РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2011 года | г. Иркутск |
Куйбышевский районный суд города Иркутска
В составе председательствующего судьи Ларионовой В.В.
При секретаре Колибабчук А.М.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2730/2011 по иску Матюхиной Т. П. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» о выплате среднего заработка,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование иска истица указала, что она работала в 23 филиале в/ч ххххх на должности (должность) с xx.12.2009 г. по xx.04.2011 г. и была уволена в связи с ликвидацией организации по п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ. Ей был выплачен средний заработок в связи с ликвидацией за 4 месяца после увольнения. В выплате среднего заработка за 5 и 6 месяцы было отказано. Согласно справке о средней заработной плате от xx.11.2011 г. № хххх её средняя заработная плата составила ххххх руб. 09 коп., следовательно неполученная заработная плата составляет ххххх руб. 18 коп. До настоящего времени она не работает и состоит на учете в ОГУ ЦЗН как безработная.
С отказом о выплате средней заработной платы она не согласна поскольку в силу ст. 11 ТК РФ все работодатели ( физические и юридические лица, независимо от форм собственности)в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Статья 146 ТК РФ гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым в местностях с особыми климатическими условиями.
Согласно ст. 135 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в связи с ликвидацией организации ( п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации ( п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ) выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний заработок на период трудоустройства но не свыше трех месяцев со дня увольнения ( с зачетом выходного пособия) ( ч.1 ст. 318 ТК РФ). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен ( ч.2 ст. 318 ТК РФ).
Она обратилась в военную прокуратуру Иркутского гарнизона и ей был дан ответ от xx.09.2011 г. № 5708 в котором указано, что отказ от выплаты не соответствует требованиям закона и нарушает её права, кроме того по результатам проверки было вынесено представление об устранении нарушений закона, в котором потребовано возобновить ей выплату средней заработной платы.
Просит суд взыскать с ответчика ФБУ УФО МО РФ по иркутской области средний заработок за пятый и шестой месяцы в размере ххххх руб. 18 коп.
Уточняя исковые требования хх декабря 2011 года истица просила суд привлечь в качестве надлежащего ответчика ФКУ УФО МО РФ по Иркутской области и взыскать с надлежащего ответчика сумму среднего заработка в размере ххххх руб. 18 коп. за пятый и шестой месяц и взыскать с ответчика сумму компенсации морального вреда в размере ххххх руб.
В судебном заседании истица заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске и просила суд исковые требования удовлетворить в части взыскания среднего заработка за пятый и шестой месяцы в размере ххххх руб. 18 коп., в части компенсации морального вреда заявила отказ от требований.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности с полным объемом прав Бохна Р.М. исковые требования не признал суду пояснил, что xx.06.2011 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от xx.06.2011 года № 466 « О признании утратившим Постановления Совета Министров РСФСР от хх февраля 1991 г. № 76 « О некоторых вопросах по социально-экономическому развитию районов Севера.» Данное Постановление фактически отменило с xx.06.2011 года такую социальную гарантию как сохранение средней заработной платы сотрудникам на период трудоустройства в течение четвертого, пятого и шестого месяцев с момента их увольнения, в случае если причина увольнения – ликвидация организации.
Считает, что право у истицы на получение среднего заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы с момента увольнения возникло уже после вступления в силу выше указанного Постановления, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца с момента увольнения ей не положено.
Просит суд в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании истица работала в 23 филиале в/ч ххххх на должности (должность) с xx.12.2009 г. по xx.04.2011 г. и была уволена в связи с ликвидацией организации по п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ. Ей был выплачен средний заработок в связи с ликвидацией за 4 месяца после увольнения. В выплате среднего заработка за 5 и 6 месяцы было отказано. Согласно справке о средней заработной плате от xx.11.2011 г. № хххх её средняя заработная плата составляет ххххх руб. 09 коп.
До настоящего времени она не работает и состоит на учете в ОГУ ЦЗН как безработная.
Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с положениями Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (статья 178).
В судебном заседании установлено, что Матюхина Т.П. с xx.12.2009 года работала в 23 филиале в/ч ххххх в должности (должность) и с хх апреля 2011 года уволена в связи с ликвидацией организации ( п.1ч.1ст.81 ТК РФ) в соответствии с приказом от хх апреля 2011 года № хх/х.
Указанное обстоятельство подтверждается копией трудовой книжки серии АТ- V № хххххххх.
Данный факт стороной ответчика не опровергается.
При увольнении Матюхиной Т.П. было выплачено выходное пособие в размере среднемесячного заработка в соответствии с частью 1 статьи 178 ТК РФ, средний месячный заработок на период трудоустройства в течение второго месяца со дня увольнения, средний месячный заработок на период трудоустройства в течение третьего месяца и четвертого месяца со дня увольнения, что сторонами также не оспаривается и подтверждается Справкой ответчика № хххх от хх ноября 2011 года
Согласно регистрационному удостоверению безработного № хххххх от хх мая 2011 г. выданного на имя Матюхиной Т.П. , в качестве безработной в ОГУ ЦЗН города Иркутска она зарегистрирована с хх мая 2011 года и в течение шести месяцев со дня увольнения состояла на учете как безработная,, что также подтверждается справками ОГУ Центр занятости населения города Иркутска № хххх от хх ноября 2011 года.
Указанное обстоятельство работодателем истца не опровергнуто.
Статьей 165 Трудового кодекса РФ определено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом, работникам предоставляются гарантии и компенсации и в других случаях, предусмотренных иными федеральными законами. При этом, согласно положениям статьи 423 ТК РФ, изданным до введения в действие настоящего Кодекса, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Гарантии и компенсации работникам закреплены в ТК РФ и иных нормативных правовых актах, в отношении различных аспектов трудовых правоотношений.
В данном случае, рассматриваются гарантии и компенсации на части территории РФ, характеризующимися суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения, сложным состоянием рынка труда. В не зависимости от желания работодателя, предусматривается выплата надбавок к заработной плате.
Постановлением СМ СССР и ВЦСПС от хх сентября 1989 г. N 794, была введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края". Пунктом 3 Постановления ВС РФ от хх февраля 1993 г. N 4521-1, "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. В соответствии со ст.4 Закона РФ от хх февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами соответствующего субъекта правоотношений и осуществляются, в том числе и за счет средств работодателя.
Глава 50 ТК РФ устанавливает особенности регулирования трудовых отношений в зависимости от специфических условий местности, в которой трудится работник, -экстремальных природно-климатических условий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 313-327).
Она основана на Законе РФ от хх февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Сопоставление содержания главы 50 ТК РФ и применяемых в г.Иркутске гарантий и компенсаций, говорит об общих основаниях их применения.
Так, в г.Иркутске применяется положения ст.314 ТК РФ (Трудовой стаж, необходимый для получения гарантий и компенсаций), 315 ТК РФ (Оплата труда), 316 ТК РФ (Районный коэффициент к заработной плате), 317 ТК РФ (Процентная надбавка к заработной плате). Указанные гарантии распространяются в силу п.3 Постановления ВС РФ от xx.02.1993 г. N 4521-1, "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Ликвидация предприятия и как следствие, увольнение работника, происходит по инициативе работодателя - более сильной в экономическом плане стороне трудовых правоотношений.
В целях недопущения злоупотреблений со стороны работодателей, а также в целях обеспечения прав работника на достойное человека существование для него самого и его семьи, законодатель предусмотрел дополнительные требования к работодателю, желающего одностороннем порядке изменить условия трудового договора.
В нормах Трудового Кодекса РФ, а также других нормативных актах установлены гарантийные выплаты, которые производятся работникам за время, когда они фактически не исполняли своих трудовых обязанностей по уважительным причинам, предусмотренным законом. Они, по общему правилу, заменяют заработную плату работника, и преследуют цель не допустить снижения заработка работника в случаях, когда он освобождается от выполнения трудовых обязанностей. В данном случае - невозможности трудоустройства по своей специальности.
П.3 Постановления ВС РФ от xx.02.1993 г. N 4521-1, устанавливает, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Сам же Закон, устанавливает повышенные обязательства работодателя, на осуществление гарантий и компенсаций, предусмотренных иными нормативными правовыми актами, в т.ч. и ТК РФ.
Таким образом, для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений предусмотрены гарантии сохранения среднего заработка на период трудоустройства. Длительность этого периода различна для разных регионов в зависимости от условий труда. Системный анализ положений действующего трудового законодательства дает основания полагать об определенной дифференциации положений работника, в зависимости от условий труда, выделяя особые условия труда, среди которых труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Учитывая, что п.14 Постановления СМ РСФСР от хх февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" установлены дополнительные гарантии высвобождаемым работникам. А в силу требований Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от хх сентября 1989 года N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края " введена выплата процентных надбавок к заработной плате в тех районах, где такая выплата не установлена, в порядке и на условиях, определенных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от хх апреля 1972 года N 255, в связи с чем, на данную категорию граждан распространяется положения постановления Совета Министров РСФСР от хх февраля 1991 года N 76 о необходимости сохранения заработной платы при увольнении работников в перечисленных случаях на срок до шести месяцев. Вопросам особых климатических условий посвящено Постановление Верховного Совета РФ от хх февраля 1993 года N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", распространяющего гарантии и компенсации для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, на лиц проживающих в т.ч. в южных районах Иркутской области. Что в полной мере отвечает целям и задачам трудового законодательства. Учитывая вышеизложенное, есть все основания полагать, что коли часть норм главы 50 ТК РФ применяется в южных районах Иркутской области, то и остальные положения так же имеют основания для применения, в силу особых условий труда, прямого указания на это в нормах действующего, в силу требований ст.423 ТК РФ, законодательства регулирующего трудовые и связанные с ними отношения.
При этом все указанные выплаты производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ст.318 ТК РФ). Обязанность в настоящее время предоставлять гарантии и компенсации лицам, уволенным из организаций и проживающих не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (ст. 318 ТК РФ), но и в иных районах с дискомфортными условиями проживания вытекает из ч. 2 ст. 423 ТК РФ, предусматривающей, что изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, по вопросам, которые в соответствие с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Кроме того суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что Постановлением Правительства РФ от хх июня 2011 года № 466 отменено Постановление Совета Министров РСФСР от хх февраля 1991 г. № 76 «О некоторых вопросах по социально-экономическому развитию районов Севера.» и выплата среднего заработка за 4,5,6 месяцы должна быть прекращена, поскольку в соответствии с положениями ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо законе или ином нормативном правовом акте, определяющим порядок введения в действие акта данного вида.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Действие закона или иного нормативного правового акта , содержащего нормы трудового права, распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Суд считает, что поскольку в Постановлении Правительства РФ от хх июня 2011 года № 466 в соответствии с которым признано утратившим силу Постановление Совета Министров РСФСР от хх февраля 1991 года № 76 отсутствует ссылка на распространение данного постановления на правоотношения, возникшие до его введения в действие, то отказ ответчика в выплате среднего месячного заработка за пятый и шестой месяцы истице является незаконным, поскольку у истицы право на получение среднего заработка наступило до хх июня 2011 года. Поскольку ответчиком истице выплачен средний заработок за 4 месяц добровольно, суд считает возможным удовлетворить требования истицы и взыскать с ответчика сумму среднего заработка за пятый и шестой месяцы в размере ххххх руб. 18 коп. Данная сумма ответчиком не оспаривается.
Также с ответчика подлежит взысканию госпошлина в местный бюджет города Иркутска в размере ххх руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 191-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Матюхиной Т. П. удовлетворить.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управления финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области в пользу Матюхиной Т. П. средний заработок за пятый, шестой месяцы в размере ххххх руб. 18 коп.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управления финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области в пользу местного бюджета города Иркутска госпошлину в размере ххх руб.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в 10 дневный срок.
Председательствующий | В.В. Ларионова |