РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2011 года | г.Иркутск |
Куйбышевский районный суд г.Иркутска в составе:
председательствующего судьи Алсыковой Т.Д.,
при секретаре Комаровой К.В.,
с участием: представителя ответчика Дубинского В. Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2349\2011 заявлению Фомина Е. А. о признании действий государственного органа о применении к содержащемуся под стражей подсудимому специальных средств незаконными, об устранении нарушений права,
УСТАНОВИЛ:
Фомин Е.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным применение к нему специальных средств в виде наручников при передвижении по территории Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» (далее ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, заинтересованное лицо, Учреждение), о признании причинения ему морального вреда; о возложении на Учреждение обязанности по прекращению применения к нему специальных средств в виде наручников. В обоснование заявления указал, что с xx.05.2008 года по настоящее время при передвижении по территории Учреждения в следственный кабинет, в медицинскую часть, в баню, в прогулочные боксы, на КПЗ и так далее, к нему применяются наручники. По мнению заявителя, применение к нему специальных средств является незаконным, пыткой, причиняет ему физическую боль, поскольку у него имеется заболевание – артрит с формированием ложного сустава лучезапястного сустава левой руки, развившееся от старого перелома, а также унижает его достоинство, причиняя ему нравственные страдания.
В судебное заседание заявитель не явился в связи с нахождением под стражей в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, для защиты своих прав представителя в суд не направил.
Суд на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" рассмотрел заявление Фомина Е.А. в его отсутствие.
Представитель ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области по доверенности от xx.11.2011 года Дубинский В.Ю. заявление не признал, суду пояснил, что xx.05.2008 года на имя начальника Учреждения М. И.Р. от заместителя начальника по оперативной работе Г. А.И. поступил рапорт о том, что в ходе проведенных оперативных мероприятий было установлено, что обвиняемый Фомин Е.А. намерен совершить побег из-под стражи путем захвата в заложники сотрудника следственного изолятора. В соответствии с приказом Министерства юстиции РФ от xx.11.2006 года № 333 «Об утверждении инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» по факту, изложенному в рапорте, xx.05.2008 года было проведено оперативное совещание комиссии администрации Учреждения по постановке (снятию) на профилактический учет лиц, содержащихся в следственном изоляторе при начальнике Учреждения. По итогам совещания был составлен протокол от xx.05.2008 года № 65. В ходе исследования материалов личного дела - ранее Фомин Е.А. являлся сотрудником силового специального подразделения МВД РФ, поэтому обладает отличной физической подготовкой, в совершенстве владеет приемами рукопашного боя, а также пояснений сотрудников и руководителей заинтересованных служб, комиссией было принято решение о постановке на профилактический учет обвиняемого Фомина Е.А. как склонного к побегу и захвату заложников из числа сотрудников Учреждений. Присутствующий на заседании комиссии Фомин Е.А. от дачи объяснений отказался, о чем был составлен акт от xx.05.2008 года. В целях исключения случаев попыток нападения на сотрудников учреждения и для пресечения попытки совершить побег из-под стражи в соответствии с п.5,6 ст.45 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» при передвижении по территории Учреждения к обвиняемому Фомину Е.А. применяется специальное средство – наручники. В этой связи, применение к Фомину Е.А. при передвижении по территории Учреждения специального средства в виде наручников, по мнению заинтересованного лица, является законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица, показания свидетелей, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Судом установлено, что между лицами, участвующими в деле сложились публичные правоотношения. В этой связи, исходя из заявленных требований и их оснований, суд применяет к настоящим правоотношениям нормы Закона РФ от xx.04.1993 N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Федерального закона от xx.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы", утвержденной Приказом Минюста РФ от xx.11.2006 N 333.
Согласно ч.1 ст.1 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона РФ N 103-ФЗ от хх июля 1995 года "О содержании под стражей подозреваемых, обвиняемых в совершении преступлений", в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии с ст.34 Федерального закона от xx.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" подозреваемые и обвиняемые имеют право на личную безопасность в местах содержания под стражей, подозреваемые и обвиняемые находятся в местах содержания под стражей под охраной и надзором и передвигаются по территориям этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников мест содержания под стражей. В целях осуществления надзора может использоваться аудио- и видеотехника.
В силу ст.36 настоящего Федерального закона подозреваемые и обвиняемые обязаны, в том числе, соблюдать порядок содержания под стражей, установленный настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка; не препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей; не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц.
Согласно ст.43 данного Федерального закона применение физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия сотрудниками мест содержания под стражей либо иными сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также сотрудниками органов внутренних дел, привлекающимися для обеспечения правопорядка, допускается только на основании и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.45 этого Федерального закона специальные средства в местах содержания под стражей могут быть применены в следующих случаях: 1) для отражения нападения подозреваемого или обвиняемого на сотрудников мест содержания под стражей и иных лиц; 2) для пресечения массовых беспорядков или групповых нарушений установленного режима содержания под стражей; 3) для пресечения неправомерных действий подозреваемого или обвиняемого, оказывающего неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также сотрудников органов внутренних дел, привлекающихся для обеспечения правопорядка; 4) для освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений и транспортных средств; 5) для пресечения попытки побега подозреваемого или обвиняемого из места содержания под стражей или из-под конвоя; 6) для пресечения попытки подозреваемого или обвиняемого причинить вред окружающим; 7) для пресечения попытки подозреваемого или обвиняемого причинить вред себе.
В качестве специальных средств могут применяться, в том числе, наручники - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 5 - 7 части первой настоящей статьи.
Во исполнение приказа xxxxx xx.11.2006 года "Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы", для профилактики правонарушений среди лиц, содержащихся под стражей, в учреждении разработан комплекс мер, направленных на выявление и устранение обстоятельств, способствующих совершению правонарушений. Основной целью профилактической работы является недопущение правонарушений со стороны лиц, содержащихся в учреждении.
В соответствии с п.23 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы", утвержденной Приказом Минюста РФ от xx.11.2006 N 333, на профилактический учет берутся осужденные (подозреваемые и обвиняемые), в том числе, готовящиеся совершить побег или ранее их совершавшие.
Судом установлено, что Фомин Е.А. с xx.03.2006 года содержится под стражей в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России в связи с обвинением его в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.105 УК РФ. В настоящее время, уголовное дело в отношении Фомина Е.А., находится на рассмотрении в Иркутском областном суде. Начиная с xx.05.2008 года по настоящее время при каждом выводе его из камеры для последующего перемещения по территории ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России в следственный кабинет, в медицинскую часть, в баню, на прогулку и так далее, по отношению к нему применяются специальные средства в виде наручников.
Указанные обстоятельства подтверждаются письменными пояснениями Фомина Е.А., содержащимися в поданном в суд заявлении, пояснениями представителя заинтересованного лица, подтвердившего настоящие обстоятельства.
Как следует из рапорта заместителя начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области по оперативной работе Г. А.М. от xx.05.2008 года, указанное должностное лицо обратилось к начальнику ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, доложив, что в оперативный отдел Учреждения поступила информация о том, что обвиняемый по ст.105 УК РФ Фомин Е.А. намерен совершить побег из-под стражи путем захвата в заложники сотрудника Учреждения. По мнению названного должностного лица, Фомин Е.А. подлежит постановке на профилактический учет как склонный к захвату заложников, побегу.
Исходя из этого, администрация, руководствуясь приказом Министра юстиции РФ xxxxx xx.11.2006 г. "Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы", приняла решение поставить Фомина Е.А. на профилактической учет как склонного к побегу и захвату заложников.
Названные обстоятельства подтверждаются соответствующими рапортом и протоколом оперативного совещания комиссии администрации Учреждения.
Присутствующий на заседании комиссии администрации Учреждения Фомин Е.А. отказался от предоставления письменных объяснений в связи с постановкой его на профилактический учет как склонного к побегу и захвату заложников, что подтверждается актом от xx.05.2008 года.
Фомин Е.А. свою постановку xx.05.2008 года на профилактический учет не обжаловал, до настоящего времени как склонный к побегу и захвату заложников с профилактического учета в порядке, предусмотренном Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС, не снят. xx.04.2011 года поставлен на профилактический учет как склонный к дезорганизации нормальной деятельности учреждения, что подтверждается протоколом оперативного совещания от xx.04.2011 года № 155.
Допрошенная в судебном заседании Карнышова Т.М., работающая психологом в Учреждении с 2007 года, суду показала, что знает Фомина Е.А. в связи с выполнением должностных обязанностей. Осенью 2007 года она проводила в отношении него обследование, по результатам которого рекомендовала поставить его на профилактический учет как склонного к побегу, поскольку он склонен к насилию, агрессии, уже тогда выражал свое намерение отомстить за нахождение под стражей по обвинению в преступлении. Результаты обследования были переданы в оперативный отдел Учреждения, с Фоминым Е.А. проводились беседы, тестирование, не менее 1 раза в два месяца. Вплоть до настоящего времени улучшений в его психологическом статусе не отмечено.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля заместитель начальника отдела режима ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области А. В.Ю. суду показал, что Фомин Е.А. отличается неадекватным, агрессивным поведением, что в совокупности с большой физической силой, с его специальной подготовкой как сотрудника МВД РФ, владением рукопашным боем представляет реальную опасность его побега с захватом заложников из числа сотрудников Учреждения. Он не скрывает свои намерения к побегу, неоднократно высказывался об этом при нем, ссылался на владение рукопашным боем. Свидетель показал, что лично ему он оказывал неповиновение, отказавшись от обыска, поэтому он вынужден был применить к нему специальные средства в виде резиновой палки. Из-за его поведения в камере с ним другие подозреваемые, обвиняемые содержаться отказываются. Фомин Е.А. обжаловал действия администрации Учреждения, по его мнению, нарушающие его права тем, что к нему не помещаются для содержания под стражей другие подозреваемые, обвиняемые. Однако решением суда действия администрации были признаны законными.
Как следует из психологической характеристики Фомина Е.А., характерными для него чертами являются высокое эмоциональное напряжение, чувство неадекватности, периодические вспышки раздражения, враждебности и агрессии, направленной как на себя, так и на окружающих. Фомин Е.А. склонен к насилию.
Поскольку Фомин Е.А. был поставлен на профилактический учет xx.05.2008 года как склонный к побегу и захвату заложников, то у администрации Учреждения имелись основания для пресечения попытки его побега из-под стражи или из-под конвоя, причинить вред окружающим путем применения к нему при перемещении по территории Учреждения специальных средств в виде наручников в соответствии с п.5 ч.1 ст.45 этого Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
При таких обстоятельствах, не имеется оснований для вывода о незаконности применения в отношении Фомина Е.А. наручников при его перемещении по территории Учреждения в оспариваемый им период, в связи с чем, в удовлетворении его требования о признании к нему наручников при перемещении по территории Учреждения, начиная с xx.05.2008 года по настоящее время, надлежит отказать.
Довод заявителя о том, что применение наручников причиняет ему физические страдания, поскольку у него имеется заболевание – артрит с формированием ложного сустава лучезапястного сустава левой руки, развившееся от старого перелома, то суд не принимает его во внимание по следующим основаниям.
Согласно заключению рентгенолога, находящемуся в медицинской амбулаторной карте Фомина Е.А., у последнего имеются признаки перенесенной травмы полулунной кости, вероятно, с формированием ложного сустава.
Допрошенная в судебном заседании врач-терапевт ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области Сафинова С.Ю., суду показала, что последствия названной травмы не являются препятствием для применения к Фомину Е.А. наручников, поскольку полулунная кость находится в кисти заявителя, выше запястья, а потому не имеется контакта между наручниками и местом указанной травмы. У Фомина Е.А. суставные щели без особенностей, поэтому медицинские противопоказания для применения наручников отсутствуют.
Поскольку судом отказано в удовлетворении настоящего требования, то оснований для признания причинения ему морального вреда применением к нему наручников, для возложения на заинтересованное лицо обязанности по прекращению применения к нему наручников, не имеется. В этой связи, в удовлетворении соответствующих требований заявителю следует отказать.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Фомина Е. А. о признании незаконным применение специальных средств в виде наручников к обвиняемому Фомину Е. А., содержащемуся под стражей в Федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» при передвижении по территории Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области»; о признании причинения ему морального вреда применением наручников; о возложении на Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области» обязанности по прекращению применения к Фомину Е. А. наручников при перемещении по территории Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области», отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Иркутска в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья | Т.Д.Алсыкова |