(2792) Решение по иску об оспаривании решения КУМИ и потребительскому рынку Администрации г.Иркутска. Иск удовлетворен частично.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2011 года Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе:

председательствующего судьи Штрассер Н.П.,

при секретаре Кармадановой Е.А.,

с участием истца Грехнева В.И., его представителя Поповой Т.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1654/2011 по иску Грехнева В. И. об оспаривании решения КУМИ и потребительскому рынку Администрации г.Иркутска,

УСТАНОВИЛ:

Грехнев В.И. обратился в суд с иском, указав в его обоснование, что на основании решения суда от хх мая 2009 года и свидетельства о праве на наследство по закону является собственником жилого дома по адресу: город Иркутск, улица N., 27. В ноябре 2009 года он начал оформление земельного участка в собственность под эксплуатацию существующего жилого дома со служебно-хозяйственными строениями, для чего согласовал межевой план и каталог координат земельного участка с отделом геолого-геодезической службы департамента архитектуры и градостроительства Комитет по градостроительной политике Администрации г.Иркутска, отделом межевания департамента архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике Администрации г.Иркутска. В апреле 2011 года им был получен кадастровый паспорт земельного участка, которому был присвоен номер хх:хх:хххххх:хххх.

Как указывает заявитель, хх апреля 2011 года он подал заявление с приложенными документами о предоставлении ему земельного участка в собственность под эксплуатацию земельного участка. хх июня 2011 года получил ответ Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации г.Иркутска от хх июня 2011 года за № ххххх/хх, которым ему сообщили, что предоставить земельный участок с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх невозможно, так как при согласовании проекта постановления администрации г.Иркутска о предоставлении земельного участка Комитетом по градостроительной политике г.Иркутск была предоставлена информация о расположении данного земельного участка в границах красных линий.

Полагает, что отказ в предоставлении земельного участка необоснован и незаконен, данным ответом ему создаются препятствия к осуществлению права на приобретение земельного участка в частную собственность. Спорный земельный участок не прилегает к границам участков общего пользования, а именно: к улицам, проездам, автомобильным дорогам, границы участка никогда не переносились в сторону улицы N., соседние земельные участки оформлены в собственность. Кроме того, при геодезических работах, утверждении схемы земельного участка, получении согласования в департаменте архитектуры и градостроительства администрации г.Иркутска, при присвоении кадастрового номера вопрос о наличии красных линий в границах спорного земельного участка не рассматривался, ни в одной из инстанций не фигурировал. Земельный участок из хозяйственного использования не изъят, не относится к землям, на которых запрещена любая хозяйственная деятельность.

В этой связи Грехнев В.И. просит суд признать отказ Комитета по управлению муниципальных имуществом и потребительскому рынку от хх июня 2011 года № ххххх/хх в предоставлении ему в частную собственность земельного участка площадью хххх кв.м., расположенного в Куйбышевском районе г.Иркутска по улице N., 27, незаконным и необоснованным. Просит обязать Комитет по управлению муниципальных имуществом и потребительскому рынку предоставить в собственность земельный участок площадью хххх кв.м., расположенного в Куйбышевском районе г.Иркутска по улице N., 27.

Истец Грехнев В.И. с участием своего представителя по доверенности Поповой Т.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации города Иркутска Покорский А.С., действующий на основании доверенности от хх декабря 2010 года, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о времени и месте судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщил. В письменных возражениях на иск представитель Администрации г.Иркутска Покорский А.С. указал, что решение об отказе заявителю в предоставлении спорного земельного участка принято уполномоченным органом в пределах своей компетенции. В соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). Земельный участок площадью хххх кв.м., с кадастровым номером хх:хх:хххххх:хххх, расположенный по адресу: город Иркутск, улица N., 27, находится в границах красных линий согласно проекта планировки предместья Марата, предместья Радищева, предместья Рабочее, микрорайона Зеленый, поселка Искра, поселка Падь Топка г.Иркутска и попадает в зону объектов городского транспорта согласно генерального плана г.Иркутска, утвержденного решением Думы г.Иркутска от хх июня 2007 года № ххх-хх-ххх-ххх/х. Факт нахождения земельного участка в границах красных линий подтверждается ситуационным планом из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (систематизированный свод документированных сведений о развитии территории, об их застройки, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений). Указанная информация о нахождении земельного участка в границах красных линий предоставлена уполномоченным на то органом- департаментом архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике Администрации г.Иркутска. Следовательно, отказ в предоставлении земельного участка в собственность законен, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

Судом установлено, что Грехнев В.И. является собственником одноэтажного жилого дома, общей площадью ххх,х кв.м., литер А, расположенного по адресу: город Иркутск, улица N., 27.

Указанное обстоятельство объективно подтверждается решением Куйбышевского районного суда г.Иркутска от хх мая 2009 года, вступившим в законную силу хх мая 2009 года, свидетельством о праве на наследство по закону от хх ноября 2010 года, удостоверенным нотариусом Иркутского нотариального округа Б. Т.В., свидетельством о государственной регистрации права серии хх АД хххххх от хх декабря 2010 года, техническим паспортом, составленным МУП БТИ г.Иркутска по состоянию на хх февраля 2008 года.

Из сопроводительного письма от хх февраля 2010 года на имя и.о. начальника департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска следует, что в отношении земельного участка по улице N., 27 в г.Иркутске сняты координаты участка, сформирован каталог координат, составлен межевой план. Межевой план и координаты участка согласованы в департаменте архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г.Иркутска, в отделе архитектуры по Правобережному округу, отделе геолого-геодезической службы, в отделе градостроительного межевания вышеуказанного департамента.

Согласно кадастровому паспорту от хх апреля 2011 года № 3800/ххх/хх-ххххх земельному участку площадью хххх кв.м., по адресу: город Иркутск, улица N., 27, присвоен кадастровый номер хх:хх:хххххх:хххх. Разрешенное использование земельного участка – под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями. Земельный участок расположен в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (достопримечательное место «Маратовская гора»).

Письмом от хх июня 2011 года № ххх-хх-ххххх/хх Комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска сообщил Грехневу В.И. о невозможности предоставления вышеуказанного земельного участка в собственность, в связи с расположением участка в границах красных линий.

Настаивая на удовлетворении исковых требований, представитель истца пояснила, что земельный участок Грехнева В.И. не выходит на территорию, занятую дорогой, земельный участок используется под эксплуатацию существующего жилого дома заявителем с 1979 года. Спорный земельный участок не занят не одним из этих объектов, указанных в статье 85 Земельного кодекса РФ, которые не подлежат приватизации, и не является территорией общего пользования, поскольку этим земельным участком пользуется единственный собственник - Грехнев В.И. Отмеченная на ситуационном плане дорога для общественного транспорта проходит также через соседние земельные участки и жилые дома, чего не может быть в действительности, кроме того, многие соседние земельные участки уже приватизированы. Ссылка администрации на красные линии не обоснованна, поскольку разработанный проект планировки не входит в состав генерального плана и не утвержден в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Частью 1 статьи 253 ГПК РФ установлено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно положениям статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Исходя из заявленных требований и их оснований, суд применяет нормы Градостроительного кодекса РФ и Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Статьей 18 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что генеральный план поселений является одним из документов территориального планирования.

На основании части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ, генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, в том числе:

1) объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах поселения, городского округа;

2) автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов, входящих в состав поселения, в границах городского округа;

3) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления поселения, органов местного самоуправления городского округа.

Согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов (далее также - генеральные планы) осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов.

Порядок подготовки и утверждения генерального плана городского округа регламентируется положениями статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа (часть 1 статьи). Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2 статьи). Подготовка проекта генерального плана осуществляется на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом комплексных программ развития муниципальных образований, положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемах территориального планирования муниципальных районов (при подготовке генерального плана поселения), региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи). Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке (часть 15 статьи).

Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ предусматривает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Как следует из пункта 2 статьи 28 и пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от хх июля 2007 г. N 212-ФЗ), исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность граждан бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 36 Земельного Кодекса РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно Положению о комитете по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска (утверждено распоряжением администрации г. Иркутска от xx.08.2010 N 031-10-755/10), одной из задач Комитета является осуществление приватизации муниципального имущества (за исключением жилых помещений) и земельных участков, обеспечение предоставления земельных участков на праве аренды и иных правах в соответствии с действующим законодательством (пункт 2.3. Положения), на Комитет возложена функция принимать решение о предоставлении или обеспечивать предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в рамках компетенции, установленной муниципальными правовыми актами города Иркутска (пункт 3.1.20. Положения).

Статья 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценивая представленные доказательства и пояснения сторон, применяя вышеназванные нормы права, суд приходит к выводу, что на момент формирования спорного земельного участка площадью хххх кв.м., его учета в государственном кадастре недвижимости и выдачи истцу отказа в предоставлении земельного участка в собственность, Генеральный план г.Иркутска не содержал сведений о планируемых красных линиях, проходящих через спорный земельный участок. До настоящего времени в установленном порядке изменения в Генеральном плане относительно красных линий, проходящих через спорный земельный участок, не утверждены, следовательно, доводы ответчика о наличии красных линий своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашли. Доказательств обратного суду не представлено.

Ссылка Администрации г.Иркутска на ситуационный план в подтверждение факта нахождения земельного участка в границах красных линий не может быть принята судом, так как ситуационный план является лишь картой-схемой расположения земельного участка и не является подтверждением о внесении изменений в Генеральный план в установленном законом порядке.

По мнению суда, несостоятельна ссылка ответчика на пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, поскольку названная норма права не допускает приватизации земельных участков общего пользования уж занятых объектами общего пользования. В настоящем случае, каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется, на нем расположен объект недвижимости, право собственности на который в установленном законом порядке зарегистрирован за истцом, а красные линии являются планируемыми.

При таких обстоятельствах суд считает, что истцу не могло быть отказано в предоставлении спорного земельного участка в собственность. Следовательно, решение КУМИ и потребительскому рынку администрации г.Иркутска об отказе в предоставлении земельного участка в собственность истца необоснованно и незаконно. Требования о признании незаконным отказа КУМИ и потребительскому рынку Администрации г.Иркутска в предоставлении заявителю земельного участка в собственность подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума ВС РФ от хх февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

Поскольку судом установлено, что КУМИ и потребительскому рынку Администрации г.Иркутска нарушено право заявителя на предоставление земельного участка в собственность, то на указанный Комитет должна быть возложена обязанность по устранению допущенного нарушения прав заявителя и установлен срок для устранения нарушения. По мнению суда, с учетом характера заявления Грехнева В.И., Комитету для устранения нарушения прав заявителя следует установить срок в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу.

С учетом возложенной на КУМИ и потребительскому рынку Администрации г.Иркутска функции предоставления земельного участка в собственность и требований Земельного кодекса РФ на Комитет должна быть возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя путем повторного рассмотрения заявления Грехнева В.И. от хх апреля 2011 года.

Поскольку законом установлен определенный порядок представления земельного участка в собственность граждан путем подачи ими заявления и установленных законом документов в орган исполнительной власти, установлен определенный порядок рассмотрения данного заявления, то разрешая требования о понуждении КУМИ и потребительскому рынку Администрации г.Иркутска предоставить земельный участок в собственность заявителю, суд находит, что действующим законодательством не предусмотрена защита гражданских прав указанным заявителем способом – путем понуждения предоставить земельный участок в собственность. Поэтому в этой части заявителю следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Грехнева В. И. удовлетворить в полном объеме.

Признать отказ КУМИ и потребительскому рынку Администрации г.Иркутска от xx.06.2011 года в предоставлении Грехневу В. И. земельного участка в собственность незаконным.

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку Администрации г.Иркутска устранить допущенные нарушения прав истца путем повторного рассмотрения заявления Грехнева В. И. от xx.04.2011 г. в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении исковых требований о понуждении КУМИ и потребительскому рынку администрации г.Иркутска предоставить земельный участок в собственность отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: Н.П.Штрассер