№ 2-1829/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 сентября 2011 года | г. Иркутск |
Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе
председательствующего судьи Глуховой Т.Н.,
при секретаре Кудреватых А.В.,
с участием истца Кулаковой Г.И., представителя истца Беловой М.В., ответчиков Кулаковой А.О., Парфентьевой Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кулаковой Г. И. к Кулаковой О. А., Астафьевой Р. И., Парфентьевой (Г. ) Н. Д. о признании права собственности на долю жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Кулакова Г.И. обратилась в суд с иском, в обоснование которого указала, что Кулакову А.И., который являлся её мужем, на основании решения Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 12.08. 2003 года, вступившего в законную силу xx.08.2003 года принадлежала 1/3 доля жилого дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 45 «а», состоящая из изолированной жилой комнаты площадью хх,х кв.м., коридора площадью х,х кв.м., кухни площадью х,х кв.м. Собственниками других долей дома являются ответчики Астафьева Р.И. и Г. Н.Д. (после брака Парфентьева Н.Д.).
хх ноября 2010 года Кулаков А.И. умер. После его смерти открылось наследство в виде указанной 1/3 доли жилого дома по адресу: г. Иркутск, ул. N., 45 «а». Как указывает истица, она фактически приняла наследство, оставшееся после смерти мужа, поскольку продолжила пользоваться указанной долей дома, поддерживать её в технически исправном состоянии, производить оплату необходимых платежей. С июля 2011 года данную жилую площадь она сдает по договору найма.
Обратившись в нотариальную контору в установленный срок за получением свидетельства о праве на наследство, она получила отказ, поскольку при жизни Кулаков А.И. не успел зарегистрировать свое право собственности на принадлежащую ему 1/3 долю дома в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области. Истице было рекомендовано обратиться в суд.
В связи с изложенным истица просит суд признать за ней право собственности на 1/3 долю жилого дома, общей площадью 106, кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 45 «а», состоящую из изолированной жилой комнаты площадью хх,х кв.м., коридора площадью х,х кв.м., кухни площадью х,х кв.м.
В судебном заседании истица Кулакова Г.И. и её представитель Белова М.В., действующая на основании доверенности от xx.06.2011 г., исковые требования поддержали, настаивали на их удовлетворении в полном объеме.
Ответчица Астафьева Р.И. в суд не явилась, представив заявление с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие, в связи с чем суд на основании части 5 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Ответчики Парфентьева Н.Д. и Кулакова О.А. в судебном заседании исковые требования Кулаковой Г.И. о признании за ней права собственности на 1/3 долю жилого дома расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 45-а, состоящую из изолированной жилой комнаты площадью хх,х кв.м., коридора площадью х,х кв.м., кухни площадью х,х кв.м. признали в полном объеме и не возражали против их удовлетворения.
По существу иска ответчик Парфентьева Н.Д. пояснила, что дом по адресу: г. Иркутск, ул. N., 45-а, разделен на троих хозяев и имеет три отдельных входа, она и Астафьева Р.И. свое право собственности на доли дома зарегистрировали в установленном порядке.
Судом ответчикам были разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст. 173, 198 ГПК РФ, на что они пояснили, что такие последствия понимают и просят принять признание иска.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав и оценив представленные суду письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, полагает, что признание иска ответчиками Парфентьевой Н.Д. и Кулаковой О.А. не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи с чем подлежит принятию, а исковые требования Кулаковой Г.И. подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от хх августа 2003 года признано право общей долевой собственности за Астафьевой Р. И., Г. Н. Д. и Кулаковым А. И. по 1\3 доли за каждым на домовладение, состоящее из шлако-заливного дома с двумя жилыми пристроями, под литерами «А», «А-1», «А-2» общей площадью ххх,х кв. м., из них жилой площадью хх,х кв.м. и всех надворных построек согласно техническому паспорту, расположенных на земельном участке мерою ххх,х кв. метров, находящихся по адресу: г. Иркутск, ул. N. 45 «а»
Кроме того, решением суда Кулакову А. И. из указанного домовладения по адресу: г. Иркутск, ул. N. 45 «а», выделено в натуре 1\3 доля шлако-заливного жилого дома с двумя жилыми пристроями, состоящая из изолированной жилой комнаты хх,х кв. метров с коридором площадью х,х кв.м. и кухней х,х кв.м., расположенного на земельном участке мерою ххх,х кв. м.
Данное решение вступило в законную силу хх августа 2003 года.
Также в судебном заседании установлено, что Кулаков А. И. умер хх ноября 2010 года, о чем хх декабря 2010 года составлена запись акта о смерти № 6974, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным хх декабря 2010 года.
Настаивая на удовлетворении исковых требований, истица Кулакова Г.И. дала пояснения аналогичные обстоятельствам, указанным в исковом заявлении о том, что она является наследницей своего мужа Кулакова А.И., которому на праве собственности принадлежала 1/3 доли жилого дома по адресу: г. Иркутск, ул. N., 45-а. Право собственности установлено вступившим в законную силу решением суда. Однако поскольку при жизни Кулаков А.И. не зарегистрировал своего права собственности на указанное имущество, свидетельство о праве на наследство ей выдано не было. Фактически она приняла наследство после смерти мужа в виде указанной доли дома, поскольку продолжала использовать его по назначению, а с июля 2011 года сдала её в наём. В подтверждение своих доводов истица ссылалась на показания свидетелей, письменные доказательства.
Из свидетельства о заключении брака от хх октября 1983 года усматривается, что Кулакова Г. И. является супругой Кулакова А. И. с xx.10.1983 года.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Хороших Л.П., суду показала что знакома с истицей более 40 лет, так как они являются дальними родственниками. В этой связи ей (свидетелю) достоверно известно, что у истицы есть дом, расположенный по ул. N., 45-а. Этот дом разделен на троих хозяев и одна его часть принадлежала мужу истицы. После его смерти истица делал ремонт в доме, после чего сдала её квартирантам.
Свидетель К. Г.В. суду показала, что знакома с истицей по-соседски, поскольку на протяжении длительного времени проживает по адресу: г. Иркутск, ул. N., 47. В этой связи ей известно, что в доме по ул. N., 45-а жил муж истицы. Этот дом большой, имеет три отдельных входа и разделен на троих хозяев, одна из долей принадлежала ранее мужу истицы. После его смерти истица сделала ремонт и сдала его квартирантам.
У суда нет оснований не доверять показаниям допрошенных свидетелей, поскольку не установлено какой-либо их личной заинтересованности в исходе дела, свидетели предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, кроме того, их показания не противоречат письменным доказательствами, имеющимся в материалах дела.
Согласно техническому паспорту, составленному МУП БТИ г. Иркутска по состоянию на хх июня 2011 года, одноэтажный шлаконаливной жилой дом (литера А) с двумя жилыми пристроями (литеры А1 и А2) по адресу: г. Иркутск, ул. N., 45-а, имеет следующие технические характеристики: общая площадь ххх,х кв.м., в том числе жилая – 75,5 кв.м.
По справке БТИ г. Иркутска от хх июля 2011 года, собственниками данного дома по данным БТИ являются Астафьева Р.И., Кулаков А.И. и Г. Н.Д. на основании решения Куйбышевского районного суда г. Иркутска от хх августа 2003 года, вступившего в законную силу хх августа 2003 года.
Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от хх августа 2011 года, усматривается, что Астафьева Р.И. и Г. Н.Д. свое право собственности на принадлежащие им доли дома по адресу: г. Иркутск, л. N., 45-а, зарегистрировали в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок к ним хх февраля 2004 года и хх июня 2007 года соответственно. Это обстоятельство также подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права, представленными ответчиками.
Согласно свидетельству о заключении брака, выданному xx.01.2007 года, Г. Н. Д. вступила в брак, в связи с чем ей присвоена фамилия Парфентьева.
По сообщению нотариуса Иркутского нотариального округа Рябовой Л.И. наследственное дело к имуществу умершего Кулакова А.И. не заводилось. С заявлением о вступлении в наследство никто не обращался.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно статье 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно требованиям статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Часть 2 указанной статьи устанавливает, что признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Однако пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от хх апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.
В соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Оценивая представленные суду доказательства, суд полагает достоверно установленным тот факт, что Кулакову А. И., умершему хх ноября 2010 года, принадлежала на праве собственности 1/3 доля одноэтажного жилого дома с двумя жилыми пристроями (литеры А, А1,А2), общей площадью ххх,х кв.м., расположенного по адресу: город Иркутск, ул. N., дом 45-а, состоящая из изолированной жилой комнаты хх,х кв.м. с коридором площадью х,х кв.м. и кухней х,х кв.м. Данное право собственности возникло у Кулакова А.И. на основании решения Куйбышевского районного суда г. Иркутска от xx.08.2003 года, вступившего в законную силу xx.08.2003 года, однако не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Достоверно установлено судом и то, что после смерти Кулакова А.И. его жена – истица Кулакова Г.И. фактически приняла его имущество в виде указанной доли дома, поскольку фактически вступила во владение им. Свидетельство о праве на наследство истица не получала.
Вследствие этого исковые требования Кулаковой Г.И. о признании за ней права собственности на 1/3 долю жилого дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 45-а, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кулаковой Г. И. удовлетворить.
Признать за Кулаковой Г. И. право собственности на 1/3 долю одноэтажного жилого дома с двумя жилыми пристроями (литеры А,А1,А2), общей площадью ххх,х кв.м., в том числе жилой площадью хх,х кв.м., расположенного по адресу: город Иркутск, ул. N., дом 45-а, состоящую из изолированной жилой комнаты хх,х кв.м., коридора площадью х,х кв.м. и кухни х,х кв.м.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска истцом в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: | Т.Н. Глухова |