(2689) Решение по иску о признании права собственности на самовольную постройку. Иск удовлетворен.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2011 года город Иркутск

Куйбышевский районный суд г. Иркутска Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Ларионовой В.В.,

при секретаре Колибабчук А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1873/2011 по иску Сейдуровой М. М. к администрации города Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку,

УСТАНОВИЛ:

Сейдурова М.М. обратилась в суд с иском к администрации города Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку.

В обоснование иска истица указала, что в августе 2007 года она заключила устный договор с Х. Г. В. о переуступке прав по договору № 526 от xx.07.2003 г., который был заключен между Х. Г.В. и ООО «Дирекция строительства индивидуального поселка «Топка» Куйбышевского района г. Иркутска в лице Е. В.Л.

В 2008 году за счет собственных средств, без получения соответствующих разрешений, без проекта согласованного с Архитектурой г. Иркутска, на данном земельном участке нею построен двухэтажный жилой дом общей площадью ххх,х кв.м. из них жилой 106.7 кв.м, в котором она стала проживать с членами своей семьи.

Возведенное здание по своим характеристикам, указанным в техническом паспорте ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ» завершено строительством и соответствует капитальному строению, перемещение которого невозможно без несоразмерного ущерба для его назначения.

В мае 2009 года по заявлению Х. Г.В. была оформлена переуступка прав по договору № 526, что подтверждается квитанцией № 122 от xx.05.2009 г. и с ней заключен договор № 526 от xx.05.2009 г. « О создании фонда под обустройство территории падь «Топка» и выделении земельного участка под индивидуальное строительство» с ООО «Дирекция строительства индивидуального поселка «Топка» Куйбышевского района г. Иркутска».

Согласно договору ей выделен земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу г. Иркутск, мкр. Лесной, ул. N., д.60. Обязательство по договору она выполнила в полном объеме, оплачивала соответствующие взносы.

Её муж Сейдуров В.Г. не возражает, чтобы право собственности на указанное строение было признано на ней.

Просит суд признать за ней Сейдуровой М. М. право собственности на самовольную постройку- двухэтажный жилой дом общей площадью ххх,х кв.м., из них жилой ххх,х кв.м., расположенный по адресу г. Иркутск, м/р Лесной, ул. N., дом хх.

В судебном заседании представитель истца Ч. С.В., действующая на основании доверенности от хх августа 2010 года, исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в иске и настаивала на их удовлетворении.

Сейдурова М.М. в судебное заседание не явилась, о дне судебного заседания извещена надлежащим образом, согласно заявлению представленному суду просит дело рассмотреть в её отсутствие, на иске настаивает.

Представитель ответчика администрации г. Иркутска – Протасов А.А., действующий на основании доверенности от xx.08.2010 года, в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом, что подтверждается судебной повесткой. В адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, каких-либо возражений по иску не представил, против удовлетворения исковых требований не возражал. Суд, на основании положений статьи 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившегося лица.

Третье лицо на стороне истца Сейдуров В.Г. в судебное заседание не явился о дне и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно заявлению, представленному в суд просит дело рассмотреть в его отсутствие, с иском Сейдуровой М.М. согласен.

Заслушав объяснения представителя истца, допросив свидетелей, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

Судом установлено, что на земельном участке по адресу: г. Иркутск, мрн. Лесной, ул. N., 60, в 2008 году самовольно, без получения разрешения на строительство выстроен жилой брусчатый дом общей площадью ххх,х кв.м., в том числе жилой ххх,х кв.м. Пользователем данного дома является Сейдурова М. М. .

Данное обстоятельство сторонами не оспаривается и объективно подтверждается заключением ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от хх июля 2011 года № 2317 из которого следует, что пользователем жилого дома по адресу Иркутская область, г. Иркутск, мкр. Лесной, ул. N., дом хх является Сейдурова М. М. , согласно данным технической инвентаризации общая площадь жилого дома составляет ххх,х кв.м., из жилая площадь составляет ххх,х кв.м..

Аналогичные сведения содержатся и в техническом паспорте, составленном ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по состоянию на хх августа 2008 года, из которого усматривается, что данному дому, как жилому присвоен кадастровый номер хх:хх:хххххх:хххх:хх:ххх:ххх:ххххххххх.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил.

В силу части 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии с пунктом 9.1 Федерального закона от хх октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности.

Обосновывая исковые требования, в судебном заседании представитель истца действующая на основании доверенности с полным объемом прав Ч. С.В. дала пояснения аналогичные доводам, указанным в иске, ссылаясь на то, что после выделения её доверительнице земельного участка под строительство индивидуального жилого дома в поселке «Падь Топка», он совместно с мужем, своими силами и на личные средства в 2008 году выстроили на этом участке двухэтажный брусчатый жилой дом общей площадью 140,9 кв.м., в том числе жилой ххх,х кв.м. адрес которого: г. Иркутск, мрн. Лесной, ул. N., дом хх. Выстроенный дом отвечает всем санитарно-эпидемиологическим, строительным и противопожарным нормам, не нарушает прав третьих лиц.

Указанные доводы подтверждаются следующими доказательствами:

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Ч. В.А.., суду показала, что она знакома с семьей Сейдуровой М.М., поскольку между собой они сваты. В период с 2006 по 2008 годы Сейдуровы строили дом. В 2008 году они закончили строительство. Дом двухэтажный, выстроен из бруса. В настоящее время Сейдуровы проживают в этом доме, несут расходы по его содержанию. Строили дом за свой счет и своими силами. Споров между соседями нет.

Свидетель М. Р.М. в судебном заседании показал, что знаком с истицей с 2004 года, вместе работали. Ему известно, что Сейдурова М.М. с 2006-2008 год строила дом по ул. N., 60 в г. Иркутске. Он как геодезист, помогал ей. В настоящее время дом построен, семья Сейдуровых в этом доме проживает. Строили они дом за свой счет и своими силами. Споров между соседями по поводу земельного участка нет, поскольку дом построен на земельном участке, принадлежащем Сейдуровой М.М., неудобств соседям не причиняет.

У суда нет оснований сомневаться в правильности показаний допрошенных свидетелей, поскольку они предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, а кроме того, их показания согласуются с иными доказательствами по делу.

Из договора № 526 от хх мая 2009 года «О создании фонда под обустройство территории падь «Топка» и выделении земельного участка под индивидуальное строительство» следует, что Сейдуровой М. М. выделен земельный участок № 526 в пади «Топка» - ул. N., дом хх под индивидуальную застройку.

Факт выделения истцу земельного участка № 526 индивидуального жилого поселка Лесной подтверждается актом о выносе границ участка в натуру, согласно которому площадь земельного участка составляет 1000 кв.м.

Таким образом, оценивая в совокупности вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу, что на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, микрорайон Лесной, ул. N., 60, который был выделен органом местного самоуправления в установленном порядке под индивидуальное жилищное строительство, истец Сейдурова М.М. за счет собственных средств выстроила двухэтажный жилой дом из бруса общей площадью 140,9 кв.м., в том числе жилой площадью 106.7 кв.м. Данный дом является самовольной постройкой, поскольку возведен хотя и на специально предоставленном для этого земельном участке, однако без получения на то необходимых разрешений. Земельный участок был предоставлен истцу Сейдуровой М.М. под индивидуальное жилищное строительство на основании решения Куйбышевского исполкома от xx.10.1990 г. и используется истцом в соответствии с его целевым назначением. Право, на котором предоставлен земельный участок, в документе не указано, вследствие чего земельный участок считается предоставленным на праве собственности. Доказательств обратного суду не представлено и судом не добыто.

В соответствии с требованиями статьи 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно Федеральному закону от хх ноября 1995 года «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство любого объекта должно вестись при наличии следующих условий: 1) разрешение собственника земельного участка или здания, сооружения; 2) соблюдение градостроительных норм и правил.

Из заключения от xx.09.2008 года, составленного ОАО «Иркутский Промстройпроект» о техническом состоянии жилого дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, мкр. Лесной, ул. N., дом № 60 следует, что здание удовлетворяет требования действующей нормативно технической документации и пригодно для нормальной эксплуатации в качестве жилого помещения для постоянного пребывания людей.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от хх декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» разработка и реализация мер пожарной безопасности для зданий, сооружений и других объектов должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Согласно требованиям статьи 34 вышеназванного Федерального закона следует, что одной из обязанностей граждан, в том числе и при строительстве жилого дома, является соблюдение требований пожарной безопасности.

Из сообщения Отдела надзорной деятельности г. Иркутска от хх августа 2011 года № х-хх-хххх следует, что индивидуальный жилой дом по адресу: г. Иркутск, мрн. Лесной, ул. N., дом хх соответствует требованиям пожарной безопасности.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от хх марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации жилых домов должны соблюдаться санитарные правила.

По заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» от хх июля 2011 года № хх-хх.хх/хххх следует, что возведенное строение – двухэтажный брусчатый жилой дом (Литер А) 2008 года постройки со служебно-хозяйственными постройками по адресу: г. Иркутск, мрн. Лесной, ул. N., № 60, выстроенный на земельном участке, территория которого определена под земли поселений, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПин 2.1.1/2.1.1.1200-03 « Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», СанПин 2.1.2.2645-10» Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Новая редакция).

Оценивая в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что построенный истцом одноэтажный жилой дом, по адресу: г. Иркутск, мрн. Лесной, улица N., 60, являющийся самовольной постройкой может быть сохранен. Сохранение данной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, так как она возведена без отступления от строительных, санитарно-технических и противопожарных норм.

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью допустимых и относимых доказательств. Соответствие самовольной постройки обязательным нормам подтверждено представленными суду заключениями органов пожарного, санитарно-эпидемиологического контроля, а также организации, имеющей лицензию на строительство зданий и сооружений 1 и 2 уровня ответственности. Доказательств обратного, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено.

Таким образом, суд считает возможным признать за Сейдуровой М. М. право собственности на данную самовольную постройку.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сейдуровой М. М. удовлетворить.

Признать за Сейдуровой М. М. право собственности на одноэтажный брусчатый жилой дом общей площадью ххх,х кв.м., в том числе жилой площадью ххх,х кв.м., расположенный по адресу: город Иркутск, микрорайон Лесной, ул. N., дом хх.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение десяти дней.

Председательствующий: В.В. Ларионова