№ 2-1618/2011
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2011 года | г. Иркутск |
Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе:
председательствующего судьи Глуховой Т.Н.,
при секретаре Кудреватых А.В.,
с участием представителя истца Азема С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мельника А. Ю. к Обществу с ограниченной ответственностью «Техснаб» о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Мельник А.Ю. обратился в суд с иском, в обоснование которого указал, что между ним и ООО «Техснаб» xx.06.2009 года заключен договор купли-продажи недвижимого имущества: незавершенного строительством объекта индивидуального жилищного строительства общей площадью ххх,х кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. M., хх/х (кадастровый номер хх:хх:хххххх:хххх:хх:ххх:ххх:хххххххххх); незавершенного строительством объекта индивидуального жилищного строительства общей площадью ххх,х кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., хх (кадастровый номер хх:хх:ххххх:хххх:хх:ххх:ххх:ххххххххх).
Как указывает истец, поводом обращения в суд послужила невозможность регистрации права собственности в установленном законом порядке, в связи с тем, что ООО «Техснаб» изменило место регистрации из г. Иркутска в г. Красноярск и отказывается направить представителя для оформления сделки.
Сделка купли-продажи была осуществлена с ответчиком в период, когда общество находилось по адресу: Иркутская область, Иркутский район, п. Дзержинск, ул. Садовая 2. Право собственности ООО «Техснаб» на спорные объекты недвижимости принадлежали ответчику на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от xx.04.2009 года. Данное право перешло ему (истцу) на основании договора купли-продажи, акта приема-передачи, квитанций к приходно-кассовым ордерам. Поскольку ответчик ООО «Техснаб» сменил место регистрации и отказывается направить своего представителя для осуществления регистрации сделки, истец просит суд признать за ним право собственности на незавершенный строительством объект индивидуального жилищного строительства общей площадью ххх,х кв.м., кадастровый номер хх:хх:хххххх:хххх:хх:ххх:ххх:хххххххххх, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. M., хх/х; незавершенный строительством объект индивидуального жилищного строительства общей площадью ххх,х кв.м., кадастровый номер хх:хх:ххххх:хххх:хх:ххх:ххх:ххххххххх, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., хх.
В судебном заседании истец Мельник А.Ю. не участвовал. Представитель истца Азема С.М., действующая на основании доверенности от xx.06.2011 года, исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика – ООО «Техснаб» в судебное заседание не явился, хотя о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом по месту нахождения юридического лица (г. Красноярск, ул. Дзержинского, 26). В нарушение требований части 1 статьи 167 ГПК РФ о причинах неявки представитель ответчика суд не известил и не представил письменные доказательства уважительности этих причин, заявления с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие в суд не поступало.
Суд с согласия представителя истца на основании части 2 статьи 233 ГПК РФ, рассмотрел дело в порядке заочного производства в отсутствие неявившегося ответчика.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав и оценив представленные суду письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит исковые требования Мельника А.Ю. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 234 ГПК РФ, при рассмотрении дела в порядке заочного производства суд проводит судебное заседание в общем порядке, исследует доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, учитывает их доводы и принимает решение, которое именуется заочным.
В судебном заседании установлено, что хх июня 2009 года между ООО «Техснаб» (продавец) и Мельником А. Ю. (покупатель) заключен договор купли-продажи незавершенных строительством объектов, что объективно подтверждается указанным договором.
В соответствии указанным договором продавец продает, а покупатель покупает в собственность следующее недвижимое имущество:
незавершенный строительством объект индивидуального жилищного строительства, общей площадью ххх,х кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. M., хх/х (кадастровый номер хх:хх:хххххх:хххх:хх:ххх:ххх:хххххххххх);
незавершенный строительством объект индивидуального жилищного строительства, общей площадью ххх,х кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., хх (кадастровый номер хх:хх:ххххх:хххх:хх:ххх:ххх:ххххххххх).
В соответствии с п. 1 статьи 2 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Статья 421 ГК РФ провозглашает свободу договора. В соответствии с пунктом 1 данной статьи, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (пункт 4).
Как указано в договоре от xx.06.2009 года, вышеуказанные объекты недвижимости принадлежат продавцу на праве собственности на основании решения Арбитражного суда Иркутской области от хх апреля 2009 года, вступившего в законную силу хх июня 2009 года (пункт 2).
Цена продаваемых объектов недвижимости составляет х ххх ххх рублей, расчет произведен полностью до подписания договора (пункты 5,6).
Также в соответствии с п. 9 договора передача объектов недвижимости осуществляется актом приема-передачи, который подписывается сторонами и является неотъемлемым приложением к данному договору. С момента подписания передаточного акта, обязанность по передаче отчуждаемого объекта недвижимости считается исполненной.
В соответствии со ст. 549 Гражданского кодекса РФ, по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя недвижимое имущество, к которым, в соответствии со ст. 130 ГК РФ, относятся и объекты незавершенного строительства.
Согласно статье 550 ГК РФ, договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).
Также законом установлены требования к договору купли-продажи, при соблюдении которых договор будет считаться заключенным.
Так, согласно статье 554 ГК РФ, в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
Статья 555 ГК РФ, указывает, что договор продажи недвижимости должен предусматривать цену этого имущества. При отсутствии в договоре согласованного сторонами в письменной форме условия о цене недвижимости договор о ее продаже считается незаключенным.
В соответствии с пунктом 1 статья 556 ГК РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
В подтверждение доводов иска суду представлены следующие доказательства:
Из решения Арбитражного суда Иркутской области от хх апреля 2009 года по делу № А19-1102/2008 следует, что за ООО «Техснаб» признано право собственности, в том числе на незавершенные строительством объекты: объект индивидуального жилищного строительства общей площадью ххх,х кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. M., хх/х (кадастровый номер хх:хх:хххххх:хххх:хх:ххх:ххх:хххххххххх) и объект индивидуального жилищного строительства общей площадью ххх,х кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., хх (кадастровый номер хх:хх:ххххх:хххх:хх:ххх:ххх:ххххххххх). Данное решение вступило в законную силу хх июня 2009 года.
Согласно акту приема-передачи от хх июня 2009 года, подписанному ООО «Техснаб» (продавец) и Мельником А.Ю. (покупатель), продавец передал, а покупатель принял в собственность недвижимое имущество: незавершенный строительством объект индивидуального жилищного строительства площадью ххх,х кв.м. по адресу: г. Иркутск, ул. M., хх/х, и незавершенный строительством объект индивидуального жилищного строительства площадью ххх,х кв.м. по адресу: г. Иркутск, ул. N., хх.
Из квитанций ООО «Техснаб» к приходным кассовым ордерам № 16 от хх июня 2009 года, от хх июня 2009 года и от хх июня 2009 года следует, что Мельник А.Ю. уплатил, а ООО «Техснаб» приняло денежную сумму х ххх ххх рублей, в соответствии с условиями договора купли-продажи недвижимости от xx.06.2009 года за незавершенные строительством объекты
Технические характеристики объектов недвижимости подтверждаются данными технических паспортов, составленных МУП БТИ г. Иркутска по состоянию на хх марта 2008 года. Из технических паспортов усматривается, что незавершенный строительством объект индивидуального жилищного строительства по адресу: г. Иркутск, ул. N., хх (кадастровый номер хх:хх:хххххх:хххх:хх:ххх:ххххххххх) имеет готовность 89 %, общую площадью ххх,х кв.м.; незавершенный строительством объект индивидуального жилищного строительства по адресу: г. Иркутск, ул. M., хх/х (кадастровый номер хх:хх:хххххх:хххх:хх:ххх:ххххххххх) имеет готовность 89 %, общую площадью ххх,х кв.м.
Из письма, от xx.12.2009 года исх. № 234, адресованного ООО «Техснаб» Мельнику А.Ю., следует, что общество не отказывается от договора купли-продажи от xx.06.2009 года и признает, что продало Мельнику А.Ю. два объекта незавершенного строительством получив денежные средства в сумме х ххх ххх рублей. Однако направить представителя для совершения сделки не представляется возможным, так как специалисты, занимающиеся сделками в штате ООО «Техснаб» отсутствуют.
Оценивая представленные доказательства, исходя из вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашел своё подтверждение факт того, что договор купли-продажи объектов недвижимости – незавершенных строительством объектов индивидуального жилищного строительства готовностью 89 %, расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. N., хх и г. Иркутск, ул. M., хх/х, между истцом Мельником А.Ю. и ответчиком ООО «Техснаб» заключен. Поскольку договор соответствует требованиям, предъявляемым ГК РФ к данному виду договоров, воля сторон, изложенная в договоре и направленная на переход права собственности на объекты недвижимого имущества, являющиеся предметом договора, ясно выражена. Более того, договор купли-продажи недвижимости был фактически исполнен, поскольку обеими сторонами договора получено все причитающееся по договору: покупателем получена указанная в договоре стоимость объектов недвижимого имущества в размере х ххх ххх рублей, что подтверждается квитанциями к приходным кассовым ордерам, объект недвижимого имущества передан продавцом покупателю по акту приема-передачи от xx.06.2009 года, подписанному обеими сторонами договора.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 8 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.
В соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Пункт 1 статьи 551 ГК РФ, также предусматривает, что переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Согласно пункту 3 ст. 551 ГК РФ, в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
Пунктом 3 статьи 165 ГК Российской Федерации также предусмотрено: если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки.
В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным требованиям.
Статей 12 ГК РФ предусмотрено осуществление защиты гражданских прав путем признания права.
Поскольку суд пришел к выводу, что договор купли-продажи недвижимости, заключенный между Мельником А.Ю. и ООО «Техснаб», соответствует закону и фактически исполнен его сторонами, он в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, нормами Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрации перехода прав на недвижимое имущество – Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области на основании заявления сторон договора. Однако поскольку, ответчик ООО «Техснаб» уклоняется от государственной регистрации договора, что подтверждается письмом ООО «Техснаб» адресованным истцу от xx.12.2009 года, это препятствует возникновению у Мельника А.Ю. права собственности на спорные объекты недвижимого имущества
Из уведомлений Управления Росреестра по Иркутской области от хх июля 2011 года следует, что сведения об объектах недвижимого имущества – объектах индивидуального жилищного строительства по адресу: г. Иркутск, ул. N., хх, и по адресу: г. Иркутск, ул. M., хх/х, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. Ответчик ООО «Техснаб» оснований возникновения права собственности у истца не оспаривает.
В этой связи суд считает возможным удовлетворить исковые требования Мельника А.Ю. и признать за ним право собственности на указанные объекты недвижимости.
С учетом изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мельника А. Ю. удовлетворить.
Признать за Мельником А. Ю. право собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
незавершенный строительством объект индивидуального жилищного строительства (готовностью 89%) общей площадью ххх,х кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. M., хх/х (кадастровый номер хх:хх:хххххх:хххх:хх:ххх:ххх:хххххххххх);
незавершенный строительством объект индивидуального жилищного строительства (готовностью 89%) общей площадью ххх,х кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., хх (кадастровый номер хх:хх:ххххх:хххх:хх:ххх:ххх:ххххххххх).
Ответчик вправе подать в Куйбышевский районный суд г. Иркутска заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое решение подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: | Т.Н. Глухова |