(2642) Решение по иску о признании действий незаконными и взыскании компенсационных выплат в виде среднемесячной заработной платы. Иск удовлетворен.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2011 года Куйбышевский районный суд города Иркутска

в составе председательствующего судьи Ларионовой В.В.

при секретаре Колибабчук А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1902\2011 по иску Прокурора Катангского района Иркутской области в интересах Дитченко Г. Г. к ООО «НафтаБурСервис» о признании действий незаконными и взыскании компенсационных выплат в виде среднемесячной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Катансгского района Иркутской области обратился в суд в защиту трудовых прав Дитченко Г.Г. к ООО «НафтаБурСервис», указав в обоснование заявленных требований, что Дитченко Г.Г. в соответствии с приказом от хх сентября 2008 года № 566 принята на работу к ответчику (должность), одновременно с нею заключен трудовой договор. Работала она на производственном участке «Ербогачен», расположенном на территории Катангского района Иркутской области. В соответствии с приказом № 840 от хх июня 2010 года трудовые отношения между предприятием и работником прекращены по основанию, предусмотренному статьей 81 частью 1 пунктом 2 ТК РФ в связи с сокращением численности штата работников ООО «НафтаБурСервис».

хх июля 2010 года Дитченко Г.Г. уволена с предприятия. После увольнения, хх августа 2010 года Дитченко Г.Г. зарегистрировалась в областном государственном учреждении Центр Занятости населения Катангского района Иркутской области в качестве безработной. При увольнении ООО «НафтаБурСервис» выплачено выходное пособие в размере среднемесячного заработка, которое является гарантированной выплатой за первый месяц не трудоустройства; средний месячный заработок на период трудоустройства в течение второго месяца со дня увольнения в соответствии с приказом № 276 от хх июля 2010 года; средний месячный заработок на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения в соответствии с приказом № 337 от хх октября 2010 года. Однако после обращения Дитченко Г.Г. за выплатой среднего месячного заработка на период трудоустройства в течение четвертого месяца, в выплате ей было отказано в виду того, что ООО «НафтаБурСервис» не является организацией, расположенной в районе Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Таким образом, по мнению истца, учитывая, что Дитченко Г.Г. в соответствии со статьей 318 ТК РФ в месячный срок обратилась в ОГУ Центр занятости населения Катангского района Иркутской области и на четвертый месяц со дня увольнения не была трудоустроена, действия ООО «НафтаБурСервис», выразившиеся в отказе в выплате Дитченко Г.Г. среднего месячного заработка, являются незаконными. Согласно справке ООО «НафтаБурСервис», следует, что средний месячный заработок Дитченко Г.Г. составляет хх ххх рублей 20 копеек. На основании изложенного, Прокурор Катангского района Иркутской области просит суд признать незаконными действия общества с ограниченной ответственностью «НафтаБурСервис», выразившиеся в отказе в выплате Дитченко Г. Г. среднего месячного заработка на срок до шести месяцев и взыскать с общества с ограниченной ответственностью «НафтаБурСервис» в пользу Дитченко Г. Г. средний месячный заработок на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения в размере хх ххх рублей 20 копеек.

хх февраля 2011 года истица Дитченко Г.Г. уточнила свои исковые требования и просила суд взыскать в её пользу среднемесячный заработок за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня её увольнения в размере ххххх руб.60 коп.

В судебном заседании Прокурор Катангского района Иркутской области не присутствовал, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, в заявлении, адресованном суду, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Прокурор Куйбышевского района города Иркутска Малых Л.Б. заявленные требования Прокурора Катангского района Иркутской области в защиту трудовых прав Дитченко Г.Г. поддержала и настаивала на их удовлетворении.

Истец Дитченко Г.Г. в судебное заседание не явилась, извещена о его времени и месте надлежащим образом; согласно факсимильному заявлению от xx.08.2011 года просит дело рассмотреть в её отсутствие, о дате судебного заседания извещена.

Суд, в соответствии с требованиями части 5 статьи 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившегося истца.

Представитель ответчика ООО «НафтаБурСервис» Кричинская Н.А., действующая на основании доверенности с полным объемом процессуальных прав, исковые требования истца не признала, суду пояснила, что Дитченко Г.Г. действительно работала с хх сентября 2008 года по хх июля 2010 года в ООО «НафтаБурСевис» в должности (должность) на скважине ххх Среднекочемской (переведена в мае 2009 года на скважину ххх Северо-Могдинская), работа осуществлялась вахтовым методом; уволена хх июля 2010 года по статье 81 части 1 пункту 2 ТК РФ по сокращению численности или штата работников с предоставлением гарантий, предусмотренный статьей 178 ТК РФ. Полагает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Работодателем не предоставлены дополнительные гарантии, предусмотренные статьей 318 Трудовой кодекс РФ до введения в действие соответствующих федеральных законов, предоставляющие социальные гарантии и компенсации лицам, работающим в местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но где выплачиваются районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, право на сохранение средней заработной платы при увольнении до шести месяцев связывают только с увольнением в связи с ликвидацией или реорганизаций организации.

Полагает, что доводы ответчика подтверждаются письмом от xx.12.2010 г. за № 7-3028-10-ОБ государственной инспекции труда в Иркутской области по аналогичной ситуации.

Суд, заслушав объяснения Прокурора Куйбышевского района города Иркутска и представителя ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, полагает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии с положениями Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (статья 178).

В судебном заседании установлено, что Дитченко Г.Г. в соответствии с приказом от хх сентября 2008 года № 566 была принята на работу в ООО «НафтаБурСервис» (должность) в соответствии с трудовым договором от хх сентября 2008 года. Согласно приказу № 840 от хх июня 2010 года трудовые отношения между предприятием и Дитченко Г.Г. прекращены по ст. 81 ч. 1 п.2 ТК РФ в связи с сокращением численности штата работников ООО «НафтаБурСервис». хх июля 2010 года Дитченко Г.Г. уволена с предприятия.

Указанное обстоятельство подтверждается копией трудовой книжки серии АТ-(I № ххххххх, приказом о приеме Дитченко Г.Г. на работу от хх сентября 2008 года № 566, приказом об увольнении Дитченко Г.Г. с хх июля 2010 года от хх сентября 2008 года № 297-08.

При увольнении Дитченко Г.Г. было выплачено выходное пособие в размере среднемесячного заработка в соответствии с частью 1 статьи 178 ТК РФ, средний месячный заработок на период трудоустройства в течение второго месяца со дня увольнения, средний месячный заработок на период трудоустройства в течение третьего месяца со дня увольнения, что сторонами также не оспаривается и подтверждается приказом об увольнении № 840 от хх июня 2010 года, приказами о выплате среднего заработка № 276 от хх июля 2010 года и № 337 от хх октября 2010 года, платежными поручениями № 325 от хх августа 2010 года, № 554 от хх сентября 2010 года и № 816 от хх октября 2010 года.

Согласно регистрационному удостоверению безработного выданного на имя Дитченко Г.Г., в качестве безработной в Катангском районном центре занятости населения она зарегистрирована с хх августа 2010 года и в течение шести месяцев со дня увольнения состояла на учете как безработная,, что также подтверждается справками ОГУ «Центр занятости населения Катанского района» № 79 от хх января 2011 года, справки № 142 от хх февраля 2011 года данного учреждения.

Указанное обстоятельство работодателем истца не опровергнуто. Более того, работодатель – ООО «НафтаБурСервис» на основании приказов № 276 от хх июля 2010 года и № 337 от хх октября 2010 года выплатил Дитченко Г.Г. среднюю месячную заработную плату на период трудоустройства за второй и третий месяц со дня увольнения, что подтверждается платежными поручениями № 325 от хх августа 2010 года, № 554 от хх сентября 2010 года и № 816 от хх октября 2010 года, что истцом не оспорено.

Статьей 165 Трудового кодекса РФ определено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом, работникам предоставляются гарантии и компенсации и в других случаях, предусмотренных иными федеральными законами. При этом, согласно положениям статьи 423 ТК РФ, изданным до введения в действие настоящего Кодекса, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Пунктом 14 Постановления Совета Министров РСФСР N 76 от хх февраля 1991 года «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» установлено, что за работниками, высвобождаемыми в связи с реорганизацией, ликвидацией объединений, предприятий и учреждений, расположенных не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, но и в районах и местностях, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, определенных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от ххапреля 1972 года N 255, сохраняются на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, непрерывный стаж и средняя заработная плата по прежнему месту работы.

Таким образом, лицам, уволенным из организаций, находящихся на территории Иркутской области, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников, связанным с реорганизацией, на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, сохраняется средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия.

Данное правило следует из положений Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от хх сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» и Постановления Совета Министров РСФСР № 76 от ххфевраля 1991 года (в редакции Постановления Правительства РФ от хх октября 1992 года) «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», действующих впредь до принятия соответствующего федерального закона.

Предусмотренные пунктом 14 Постановления Совета Министров РСФСР от xx.02.1991 N 76 гарантии распространяются только на лиц, уволенных в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников, связанным с реорганизацией юридического лица (слиянием, присоединением, разделением, выделением, преобразованием – статья 57 ГК РФ). В отношении же лиц, уволенных по сокращению численности или штата работников, не связанному с реорганизацией юридического лица, подлежит применению статья 178 Трудового Кодекса РФ, за названными работниками сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, но не более, чем на три месяца.

Довод истца о том, что на работодателе лежит обязанность в соответствии с требованиями статьи 318 Трудового кодекса РФ, по выплате средней заработной платы уволенному по сокращению штатов за 4, 5 и 6 месяц, поскольку место работы истца находилось в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, суд находит обоснованным в связи со следующим.

Согласно статье 318 Трудового Кодекса РФ, работнику, увольняемому из организации, расположенной районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Отдаленность районов Крайнего Севера и приравненных местностей создает дополнительные трудности для трудоустройства работников по сравнению с другими регионами России, поэтому Трудовой Кодекс РФ предусматривает более длительные сроки сохранения среднего заработка в случае увольнения работников в связи с ликвидацией организации и сокращением численности или штата работников по сравнению с общими правилами, предусмотренными статьей 178 Трудового кодекса.

Судом установлено, что место нахождения ответчика (работодателя) – город Иркутск – в перечне районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от хх ноября 1967 года № 1029 не значится.

Указанное обстоятельство объективно подтверждается Уставом ООО «НафтаБурСервис», выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на хх ноября 2010 года, свидетельствами о регистрации юридического лица и внесении записи в ЕГРЮЛ от хх декабря 2009 года.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Дитченко Г.Г. осуществляла работу (должность) на участке «Ербогачен» в Катангском районе Иркутской области – районе Крайнего Севера, работа носила вахтовый характер, фактическое место жительства истца село Ербогачен Катангского района Иркутской области.(л.д.8)

Катангский район Иркутской области в соответствии с вышеуказанным Постановлением отнесен к местности Крайнего Севера. В производственной структуре ООО «НафтаБурСервис» предоставленной ответчиком место работы истицы указано, как база «Ербогачен» в которые входит два подготовительный участка и Пикет «Приображенка.» Представитель ответчика в судебном заседании суду пояснила, что местом работы истицы являлся участок п. Ербогачен, место работы истицы изначально было определено на участке Среднекочемская 251, а затем Северо-Могдинская СКВ. 301 Катангского района, Иркутской области..

Данные участки находятся в Катангском районе Иркутской области. Заработная плата истице выплачивалась с районным коэффициентом и северной надбавкой.

В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера утвержденного Постановлением Совета Министров СССР N 12 от xx.01.1983 г., г. Иркутск не является районом Крайнего Севера или местностью приравненной к районам Крайнего Севера, однако согласно п. 14 Постановления Совета Министров РСФСР от xx.02.1991 года N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" предусмотрено, что за работниками, высвобождаемыми в связи с реорганизацией, ликвидацией объединений, предприятий, организаций и учреждений, либо сокращения численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 ТК РФ) расположенных в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в районах и местностях, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, определенных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от xx.04.1972 г. N 255, на период трудоустройства, но не свыше 6 месяцев, сохраняется непрерывный трудовой стаж и средняя заработная плата по прежнему месту работы.

После увольнения, истица обратилась в центр занятости и не была трудоустроена ни в первые три месяца, ни в период четвертого, пятого, шестого месяцев со дня увольнения.

Работодатель, получив справки органа службы занятости, выплату заработной платы истцу за четвертый, пятый и шестой месяц со дня увольнения не произвел.

Суд, проанализировав позицию и доводы обеих сторон спора, пришел к выводу о том, что отказ работодателя в выплате носит неправомерный характер и поэтому считает необходимым удовлетворить иск. Факт отсутствия трудоустройства и право истца на выплату подтверждены надлежащим образом. Кроме того, ОГУ Центр занятости населения Катангского района рассматривал обращение истца и правомерно принял решение о выплате сохраняемого среднего заработка истице за четвертый, пятый и шестой месяцы, поскольку истица не была трудоустроена.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что истица имеет право на получение заработка за более длительный период отсутствия трудоустройства, так как место ее работы расположено в регионе, условия работы в которых не являются комфортными. Возможность данного подхода закреплена в Постановлении Совета Министров РСФСР N 76 от ххфевраля 1991 года и подтверждена решениями Верховного Суда РФ.

Расчет размера выплаты произведен судом на основании справки о доходах истца за 12 месяцев, предшествующих увольнению, который сделан истцу при увольнении, что соответствует требованиям ст. 139 ТК РФ. (среднемесячная заработная истицы составляет ххххх руб. 20 коп.х3 ( 4,5,6 месяцы) = ххххх,хх руб.)

Кроме того в трудовой книжке у истицы указано что она принята на работу (должность) участка «Ербогачен» Катангского района Иркутской области.

Таким образом, на Дитченко Г.Г., уволенной из ООО «НафтаБурСервис», расположенной в городе Иркутске, могут быть распространяться гарантии и компенсации, предусмотренные статьей 318 Трудового кодекса РФ, для работников, увольняемых из организаций, расположенных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а поэтому исковые требования Прокурора Катангского района Иркутскуй области в интересах Дитченко Г. Г. к ООО «НафтаБурСервис» о признании действий незаконными и взыскании компенсационных выплат в виде среднемесячной заработной платы подлежат удовлетворению в полном объеме.

С учетом изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Катангского района Иркутской области удовлетворить.

Признать действия ООО «НафтаБурСервис» выразившиеся в отказе о выплате Дитченко Г. Г. среднего месячного заработка на срок до шести месяцев незаконными

Взыскать с ООО «НафтаБурСервис» в пользу Дитченко Г. Г. средний месячный заработок на период трудоустройства в течение шести месяцев со дня увольнения в размере ххххх, хх руб.

Взыскать с ООО «НафтаБурСервис» в пользу государстве госпошлину в размере хххх,хх руб.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в 10 дневный срок со дня постановления решения в окончательной форме.

Председательствующий: В.В.Ларионова