мнению истца, вынос границ земельного участка в натуре достаточно для определения земельного участка и признания за ней права собственности на данный земельный участок.

Представитель ответчика ЖСТ «Падь Топка» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствии представителя ответчика.

Представитель ответчика администрации г. Иркутска – Распопин В.В., действующий на основании доверенности от хх ноября 2010 года, в судебном заседании исковые требования не признал полностью по доводам, изложенным в возражении на иск, поддержал пояснения ранее данные представителем администрации г. Иркутска, настаивал на отказе в удовлетворении исковых требований. Суду пояснил, что действующим законодательством предусмотрен только административный порядок для приобретения права собственности на земельный участок, по общему правилу приобретение участка происходит на возмездной основе, по договору купли – продажи. Для заключения договора купли – продажи необходимо определение предмета договора. Спорный земельный участок не стоит на кадастровом учете, границы участка не определены в соответствии требованиями федерального закона, т. е. участок не сформирован и отсутствует как объект земельных правоотношений. Истица не представила документ о предоставлении спорного участка в бессрочное пользование, поэтому не может зарегистрировать право собственности на участок. В настоящее время собственность на испрашиваемый земельный участок не разграничена. В силу закона земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности предоставляется гражданам за плату, для заключения договора граждане обращаются в орган местного самоуправления или в орган исполнительной власти субъекта федерации с заявлением о предоставлении участка с приложением его кадастрового паспорта. Земельный участок в силу положений закона Иркутской области может быть предоставлен в собственность бесплатно определенной категории лиц, к которым не относится истица,

Представитель ответчика правительства Иркутской области - Коваленко Ю.С., действующая на основании доверенности от хх июля 2011 года, в судебном заседании исковые требования не признала, настаивала на отказе в удовлетворении требований в полном объеме. Суду пояснила, что в компетенцию Правительства Иркутской области входит предоставление свободных земельных участков, собственность на которые не разграничена и которые находятся на территории МО г. Иркутск, под индивидуальное строительство. Гражданин обращается в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением, в котором указано расположение испрашиваемого земельного участка, по которому проводится определенная работа и принимается решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении участка. Земельный участок предоставляется за плату, за исключением категории лиц, указанных в Законе. Истица в Правительство Иркутской области не обращалась.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из следующего.

Судом установлено, что истцу Новопашиной О.А. предоставлен земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: г. Иркутск, мкр. Лесной, 20-Б., входящий в состав общего земельного участка, изъятого решением Иркутского областного СНД и предоставленного Куйбышевскому райисполкому для индивидуального жилищного строительства, впоследствии предоставившего 23 земельных участка п/о « Иркутск стройматериалы»; индивидуальное строительство истицей не осуществлено, выделенный земельный участок не сформирован в установленном федеральным законом порядке.

Изложенные обстоятельства подтверждается исследованными доказательствами:

– решением исполнительного комитета Куйбышевского районного совета народных депутатов № 327 от хх сентября 1990 года о выделении участков под индивидуальное жилищное строительство 1 очереди на основании ходатайства трудовых коллективов для застройщиков бюджетных организаций, в т.ч. п/о «Иркутскстройматериалы» - 23 чел. (л.д.7-8);

– Письмом Генерального директора и председателя объединенного профсоюзного комитета в адрес председателя ЖСТИЗ Куйбышевского района Астрахан Б.И. о распределении 23 выделенных земельных участках работникам, в т.ч. участок № хх кв. 15 - Новопашиной О. А.;

– актом об отводе границ, участков в натуру и сдаче Новопашиной О.А. на хранение геодезических знаков от хх марта 1991 года (л.д.9);

– договором о совместной деятельности по благоустройству территории мкр. Лесной, заключенным xx.03.2008г. истицей и ЖСТ «падь Топка»;

-- справкой, выданной ЖСТ «Падь Топка» от хх февраля 2004 года (л.д.14).

Настаивая на исковых требованиях, истица Новопашина О.А. ссылалась на право приобретения бесплатно в собственность земельного участка, переданного в безвозмездное (бессрочное ) пользование, основанное на нормах земельного законодательства и не ограниченное наличием или отсутствием права собственности на расположенную на земельном участке недвижимость.

Настаивая на отказе в удовлетворении исковых требований представитель ответчика администрации г. Иркутска Распопин В.В. суду пояснил, что администрация г. Иркутска не имеет правовых оснований и полномочий предоставить истцу земельный участок в собственность. Ранее земельный участок был выделен истцу под индивидуальное строительство, чего не было осуществлено с момента предоставления ей участка. В случае отсутствия возведенного объекта недвижимости на испрашиваемом земельном участке, полномочиями по предоставлению таких земельных участков в собственность граждан наделено правительство Иркутской области. Передача сформированного земельного участка в любом случае осуществляется на основании сделки купли – продажи.

Согласно п. 5 ст. 20 ЗК РФ, в редакции, действующей до xx.09.2006г. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Принятием федерального закона от xx.06.2006 N 93-ФЗ п. 5 ст. 20 ЗК РФ утратил силу.

В силу ст. 20 ЗК РФ в действующей редакции в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

2. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Статьей 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами (п. 1). Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении в том числе: земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п.1.1). Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (п. 5). В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п.6).

Согласно п. 10 ст. 4 Закона Иркутской области от xx.12.2006 N 99-оз "Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области" (далее Закон) к полномочиям Правительства Иркутской области в сфере использования и охраны земель относится в том числе распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с настоящим Законом.

Главой 4 Постановления Правительства Иркутской области от xx.12.2009 N 364/143-пп "Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства" (далее - Положение) предусмотрен порядок предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно для индивидуального жилищного строительства; порядок и форма обращения гражданина с соответствующим заявлением в орган уполномоченный рассматривать такие заявления, а также срок рассмотрения таких обращений; основания отказа предоставления бесплатно земельных участков в собственность граждан.

Так, п. 37 Положения предусмотрено, что земельные участки предоставляются в собственность граждан бесплатно для индивидуального жилищного строительства в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также законами Иркутской области

Согласно п. 39 Положения предоставление земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства осуществляется на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, которое подается в Правительство Иркутской области через Министерство и должно содержать:

1) фамилию, имя, отчество, адрес места жительства гражданина;

2) ссылку на норму федерального закона или закона Иркутской области, в соответствии с которой гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно земельного участка;

3) примерную схему расположения земельного участка, его примерную площадь.

К данному заявлению должны прилагаться:

1) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

2) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление, в случае подачи заявления представителем гражданина.

Порядок рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно предусмотрен пунктами 41, 42 Положения, согласно которым министерство в течение пяти рабочих дней со дня поступления рассматривает заявление и прилагаемые к нему документы, указанные в пунктах 39, 40 настоящего Положения, и направляет извещение гражданину, заинтересованному в предоставлении земельного участка, о принятии заявления и прилагаемых к нему документов либо возвращает их с указанием причин такого возврата. Министерство возвращает заявление и прилагаемые к нему документы в случае, если они не соответствуют требованиям, установленным пунктами 39, 40 настоящего Положения. Министерство направляет извещение о принятии заявления и прилагаемых к нему документов либо возвращает заявление и прилагаемые к нему документы почтовым отправлением либо по обращению гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка, - вручает их ему или его представителю лично.

В течение сорока пяти календарных дней со дня получения заявления гражданина о предоставлении в собственность земельного участка, удовлетворяющего требованиям пунктов 39, 40 настоящего Положения, Правительство Иркутской области направляет гражданину, заинтересованному в предоставлении земельного участка, извещение о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно либо отказывает в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно. Правительство Иркутской области рассматривает рекомендации Земельной комиссии о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно до принятия им соответствующего решения.

Согласно п. 46 Положения, гражданин, которому направлено извещение о возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно, обеспечивает выполнение за свой счет в отношении данного земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от хх июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, а также осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.

В соответствии с п. 47 Положения решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно принимается Правительством Иркутской области в течение четырнадцати календарных дней со дня представления гражданином, заинтересованным в предоставлении земельного участка, в Министерство кадастрового паспорта земельного участка.

Исходя из указанных норм права, оценивая исследованные доказательства суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством предусмотрен административный порядок для приобретения права собственности на земельный участок за плату, либо, в предусмотренных законом случаях бесплатно. При этом отчуждение земельного участка лицу, имеющему право собственности на расположенную на земельном участке недвижимость, осуществляется администрацией г. Иркутска и Правительством Иркутской области на возмездной основе, за исключением передачи земельных участков определенной категории лиц, к которой не относится истица Новопашина О.А..

Судом установлено, что указанный порядок оформления земельного участка в собственность, истица не соблюдала, поскольку в нарушении ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено доказательств подтверждающих отказ в предоставлении ей земельного участка в собственность бесплатно, либо доказательств обращения за оформлением испрашиваемого земельного участка за плату.

Суд приходит к выводу, что довод истицы о ее праве зарегистрировать право собственности на данный земельный участок в связи предоставлением его на праве бессрочного пользования не основан на законе и противоречит установленным обстоятельствам.

Настаивая на данном доводе, истица ссылалась на письмо Председателя ЖСТ «Падь Топка» Меньшикова С.Г. от xx.07.2001г. на имя заместителя мэра г. Иркутска, в котором изложена просьба дать согласие на изъятие нижеперечисленных земельных участков у Правобережного округа, расположенных в мкр. Лесной г. Иркутска, ранее предоставленных решением Иркутского городского СНД № 564 от xx.07.1988г. под индивидуальную застройку согласно прилагаемого списка.

Из Списка застройщиков индивидуального жилья мкр. Лесной следует, что в него включена Новопашина О. А.

Так же истец ссылалась на ответ заместителя мэра г. Иркутска Гнатко С.Ф. от xx.08.2001г., сообщившего, что Комитет по управлению Правобережным округом не возражает против изъятия Правобережного округа и предоставления земельных участков в мкр. Лесной застройщикам.

По ходатайству истца ответчиком представлен суду Постановление от xx.03.2005г. ххх-хх-ххх/х «О предоставлении Дмитриеву И.Г. в собственность земельного участка, расположенного в Куйбышевском районе г. Иркутска, мкр. Лесной по ул. M., 6., из которого следует, что прекращено право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 140 га, предоставленное Комитету по управлению Правобережным округом администрации г. Иркутска, предоставленное решением исполнительного комитета Иркутского городского Совета народных депутатов от xx.07.1988г. № 564 «Об отводе земельных участков Ленинскому, Кировскому, Куйбышевскому, Свердловскому, октябрьскому райисполкомам под индивидуальную застройку»., прекращена аренда земельного участка площадью хххх кв. м., расположенного в Куйбышевском районе г. Иркутска мкр. Лесной по ул. M., 6 предоставленного Дмитриеву И.Г.

Так же судом исследован предоставленное ответчиком по ходатайству истца Постановление мэра г. Иркутска от xx.05.2009г. № ххх-хх-хххх/х «О прекращении права на земельный участок. Расположенный в Куйбышевском районе г. Иркутска, мкр. Лесной», согласно которому прекращено право собственности муниципального образования «Город Иркутск» на земельный участок площадью 1310022 кв. м., с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, расположенный в Куйбышевском районе г. Иркутска. мкр. Лесной; поручено КУМИ обратиться в регистрационный орган для государственной регистрации права собственности МО «Город Иркутск» на данный земельный участок; признаны утратившими силу решения исполнительного комитета Иркутского городского Совета народных депутатов от xx.10.1990г. № 16/38 «Об отводе земельного участка Куйбышевскому райисполкому под строительство 2 очереди жилого поселка индивидуальной застройки», от xx.11.1991г. № 16/728 «Об отводе дополнительного земельного участка Куйбышевскому райисполкому под строительство 2 очереди жилого поселка индивидуальной застройки», постановления мэра г. Иркутска от xx.12.1994г. № 52/1074 «О внесении дополнений в решения исполкома иркутского городского Совета народных депутатов «Об отводе земельного участка Куйбышевскому райисполкому под строительство 2 очереди жилого поселка индивидуальной застройки от xx.10.1990г. и «Об отводе дополнительного земельного участка Куйбышевскому райисполкому под строительство 2 очереди жилого поселка индивидуальной застройки» от xx.11.91г. № 16/728».

Судом так же исследована выписка из кадастрового паспорта от хх мая 2011г., согласно сведениям которой на кадастровый учет поставлен земельный участок площадью 1400000 кв. м., граница участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Из исследованных выше доказательств следует, что выделение истицы под строительство индивидуального жилого дома земельного участка осуществлено решением профсоюзного комитета и совета трудового коллектива, не являющимися субъектами земельных правоотношений, выделенный земельный участок не сформирован в установленном федеральным законом порядке, не поставлен на кадастровый учет, не определена его кадастровая стоимость. т.е. спорный земельный участок не является предметом гражданского оборота, в силу чего зарегистрировать право собственности на указанный земельный участок в упрощенном порядке, либо распорядится данным участком путем сделки не представляется возможным.

Так же суд приходит к выводу, что исследованными выше документами подтверждено отсутствие права собственности на земельные участки МО «Город Иркутск», в силу чего довод представителей ответчиков, что собственность на испрашиваемый земельный участок не разграничена.

Исполнение истцом обязанности по оплате членских взносов, принятии участка по акту выноса границ на местность, заключении договора с ЖСТ «Падь Топка» не может в данном случае указывать на правомерность и обоснованность требований истца Новопашиной О.А. о признании права собственности на земельный участок на безвозмездной основе, ибо действующим законодательством не предусмотрено право гражданина на приобретение в собственность на безвозмездной основе земельного участка, ранее предоставленного под индивидуальную застройку, полномочия Администрации г. Иркутска не распоряжение свободными земельными участками, на данный момент исчерпаны и прекращены.

При установленных выше обстоятельствах в удовлетворении исковых требований Новопашиной О.А. о признании права собственности на земельный участок надлежит отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Новопашиной О. А. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение 10 дней.

Судья Штрассер Н.П.