(3038) Решение по иску о признании отказа о передаче в собственность земельного участка незаконным, об обязании предоставления земельного участка в собственность. Иск удовлетворен.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 октября 2011 года Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Смертиной Т.М., при секретаре Синько Р.С.,

с участием истца Свахчян Г. Х , представителя истца Антоновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2193-11 по иску Свахчян Г. Х. к Администрации г. Иркутска о признании отказа о передаче в собственность земельного участка незаконным, об обязании предоставления земельного участка в собственность,

УСТАНОВИЛ:

Истец Свахчян Г.Х. обратился в суд с иском к Администрации г. Иркутска о признании отказа в приватизации земельного участка незаконным, об обязании предоставления земельного участка в собственность, указав в обоснование иска на следующие обстоятельства.

На основании Договора купли-продажи жилого дома от xx.11.2010 , заключенного между Дреминой Е.Г., Дреминой Е.А. и Свахчян Г.Х. собственником жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: г. Иркутск, ул. N., 92, является Свахчян Г.Х.

хх июля 2011 года истец обратился в Администрацию г. Иркутска с просьбой предоставить в собственность земельный участок по улице N., д. 92 за плату под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.

. Администрацией г. Иркутска был утвержден проект границ земельного участка, земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему был присвоен кадастровый номер хх:хх:хххххх:ххххх.

хх сентября 2011г. за № ххх-хх-ххххх/хх «О предоставлении земельного участка» КУМИ Администрации г. Иркутска был дан ответ, из которого следует, что предоставить в собственность земельный участок, расположенный по ул. N., 92 не представляется возможным, т.к Департаментом архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике г. Иркутска была предоставлена информация о расположении данного земельного участка в границах «красных линий». Со ссылкой на п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, п.12 ст.85 Земельного Кодекса РФ, п. 8 ст.28 Федерального закона от xx.12.2001г. № 178-ФЗ « О приватизации государственного и муниципального имущества», указано, что испрашиваемый земельный участок может быть предоставлен только в арендное пользование.

Истец считает отказ Администрации города Иркутска в предоставлении истцу в собственность земельного участка незаконным по следующим основаниям.

В силу ст. 36 Земельного кодекса РФ истец обладает исключительным правом на приватизацию земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности дом. Земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., 92, относится к землям поселений, из оборота не изъят и не ограничен в обороте. В связи с чем истец просит признать незаконным отказ Администрации города Иркутска в передаче в собственность за плату Свахчян Г. Х. земельного участка площадью ххх кв.м., расположенного по адресу: город Иркутск, улица N.,92, кадастровый номер:. хх:хх: хххххх:ххххх, обязать Администрацию города Иркутска предоставить из земель населенных пунктов Свахчян Г. Х. земельный участок с кадастровым номером хх:хх:хххххх:ххххх , расположенный в Куйбышевском районе города Иркутска , улице N.,92, площадью ххх кв.м. в собственность за плату под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно- хозяйственными строениями.

В судебном заседании истец Свахчян Г.Х., представитель истца Антонова О.А. исковые требования поддержали, по существу иска дали аналогичные пояснения, настаивали на удовлетворении иска.

Представитель Администрации г. Иркутска Гаранина С.Е., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась в связи с занятостью в другом процессе, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с учетом ранее представленных возражений на иск.

В представленных возражениях на иск представитель Администрации г. Иркутска Гаранина С.Е. исковые требования не признала, в обоснование возражений на иск указала следующее. Процедура приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены строения, урегулирована ст. 36 ЗК РФ, в соответствии с которой граждане, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают исключительное право на приватизацию таких земельных участков в порядке и на условиях, в том числе ФЗ « О приватизации государственного и муниципального имущества».

В п.8 ст. 28 ФЗ « О приватизации государственного и муниципального имущества» содержится перечень земель, земельные участка в составе которые не подлежат отчуждению, в частности отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования ( площадей улиц, проездов, автомобильных дорог и других объектов).

В соответствии с п.11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Согласно п.п.3 п.1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ к документам территориального планирования муниципальных образований относятся генеральные планы городских округов.

Земельный участок площадью ххх кв.м., расположенный по адресу: город Иркутск, улица N.,92, кадастровый номер:. хх:хх: хххххх:ххххх,находится в границах красных линий (расширение дороги) согласно проекта детальной планировки Куйбышевского района Правобережного округа г. Иркутска, соответственно Администраций г. Иркутска истцу было правомерно отказано в представлении испрашиваемого земельного участка в собственность, он может быть передан истцу только в арендное пользование.

Выслушав объяснения лиц по делу, изучив и оценив письменные доказательства по делу с позиции их относимости и допустимости, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Свахчян Г.Х. по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьей 36 Земельного Кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами,

исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим кодексом и федеральными законами.

Для приобретения прав на новый участок граждане и юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или в орган местного самоуправления, предусмотренный ст.29 настоящего кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана) .Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, предусмотренных указанным перечнем (п. 5 ст. 29 ЗК РФ).

Как следует из п. 6 ст. 29 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в соответствие с п.2 ст.28 настоящего кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного( бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В случае отсутствия кадастровой карты ( плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо по обращению, предусмотренному ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты( плана), содержащие сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты(плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размер земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствие с требованиями градостроительного и земельного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных участков( при их наличии), естественных границ земельного участка( п.7 ст.20 ЗК).

Согласно п.8 ст.29 ЗК, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка, принимает решение о предоставлении этого участка лицам, указанным в п. 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты(плана) земельного участка.

В судебном заседании достоверно установлено, что Свахчян Г.Х является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, N. , 92, на основании договора купли-продажи жилого дома от xx.11.2010, заключенного с Дреминой Е.А и Дреминой Е.Г., что подтверждается представленным суду свидетельством о государственной регистрации права от хх марта 2011 года серии 38 АД № хххххх, выданным Управлением Федеральной службы государственной регисрации, кадастра и картографии по Иркутской области.

В соответствии со статьей 27 Земельного Кодекса РФ установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным Кодексом.

Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным Кодексом и федеральными законами.

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Земельного Кодекса);

2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Спорный земельный участок к федеральной собственности не относится , согласно кадастровому плану отнесен к землям населенных пунктов, под перечень земель изъятых из оборота не попадает.

Пунктом 5 статьи 29 Земельного Кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 статьи 29 ЗК РФ;

2) из состава земель лесного фонда;

3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

5) предоставленных нужд и не указанные в пункте 4 статьи 29 ЗК РФ;

6) не указанные в пункте 4 статьи 29 ЗК РФ в границах закрытых административно-территориальных образований;

7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

8) предоставленные для нужд связи;

9) занятые объектами космической инфраструктуры;

10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;

13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Изъятие и ограничение оборота земельных участков находящихся в черте« красных линий» перечнем не предусмотрено.

Не относится спорный участок к землям сельскохозяйственного назначения, а также участкам в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, земельным участкам, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования, и к иным землям приватизация которых запрещена действующим законодательством.

Обсуждая доводы ответчика о том, что спорный земельный участок находится в границах красных линий, согласно проекту детальной планировки, и в дальнейшем будет отнесен к землям общего пользования, в связи с чем в силу прямого указания закона п. 12 ст. 85 ЗК РФ, как место общего пользования не подлежит приватизации, суд приходит к следующему.

На основании п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и др. объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В соответствие с п.11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи(в т. ч. линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и др. подобные сооружения(далее линейные объекты).

В ходе судебного разбирательства, ответчиком в подтверждение доводов о нахождении спорного земельного участка в границах красных линий представлен ситуационный план земельного участка, находящегося по адресу: г. Иркутск, ул. N., 92, из которого видно, что участок находится в границах красных линий и предполагается прохождение дороги по спорному участку.

Материалы землеустройства, предоставленные на согласование в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Иркутска, какой-либо информации о наличии красных линий не содержит (распоряжении об утверждении схемы расположения земельного участка, кадастровый паспорт земельного участка).

В судебном заседании достоверно установлено, что в настоящее время в г. Иркутске действует Генеральный план г. Иркутска 2007 года, при этом , в соответствие с п.2.2 Решения городской Думы от xx.06.2007 г. №ох-хх-хххххх/х новые проекты планировки территорий еще не утверждены.

Доказательств иного, представителем ответчика Администрации г. Иркутска в силу ст.56 ГПК РФ в ходе судебного разбирательства не представлено.

Исходя из смысла п.8 ст.42, 45 Градостроительного кодекса РФ состав и содержание проектов планировки территории основываются на документах территориального планирования субъекта РФ, в документах территориального планирования муниципального образования, к которым, в частности, относится Генеральный план города.

Аналогичным образом урегулирован данный вопрос в п. 20 ст. 14 ФЗ от xx.10.2003 № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» из содержания которого следует, что утверждение документации по планировки территории осуществляется на основе генеральных планов поселений.

Таким образом, проект планировки территорий не может действовать в отрыве от Генерального плана города.

В связи с чем, учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., 92, не находится в границах « красных линий», т. е не является земельным участком, изъятым из гражданского оборота или ограниченным в обороте.

Таким образом, нормы Земельного Кодекса РФ и Федерального закона «О введении в действе Земельного Кодекса Российской Федерации» закрепляют право лица на получение в собственность земельного участка, находящегося постоянном(бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении этого лица, на котором находится принадлежащий этому лицу на праве собственности объект недвижимости, и не содержит ограничений указанного.

Согласно ст.ст.2.19 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание , соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы и национальности, языка, происхождения , имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединении ям , а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Суду представлен кадастровый план земельного участка по адресу: Иркутск, ул.N. 92, из которого видно, что весь указанный земельный участок относится к землям населенных пунктов. При этом, спорный земельный участок к числу земель сельскохозяйственного назначения, землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного значения, землям особо охраняемых территорий, землям лесного фонда, водного фонда, землям запаса не относится. В кадастровом плане указано разрешенное использование земельного участка совпадающее с его фактическим использованием – под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно-хозяйственными строениями.

В судебном заседании достоверно установлено, что спорный земельный участок не относится к землям ограниченным в обороте или изъятым из оборота, согласно ст. 27 ЗК РФ, а также к землям не подлежащим отчуждению в соответствии со ст.28 Федерального Закона от xx.12.2001г. №178-ФЗ (ред.от xx.12.2007г.) « О приватизации государственного и муниципального имущества».

Таким образом, суд приходит в выводу, что у Администрации г.Иркутска не было оснований к отказу в передачи истцу спорного земельного участка в собственность, в связи с чем исковые требования полежат удовлетворению в полном объеме.

При этом, суд исходит из положений ст.36 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользование землей определяются на основе федерального закона.

Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Учитывая, что истцу принадлежит исключительное право на приобретение спорного земельного участка в собственность, т.е право принадлежащее только ему ( Свахчян Г.Х.) одному, то это право истца в силу прямого действия Конституции РФ является непосредственно действующим. При этом спорный земельный участок не изъят из оборота и не ограничен в нем, суд приходит в выводу о том, что в передаче истцу в собственность спорного земельного участка не может быть отказано.

В связи с чем, оценивая представленные доказательства каждое в отдельности и их совокупности , суд приходит к выводу, что исковые требования Свахчяна Г. Х. подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Свахчян Г. Х. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации города Иркутска в передаче в собственность за плату Свахчян Г. Х. земельного участка площадью ххх кв.м., расположенного по адресу: город Иркутск, улица N.,92, кадастровый номер:. хх:хх: хххххх:ххххх.

Обязать Администрацию города Иркутска предоставить из земель населенных пунктов Свахчян Г. Х. земельный участок с кадастровым номером хх:хх:хххххх:ххххх , расположенный в Куйбышевском районе города Иркутска , улице N., 92, площадью ххх кв.м. в собственность за плату под эксплуатацию существующего индивидуального жилого дома со служебно- хозяйственными строениями в течение одного месяца по вступлении решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский Областной суд через Куйбышевский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий Т.М. Смертина