(3430) Решение по иску прокурора о признании незаконным бездействия и понуждении произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа в учреждение образования детей-инвалидов. Иск удовлетворен.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 ноября 2011 года г. Иркутск

Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сальниковой Н.А.,

при секретаре Карповой К.Н., с участием представителя истца – старший помощник прокурора Куйбышевского района г. Иркутска Малых Л.Б., представителя ответчика Калашниковой М.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2356/2011

по иску Прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № 73 г. Иркутска, Администрации г. Иркутска о признании незаконным бездействия и понуждении произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа в учреждение образования детей-инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Куйбышевского района г. Иркутска обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МОУ СОШ № 73 г. Иркутска о признании незаконным бездействия и понуждении произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа в учреждение образования детей-инвалидов, в обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведения проверки образовательных учреждений на предмет соблюдения в них принципа доступности образования детей с ограниченными возможностями здоровья, установлено, что беспрепятственный доступ детей-инвалидов в МОУ СОШ №73 г. Иркутска не обеспечен.

Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями органов управления образованием и др. Юридический адрес учреждения: 664044, г. Иркутск, ул. Радищева, 132. Фактический адрес: 664044, г. Иркутск, ул. Радищева, 132.

В соответствии с п.п. 2,3 ст. 12 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» образовательное учреждение является юридическим лицом, образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными. Деятельность образовательного учреждения регулируется Уставом учреждения от 2005 г., с изменениями от 2010 г.

Статьей 18 Федерального закона № 181 -ФЗ от 24.11.19995 года (в ред. от 24.07.2009г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на образовательные учреждения возложено обеспечение образования детьми-инвалидами, получение инвалидами среднего общего образования. Перечисленные требования закона в МОУ СОШ № 73 г. Иркутска не исполнены: доступ детей-инвалидов в образовательное учреждение значительно затруднен в виду отсутствия пандусов и поручней при входе в здание школы. В городе Иркутске проживает 2869 детей-инвалидов, в том числе на территории на Куйбышевского района г. Иркутска 372 ребенка-инвалида. В образовательном учреждении обучается 15 детей-инвалидов.

В соответствии со ст. 13 Закона «Об образовании» образовательное учреждение действует на основании Устава.

Согласно п.1 ст. 52 ГК РФ Устав учреждения утверждается учредителем, которым согласно п. 1.2 Устава МОУ СОШ № 73 является муниципальное образование «город Иркутск», а так же собственником имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления. От имени муниципального образования «город Иркутск» права учредителя учреждения осуществляет администрация г.Иркутска.

В силу п. 1.1. Устава учреждение создано в целях реализации прав граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов; формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ; адаптация обучающихся к жизни в обществе; создания основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. На основании п.2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет по его обязательствам собственник имущества.

На основании изложенного просит обязать МОУ СОШ № 73 г. Иркутска и Администрацию г. Иркутска обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в учреждение образование - в МОУ СОШ № 73 г. Иркутска, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Радищева, 132, установив пандусы для подъезда детей-инвалидов и поручни при входе в здание учреждения.

Представитель истца – старший помощник прокурора Куйбышевского района г. Иркутска Малых Л.Б. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика – Администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, возражений по существу иска не представил.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель ответчика МОУ СОШ № 73 г. Иркутска Калашникова М.Г. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, о чем представила суду заявление.

В соответствии с требованиями статьи 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск, а суд принимает признание иска ответчиком, если это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Оценивая признание ответчиком иска, суд считает его не противоречащим закону и не нарушающим права и законные интересы других лиц, а потому он подлежит принятию.

Представителю ответчика Калашниковой М.Г. судом разъяснены последствия признания иска, предусмотренные частью 3 статьи 173 ГПК РФ, а также требования части 4 статьи 198 ГПК РФ, согласно которой при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении исковых требований.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 181 – ФЗ от 24.11.1995 года Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

В соответствии с ч.ч. 1,7 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года (в ред. от 24.07.2009г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а так же разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов не допускается.

Согласно статьи 1 ФЗ № 124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (в ред. 17.12.2009г.) социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей. К объектам социальной, инженерной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся административные здания и сооружения, в том числе объекты и учреждения образования.

На основании ст.ст. 8, 46 Градостроительного кодекса РФ №190 от 29.12.1994 года в состав проектной документации по объекту включается раздел - перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам образования. К полномочию органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности является выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона РФ №184 от 27.12.2002 года (в ред. от 30.12.2009г.) «О техническом регулировании» санитарные нормы и правила являются обязательными к применению.

Требованиями Строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 73 установлено следующее:

при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения (пункт 1.1); требования настоящего документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство (пункт 1.2); проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности (пункт 1.4); проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий. С этой целью рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения (пункт 1.5); в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (пункт 3.13); наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни (пункт 3.14); помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания кроме лестниц следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (пункт 3.17.).

Согласно постановлению №73 от 29.11.1999 г. Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу принят Свод Правил «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», согласно которому доступными для маломобильных групп населения должны быть школы, в которых непосредственно обучаются дети-инвалиды.

Таким образом, положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Судом установлено, что в соответствии с Уставом МОУ СОШ № 73 г. Иркутска, утвержденным председателем комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска, учреждение является юридическим лицом (некоммерческой организацией), имеет самостоятельный баланс, лицевой и иные счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штампы, бланки со своим наименованием, а также собственную символику. Учредителем Учреждения и собственником имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления является муниципальное образование «Город Иркутск». Учреждение вправе от своего имени заключать договоры приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах. Юридический адрес Учреждения: г. Иркутск, ул. Радищева, 132. Предметом деятельности Учреждения является воспитание и обучения учащихся.

Судом также установлено, что в МОУ СОШ № 73 г. Иркутска обучается 15 детей-инвалидов, из них 14 – на дневном обучении, один - на домашнем обучении.

Директором школы на имя заместителя начальника Управления образования по Правобережному округу г. Иркутска 17.10.2011 года направлено письменное ходатайство с просьбой изыскать денежные средства в размере 50 000 рублей. Из ответа МУ г. Иркутска «Управление капитального строительства города Иркутска» усматривается, что ведутся работы по составлению проекта на комплексный капитальный ремонт здания школы в соответствии с муниципальной программой капитального ремонта объектов социальной сферы на 2011 год, строительно-монтажные работы по ремонту школы будут проведены в 2012 году.

Согласно Акту от 16.09.2011 года работниками школы по обслуживанию зданий Федоровым В.Н. и Серебренниковым И.М. на крыльце МОУ СОШ № 73 г. Иркутска при входе в здание учреждения напротив центральных дверей установлены поручни для свободного передвижения и доступа детей-инвалидов в образовательное учреждение.

Судом первой инстанции установлено, что вход в здание МОУ «СОШ № 73» г. Иркутска, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Радищева, 132, не имеет приспособлений для маломобильных посетителей - отсутствуют пандусы для подъезда для подъезда детей-инвалидов при входе в здание учреждения МОУ СОШ № 73 г. Иркутска, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Радищева, 132.

Ответчиками факт указанных нарушений не отрицался, также как и то обстоятельство, что на момент принятия решения, выявленные нарушения устранены частично. В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Куйбышевского района г. Иркутска, поскольку вход, ведущий в здание школы не соответствует требованиям вышеуказанных норм и правил.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Куйбышевского района г. Иркутска удовлетворить. Обязать МОУ СОШ № 73 г. Иркутска и Администрацию г. Иркутска установить пандусы для подъезда детей-инвалидов и поручни при входе в здание учреждения МОУ СОШ № 73 г. Иркутска, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Радищева, 132 в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Н.А. Сальникова