(3018) Решение по иску прокурора о признании деятельности незаконной и приостановлении деятельности. Иск удовлетворен частично.



№ 2-1586/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 августа 2011 года г. Иркутск

Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе

председательствующего судьи Глуховой Т.Н.,

при секретаре Кудреватых А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Куйбышевского района города Иркутска к Областному государственному специализированному (коррекционному) образовательному казенному учреждению для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 8 III-IV видов г. Иркутска (далее по тексту ОГСКОУ «Школа-интернат № 8») о признании деятельности незаконной и приостановлении деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Куйбышевского района города Иркутска обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, указав в его обоснование, что ответчик к ОГСКОУ «Школа-интернат № 8» является образовательным учреждением для обучения и воспитания детей с нарушениями зрительного аппарата, коррекции отклонений в развитии детей средствами образования и трудовой подготовки. В этой связи, в соответствии с действующим законодательством, положениями устава, ответчик несет ответственность за качество образования своих воспитанников, за жизнь и здоровье воспитанников и работников учреждения, за нарушение их прав и свобод.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» образовательная деятельность подлежит лицензированию. В соответствии с лицензией образовательное учреждение выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и квалификации. Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении.

Порядок лицензирования и перечень документов, необходимых для лицензирования, регламентируются Положением о лицензировании образовательной деятельности (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 г.) В числе документов, необходимых для лицензирования указаны – заключение органов государственного санитарно-эпидемиологической службы РФ и Государственной противопожарной службы о пригодности используемых зданий и помещений для осуществления образовательного процесса.

15 апреля 2004 года у образовательного учреждения истек срок действия лицензии А 934238 регистрационный № 396 от 16 апреля 1999 года на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации АА 043304, регистрационный № 292 от 05.12.2002 года. ОГСКОУ «Школа-интернат № 8» осуществляет образовательную деятельность без соответствующей лицензии и аккредитации. Причиной неполучения лицензии является несоответствие зданий учреждения требованиям пожарной безопасности. Учредителем учреждения является Министерство образования Иркутской области.

Поскольку невыполнение требований законодательства об образовании и Устава учреждения влечет нарушение прав несовершеннолетних граждан, обучающихся данном образовательном учреждении, на получение образование и документа об образовании в соответствии с требованиями законодательства, а, следовательно, и право на получение основного профессионального образования в будущем, прокурор Куйбышевского района г. Иркутска просит суд признать деятельность ОГСКОУ «Школа-интернат № 8» без лицензии на образовательную деятельность незаконной и приостановить деятельность данного учреждения до получения лицензии на право ведения образовательной деятельности.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Куйбышевского района города Иркутска Малых Л.Б. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме. Поддерживая исковые требования, представитель истца дала пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ОГСКОУ «Школа-интернат № 8» Кучергина О.В., действующая на основании устава и срочного трудового договора № 176-СТД от 26.08.20101 года, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении в полном объеме.

Представитель третьего лица Министерства образования Иркутской области – Торунов Е.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о времени и месте судебного разбирательства, суду о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, возражений по иску не представил. На основании статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд считает исковое заявление прокурора подлежащим частичному удовлетворению.

Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании Федерального закона.

В судебном заседании установлено, что ОГСКОУ «Школа-интернат № 8» является юридическим лицом, которое создано в целях обучения и воспитания детей с нарушениями зрительного аппарата; коррекции отклонений в развитии детей средствами образования и трудовой подготовки; социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

В своей деятельности учреждение руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», другими законами и нормативно-правовыми актами, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, иными нормативно-правовыми актами и уставом.

Данные обстоятельства усматриваются из устава ОГСКОУ «Школа-интернат № 8», утвержденного в 2005 году с учетом внесенных в него изменений.

В соответствии с пунктом 1.8. Устава, учреждение приобретает право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством РФ, с момента получения соответствующей лицензии.

Их пункта 1.10. Устава усматривается, что право на выдачу выпускникам документа об образовании государственного образца, на пользование печатью с изображением государственного герба РФ возникают у учреждения с момента его государственной аккредитации, подтвержденной соответствующим свидетельством. Учреждение проходит аттестацию и аккредитацию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из лицензии А 934238, регистрационный номер 396 от 16 апреля 1999 года следует, что ОГСКОУ «Школа-интернат № 8» выдано разрешение на осуществление образовательной деятельности и дополнительных образовательных услуг. Срок действия лицензии до 15 апреля 2004 года.

Также в подтверждение доводов искового заявления суду представлен акт проверки № 637 от 30 мая 2011 года, проведенной Отделом надзорной деятельности г. Иркутска Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Иркутской области в ОГСКОУ «Школа-интернат № 8», из которого следует, что в ходе проведения проверки выявлен факт невыполнения пунктов 1, 2, 3 предписания от 18.11.2010 года № 1345/1/1, срок исполнения которого истек 01 мая 2011 года, а именно: не оборудованы двери лестничных клеток приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах; в отсеках подвальных этажей отсутствуют люки или окна для самоудаления дыма; у пожарных кранов не установлены кнопки для открывания электрозадвижки обводной линии с пуском пожарных насосов при недостаточном давлении в водопроводной сети.

В соответствии с данным актом проверки надзорным органом ОГСКОУ «Школа-интернат № 8» выдано предписание № 637/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от 30.05.2011 года, указанных в акте, в срок до 01 января 2012 года.

Представитель ответчика ОГСКОУ «Школа-интернат № 8» Кучергина О.В., возражая против удовлетворения иска, в судебном заседании пояснила, что ОГСКОУ «Школа-интернат № 8» является единственным в Иркутской области специализированным образовательным учреждением, предназначенным для обучения, воспитания и социализации слепых и слабовидящих детей. В случае приостановления деятельности школы-интерната более 130 детей-инвалидов со всей области не смогут приступить к обучению в 2011-2012 учебном году, так как в других образовательных учреждениях отсутствует специализированное дидактическое и методическое обеспечение, предназначенное для организации процесса со слепыми и слабовидящими детьми. У учреждения с 2004 года отсутствует лицензия на право ведения образовательной деятельности, так как не получено положительное заключение Государственного пожарного надзора. На протяжении 2010-2011 учебного года благодаря финансированию Министерства образования Иркутской области в здании школы-интерната велась активная работа по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в соответствии с предписаниями ГПН, было устранено 17 нарушений. По итогам последней внеплановой проверки ГПН от 30.05.2011 года было составлено предписание по устранению ряда нарушений требований правил пожарной безопасности, для устранения которых в смету расходов учреждения на 2011 год включены средства в сумме 7 100 000 рублей. В настоящее время также ведутся работы по устранению выявленных нарушений. Проектно-сметная документация на выборочный капитальный ремонт, в том числе на оборудование приямков и дымоудалительных окон, ремонт электрозадвижек обводной линии была принята в Агентство государственной экспертизы 08.06.2011 года и в случае положительного заключения весь комплекс работ по устранению нарушений правил пожарной безопасности будет проведен в срок до 01.01.2012 года, лицензия на право ведения образовательной деятельности будет получена в первом квартале 2012 года. В этой связи представитель ответчика просила отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.

В обоснование своих доводов представила следующие письменные доказательства.

Бюджетную смету ОГСКОУ «Школа-интернат № 8» на 2011 год, утвержденную Министерством образования Иркутской области 31 декабря 2010 года, из которой следует, что в бюджетной смете запланированы расходы по содержанию имущества в размере 7 100 000 рублей (по КОСГУ 225).

Согласно копии письма от 02.05.2011 года в Агентство государственной экспертизы в строительстве Иркутской области Министерством образования Иркутской области была направлена на рассмотрение исправленная согласно замечаниям проектно-сметная документация на выборочный капитальный ремонт здания ОГСКОУ «Школа-интернат № 8» по ул. Нестерова, 30 г. Иркутска, и 08 июня 2011 года указанная документация принята Агентством государственной экспертизы.

Из копии положительного заключения № 0455-11\97-37-0107 о достоверности определения сметной стоимости противопожарных мероприятий (замена заполнений дверных проемов) в здании ОГСКОУ «Школа-интернат № 8» следует, что сметная стоимость противопожарных мероприятий, в том числе указанных в предписании от 18.11.2010 года определена достоверно.

Также суду представлен отзыв Министерства образования Иркутской области от 03.08.2011 года, направленный на имя прокурора Куйбышевского района г. Иркутска, из которого следует, что ОГСКОУ «Школа-интернат № 8» является единственным в Иркутской области специализированным образовательным учреждением, предназначенным для обучения, воспитания и социализации слепых и слабовидящих детей. В случае приостановления деятельности школы-интерната более 130 детей-инвалидов со всей области не смогут приступить к обучению в 2011-2012 учебном году, так как в других образовательных учреждениях отсутствует специализированное дидактическое и методическое обеспечение, предназначенное для организации процесса со слепыми и слабовидящими детьми. Отсутствие лицензии на право ведения образовательной деятельности вызвано замечаниями органов государственного пожарного надзора. Однако на протяжении 2010-2011 года велась активная работа по устранению требований пожарной безопасности в данном учреждении в соответствии с предписаниями ГПН. Также в смете учреждения запланированы расходы на устранения нарушений, указанных в предписании от 30.05.2011 года, в срок до 01 января 2012 года. Лицензия на право ведения образовательной деятельности будет получена учреждением до конца 1 квартала 2012 года.

В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Согласно ст. 33.1 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-I «Об образовании» (вступившей в силу с 01 января 2011 года), лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образовании

Из пункта 3 указанной статьи следует, что Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 г. № 174 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности, согласно п. 26 которого при рассмотрении вопроса о предоставлении лицензии лицензирующий орган в целях получения необходимых заключений и подтверждения сведений, представленных соискателем лицензии, осуществляет взаимодействие, в том числе с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – в целях получения заключения о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, заявленных соискателем лицензии или лицензиатом для осуществления образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям пожарной безопасности.

Статьей 1065 Гражданского кодекса РФ установлено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. Суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Анализируя изложенные выше обстоятельства и доказательства при оценке их по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд полагает установленным то, что деятельность образовательного учреждения без получения лицензии на ведение образовательной деятельности противоречит действующему законодательству. Более того, отсутствие лицензии на образовательную деятельность означает отсутствие сведений о соответствии условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, требованиям пожарной безопасности, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащенности учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Такое обстоятельство недопустимо, поскольку нарушает охраняемые законом права и интересы граждан, способно повлечь за собой негативные последствия.

Вместе с тем, исходя из пояснений сторон и представленных доказательств, суд полагает, что приостановление деятельности образовательного учреждения противоречит общественным интересам, поскольку ОГСКОУ «Школа-интернат № 8» является единственным в Иркутской области специализированным образовательным учреждением, предназначенным для обучения, воспитания и социализации слепых и слабовидящих детей. Отсутствие лицензии на право ведения образовательной деятельности у ответчика вызвано замечаниями органа надзорной деятельности в части невыполнения требований пожарной безопасности. Надзорный орган посчитал возможным установить срок для устранения выявленных нарушений пожарной безопасности до 01 января 2012 года. При этом, ответчиком и третьим лицом суду представлены доказательства о том, что образовательным учреждением и его учредителем – Министерством образования Иркутской области предпринимались меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности в соответствии с предписаниями ГПН в течение 2011 года, в смете учреждения на 2011 года запланированы расходы на устранения нарушений, указанных в предписании от 30.05.2011 года, в срок до 01 января 2012 года. Исходя из вышеизложенного, суд считает возможным не приостанавливать деятельность образовательного учреждения в настоящее время, в связи с чем исковые требования прокурора в этой части не подлежат удовлетворению.

При этом, поскольку судом установлено, что деятельность ответчика ОГСКОУ «Школа-интернат № 8» по ведению образовательной деятельности без получения лицензии является незаконной, что нарушает права воспитанников данного учреждения, а также права неопределенного круга лиц – новых воспитанников образовательного учреждения, суд считает правильном возложить на ответчика обязанность по устранению допущенного нарушения путем получения лицензии на образовательную деятельность.

По смыслу части 2 статьи 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Исходя из этого суд считает правильным возложить на ответчика обязанность получения лицензии на право ведения образовательной деятельности в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

С учетом изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Куйбышевского района г. Иркутска удовлетворить частично.

Признать деятельность Областного государственного специализированного (коррекционного) образовательного казенного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 8 III-IV видов г. Иркутска (ОГСКОУ «Школа-интернат № 8») без лицензии на образовательную деятельность незаконной.

Обязать Областное государственное специализированное (коррекционное) образовательное казенное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат № 8 III-IV видов г. Иркутска (ОГСКОУ «Школа-интернат № 8») в течение 5 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда получить лицензию на право ведения образовательной деятельности.

В удовлетворении исковых требований прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в части приостановления деятельности Областного государственного специализированного (коррекционного) образовательного казенного учреждения для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 8 III-IV видов г. Иркутска (ОГСКОУ «Школа-интернат № 8») до получения лицензии на право ведения образовательной деятельности, отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска истцом в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Т.Н. Глухова