(2709) Решение по иску о признании права собственности на самовольно возведенное строение. Иск удовлетворен.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 сентября 2011 года г.Иркутск

Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе:

председательствующего судьи Ларионовой В.В.

при секретаре Колибабчук А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-1807/2011 по иску Барабановой Т. А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Барабанова И. Е. к Барабановой Н. Е., Администрации города Иркутска о признании права собственности на самовольно возведенное строение,

УСТАНОВИЛ:

Барабанова Т.А. обратилась в суд иском в своих интересах и интересах несовершеннолетнего сына Барабанова Е.С., указав, что с хх марта 1994 года по хх декабря 2002 года состояла в браке с Барабановым Е.С., от которого имеет сына Барабанова И.Е., 1994 года рождения. хх ноября 2007 года Барабанов Е.С. умер. В период брака, по договору купли-продажи от хх мая 1995 года Барабанов Е.С. приобрел за хх ххх ххх рублей у В. Е.И. домовладение, состоящее из жилого каркасно-засыпного дома, полезной площадью хх,х кв.м., из них жилой – хх,х кв.м., сарая, двух навесов, уборной и ограждения, находящееся по адресу: город Иркутск, улица N., дом 13. Продавцу В. Е.И. домовладение принадлежало на основании регистрационного удостоверения № 7 от хх апреля 1995 года. Поскольку домовладение было приобретено в период брака, то является совместной собственностью супругов. В период пользования домовладением они (супруги) снесли дом, общей площадью хх,х кв.м., под литерой А, ввиду его ветхости. Кроме того, на земельном участке по спорному адресу, еще в 1983 году прежний собственник В. Е.И. самовольно возвел каркасно-засыпной жилой дом под литерой Б с жилым пристроем под литерой Б1, общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой – хх,х кв.м., дом был построен как летняя кухня. После приобретения дома, как указывает истец, они с супругом переоборудовали дом, утеплили его. В данном доме, под литерой Б, Б1 ее семья проживает до настоящего времени, содержит его в надлежащем техническом состоянии. Полагает, что при переходе права собственности на жилой дом к ним перешло и право пользования земельным участком, отведенным под эксплуатацию жилого дома. После смерти Барабанова Е.С. его наследниками являются сын Барабанов И. и мать Барабанова Н.Е., последняя отказалась от своей доли в ее (истицы) пользу. Поскольку ей как супруге принадлежит 1/2 доли, то сыну Барабанову И.Е. с учетом отказа Барабановой Н.Е. от своей доли наследства должна принадлежать 1/6 доля имущества. Спорный жилой дом соответствует градостроительным нормам и правилам, не нарушает прав и законных интересов граждан, отвечает требованиям пожарной безопасности. В этой связи, Барабанова Т.А. просит признать за ней право собственности на 5/6 доли в праве собственности на домовладение, состоящее из жилого каркасно-засыпного жилого дома с жилым пристроем (литер Б, Б1 по техническому паспорту), общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой- хх,х кв.м., за Барабановым И.Е. просит признать право собственности на 1/6 доли указанного домовладения.

Истец Барабанова Т.А. с участием своего представителя Жибаевой Л.Л. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Ответчик Барабанова Н.Е. в судебное заседание, не явилась, извещена надлежаще о времени и месте судебного разбирательства, в письменном заявлении просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что исковые требования признает в полном объеме, последствия признания иска ей разъяснены и понятны.

Представитель ответчика администрации города Иркутска в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, каких-либо возражений по иску не представил.

Суд, в соответствии с требованиями части 5 статьи 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие ответчиков.

Суд, заслушав объяснения истицы, допросив свидетелей, исследовав и оценив представленные суду доказательства, имеющиеся в материалах дела, считает исковые требования Барабановой Т.А. подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 9.1. статьи 3 Федерального Закона от хх октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» (в редакции Федерального закона от хх декабря 2006 года за № 232-ФЗ), если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В силу статьи 37 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего при заключении договора купли-продажи в 1995 году, при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками.

Аналогичные положения о единстве судьбы земельного участка и расположенного на нем строения содержит и статья 35 Земельного кодекса РФ.

На основании статьи 34 Семейного кодекса РФ имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

В силу статьи 39 Семейного кодекса РФ при определении долей в общем имуществе супругов доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.

В соответствии с требованиями статьи 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на то необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

В соответствии с частью 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Статья 42 Земельного кодекса РФ гласит, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В судебном заседании установлено, что на земельном участке по адресу: город Иркутск, улица N., дом 13, находится жилой дом с жилым пристроем (литер Б, Б1), общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой- хх, хкв.м.

Указанное обстоятельство объективно подтверждается справкой МУП БТИ г.Иркутска от хх июля 2011 года за № хх/хх-ххх, техническим паспортом составленным МУП БТИ г.Иркутска по состоянию на хх ноября 2008 года.

Истец Барабанова Т.А., поддерживая доводы иска, в судебном заседании пояснила, что в период брака с Барабановым Е.С. они совместно приобрели домовладение в виде жилого дома полезной площадью хх,х кв.м., по адресу: город Иркутск, улица N., 13, и надворными постройками. Домовладение принадлежало продавцу на законных основаниях, имелось регистрационное удостоверение. Договор купли-продажи был оформлен на супруга Барабанова Е.С., но поскольку они состояли в зарегистрированном браке, то домовладение является их совместно нажитым имуществом, в котором ей принадлежит 1/2 доля. Согласно нормам действовавшего на момент купли-продажи ЗК РСФСР при переходе права собственности на жилой дом к ним перешло и право пользования земельным участком. На данном земельном участке в 1983 году прежний владелец возвел дом, общей площадью хх,х кв.м., который использовал как летную кухню. После приобретения домовладения, в процессе его использования, им пришлось снести дом общей площадью хх,х кв.м., так как проживать в нем не могли из-за его ветхости. Дом общей площадью хх,х кв.м. был ими переоборудован в жилой, утеплен, в нем они и проживают до настоящего времени. Споров с соседями по поводу жилого дома, использования земельного участка не имеется. Брак с Барабановым Е.С. расторгли хх декабря 2002 года, а хх ноября 2007 года он умер. После его смерти остались наследники – сын Барабанов И.Е., 1994 года рождения, и мать Барабанова Н.Е. Последняя от своей доли наследства отказалась в ее пользу, поэтому с учетом того, что ей принадлежит 1/2 доли домовладения по спорному адресу, нажитого в период брака, то Барабанов И.Е. и Барабанова Н.Е. должны наследовать по 1/6 доли спорного дома. Так как Барабанова Н.Е. отказалась от своей доли в ее пользу, то она (истец) имеет право просить суд признать за ней право собственности на 5/6 доли дома, а за сыном – на 1/6 долю дома.

В подтверждение своих доводов истица сослалась на следующие доказательства.

Допрошенная в качестве свидетеля Н. И.П. суду показала, что знакома с истицей, так их супруги работали вместе, она (свидетель) продолжает общаться с Барабановой Т.А. Дом и участок по улице N., 13 был приобретен Барабановыми, когда они состояли в браке. Спорный жилой дом был ими отремонтирован, они поддерживали его в надлежащем техническом состоянии. Истица до настоящего времени живет в этом доме, споров с соседями относительно дома и земельного участка нет, у них хорошие соседские отношения.

Свидетель Ф. Л.В. суду показала, что Барабанова Т.А. является ее близкой подругой, дружат с детства, хорошо знала и ее супруга Барабанова Е.С., они учились в одном классе. Барабанов Е.С. приобрел в 1995 году спорный жилой дом по адресу: город Иркутск, улица N., 13, в тот период времени он состоял в браке с истицей. После покупки дома, Барабановы постоянно проживали в нем, ремонтировали и обустраивали его. В настоящее время в спорном доме живет истица с сыном Барабановым И.Е., споров с соседями нет.

Суд находит показания свидетелей правдивыми, поскольку не установлено какой-либо их заинтересованности в исходе дела, их показания подтверждаются другими доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Согласно справке о заключении брака № 2397, выданной хх октября 2008 года отделом регистрации браком по г.Иркутску управления службы ЗАГС Иркутской области, Барабанов Е. С. и Кочнева Т. А. хх марта 1994 года заключили брак, после заключения брака супругам присвоена фамилия- Барабановы. Брак расторгнут.

Как подтверждает свидетельство о рождении серии I-СТ № хххххх от хх августа 1994 года, Барабанов И. Е. родился хх июля 1994 года, его родителями являются Барабанов Е. С. и Барабанова Т. А..

Из свидетельства о смерти серии II-СТ № хххххх от хх ноября 2007 года, следует, что Барабанов Е. С., 1974 года рождения, умер хх ноября 2007 года в городе Иркутске.

Из копии регистрационного удостоверения от хх апреля 1995 года усматривается, что домовладение № 13 по ул.N. г.Иркутска зарегистрировано по праву собственности за В. Е.И., на основании постановления мэра г.Иркутска от хх марта 1995 года № 26/165. Данное обстоятельство подтверждается и выпиской из указанного постановления.

Из договора купли-продажи от хх мая 1995 года, заключенного между В. Е.И. и Барабановым Е.С. усматривается, что предметом договора является домовладение состоящее из жилого каркасно-засыпного дома, полезной площадью хх,х кв.м., из них жилой- хх,х кв.м., сарая, двух навесов, уборной и ограждения, находящиеся по адресу: город Иркутск, улица N., 13. Договор хх мая 1995 года удостоверен нотариусом Шевчук Г.А., занимающейся частной практикой и зарегистрирован в БТИ г.Иркутска хх мая 1995 года.

В соответствии с техническим паспортом жилого дома от хх декабря 1994 года, по адресу: город Иркутск, улица N., 13, находился жилой дом, общей площадью, хх,х кв.м., в том числе жилой хх,х кв.м., обозначенный на плане под литерой А1, с различными надворными постройками. Собственником дома указан Барабанов Е.С.

Согласно техническому паспорту на жилой дом, составленному на хх февраля 2003 года, по спорному адресу располагается жилой дом под литерой Б, 1983 года постройки, общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой- хх,х кв.м., дом под литерой А на плане отсутствует.

Как усматривается из технического паспорта от хх ноября 2008 года, по адресу: город Иркутск, улица N., 13, находится жилой дом под литерой Б, с пристроем под литерой Б1, общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой – хх,х кв.м.

Из заключения МУП БТИ г.Иркутска от хх ноября 2008 года следует, что по данным технического учета Барабанов Е.С. является владельцем одноэтажного каркасно-засыпного жилого дома, общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой- хх,х кв.м., по адресу: город Иркутск, улица N., 13, снесенного из-за ветхости. На момент обследования от хх ноября 2008 года установлено, что жилой дом с пристроем под литерами «Б, Б1» был возведен в 1983 году, общая полезная площадь дома составляет хх,х кв.м., в том числе жилая- хх,х кв.м. Ранее при подсчете площадей была допущена арифметическая ошибка.

Согласно архивной выписке, подготовленной Государственным архивом Иркутской области хх января 2009 года за № ОРГ-25-1, хх марта 1962 гола Исполкомом Октябрьского Совета депутатов трудящихся вынесено решение № 72 «О налоговом обложении граждан самовольно возведших строения на не отведенных им земельных участках». Согласно списку внеплановых строений под № 568 значится Кузинова Ф.Г. – N. (бывшая 2 Н-Ушаковки), 13, общая площадь 200, под застройкой 48.

Из ответа главного государственного инспектора г.Иркутска по пожарному надзору от хх мая 2011 года № х-хх-хххх следует, что жилой дом по адресу: город Иркутск, улица N., 13 соответствует требованиям пожарной безопасности.

По сообщению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» № хх-хх.хх/хххх от хх августа 2011 года индивидуальный жилой дом по адресу: г. Иркутск, ул. N., дом 13, общей площадью хх,х кв.м., жилой площадью хх,х кв.м. соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

Представленные суду квитанции свидетельствуют, что пользователями дома по спорному адресу уплачивался земельный налог.

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что спорный жилой дом с жилым пристроем, общей площадью хх,х кв.м., из них жилой хх,х кв.м. является самовольной постройкой, однако, возведен без отступлений от градостроительных норм, соответствует требованиям пожарной безопасности. Доказательств обратного суду не представлено. Право пользования земельным участком, на котором расположено самовольное строение, перешло истице и ее несовершеннолетнему сыну на тех же условиях и в том же объеме, что и у прежнего собственника дома. Земельный участок был выделен под индивидуальный жилой дом. Следовательно, суд находит возможным, признать за Барабановой Т.А. и Барабановым И.Е. право собственности на самовольную постройку – каркасно-засыпной жилой дом с жилым пристроем (литер Б,Б1), общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой площадью хх,х кв.м., расположенный по адресу: город Иркутск, улица N., дом 13.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198 Гражданского процессуального Кодекса РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Барабановой Т. А. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Барабанова И. Е. удовлетворить.

Признать за Барабановой Т. А. право собственности на 5/6 долей в праве общей долевой собственности на домовладение, состоящее из жилого каркасно-засыпного дома с жилым пристроем (литер Б, Б1), общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой- хх,х кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., дом 13.

Признать за Барабановым И. Е. право собственности на 1/6 долю в праве общей долевой собственности на домовладение, состоящее из жилого каркасно-засыпного дома с жилым пристроем (литер Б, Б1), общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой- хх,х кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., дом 13.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Иркутска в 10 дневный срок со дня постановления решения в окончательной форме.

Судья: В.В.Ларионова