РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2011 года | Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Акимовой Н.Н., |
при секретаре Колодиной А.А.,
с участием представителя истца - помощника прокурора г. Иркутска Аксаментовой О.С., представителей ответчика Дозоровой С.В., Кальтещева Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1982/2011 по иску прокурора Куйбышевского района города Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ Детский сад № 44 об обязании получения лицензии,
УСТАНОВИЛ:
Истец - прокурор города Иркутска обратился в суд с иском к МДОУ Детский сад № 44 об обязании получения лицензии на право осуществления образовательной деятельности, мотивиров свои требования тем, что прокуратурой города Иркутска в ходе осуществления надзора за исполнением законодательства в образовательных учреждениях, выявлен факт осуществления муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад № 44 образовательной деятельности без лицензии. Установлено, что срок действия лицензии у ответчика истек 01 сентября 2010 года, однако до настоящего времени новая лицензия не получена. По факту осуществления МДОУ № 44 образовательной деятельности без лицензии прокуратурой города в адрес заведующей 16 феврал 2011 года внесено представление об устранении нарушений законодательства о лицензировании. Кроме того, 05 апреля 2011 года в адрес заместителя главы Администрации – председателя комитета по социальной политике и культуре Администрации города Иркутска Вобликовой В.Ф. направлена информация об осуществлении МДОУ № 44 образовательной деятельности без лицензии, на которую получен ответ о том, что к 01 июля 2011 года руководителем МДОУ № 44 документы на получение лицензии будут сданы. Вместе с тем, согласно представленной службой по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области информации от 11 июля 2011 года следует, что МДОУ № 44 документы в указанную службу не подавались. Согласно п.1.6 Устава МДОУ детский сад № 44 г. Иркутска является юридическим лицом и в соответствии с п.1.8 Устава: право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством Р.Ф. возникают у Учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Учреждение проходит лицензирование в порядке, установленном законом РФ «Об образовании» (п.1.10 Устава). Согласно ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании», п.1.10 Устава лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Порядок лицензирования образовательной деятельности регламентируется Положением о лицензировании образовательной деятельности. Невыполнение требований законодательства об образовании, Устава учреждения влечет нарушение прав несовершеннолетних граждан, т.к. МДОУ детский сад №44 г.Иркутска создано в целях: реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования; реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования с приоритетным осуществлением в группах общеразвивающей, оздоровительной направленности. Кроме того, Учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а так же присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 7 лет (п.3.5 Устава). Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за соответствие содержания образования и его организацию федеральным государственным стандартам, а именно за выполнение функций, определенных Уставом к компетенции Учреждения; соблюдение, предусмотренных лицензией условий ведения образовательного процесса; соблюдение федеральных требований к структуре основных образовательных программ дошкольного образования; реализацию в полном объеме основой общеобразовательной программы дошкольного образования; результаты освоения основных образовательных программ и качества реализуемых образовательных программ; адекватность применяемых технологий обучения и воспитания, форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей.
Оказание образовательных услуг без лицензии влечет бесконтрольность за осуществлением образовательной деятельности по образовательным программам, которые указываются в приложении к лицензии при соблюдении зафиксированных в нем контрольных нормативов и предельной численности контингента обучающихся, воспитанников, а так же создаются условия для нарушения ведения образовательного процесса; не соблюдение федеральных требований к структуре основных образовательных программ дошкольного образования; реализацию не в полном объеме основой общеобразовательной программы дошкольного образования; вследствие чего может быть нарушено право детей на образование.
Несмотря на то, что 05 июня 2011 года прокуратурой района вносилось представление об устранении нарушений законодательства о лицензировании образовательной деятельности в образовательном учреждении в Департамент образования комитета по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска и принятии мер к незамедлительному получению лицензии на осуществление образовательной деятельности, однако, учреждение продолжает осуществлять образовательную деятельность с нарушением действующего законодательства.
В связи с чем, истец просит суд обязать МДОУ «Детский сад № 44» получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности путем предоставления полного пакета документов в службу по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Аксаментова О.С. исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представители ответчика Кальтешев Д.В., действующий на основании доверенности и Дозорова С.В., действующая на основании устава, в судебном заседании исковые требования признали, пояснив, что 06 сентября 2011 года утвержден Устав МОУ ДОУ г. Иркутска детского сада комбинированного вида № 44; в настоящее время предпринимаются все меры к сбору документов и согласований для получения лицензии на право осуществления образовательной деятельности.
В соответствии с требованиями статьи 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск, а суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Оценивая признание ответчиком иска, суд считает его не противоречащим закону, и не нарушающим права и законные интересы других лиц, а потому он подлежит принятию.
Представителям ответчика Кальтешеву Д.В. и Дозоровой С.В. судом разъяснены последствия признания иска, предусмотренные частью 3 статьи 173 ГПК РФ, а также требования части 4 статьи 198 ГПК РФ, согласно которой, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении исковых требований, в случае признания иска ответчиком в мотивированной части решения суда может быть указано только на признание иска, и принятие его судом.
Суд, заслушав мнения участников процесса, исследовав и оценив представленные суду доказательства, имеющиеся в материалах дела, с учетом признания представителем ответчика иска, полагает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объёме.
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование, гарантируется общедоступность образования в образовательных учреждениях.
Согласно статьи 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии).
На основании подпункта 105 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции Федерального закона от 08 ноября 2010 года N 293-ФЗ, действующей с 1 января 2011 года) образовательная деятельность по образовательным программам подлежит лицензированию.
Пунктом 2 статьи 33.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" также предусмотрено, что лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.
Согласно пункту 3 этой же статьи положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.
С 2 апреля 2011 года применяется Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011 N 174 которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений, научных организаций, иных организаций, структурные подразделения которых осуществляют реализацию образовательных программ профессиональной подготовки.
Осуществление лицензиатом образовательной деятельности с нарушением (грубым нарушением) лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что МДОУ «Детский сад №44» ведет образовательную деятельность с 01 сентября 2010 года без лицензии.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ МДОУ «Детский сад № 44» города Иркутска является юридическим лицом, расположено по адресу: город Иркутск, улица Советская, дом 63 «а».
По смыслу части 2 статьи 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Поскольку судом установлено, что МДОУ «Детский сад № 44» города Иркутска в нарушение Закона РФ «О лицензировании» № 128-ФЗ от 08 августа 2001 года не имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, то на ответчика должна быть возложена обязанность по устранению допущенного нарушения прав воспитанников дошкольного учреждения и установлен срок для получения лицензии на осуществление образовательной деятельности в соответствии с указанным законом.
В этой связи, оценивая в совокупности все исследованные по делу доказательства, учитывая доводы иска, а также то, что ответчиком иск не оспорен, требования признаны ответчиком, не представлены доказательства, опровергающие доводы истца, суд приходит к выводу, о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку судом достоверно установлено, что в нарушение закона МДОУ «Детский сад № 44» города Иркутска осуществляет образовательную деятельность в дошкольном образовательном учреждении, без лицензии на осуществление образовательной деятельности. Доказательств обратного, суду не представлено, а поэтому, суд приходит к выводу о законности требования истца об обязании получения лицензии на осуществление образовательной деятельности.
С учетом изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Иркутска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44» города Иркутска получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности путем предоставления полного пакета документов в службу по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: | Н.Н. Акимова |