(3433) Решение по иску об установлении факта принятия наследства, о признании права собственности. Иск удовлетворен.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2010 года

Куйбышевский районный суд города Иркутска

в составе: председательствующего Ларионовой В.В.,

при секретаре Колибабчук А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2403/2011 по иску Казанковой А. А. к Администрации города Иркутска об установлении факта принятия наследства, о признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование иска Казанкова А.А. указала, что на основании нотариального акта купли-продажи р№ хххх от хх апреля 1926 года собственником одноэтажного бревенчатого дома является Щ. А. К., которая являлась её бабушкой.

С момента смерти бабушки её отец П. А. И. и до своей смерти в 1984 году пользовался этим домом, как своим собственным. Фактически вступил во владение и управление наследственным имуществом., продолжал проживать в этом доме после смерти своей матери Щ. А.К., и до своей смерти. Принял все меры по сохранению имущества, производил расходы по содержанию наследуемого дома, отремонтировал забор, ворота. Ежегодно обихаживал земельный участок, высаживал картофель и другие овощи, оплачивал все соответствующие налоги.

Таким образом, её отец П. А. И. фактически принял наследство, оставшееся после смерти Щ. А. К..

После смерти отца П. А. И. она, Казанкова А. А. до настоящего времени продолжает нести бремя содержания наследственного имущества, вновь возведя жилой дом, также продолжает обихаживать земельный участок.

Таким образом она фактически приняла наследство, оставшееся после смерти своего отца П. А. И., поскольку совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.

В 1984 году указанный дом сгорел, в 2009 году она с мужем без согласования с Администрацией возвели новый одноэтажный бревенчатый дом общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой хх,х кв.м..

В строительство данного дома были вложены собственные средства и личный труд. На данное домовладение был составлен технический паспорт. Дом построен в пределах предоставленного земельного участка, она все эти годы пользовалась этим участком. Этот дом является самовольной постройкой.

По данным МУП БТИ г. Иркутска на момент технической экспертизы от хх апреля 2010 года установлено, что жилой одноэтажный бревенчатый дом снесен в результате пожара, а на его месте в 2009 году выстроен одноэтажный бревенчатый дом общей площадью хх,х кв.м. в том числе жилой хх,х кв.м.. Состояние дома хорошее, физический износ составляет 5%. На земельном участке также расположены 2 сарая и ограждения..

Возведенная не. Самовольная постройка по адресу г. Иркутск, ул. N., 12 соответствует строительным и санитарным нормам и правилам, требованиям норм пожарной безопасности.

Согласно заключению о техническом состоянии домовладения от хх сентября 2010 г. № 161/10 общее конструктивное решение дома (Лит. А) соответствует градостроительным нормам и правилам, жилой дом пригоден для постоянного проживания.

Просит суд признать за ней право собственности на одноэтажный бревенчатый жилой дом под Литером «А», общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой площадью хх,х кв.м., находящийся по адресу г. Иркутск, ул. N., 12.

Истица Казанкова А.А., будучи надлежаще извещена о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась, представив заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие. На основании части 5 статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел данное дело в отсутствие истицы.

В судебном заседании представитель истицы по доверенности от хх мая 2010 года Пилеева О.В. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика Администрации города Иркутска в судебное заседание не явился, согласно отзыва на исковое заявление представленного суду хх ноября 2011 г., просит дело рассмотреть в его отсутствие, возражений по иску не имеет.

Заслушав объяснения представителя истца, допросив свидетелей и исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с требованиями статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций. Суд рассматривает дела об установлении: 9) факта принятия наследства и места открытия наследства.

Судом установлено, что Щ. А. К. являлась собственником одноэтажного бревенчатого дома общей площадью хх,х кв.м. в том числе жилой 28,0 кв.м. на основании договора купли-продажи р.№ хххх от xx.09.1926 г. Указанные обстоятельства объективно подтверждаются копией договора купли продажи от xx.09.1926 г.

хх марта 1975 года Щ. А. К. завещала домовладение, находящееся в г. Иркутске по ул. N. № 12 своему сыну П. А. И. , проживающего по этому же адресу. Согласно выписке из домовой книги по прописке граждан установлено, что Щ. А. К. и П. А. И. были зарегистрированы по адресу г. Иркутск, ул. N., дом 12.

Согласно Свидетельству о смерти Щ. А. К. умерла х/хх-хххх года. (Свидетельство о смерти I-СТ № хххххх выданное хх декабря 1975 г.).

Факт родственных отношений между Щ. А.К. и П. А.И. подтверждается копией свидетельства о рождении П. А. И., где в графе родители в качестве отца указан П. И. И., в качестве матери Щ. А. К..

П. А. И. умер хх октября 1984 года, данный факт подтверждается копией свидетельства о смерти II-СТ № хххххх, выданного хх октября 1984 года.

Иванова Л.В. в интересах П. А. А. хх ноября 1984 г. обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства оставшегося после смерти П. А. И..

Факт родственных отношений П. А. И. и Казанковой (П. ) А. А. подтверждается копией свидетельства о рождении П. А. А., где в графе Родители в качестве отца указан П. А. И., в качестве матери Иванова Л. В..

В выдаче свидетельства о праве на наследство Ивановой Л. В. было отказано, поскольку она не доказала факт принятия наследства П. А.И. завещанного ему Щ. А.К.

Как явствует из технического паспорта на жилой дом индивидуального жилищного фонда, составленного по состоянию на хх апреля 2010 года, сообщения МУП БТИ г. Иркутска от хх апреля 2010 года № 03/340, заключения ООО «Главстройпроект» от 20.09. 2010 года на земельном участке по адресу: г. Иркутск, ул. N., 12 расположен одноэтажный бревенчатый жилой дом, общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой площадью хх,х кв.м.

На момент технической инвентаризации от xx.04.2010 г. МУП БТИ г. Иркутска установлено, что жилой бревенчатый дом снесен в результате пожара, а на его месте в 2009 году выстроен одноэтажный бревенчатый дом общей площадью хх,х кв.м. в том числе жилая хх,х кв.м. Состояние дома хорошее, физический износ составляет 5%.

Как явствует из свидетельства о смерти серии I-СТ № хххххх Щ. А.К. умерла хх декабря 1975 года, согласно свидетельству о смерти серии II-СТ № хххххх П. А.И. умер хх октября 1984 года.

В обоснование исковых требований представитель истицы Пилеева О.В. пояснила, что открывшееся наследство после смерти Шербаковой А.К. в виде принадлежавшего ей на праве собственности жилого дома по адресу: г. Иркутск, ул. N., 12, было фактически принято отцом её доверительницы Казанковой А.А.., а после его смерти наследство было принято фактически его дочерью Казанковой А.А.., то есть последняя продолжает проживать в доме по адресу: г. Иркутск, ул. N., 12, отстроив его заново после пожара, несет все расходы по содержанию этого дома.

П. А. А. изменила фамилию в связи со вступлением в брак с П. на У. , хх января 2000 года брак с У. В.Д. был прекращен на основании решения городского суда города Ангарска от хх декабря 1999 года. хх января 2003 г. У. А.А. зарегистрировала брак с Казанковым Ю.В., после регистрации брака ей присвоена фамилия Казанкова.

Данные доводы подтверждаются следующим.

Так, свидетель Вичманова Н.А. в судебном заседании показала, что истицу знает с детства, так как живут по соседству. В доме по N. 12 жила бабушка Щ. А.К. и с ней проживал её сын П. А.И. Затем бабушка умерла, а отец истицы остался проживать в этом доме. В 1984 году он умер. Затем сгорел дом. Истица на протяжении всего времени пользовалась земельным участком, в 2009 году она на этом месте построила новый дом, в котором проживает по настоящее время. Казанкова А.А. единственный ребенок у П. А.И.., а у её отца все родственники давно умерли. Аналогичные показания дала свидетель К. Т.Н., также длительное время проживающая по соседству с П. А.И. Ей также известно, что споров по поводу дома и земельного участка нет.

У суда нет оснований, не доверять показаниям перечисленных выше свидетелей, так как какой-либо их личной заинтересованности в исходе дела не установлено. Более того, сообщенные ими сведения не противоречат письменным материалам дела.

В силу части 2 статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.

Аналогичные положения содержала и статья 546 ГК РФ, действовавшего на момент открытия наследства после смерти Щ. А.К. и П. А.И..

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что нашёл подтверждение факт принятия П. А.И.. наследства, открывшегося после смерти его матери Щ. А.К., умершей хх декабря 1975 года, в виде одноэтажного бревенчатого жилого дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 12, факт принятия Казанковой А.А. наследства, открывшегося после смерти её отца П. А.И., умершего хх октября 1984 года, в виде вышеуказанного домовладения, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 12.

В соответствии с требованиями 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Согласно части 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди являются дети, супруг и родители наследодателя.

Иных наследников первой очереди после смерти наследодателя П. А.И. не имеется.

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, а также, учитывая то, что судом установлен факт принятия Казанковой А.А. наследства, открывшегося после смерти П. А.И., умершего хх октября 1984 г. виде одноэтажного бревенчатого жилого дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 12, суд считает возможным признать за Казанковой А.А. право собственности по наследству на одноэтажный бревенчатый жилой дом, общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой площадью хх,х кв.м., инвентарный номер хх:ххх:ххх:ххххххххх, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 12.

С учетом изложенного и руководствуясь требованиями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Установить факт принятия П. А. И. наследства, открывшегося после смерти Щ. А. К., умершей хх декабря 1975 года, в виде одноэтажного бревенчатого жилого дома, расположенного по адресу: город Иркутск улица N. №12.

Установить факт принятия Казанковой А. А. наследства, открывшегося после смерти П. А. И., умершего хх октября хххх года, в виде одноэтажного бревенчатого жилого дома, расположенного по адресу: город Иркутск улица N. №12.

Признать за Казанковой А.А. право собственности на одноэтажный бревенчатый жилой дом, общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой площадью хх,х кв.м., инвентарный номер хх:ххх:ххх:ххххххххх, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 12.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение 10 дней со дня постановления решения в окончательной форме.

Председательствующий