(3242) Решение по иску прокурора о возложении обязанности обеспечить исполнение требований законодательства о пожарной безопасности в лесах. В удовлетворении иска отказано.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2011г. Куйбышевский районный суд г. Иркутска

в составе председательствующего судьи Штрассер Н.П.

при секретаре Кармадановой Е.А.

с участием представителя истца Мелещенко О.Ю., представителя ответчика Логинова В.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1620/2011 по иску прокурора Иркутского района Иркутской области в защиту интересов неопределённого круг лиц, Российской Федерации к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству, Агентству лесного хозяйства Иркутской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Истец – прокурор Иркутского района Иркутской области обратился с требованиями о возложении на ответчиков обязанности осуществить работы по очистке лесного участка квартала № 22 выделе № 1 технического участка № 1 Гороховского участкового лесничества ТУ АЛХ Иркутской области по Иркутскому лесничеству. В обоснование требований истец указал, что в прокуратуру поступили материалы из ОВД по Иркутскому району, выделенные из материалов уголовного дела № 24936 по обвинению Красноштанова М.Н. В ходе проверки установлено, что 14.01.2011г. Красноштанов М.Н. совершил незаконную рубку 23 деревьев породы сосна в крупном размере в квартале № 23 выделе 1 технического участка № 1 Гороховского участкового лесничества ТУ АЛХ Иркутской области по Иркутскому лесничества. Порубочные остатки на месте незаконной рубки убраны не были. Согласно протоколу осмотра места происшествия от 19.03.2011г. на месте порубки обнаружены 23 пня деревьев породы сосна, 23 вершинных части. Таким образом, за период с 14.01.2011г. по настоящее время порубочные остатки не убраны. Исполнительным органом государственной власти Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, согласно постановлению Администрации Иркутской области от 31.10.2007г. № 237 –па, является Агентство лесного хозяйства Иркутской области (далее по тексту АЛХ ИО), которое осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные подразделения Агентства, обладающие правами юридического лица. Территориальным подразделением Агентства лесного хозяйства Иркутской области, осуществляющим деятельность в том числе на территории Гороховского участкового лесничества является Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству (далее ТУ АЛХ). Задачами Агентства ИО и ТУ АЛХ являются обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Так как незаконная порубка Красноштановым М.Н. совершена незаконно, у него не возникло обязанности очистить место рубки от порубочных остатков, следовательно, обязанность по очистке указанного лесного участка в соответствии с Положением о ТУ АЛХ Ио по Иркутскому лесничеству возлагается на ТУ АЛХ Ио по Иркутскому лесничеству. Лесничеством порубочные остатки до настоящего времени не убраны, что создает угрозу лесным насаждениям Гороховского участкового лесничества в период весеннее –летнего пожароопасного периода в 2011г. Ссылаясь на ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» истец полагал, что несоблюдение ТУ АЛХ Иркутской области по Иркутскому лесничеству лесного, санитарно – эпидемиологического законодательств, законодательства о пожарной безопасности и охране окружающей среды нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на защиту окружающей среды от негативных воздействий.

В судебном заседании истец уточнил исковые требования, указал, ссылаясь на лесное законодательство, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и иного негативного воздействия; заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом; порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами: при заготовке древесины не допускается захламление лесов, запрещается оставление завалов, срубленных зависших деревьев, уничтожение подроста, молодняка, подлежащего сохранению; при производстве работ по заготовке древесины должны обеспечиваться очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежника (очистка мест рубок), которая должна производиться одновременно с заготовкой древесины и осуществляться с соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах. Правилами санитарной безопасности в лесах при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а так же работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению или работ по их рекультивации. Согласно Правилам пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок от порубочных остатков, при этом в случае рубки в зимнее время производится весенняя доочистка, укладка порубочных остатков для перегнивания, сжигания или разбрасывания в измельченном виде, завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок до начала пожароопасного периода. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства включают в себя в том числе снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования природного состава лесных насаждений и проведения санитарно – оздоровительных мероприятии. В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется в том числе санитарно – оздоровительные мероприятия: вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения, и иного негативного воздействия. Меры пожарной безопасности включают в себя предупреждение лесных пожаров, эти меры осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, к которым в Иркутской области относится Агентство лесного хозяйства Иркутской области, осуществляющее свою деятельность через Территориальное управление. Порубочные остатки, образовавшиеся в результате незаконной рубки, совершенной 14.01.2011г. Красноштановым М.Н., до настоящего времени не убраны, что является нарушением действующих Правил пожарной безопасности в лесах и создает угрозу возникновения пожаров в пожароопасный период 2011г. По мнению истца, устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности в виде несовершенной до настоящего времени очистки лесного участка от последствий незаконной порубки надлежит ТУ АЛХ Иркутской области, АЛХ Иркутской области в рамках осуществления мер пожарной безопасности в лесах, санитарно – оздоровительных мероприятий.

В судебном заседании представитель истца Мелещенко О.Ю. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить в полном объеме. Полагала, что несоблюдение ТУ АЛХ Ио лесного, санитарно - эпидемиологического законодательства, законодательства об охране окружающей среды, и о пожарной безопасности в лесах нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, нарушает права на защиту окружающей среды от негативного воздействия. Кроме того, несоблюдение указанных требований влечет нарушение федерального законодательства, а соответственно и интересов Российской Федерации. В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о защите прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов РФ. В соответствии со ст. 20, 41 Конституции РФ каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья. Определить круг, чьи права на благоприятную окружающую среду нарушаются и могут быть нарушены в будущем в результате пожара лесных насаждений в связи с неосуществлением уборки захламленности лесного участка в квартале № 22 Гороховского участкового лесничества ТУ АЛХ Иркутской области по Иркутскому лесничеству не представляется возможным, так как неизвестно, кто из граждан может проживать на территории Иркутского районного муниципального образования и использовать указанный лесной участок. В силу ст. 76 ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Пленум ВС РФ № 14 от 05.11.1998г. разъясняет, что на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей сред может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств. Положением об АЛХ предусмотрено, что Агентство в соответствии с возложенной на него задачей в установленном порядке осуществляет функции по организации использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на указанных землях, осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах. Ст. 42 Конституции РФ регламентировано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Согласно ст. 11 ФЗ от 10.01.2007г. «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Задачами Агентства и ТУ Агентства являются обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. В силу изложенного истец прокурор Иркутского района Иркутской области просит обязать ТУ АХЛ Иркутской области по Иркутскому лесничеству, Агентство лесного хозяйства Иркутской области обеспечить исполнение требований законодательства о пожарной безопасности в лесах в квартале № 22 выделе № 1 технического участка № 1 Гороховского участкового лесничества ТУ АЛХ Иркутской области по Иркутскому лесничеству путем проведения санитарно – оздоровительных мероприятий в виде очистки лесного участка от захламления в срок до пожароопасного периода 2012г.

Представитель ответчика Территориального управления Агентсва лесного хозяйства Иркутской области (далее по тексту ТУ АЛХ) Логинов В. П., действующий по должности, исковые требования не признал, поддержал доводы письменного отзыва, согласно которому ТУ АЛХ считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В соответствии с Положением о ТУ АЛХ Ио по Иркутскому лесничеству Иркутское лесничество является территориальным подразделением АЛХ Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Агентство лесного хозяйства Иркутской области в свою очередь является органом государственной власти Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Таким образом, ТУ АЛХ является территориальным подразделением органа государственной власти по управлению в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.

В силу ч. 2 ст. 19 Лесного кодекса РФ выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется путем размещения органами государственной власти заказов на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с ФЗ № 94- «О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Таким образом, в силу ст. 23,28 Лесного кодекса РФ Иркутское лесничество является территориальной единицей управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и в соответствии с действующим лесным законодательством не осуществляет хозяйственную деятельность, в связи с чем на Иркутское лесничество не может быть возложена деятельность по осуществлению работ по очистке леса. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 99 Лесного кодекса привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред.

Согласно Лесохозяйственного регламента Иркутского лесничества, утвержденного на 3 года, в первую очередь уборка захламленности производится в особо охраняемых участках леса, лесах, выполняющих санитарно – гигиенические и оздоровительные функции, защитных полосах вдоль дорог. На землях другого целевого назначения и иных категориях защитных лесов уборка захламленности производится в случае, если создается угроза возникновения очагов вредных организмов и пожарной безопасности. Данный участок не относится к трем вышеуказанным категориям, поэтому не убирается в первую очередь. Участок относится к эксплуатируемым лесам второй группы. В конце каждого календарного года обобщаются все поступившие сведения о наличии участков, требующих уборки, из этого показателя определяется объем очистки в кубометрах и формируется информация по проведению СОМ по конкретным участкам на следующий календарный год. Данная информация направляется в Агентство лесного хозяйства иркутской области, которое составляет план, включая в него все или не все участки, определяет требуемый объем финансирования из бюджетных средств для реализации составленного плана. Затем проект плана направляется в АЛХ РФ, где защищает АЛХ ИО защищает предложенные объемы. Если АЛХ РФ план в предложенных объёмах и цифрах принимает, АЛХ Ио утверждает план и направляет в ТУ АЛХ. Соответственно утвержденным планам по всем АЛХ субъектов Федерации АЛХ РФ запрашивает финансирование у Правительства РФ. Какой объем финансирования будет на следующий год из федеральных средств, ТУ АЛХ заранее не знает. В информацию по проведению СОМ включаются все участки, с определением размера площади и кубометров, включается в план АЛХ Ио и утверждается он только в части, которая будет обеспечена бюджетом, поскольку иных источников денежных средств на данные работы не имеется. Утвержденный АЛХ РФ план на год является обязательным для ТУ АЛХ, которое не может выйти за его пределы ни в большую, ни в меньшую сторону. Войдет ли спорный участок в объем, который подтвердит АЛХ РФ, ТУ АЛХ не знает, но в план на 2012г. этот участок будет включен как учтенный по результатам обобщения данных за 2011год. Случаи незаконной порубки очень часты, до 10 в месяц, поэтому в лесах очень много не убранных остатков от незаконной порубки, решение о включении того или иного участка в план принимает руководитель ТУ АЛХ, исходя из многих параметров: наличия/отсутствия поврежденных особо защищаемых лесов, или лесов первой и второй категории, наличия /отсутствия поселений рядом с захламленным лесом и др. При этом, если денежные средств будут им направлены на уборки спорного участка при наличии участков, имеющих приоритет в силу обстоятельств, указанных выше, это будет являться основанием для привлечения его, как руководителя ТУ АЛХ, к дисциплинарной ответственности. Если на осуществление очистки данного участка буду направлены денежные средства, выделенные для реализации плана на 2011г, в котором нет данного участка, это будет основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушение финансовой дисциплины. Если решением суда будет возложена такая обязанность, он будет исполнять решение помимо утвержденного плана, не обращая внимания на иные обстоятельства, хотя при этом будет оставлен без внимания иные участки, захламленные в результате пожаров, ветровала и незаконных порубок ранее, и не очищенные в связи с недостаточностью федеральных денежных средств.

Ответчик Агентство лесного хозяйства Иркутской области в судебное заседании представителя не направил, о времени и месте слушания дела извещен надлежаще, о причинах неявки не сообщил, письменный отзыв не представил.

В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившегося ответчика

Выслушав стороны, показания свидетелей, исследовав материалы дела суд находит завяленные требования не основанными на законе, необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 12 ГК РФ Защита гражданских прав осуществляется путем: присуждения к исполнению обязанности в натуре;

В соответствии с п.п. 2,6,8 ст. 1 Лесного кодекса РФ к одним из основных принципов лесного законодательства относятся: сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно - гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечение охраны и защиты лесов и использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде.

Согласно ч.ч. 1,2 ст. 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, о загрязнения и от иного негативного воздействия, а так же защите от вредных организмов.

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Лесного кодекса РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий или использующими леса в соответствии с Лесным кодексом РФ лицами.

Согласно ч. 1 ст. 9 Лесного кодекса РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевой части, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

В силу ч. 3 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется Правилами заготовки древесины, Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами.

В соответствии с п.п. «б», «д», п. 8 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом МПР России от 16.07..2007г. № 184 при заготовке древесины не допускается захламление деревьев, предназначенных для рубки – недорубов, а так же завалов и срубленных зависших деревьев, уничтожение подроста и молодняка, подлежащего сохранению.

Согласно Правил при производстве работ по заготовке древесины должны обеспечиваться очистка лесосек от порубочных остатков, неликвидной древесины и валежников, мешающих проведению лесовосстановительных работ (очистка мест рубок) п. 60). Очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с заготовкой древесины и должна осуществляться с соблюдением требований Правил пожарной безопасности в лесах (п.61).

В соответствие с п.п. «б», «е» п. 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414 при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а так же работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению или работ по их рекультивации; загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

Очистка мест рубок предусмотрена и п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. № 417. Согласно данным Правилам при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Согласно п. 16 Правил пожарной безопасности в леса при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. . Лица, виновные в нарушении требований настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 38).

Анализируя данные нормативные акты, суд приходит к выводу, что лесным законодательством обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков возложена на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в виде рубки леса, невыполнение данных мероприятий на лесных участка, предоставленным гражданам или юридическим лицам на законных основаниях, нарушение данных требований влечет ответственность в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, уголовным законодательством.

В силу требований ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Согласно п.7 ч.2 ст. 53.1 Лесного Кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов включает в себя, в том числе снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно –оздоровительных мероприятий.

В соответствии со ст. 55 Лесного кодекса РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляется в том числе санитарно –оздоровительные мероприятия: вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Правила пожарной безопасности в лесах устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а так же при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а так же юридическими лицами и гражданами.

Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров, которые осуществляются органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления – в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов РФ или муниципальных образований, органами государственной власти субъектов РФ – в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов РФ в соответствие с ч. 1 ст.83 Лесного кодекса РФ. Засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором запрещается.

В соответствии ч. 1 ст. 96 Лесного кодекса РФ целью государственного лесного контроля и надзора является обеспечение соблюдения лесного законодательства.

Согласно постановлению Правительства РФ № 736 органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных насаждений по выработке и реализации государственной политики и нормативно – правовому регулированию в области лесных отношений, по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства предусмотрено, что Рослесхоз осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов, органами местного самоуправления, иными организациями.

Исполнительным органом государственной власти Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, согласно постановлению Администрации Иркутской области от 31.10.2007г. № 237 –па является Агентство лесного хозяйства Иркутской области, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные подразделения Агентства, обладающие правами юридического лица.

Территориальным подразделением Агентства лесного хозяйства Иркутской области, осуществляющим деятельность в том числе на территории Гороховского участкового лесничества является Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству.

В соответствие с Положением о ТУ Агентства, утвержденному приказом Агентства лесного хозяйства от 09.01.2008г. № 1-апр ТУ АЛХ в соответствии с возложенной на него задачей в установленном порядке осуществляет функции по организации использованию лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях ( п.п. 1 п.7); составление и предоставление в Агентство для утверждения производство- финансовых планов, включая работы , услуги по охране и защите лесов, на противопожарные мероприятия (п.11); размещение заказов на выполнение мероприятия по охране, защите, воспроизводства лесов, заключение соответствующих государственных контрактов, договоров в соответствии со. ст. 19 Лесного кодекса РФ.

Согласно ч.2 ст. 19 Лесного кодекса РФ в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"), при условии, что иное не установлено настоящим Кодексом.

Из исследованных документов суд приходит к выводу, что ответчики не являются субъектами предпринимательской деятельности и не ведут рубку леса как предпринимательскую деятельность.

Представитель ответчика Логинов В. П., действующий по должности, в судебном заседании суду пояснил, что незаконная рубка леса на заявленном прокурором участке произошла в январе 2011г.; по существующему порядку и регламенту данный участок может быть включен только в объем работы на 2012 года, включен в план, который формируется ТУ АЛХ Иркутской области в октябре – декабре 2011г на 2010г. Если сформированный план будет подтвержден ФАЛХ, он является законом для ТУ АЛХ Ио и подлежит выполнению. Если выделяемых из бюджета денежных средств не будет хватать для заявленного в плане объема работ, план будет отправлен на корректировку и уменьшен. Соответственно размера выделенных бюджетных средств будет произведена очистка лесных участков от порубочных остатков после незаконных порубок, но не самим территориальным управлением. Получив утвержденный план, ТУ АЛХ Ио обязано разместить заказы на выполнение работ, услуг для государственных нужд по санитарно – оздоровительным мероприятиям, иным способом заключить договоры ТУ АЛХ не может. Выделенные бюджетные средства направляются на использование согласно утвержденному плану в строгом соответствии с целевым назначением: на противопожарные мероприятия, на санитарно – оздоровительные мероприятия и т.д. Перераспределение выделенных денежных средств руководителем невозможно, запрещено Бюджетным кодексом. Особенностью лесного законодательства является отсутствие в нормативных актах понятие незаконная порубка и последствий ее производства и выявления. Поэтому очистка леса от порубочных остатков после незаконной рубки осуществляется в рамках проведения санитарно – оздоровительных мероприятий (СОМ), в пределах финансирования по данной статье бюджета.

Так же представитель ответчика Логинов В.П. суду пояснил, что в формируемый на 2012 год план, содержащий раздел Санитарно – оздоровительные мероприятия (СОМ), при исчислении объема включен данный участок, и ему непонятно, для чего вмешательство прокуратуры в деятельность ТУ АЛХ Ио, для чего возложение обязанности, исполнять которую ТУ АЛХ не отказывается и исполнение которой осуществляет в соответствии с установленным порядком для реализации функций и задач, возложенных на ТК АЛХ Ио.

Доводы ответчика помимо исследованных выше документов подтверждаются следующим.

Согласно приказу АЛХ Иркутской области от 11.07.2011г. № 91-37-2805/4 «О проектируемых мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов на 2012г.» во исполнение норм ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и формирования объемов лесохозяйственных работ на 2012 год на землях лесного фонда Агентство лесного хозяйства Ио направляет для согласования проект планируемых мероприятий по охране, защите лесов, рубкам ухода, отводу и таксации лесосек. Всем территориальным управлениям АЛХ Ио (по лесничествам) необходимо подобрать конкретные лесные участки для размещения согласованных объемов лесохозяйственных работ и направить в агентство лесного хозяйства Иркутской области.: в срок до 15 сентября 2011г- согласованные лесничеством объеме; до 03.10. – следующую лесохозяйственную документацию по каждому лесному участку. Всем территориальным органам управления в срок до 03.10.2011г. необходимо подобрать конкретные лесные участки для проведения санитарно – оздоровительных мероприятий, направить в агентство лесного хозяйства Ио необходимую информацию по указанной форме и представить необходимую документацию.

Из представленного ответчиком ТУ АЛХ Ио плана по санитарно - оздоровительным мероприятиям на 2012г. усматривается, что на очистку леса от захламленности по Иркутскому лесничеству запланировано 225 га – 10 000 кбм.

Из представленного проекта информации по проведению СОМ на 2012г. следует, что в информацию включен спорный земельный участок площадью 0,4 га, расположенный в квартале №22 выдел 1 Гороховского лесничества.

Из представленного лесохозяйственного регламента Иркутского лесничества АЛХ Иркутской области, утвержденного в 2011г., следует, что уборка захламленности как самостоятельное мероприятие проводится в местах образования ветровала, бурелома, снеголома, верховых пожаров и других повреждений деревьев при наличии неликвидной древесины и дров более 90% от общего запаса насаждения. В первую очередь уборка захламленности производится в особо охраняемых участках, лесах, выполняющих санитарно – гигиенические и оздоровительные функции, защитных полосах вдоль дорог. На землях другого целевого назначения и иных категорий защитных лесов уборка захламленности производится в случае, если создается угроза возникновения вредных организмов или пожарной безопасности.

Поясняя данные документы, представитель ответчика Логинов В.П. суду сообщил, что план по работам, включающий раздел СОМ, на сегодняшний день составлен ТУ АЛХ и направлен в АЛХ ИО, в перечень участков входят требующие очистки участки, о которых передана информация от лесничих в ТУ АЛХ Ио, в том числе и о спорном участке. До его появления в январе 2011г. участок, естественно, не мог быть включен в план на 2011г и ранее, после его появления и оформления документов направить на его очистку денежные средства, выделенные в соответствии с планом 2011г., невозможно, это является нарушением финансовой дисциплины и влечет дисциплинарную ответственность. В случае недостаточности денежных средств на уборку данного участка в 2012году, он будет включен в план на 2013г., как это происходит до сих пор с участками леса, пострадавшего от ветролома 2007года. Так же пояснил, что лесное законодательство вообще не предусматривает понятие незаконная порубка и последствий ее совершения, поэтому отдельной графой уборка захламленных в результате незаконной порубки лесов не выделяется, отдельных денежных средств для уборки таких участков федеральный бюджет не выделяет. Не предусмотрен лесным законодательством порядок возложения данной обязанности на лицо, осуществившее незаконную порубку. В свете данных обстоятельств представителю непонятно, о каком бездействии, неисполнении обязанностей по обеспечению исполнения требований законодательства о пожарной безопасности ТУ АЛХ и АЛХ Иркутской области ведет речь прокурор.

Из листка сигнализации о выявлении повреждений насекомыми, болезнями и другими неблагоприятными факторами усматривается, что в Гороховском участковом лесничестве технический участок № 1 квартал № 22, выдел № 1 выявлена незаконная рубка с необработанной вершинной частью в количестве 23 шт. Повреждена сосна, примерная площадь повреждения 0,4 га, сообщил начальник отдела Гороховского участкового лесничества Брюханов В.О.

Из служебной записки начальника отдела Гороховского участкового лесничества на имя начальника ТУ АЛХ Ио по Иркутскому лесничеству усматривается, что по поручению прокуратуры Иркутского района должностное лицо просит включить в план 2012г. в санитарно – оздоровительные мероприятия (уборка от захламленности) квартал № 22 выдел № 1 «Технического участка № 1 Гороховского лесничества площадью 0,4 га.

Из данных запроса ТУ АЛХ Ио о проведении сверки, направленного 27.10.2011г. за № 935 начальнику отдела МВД по Иркутскому району следует, что под № 5 в перечне указан участок № 22 выдел 1 Гороховского лесничества, указан объем 14, 81 кбм, размер ущерба, площадь лесонарушения-04,га, лесонарушитель Красноштанов М.Н. Список содержит данные о 122 лесонарушениях за 2011г.

Поясняя данные документы, представитель ответчика Логинов В. П. суду сообщил, что по просьбе прокуратуру и без ее просьбы выявленный поврежденный участок включен в раздел СОМ плана на 2012г., поскольку в рамках формирования плана производится сверка данных по переданным материалам о лесонарушениях за 2011г. с начальником отдела МВД по Иркутскому району. В данной сверке участок № 22 включен в перечень, следовательно, он включен в сформированный ТУ АЛХ Ио объем работ по СОМ плана на 2012г. Указанный план и подобранные конкретные лесные участки для размещения согласованных объемов лесохозяйственных работ направляются в Агентство лесного хозяйства Иркутской области, т.е. все необходимые действия по организации санитарно –оздоровительных мероприятий совершены.

Свидетель Тюрюханов В.Д. суду показал, что является начальником отдела Гороховского участкового лесничества с мая 2009г. В январе 2011г. в месте с работниками лесной милиции делал объезд и обнаружили след незаконной порубки на участке около 05 га. Участок расположен в 15-17 км. от д. Баруй., рядом с участком ближе нет поселений, железной дороги, иных объектов. Составили акт осмотра места порубки, сообщили следователю, так же свидетель оформил листок сигнализации, в котором указал место, объем повреждений (количество деревьев порубленных) и подал в Территориальное агентство. Такие листки подаются по каждому случаю в течение года и по самовольной вырубке и по любому другому повреждению леса (ветровал, бурелом, пожар и т.д.). так же участки отмечаются на карте. В дальнейшем к вопросу об очистке места самовольной порубки лесничий отношения не имеет.

Оценивая исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что нарушение Правил пожарной безопасности в лесах ответчиками не допускалось, поскольку ответчики не производили рубку леса на спорном лесном участке, поэтому требование возложения обязанности по очистке участка от порубочных остатков, основанные истцом на нормах Правил пожарной безопасности в лесах и нормах Правил санитарной безопасности в лесах, регулирующих поведение лиц, осуществляющих рубку на законных основаниях, неуместно и необоснованно.

Так же не допускалось ответчиками нарушение норм Правил пожарной безопасности в лесах, касающихся общих обязанностей по осуществлению мер противопожарной безопасности.

Согласно п. 15(2) Правил пожарной безопасности в лесах, в лесах вне зависимости от целевого назначения лесов, если иное не установлено Правилами ППБ в лесах, меры предупреждения лесных пожаров осуществляются в целях недопущения возникновения лесных пожаров, их распространения, а так же возможности оперативной доставки сил и средств пожаротушения к местам лесных пожаров.

Согласно Правил пожарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйств Правила пожарной безопасности в лесах для каждого лесного района устанавливаются Федеральным агентством лесного хозяйства (п.2);. Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах.(п.3.

Заявляя о неисполнении ответчиками обязанностей по соблюдению мер пожарной безопасности, истец в нарушение ст. 56 ГПК, не представил доказательства не исполнения ответчиками обязанностей по противопожарному обустройству лесов, обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, иных мер пожарной безопасности.

При этом довод истца о нарушении ответчиками Правил пожарной безопасности в лесах именно не проведением в 2011г. санитарно – оздоровительных мероприятий в виде очистки конкретного лесного участка от захламления, вызванного незаконной порубкой в январе 2011г., рассмотрен, оценен и отвергнут судом выше.

Настаивая на удовлетворении исковых требований о возложении обязанности обеспечить исполнение требований законодательства о пожарной безопасности в лесах в квартале 22 выделе 1 технического участка № 1 Гороховского участкового лесничества ТУ АЛХ Иркутской области по Иркутскому лесничеству путем проведения санитарно – оздоровительных мероприятий в виде очистки лесного участка от захламления в срок до начала пожароопасного периода 2012г, представитель истца суду пояснила, что в данном случае нет обжалования бездействия ответчиков, способом защиты права избрано возложение обязанности совершить конкретные действия, в частности провести СОМ на конкретном лесном участке, где произошла незаконная рубка леса Красноштановым, поскольку иных организаций, на которых возложена обязанность по защите, очистке, воспроизводству леса нет.

Пояснить, почему истец предлагает данный способ защиты права, в чем выразилось нарушение права неопределенного круга лиц ответчиками, почему исполнение на данных ответчиков истцом возлагается обязанность по очистке лесного участка, почему исполнение обязанности ограничено «началом пожароопасного периода 2012г.» истец - прокурор Иркутского района Иркутской области, несмотря на неоднократные предложения суда не смог.

Так же истец не представил доказательств возможности судебным решением заменять деятельность органа исполнительной власти, не обосновал требование проведения СОМ именно на спорном участке, при наличии как минимум 121 аналогичных, доказательств отнесения данного лесного участка к приоритетным, так же как не пояснил возможность исполнения судебного решения в случае не получения ответчиками достаточного объема федеральных средств.

Оценив исследованные доказательства в совокупности, с учетом приведенного законодательства и заявленных требований, суд приходит к выводу, что исковые требования истца необоснованны, вызваны незнанием и неверным толкованием норм лесного законодательства, отсутствием представления о функциональных обязанностях Агентства лесного хозяйства Иркутской области, Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству, а так же неверным толкованием норм ГК РФ.

Истцом фактически заявлено о бездействии ТУ АЛХ Ио по осуществлению обязанностей по исполнению требований законодательства о пожарной безопасности в лесах путем не организации санитарно –оздоровительных мероприятий в виде очистки лесного участка, захламленном в результате незаконной вырубки леса осужденным Красноштановым, однако судом установлено, что ответчиками АЛХ Ио, ТУ АЛХ Ио не допущено бездействие при исполнение возложенных на данные органы исполнительной власти обязанностей, поскольку после выявления самовольной порубки на спорном участке ТУ АЛХ Ио осуществлены необходимые действия по учету данного захламленного участка в объеме работ на 2012г., и включить указанный конкретный участок в план на 2012г.

Анализ изложенных выше нормативных документов позволяет суду так же сделать вывод, что на ответчиках – АЛХ Ио и ТУ АЛХ Ио в силу их Положений не лежит обязанность по проведению санитарно – оздоровительных мероприятий в виде очистки леса, на ответчиках лежит обязанность по организации использования лесов, организации охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности, санитарно – оздоровительных мероприятий), организации защиты лесов.

Заявленные истцом к возложению на ответчиков действия в виде очистки лесного участка от захламления может производить организация, с которой ответчик ТУ АХЛ обязан заключить в силу ст. 19 Лесного кодекса РФ государственный контракт, размещая заказ на выполнение работ для государственных нужд в пределах выделенного бюджетного финансирования.

Заявляя требование о принуждении ответчиков к исполнению обязанности в натуре, истец не представил доказательств наличия у данных ответчиков обязанности выполнить указанные действия по очистке захламленного участка.

В силу указанного выше суд полагает, что исковые требования о возложении на указанных ответчиков обязанность обеспечить исполнение требований законодательства о пожарной безопасности в лесах в квартале №22 выделе 1 технического участка 1 Гороховского участкового лесничества ТУ АЛХ Ио по Иркутскому лесничеству путем проведения санитарно – оздоровительных мероприятий в виде очистки леса в квартале 22 выделе 1 технического участка № 1 Гороховского участкового лесничества ТУ АЛХ Иркутской области от захламления в срок до пожароопасного периода 2012г. совершенно необоснованны и не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Иркутского района Иркутской области к Территориальному управлению Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству, Агентству лесного хозяйства Иркутской области о возложении обязанности обеспечить исполнение требований законодательства о пожарной безопасности в лесах в квартале 22 выделе 1 технического участка № 1 Гороховского участкового лесничества ТУ АЛХ Иркутской области по Иркутскому лесничеству путем проведения санитарно – оздоровительных мероприятий в виде очистки лесного участка от захламления в срок до начала пожароопасного периода 2012г. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Штрассер Н.П.