ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2011 года | г. Иркутск |
Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе:
председательствующего судьи Алсыковой Т.Д.,
при секретаре Комаровой К.В.,
с участием представителя истца – помощника Байкало-Ангарского транспортного прокурора Негамутзяновой Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2235/2011 по иску Байкало-Ангарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу Авиакомпания «ИрАэро» о защите прав инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Байкало-Ангарский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности на Закрытое акционерное общество Авиакомпания «ИрАэро» (далее по тексту – ЗАО Авиакомпания «ИРАэро», ответчик) создать рабочие места для инвалидов в размере 3% к среднесписочной численности работников. В обоснование иска указал, что в ходе проверки исполнения ответчиком законодательства о социальной защите инвалидов установлено, что им не выполняется квота по приему инвалидов на работу. Среднесписочная численность работников компании по состоянию на 01 августа 2011 года ответчика составляет 398 человек, следовательно, квота для приема на работу инвалидов в соответствии с действующим законодательством составляет 11 рабочих мест. В настоящее время ответчиком инвалиды на работу не приняты, вакантные рабочие места для приема инвалидов на работу отсутствуют. Информацию о вакантных рабочих местах ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» в ОГУ «Центр занятости населения г. Иркутска» в 2011 году не представило. В этой связи считает, что ответчиком нарушены законные права и интересы неопределенного круга лиц – инвалидов.
Представитель истца – помощник Байкало-Ангарского транспортного прокурора Негамутзянова Е.А. иск поддержала в полном объеме, настаивала на его удовлетворении. По существу заявленных требований представитель истца дала пояснения, аналогичные обстоятельствам, указанным в иске.
Ответчик ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» в судебное заседание своего представителя не направил, об его месте и времени извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика не просил.
С учетом мнения представителя истца, суд на основании статьи 233 ГПК РФ рассмотрел дело в порядке заочного производства в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица – ОГУ «Центр занятости населения г. Иркутска», в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, исковые требования прокурора поддержал.
Суд на основании статьи 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившегося третьего лица.
Выслушав пояснения истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с часть 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Статья 37 Конституции Российской Федерации провозглашает право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе, установлением в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 24 названного Федерального закона работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов.
В соответствии с частью 1 статьи 22 настоящего Федерального закона специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Частью 1 статьи 21 указанного Закона предусмотрено, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В силу подпункта 2 пункта 2 Закона Иркутской области № 27-оз от 29 мая 2009 года «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области» установлена квота для коммерческих организаций в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников.
Согласно пункту 3 настоящего Закона среднесписочная численность работников определяется в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктом 82 Приказа Федеральной службы госстатистики Министерства экономического развития РФ от 12 ноября 2008 года № 278 «Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статического наблюдения: № п-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № п-2 «Сведения об инвестициях», № п-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № п-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № п-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода.
На основании свидетельства серии 38 № 001801250, свидетельства серии 38 № 003177783, Устава ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» судом установлено, что Общество является юридическим лицом, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ. Основной целью Общества является удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Для реализации основных целей своей деятельности Общество осуществляет любые, не запрещенные действующим законодательством РФ, виды деятельности, в том числе, агентская деятельность по продаже авиационных перевозок, выполнение авиационных перевозок и работ на воздушном транспорте, сервисное обслуживание авиарейсов и далее по пункту 2.4 Устава.
Согласно штатному расписанию ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» от 01 августа 2011 года штат ответчика в указанный период времени превышает 100 единиц.
Из информации по форме № 1 о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в 2011 году, представленной ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» в ОГУ «Центр занятости населения г. Иркутска», усматривается, что ответчиком указана среднесписочная численность работников с января 2011 года по август 2011 года и соответствующий размер установленной квоты. Информация по численности работающих инвалидов более 15 дней в отчетном периоде, по принятым на квотируемые рабочие места в отчетном периоде отсутствует. Информация по количеству вакантных рабочих мест (должностей) для инвалидов на конец отчетного месяца составляет 2 места.
Представитель ответчика в письменных возражениях иск не признал, указав, что трудоустройство инвалидов в соответствии со статьей 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» в 2011 году не производилось, в связи со спецификой работы организации, поскольку Авиакомпания несет ответственность за жизнь и здоровье людей при выполнении авиационных перевозок. Поэтому ответчик не имеет возможности принимать на работу лиц, требующих особые ограничения к условиям выполнения трудовой деятельности. При этом указал, что ответчик представлял в ОГУ «Центр занятости населения г. Иркутска» информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Однако заявлений о приеме на работу от инвалидов не поступало, поэтому в настоящее время в трудовых отношениях с ответчиком инвалиды не состоят.
Так, из информации по форме № 1 о выполнении квоты для приема на работу инвалидов в 2011 году, представленной ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» в ОГУ «Центр занятости населения г. Иркутска», усматривается, что ответчиком указана среднесписочная численность работников по состоянию на сентябрь 2011 года и соответствующий размер установленной квоты. Информация по численности работающих инвалидов более 15 дней в отчетном периоде, по принятым на квотируемые рабочие места в отчетном периоде отсутствует. Информация по количеству вакантных рабочих мест (должностей) для инвалидов на конец отчетного месяца составляет 3 места.
В соответствии с сообщением ОГУ «Центр занятости населения г. Иркутска» ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» нерегулярно представляет необходимую информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. В 2011 году заявок от организации ответчика на квотируемые вакантные рабочие места для инвалидов не поступало. В настоящее время в ОГКУ ЦЗН зарегистрировано 293 безработных из числа инвалидов.
Оценивая представленные сторонами доказательства, суд считает установленным отсутствие в ЗАО Авиакомпания «ИрАэро» специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 3 процентов к среднесписочной численности его работников, что нарушает права неопределенного круга инвалидов на трудоустройство в ЗАО Авиакомпания «ИрАэро».
обращение в суд с настоящим иском на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ.
Отсутствие у ответчика специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в установленном Законом количестве, является результатом бездействия ответчика по исполнению требования пункта 1 части 2 статьи 24 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В связи с чем, суд считает необходимым иск прокурора удовлетворить, признавая его право на обращение в суд с настоящим иском на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ.
Оценивая довод ответчика о невозможности трудоустройства инвалидов в силу того, что производство работ сопряжено с повышенной ответственностью за жизнь и здоровье пассажиров при осуществлении деятельности организации, суд не считает возможным принять его во внимание, поскольку пункт 1 части 2 статьи 24 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает обязанность работодателя по выделению либо по созданию рабочих мест для инвалидов в определенном размере.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.193-199, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Байкало-Ангарского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Закрытое акционерное общество Авиакомпания «ИрАэро» выделить либо создать рабочие места для инвалидов в размере 3 процентов к среднесписочной численности работников Закрытого акционерного общества Авиакомпания «ИрАэро».
Ответчик вправе подать в Куйбышевский районный суд г.Иркутска заявление об отмене настоящего решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: | Т.Д. Алсыкова |