(2794) Решение по иску прокурора о признании незаконным бездействия по не согласованию Правил внутреннего контроля. Иск удовлетворен.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 августа 2011 годаКуйбышевский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего Штрассер Н.П.

при секретаре Кармадановой Е.А.,

с участием представителя истца помощника прокурора Куйбышевского района г. Иркутска Малых Л.Б., представителя ответчика Л. А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1719/2011 по иску прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Золотой Байкал» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Куйбышевского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском в суд к ООО «Золотой Байкал» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по выполнению предписания. В обоснование иска указал, что прокуратурой Куйбышевского района г. Иркутска в декабре 2010 года проводилась проверка соблюдения ответчиком законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступленным путем, и финансированию терроризма. В ходе проверки были выявлены нарушения ФЗ от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступленным путем, и финансированию терроризма». В адрес генерального директора Л. А.М. 13 декабря 2010 года № 7-27/11 было вынесено представление об устранении выявленных нарушений. Данное представление ответчиком было рассмотрено и 13 января 2011 года на него был дан ответ о том, что ООО «Золотой Байкал» разработало и утвердило Правила внутреннего контроля, данные правила направлены на согласование в Восточно-Сибирскую государственную инспекцию пробирного надзора. По информации представленной Восточно-Сибирской государственной инспекцией пробирного надзора от 14 июня 2011 года ответчик не согласовал правила внутреннего контроля в соответствии с требованиями законодательства. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 20 июня 2011 года основным видом деятельности ООО «Золотой Байкал» является оптовая торговля ювелирными изделиями. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течении 5 рабочих дней с даты их утверждения. Прокуратурой установлено, что ответчиком до настоящего времени не согласовано с Восточно-Сибирской государственной инспекцией Правила внутреннего контроля, чем нарушено требования федерального законодательства. Бездействием ответчика затрагиваются права и интересы неопределенного круга лиц, права и законные интересы граждан, общества и государства на создания правового механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Просит суд признать бездействие ООО «Золотой Байкал» по несогласованию Правил внутреннего контроля незаконными, обязать согласовать с Восточно-Сибирской государственной инспекцией Правила внутреннего контроля в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца Малых Л.Б. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Л. А.М., действующая на основании доверенности от 22 августа 2011 года, в судебном заседании исковые требования признал, суду пояснил, что в ООО «Золотой Байкал» действительно отсутствовали Правила внутреннего контроля, потом они были составлены и направлены на согласование в соответствующий орган, однако, они им были возвращены на доработку. После проверок прокуратуры начали работать в направлении устранения всех недостатков. Пояснил, что в недельный срок отправят исправленный вариант Правил в органы контроля.

Представитель третьего лица Восточно-Сибирская государственной инспекции пробирного надзора Федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов РФЫ » в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина.

В силу п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» нормы ГПК РФ не допускают возможности оспаривания в порядке главы 25 этого Кодекса решений и действий (бездействия) органов управления организациями и их объединениями, общественными объединениями, политическими партиями, а также их руководителей, поэтому такие дела должны рассматриваться по правилам искового производства, в том числе и в случаях, когда заявитель ссылается на положения Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 07 августа 2011 года № 115-ФЗ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, настоящий закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно ч.2 ст.7 названного федерального закона Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом. Требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Согласно постановлению Правительства РФ от 08 января 2003 года № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом», правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего Постановления.

Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.

Судом установлено, что по результатам прокурорской проверки в ООО «Золотой Байкал» выявлены нарушения законодательства в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, а именно директором ООО «Золотой Байкал» Правила внутреннего контроля в специально уполномоченный оран для согласования не направлялись, внутренний контроль не осуществлялся, меры, направленные на предупреждение легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не применяются, в связи с чем прокурором Куйбышевского района г. Иркутска вынесено предписание об устранении нарушений законодательства.

Представитель истца Малых Л.Б., настаивая на удовлетворении исковых требований, суду пояснила, что основным видом деятельности ООО «Золотой Байкал» является оптовая торговля ювелирными изделиями, в ходе проверки были выявлены нарушения в сфере законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, о чем вынесено соответствующее предписание об устранении нарушений, однако, ответчик до настоящего времени не согласовал с Восточно-Сибирской государственной инспекцией пробирного надзора Правила внутреннего контроля, чем нарушило требования закона. Бездействием ответчика затрагиваются права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Доводы представителя истца подтверждаются письменными доказательствами.

Согласно Уставу, утвержденному решением № 1 единственного учредителя ООО «Золотой Байкал» от 20 июля 2009 года Л. А.М., общество осуществляет следующие виды деятельности: скупка у населения ювелирных изделий и их лома, оптовая и розничная торговля ювелирными изделиями, ломбардная деятельность и прочее.

Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 20 июня 2011 года № 204324 ООО «Золотой Байкал» включен в единый государственный реестр юридических лиц, основным видом деятельности является оптовая торговля ювелирными изделиями.

В соответствии с приказом № 1-Л от 20 июля 2009 года «О вступлении в должность директора и ведении бухгалтерского учета» на должность генерального директора ООО «Золотой Байкал» назначен Л. А.М.

Согласно свидетельству о постановке на специальный учет от 25 августа 2009 года № 0030001550 ООО «Золотой Байкал» постановлено на специальный учет в Восточно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты как юридическое лицо, осуществляющее операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Согласно представлению прокурора Куйбышевского района г. Иркутска Э.Р. Мухаметова от 13 декабря 2010 года № 7-27/10 об устранении нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, вынесенному генеральному директору ООО «Золотой Байкал» Л. А.М., требуется принять меры по устранению выявленных нарушений, и именно разработать и утвердить правила внутреннего контроля и назначить ответственное лицо за соблюдением данных правил.

Согласно сообщению начальника госинспекции пробирного надзора Лютикова В.М. от 14 июня 2011 года № 30-03-01/722 ООО «Золотой Байкал» не согласовало правило внутреннего контроля в соответствии с требованиями ФЗ от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма».

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что требование прокурора о признании незаконным бездействие ООО «Золотой Байкал» по несогласованию Правил внутреннего контроля является обоснованным, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, основным видом деятельности ответчика является оптовая торговля ювелирными изделиями, следовательно, на организацию распространяются требования ФЗ от 07 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», в нарушение закона директором ООО «Золотой Байкал» Правила внутреннего контроля в специально уполномоченный орган для согласования не направлялись, внутренний контроль не осуществлялся. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

При таких обстоятельствах, исковое заявление прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Золотой Байкал» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Куйбышевского района г. Иркутска удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие ООО «Золотой Байкал» по не согласованию Правил внутреннего контроля.

Обязать ООО «Золотой Байкал» согласовать Правила внутреннего контроля с Восточно-Сибирской государственной инспекцией пробирного надзора в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней с момента изготовления полного текста решения.

Судья: Штрассер Н.П.