(3195) Решение по иску о признании права собственности на самовольную постройку. Иск удовлетворен.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 ноября 2011 года город Иркутск

Куйбышевский районный суд г. Иркутска Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Ларионовой В.В.,

при секретаре Колибабчук А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2240/2011 по иску Белоусовой Т. В. к Администрации города Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку,

УСТАНОВИЛ:

Белоусова Т.В. обратилась в суд с иском к Администрации города Иркутска о признании права собственности на жилой дом..

В обоснование иска указала, что в сентябре 1984 года её мать Г. А.В. и её отец Г. В.Е. построили жилой дом по адресу г. Иркутск, ул. N. 11-а. На себя данное строение Г. А.В. не оформила, сделала только технический паспорт.

По данным технической инвентаризации от xx.10.1988 г. данный жилой дом ( лит.А) имеет следующие характеристики: год постройки 1984, материал стен: каркасно-засыпные, общая площадь хх,хх кв.м., жилая хх,хх кв.м.. Жилой дом строили совместно, помогали родственники и знакомые, материалы для строительства приобретали на собственные средства. В строительстве принимала участие и Белоусова Т. В. ( в девичестве (Г. ).

xx.06.2000 г. умерла Г. А. В., а xx.12.2000 г. умер Г. В. Е. , т.е. родители истицы.

Проживать в доме осталась их дочь Белоусова Т. В. с мужем.

После смерти родителей Т. В. сделала в доме перепланировку: снесла перегородку между помещениями 2и3, возвела перегородку в помещении 1, таким образом площадь жилого дома изменилась, общая площадь стала хх,х кв.м., жилая хх,х кв.м. что подтверждается техническим паспортом от xx.06.2011 г., выданным МУП Бюро технической инвентаризации г. Иркутска.

Решением Исполнительного комитета Иркутского городского Совета народных депутатов № 15/346 от xx.05.1990 года « О правовой регистрации строений», руководствуясь Постановлением Совета Министров СССР « О порядке государственного учета жилищного фонда» от хх февраля 1985 г. № 136 и учитывая, что данной застройкой не нарушена общая планировка, а также нормы пожарной безопасности, исполнительный комитет Совета народных депутатов решил закрепить земельные участки ранее выстроенных домов по определенным улицам г. Иркутска.

Вышеуказанный жилой дом расположен на земельном участке по ул. N., которая также занесена в этот список, но так как владельцы данного жилого дома не имели информации о Решении Исполнительного комитета, то на жилой дом и земельный участок не были оформлены соответствующие документы.

Сохранение вышеуказанного индивидуального жилого дома не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозы жизни и безопасности граждан, признан пригодным для безопасного постоянного проживания людей, что подтверждает Заключение об обследовании строительных конструкций жилого здания от xx.07.2011 г., выданное ОАО «Иркутский Промстройпроект».

В настоящее время истица в данном доме проживает со своим мужем.

Просит суд признать за ней, Белоусовой Т. В. право собственности на самовольно возведенную постройку, одноэтажный жилой дом, общей площадью хх,х кв.м., жилой площадью хх,х кв.м., расположенный по адресу г. Иркутск, ул. N., 11-а.

В судебном заседании истица Белоусова Т.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении и просила суд требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель истицы Тарбеева М.М. действующая на основании доверенности с полным объемом прав, исковые требования поддержала в полном объеме, настаивали на их удовлетворении.

Представитель ответчика администрации г. Иркутска – Протасов А.А., действующий на основании доверенности от xx.08.2010 года, в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом, что подтверждается судебной повесткой. В адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, с направлением копии решения в адрес Администрации города Иркутска.

Суд, на основании положений статьи 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившегося лица.

Заслушав объяснения представителя истца, истицу, допросив свидетелей, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В силу части 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Согласно требованиям ст.3 ФЗ от хх ноября 1995 года № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

В соответствии с п.3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях, в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Настаивая на удовлетворении исковых требований, представитель истицы Тарбеева М.М., истица Белоусова Т.В., указали на то, что жилой дом, возведенный на земельном участке, по ул. N., 11-а в г. Иркутске соответствует строительным, противопожарным, санитарным нормам и правилам. Сохранение самовольной постройки не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, не угрожает их жизни.

В подтверждение своих доводов ссылалась на показания свидетелей, письменные доказательства.

Так свидетель Т. Н.Н. суду показала, что она является соседкой истицы, и ей достоверно известна история этого дома. В этом доме жили родители Белоусовой Т.В. Родители умерли в 2000 году и Т. В. в скором времени сделала ремонт в доме, сделала небольшую перепланировку. В доме Белоусова Т.В. проживает с мужем. Спора по поводу дома нет.

Свидетель Р. Г.А. суду показала, что родители истицы в 1960 году построили дом. В 1984 году построили насыпной дом. Жила истица с родителями вместе, они вместе строили дом. Родители Белоусовой Т.В. умерли в 2000 году, Т. В. сделала в доме перепланировку, отремонтировала дом, проживает с доме в месте с мужем.

Спора по принадлежности дома нет.

У суда нет оснований не доверять показаниям указанного свидетеля, поскольку личной заинтересованности в исходе дела не установлено, сведения, сообщенные свидетелями, не противоречат письменным материалам дела.

Так из ответа главного государственного инспектора г. Иркутска по пожарному надзору № х-хх- хххх от хх октября 2011 года следует, проведя проверку противопожарного состояния жилого дома, расположенного по адресу г. Иркутск, ул. N., 11-а, что строение, расположенное по адресу г. Иркутск, ул. N., 11-а соответствует требованиям пожарной безопасности.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от хх марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации жилых домов должны соблюдаться санитарные правила.

По заключению ФБГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» от хх августа 2011 года № хх-хх.хх/хххх следует, что одноэтажный каркасно-засыпной жилой дом (Лит.А) 1984 г. постройки со служебно-хозяйственными постройками расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., 11-а, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещения. Новая редакция».

Из заключения об обследовании строительных конструкций жилого здания по адресу г. Иркутск, ул. N., 11-а, выданном ОАО «Иркутский Промстройпроект» xx.07.2011 г. о техническом состоянии домовладения, следует, что по предварительной оценке технического состояния жилого дома №11-а по ул. N. в г. Иркутске, по результатам визуального обследования –работоспособное, пригодное для проживания. Конструктивные решения жилого дома отвечают требованиям СНиП, СанПиН и НПБ, обеспечивающие безопасность при эксплуатации здания.

Деформаций и повреждений несущих конструкций, представляющих непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей не обнаружено.

Таким образом, оценив в совокупности все исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что самовольная постройка в виде жилого дома на день обращения в суд осуществлена именно истицей. Указанный жилой дом расположен на земельном участке, предоставленном в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Сохранение этого строения не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, суд находит требования истицы о признании за ней права собственности на самовольную незавершенную постройку подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В соответствии с пунктом 9.1 Федерального закона от хх октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности.

Оценивая в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что одноэтажный каркасно-засыпной жилой дом, по адресу: г. Иркутск, ул. N., 11-а, 6, являющийся самовольной постройкой может быть сохранен. Сохранение данной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, так как он возведен без отступления от строительных, санитарно-технических и противопожарных норм.

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью допустимых и относимых доказательств. Соответствие самовольной постройки обязательным нормам, подтверждено представленными суду заключениями органов пожарного, санитарно-эпидемиологического контроля, а также организации, имеющей лицензию на строительство зданий и сооружений 1 и 2 уровня ответственности. Доказательств обратного, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено.

В судебном заседании также установлено, что лиц, имеющих право на данное жилое помещение не имеется, поскольку Г. А. В. умерла xx.06.2000 года (свидетельство о смерти I-СТ № хххххх от xx.06.2000 года выданного Горбюро ЗАГС г. Иркутска), Г. В. Е. умер хх декабря хххх г. ( свидетельство о смерти I-СТ № хххххх от хх декабря хххх г. выданного Горбюро ЗАГС г. Иркутска).

Белоусова Т. В. является дочерью Г. В. Е. и Г. А. В.. Данный факт подтверждается копией Свидетельства о рождении Г. Т. В. хх декабря хххх года рождения, где в графе отец указан Г. В. Е. , мать Г. А. В..

Затем истица сменила фамилию в связи со вступлением в брак хх июня 1977 г. ( справка о заключении брака № хххх от хх сентября 2011 г.) с Б. В.И., после заключения брака ей была присвоена фамилия Б. . хх февраля хххх года брак между Б. В. И. и Б. Т. В. расторгнут, о чем была произведена запись за № хх в Куйбышевском ЗАГСе г. Иркутска.

хх марта хххх года Б. Т. В. заключила брак с Белоусовым К. В., (актовая запись № хххх), после заключения брака ей присвоена фамилия Белоусова.

Таким образом, суд считает возможным признать за Белоусовой Т. В. право собственности на одноэтажный каркасно-засыпной жилой дом (Литер А, год постройки 1984 ), общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой хх,х кв.м. расположенный по адресу г. Иркутск, ул. N., 11-а..

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Белоусовой Т. В. удовлетворить.

Признать право собственности за Белоусовой Т. В. на одноэтажный каркасно-засыпной жилой дом (Литер А, год постройки 1984 ), общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой хх,х кв.м., расположенный по адресу г. Иркутск, улица N., дом 11-а.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в 10 дневный срок .

Председательствующий: В.В. Ларионова