№ 2-1677/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2011 года | Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Глуховой Т.Н., |
при секретаре Кудреватых А.В.,
с участием истца Смирновой Л.А., представителя истца Кузнецовой А.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Л. А. к Администрации г. Иркутска о признании права собственности на самовольное строение,
УСТАНОВИЛ:
Истица Смирнова Л.А. обратилась в суд с иском указав в его обоснование, что по договору купли-продажи от ххиюля 1982 года она приобрела в собственность жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., 6, полезной площадью 35 кв.м., в том числе – жилой 26 кв.м. В 1983 году дом сгорел, и истица взамен сгоревшего дома в период с 1983-1984 годы возвела новый брусчатый дом с пристроем с отступлением от проекта в результате общеполезная площадь составила хх,х кв.м., в том числе жилая - хх, х кв.м. В 1984 году истица обратилась заявлением о выдаче регистрационного удостоверения на построенное домовладение, решением Иркутского городского совета народных депутатов от хх июня 1984г. № 15/456 решено выдать регистрационное удостоверение на имя Смирновой Л.А. на жилой дом общеполезной площадью хх,х кв.м., в т.ч. жилой 49,3 кв.м. В 1988 году она (истица) возвела к дому еще один пристрой, в результате чего общая площадь дома стала составлять хх,х кв.м., в том числе жилая – хх,х кв.м
Поскольку данный дом как самовольная постройка соответствует строительно-техническим и градостроительным нормам, не нарушает прав третьих лиц, не создает угрозу жизни и здоровья граждан, по сообщению КУМИ г. Иркутска не значится в реестре муниципального имущества г. Иркутска, земельный участок, на котором он возведен решением Иркутского городского Совета депутатов трудящихся от ххмарта 1950г. № 130 отведен под индивидуальную застройку, истица Смирнова Л.А. просит суд признать за ней право собственности на самовольное строение в виде одноэтажного жилого бревенчатого дома, находящегося по адресу: г. Иркутск, ул. N., 6, состоящий из четырёх комнат, общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой – хх,х кв.м.
В судебном заседании истица Смирнова Л.А. поддержала исковые требования и просила суд их удовлетворить. Поддерживая исковые требования в судебном заседании истица дала пояснения, аналогичные обстоятельствам, указанным в исковом заявлении. Кроме того, истица пояснила, что в 1988 году она при помощи семьи возвела пристрой к дому, в результате чего общая площадь дома составила хх,х кв.м., в том числе жилая хх,х кв.м. Дом находится в отличном состоянии, она проживает в нем со своей семьей, ухаживает за домом и земельным участком. Споров с соседями по землепользованию и расположению дома у ней нет.
Представитель истицы Кузнецова А.К., действующая на основании доверенности от хх января 2011г., в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме. Суду пояснила, что жилой дом соответствует строительным, санитарным, противопожарным правилам и нормам, что подтверждается соответствующими заключениями.
Представитель ответчика администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения судебного заседания извещен надлежащим образом, в отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений относительно исковых требований Смирновой Л.А. суду не представил. Суд с учетом положения ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав пояснения сторон, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что на земельном участке по адресу: г. Иркутск, ул. N., 6, взамен жилого дома, собственником которого являлась Смирнова Л. А., в 1983 году без получения разрешения на строительство возведен одноэтажный брусчатый жилой дом (литера А), в 1984 году к дому возведен жилой брусчатый пристрой (литера А1), в 1988 году к дому возведен жилой каркасно-засыпной жилой пристрой (литера А2), вследствие чего общая площадь дома составляет хх,х кв.м., в том числе жилая хх,х кв.м.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается и объективно подтверждается заключением МУП БТИ г. Иркутска от xx.03.2011г. № 03/11-135 и данными технического паспорта, составленного МУП БТИ г. Иркутска по состоянию на xx.03.2011 года.
Право собственности на ранее расположенный на указанном земельном участке жилой дом общей площадью 35,0 кв.м., в том числе жилой – 26,0 кв.м., подтверждается договором купли-продажи от хх июля 1982 года, заключенным между Смирновой Л.А. и Стерховым С.Я.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил.
В силу части 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В подтверждение доводов иска суду представлены следующие доказательства:
Допрошенный в судебном заседании свидетель Смирнов А.В., заявил, что приходится истице сыном, пояснил суду, что в дом, в котором они живут, они переехали когда ему было 5 лет. Дом был небольшой, потом он сгорел и на его месте был выстроен новый. Строительством дома занимались родители. Также дом помогали строить их родственники. В настоящее время дом имеет четыре комнаты, в нем проживают родители и он с женой и ребенком. Также свидетель пояснил суду, что спора с соседями по границам земельного участка не имеется. Дом соответствует строительным, санитарным, противопожарным требованиям, ни чьих прав и законных интересов не нарушает, не создает угрозы жизни и здоровью окружающих. Он согласен, чтобы право собственности на этот дом было признано за его мамой – истицей Смирновой Л.А.
Допрошенный в судебном заседании свидетель С. В.И., показал, что приходится истице мужем. Их брак с истицей был зарегистрирован в 1975 году. Дом они купили в 1982 году. Дом был маленький. После того, как дом сгорел, на его месте они построили новый дом побольше. Строительством занимался он сам, также в этом ему помогали его родственники. Строительство дома велось на деньги семейного бюджета. В настоящее время в этом доме они живут вместе с женой и сыном, у которого также есть семья. Дом соответствует строительным, санитарным, противопожарным требованиям, ни чьих прав и законных интересов не нарушает, не создает угрозы жизни и здоровью окружающих. Также свидетель пояснил суду, что не возражает, чтобы право собственности на этот дом было признано единолично за его женой – истицей Смирновой Л.А.
Допрошенная в судебном заседании свидетель П. Г.П., суду показала, семья Смирновых ей знакома, они являются соседями. Когда она (свидетель) приобрела в 1986 году свой участок, у Смирновых уже стоял большой дом. Дом строили они сами, в этом им помогали родственники. В настоящее время в этом доме проживает истица со своим мужем, их сын с женой и ребенком. У Смирновых три сына, они всегда помогают родителям. С соседями у них хорошие отношения, порядок землепользования определен, конфликтов и споров нет.
У суда нет оснований сомневаться в правильности показаний допрошенных свидетелей, поскольку они предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, а кроме того их показания согласуются с другими доказательствами по делу.
Так, в соответствии со свидетельством о регистрации брака № I-CT № хххххх от хх февраля хххх года усматривается, что брак между Ж. Л. А. и Смирновым В. И. заключен хх февраля хххх года в п. Качуг Иркутской области, произведена актовая запись № 12, жене присвоена фамилия – Смирнова.
Из архивной выписки, представленной ОГУ «Государственный архив Иркутской области» от ххиюня 2011 г. № ПГ- 421 следует, что решением Иркутского городского совета депутатов трудящихся № 130 от xx.03.1950г. «Об отводе участков под индивидуальную застройку» решено отвести земельный участок под индивидуальную застройку в г. Иркутске по Сталинскому району Любимовой Г.П. по адресу: г. Иркутск, кв. 25 по ул. N..
Согласно выписке из решения Иркутского городского совета народных депутатов от хх июня 1984 года № 15/456, было принято решение выдать регистрационное удостоверение на имя Смирновой Л. А., которая взамен планового сгоревшего при пожаре дома по ул. N., 6 построила с отступлением от проекта новый брусчатый жилой дом общей полезной площадью хх,х кв.м., в том числе жилой 49,3 кв.м. По данным МУП БТИ г. Иркутска сведений о выдаче регистрационного удостоверения на имя Смирновой Л.А. не имеется.
В соответствии с ответом КУМИ и потребительскому рынку г. Иркутска жилой дом по адресу: г. Иркутск, ул. N. 6 в реестре муниципального имущества не значится.
Из товарных чеков усматривается, что истица Смирнова Л.А. приобретала строительные материалы: краску дачную, эмаль, доску обрезную, кирпич, цемент, для ремонта и поддержания дома в надлежащем состоянии.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 9.1. статьи 3 ФЗ от хх октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Аналогичные положения о единстве судьбы земельного участка и расположенного на нем строения содержала и статья 37 Земельного кодекса РСФСР, действовавшего до введения в действия Земельного кодекса Российской Федерации.
Исходя из вышеприведенных норм права и оценивая в совокупности представленные доказательства, суд считает достоверно установленным то, что Смирнова Л.А. взамен принадлежащего ей на праве собственности одноэтажного жилого дома, сгоревшего в результате пожара, на свои средства выстроила одноэтажный жилой дом (литера А) с брусчатым жилым пристроем (литера А1) и каркасно-засыпным жилым пристроем (литера А2), общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой – 49, 4 кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., 6, который является самовольной постройкой по признаку отсутствия разрешения на его строительство. Земельный участок, на котором возведена данная постройка был предоставлен органом местного самоуправления под индивидуальную застройку прежнему владельцу дома на основании решения от хх марта 1950 года. Приобретая по договору купли продажи от хх июля 1982 года право собственности на жилой дом, истица приобрела и право использования земельного участка, занятого данным домом и необходимого для его эксплуатации, на тех же условиях и в том же объеме, что имел и прежний его собственник. Факт признания такого права за истицей подтверждается решением Иркутского городского совета народных депутатов от хх июня 1984 года № 15/456 о выдаче регистрационного удостоверения на имя истицы.
В этой связи Смирнова Л.А. вправе требовать признания за ней права собственности на указанное самовольно возведенное строение при условии, что сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с требованиями статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от хх декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» разработка и реализация мер пожарной безопасности для зданий, сооружений и других объектов должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
Согласно требованиям статьи 34 вышеназванного Федерального закона следует, что одной из обязанностей граждан, в том числе и при строительстве жилого дома, является соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от хх марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации жилых домов должны соблюдаться санитарные правила.
Согласно Федеральному закону от хх ноября 1995 года «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство любого объекта должно вестись при наличии следующих условий: 1) разрешение собственника земельного участка или здания, сооружения; 2) соблюдение градостроительных норм и правил.
Согласно заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № хх-хх.хх/хххх от хх июля 2011 года, размещение возведенного строения одноэтажного жилого брусчатого жилого дома (лит. А) 1983 года постройки с одноэтажным брусчатым пристроем (лит. А1) 1984 года постройки с одноэтажным каркасно-засыпным пристроем (лит. А2) 1988 года постройки со служебно-хозяйственными постройками по адресу: г. Иркутск, ул. N., 6, общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой – хх,х кв.м. соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам , предъявляемым к жилым помещениям.
Из заключения Одела надзорной деятельности г. Иркутска ГУ МЧС РФ по Иркутской области от хх июля 2011 года № х-хх-хххх усматривается, что жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., 6 соответствует требованиям пожарной безопасности.
Согласно заключению ООО «Строительные системы АРБОЛ» от хх мая 2011 года, жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., 6, пригоден для использования по назначению, то есть в качестве жилого дома. Конструктивные решения отвечают требованиям СНиП II -7-81 «Строительство в сейсмических районах», СНиП II – 25-80 «Деревянные конструкции», СНиП–52-01-2003 «Бетонные и железобетонные конструкции», СП-13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений». Дефектов и повреждений основных несущих конструкций, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, не обнаружено. Права и другие законные интересы граждан не нарушены.
Оценивая в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что являющийся самовольной постройкой жилой дом, по адресу: г. Иркутск, ул. N., 6, может быть сохранен, поскольку это не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Данная самовольная постройка возведена без отступления от строительных, санитарно-технических и противопожарных норм.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью допустимых и относимых доказательств. Соответствие самовольной постройки обязательным нормам подтверждено представленными суду заключениями органов пожарного, санитарно-эпидемиологического контроля, а также организацией, имеющей допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Доказательств обратного, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено.
Из сообщения Управления Росреестра по Иркутской области от хх июля 2011 года следует, что сведения о правах на объект недвижимого имущества - индивидуальный жилой дом по адресу: г. Иркутск, ул. N., 6, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд находит возможным признать за истицей право собственности на одноэтажный жилой дом (литера А) с брусчатым жилым пристроем (литера А1), с каркасно-засыпным жилым пристроем (литера А2), общей площадью общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой – хх,х кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., 6.
С учетом изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Смирновой Л. А. удовлетворить.
Признать за Смирновой Л. А. право собственности на одноэтажный брусчатый жилой дом (литера А) с жилыми пристроями (литера А1, литера А2), общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой – хх,х кв.м., расположенный по адресу: город Иркутск, улица N., 6.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска лицами, участвующими в деле, в течение десяти дней с момента вынесения решения.
Председательствующий: | Т.Н. Глухова |