РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2011 года | г. Иркутск |
Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Алсыковой Т.Д.,
при секретаре Комаровой К.В.,
с участием истца Лапыгиной В. В., ее представителя Машкина А. Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2694/2011 по иску Лапыгиной В. В. к администрации города Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к администрации г. Иркутска о признании за ней права собственности на жилой бревенчатый дом под литерой «А», общей площадью хх,х кв.м., жилой – хх,х кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., дом хх. В обоснование иска указала, что хх февраля 1976 года она вместе с мужем приобрела жилой бревенчатый дом, находящийся в городе Иркутске, по улице N. под № хх, полезной площадью хх кв.м., жилой площадью хх,х кв.м., расположенный на земельном участке ххх кв.м. Дом было решено оформить на ее мужа, Лапыгина Б. А., что подтверждается договором купли-продажи с рассрочкой платежа от xx.02.1976 года. С момента покупки дома они с мужем добросовестно использовали данное жилое помещение, не нарушали прав и законных интересов соседей, своевременно оплачивали плату за дом и земельный налог. В 1978 году они с мужем провели перепланировку в данном жилом помещении. В 1978 году при проведении капитального ремонта в ее жилом доме снесена печь, холодный бревенчатый пристрой к дому переоборудован в жилой пристрой под литерой «А1», вследствие чего общая площадь жилого дома под литерой «А» с жилым пристроем под литерой «А1» составляет хх,х кв.м., в том числе жилая хх,х кв.м. Также в 1978 году был произведен капитальный ремонт дома. Пристрой был утеплен и переоборудован в жилой с переносом печи на площадь пристроя. С момента капитального ремонта дома с жалобами никто не обращался. Также никто из соседей не высказывал недовольства в связи с перепланировкой. хх марта 2011 года муж истца умер. После его смерти все обязанности по хозяйству истец взяла на себя.
Как указывает истец, поскольку жилой дом переоборудован за счет ее средств и ее силами, это строение соответствует противопожарным, строительным, санитарным нормам и правилам, его сохранение не нарушает охраняемых законом прав и интересов других лиц, не угрожает их жизни, за ней может быть признано право собственности на названный объект недвижимого имущества.
В судебном заседании истец Лапыгина В.В., ее представитель Машкин А.Д., действующий на основании доверенности от хх сентября 2011 года, иск поддержали в полном объеме, настаивали на его удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании части 5 статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Заслушав объяснения истца, ее представителя, допросив свидетелей, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с требованиями статьи 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на то необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Судом установлено, что согласно договору купли-продажи от xx.02.1976 г. Лапыгин Б. А. приобрел жилой бревенчатый дом, находящийся в г. Иркутске, по улице N. под № хх, полезной площадью хх кв.м., жилой площадью хх,х кв.м., расположенного на земельном участке ххх кв.м.
В 1978 году при проведении капитального ремонта в данном жилом доме снесена печь, холодный бревенчатый пристрой к дому переоборудован в жилой пристрой под литерой «А1», вследствие чего общая площадь жилого дома под литерой «А» с жилым пристроем под литерой «А1» составляет хх,х кв.м., в том числе жилая хх,х кв.м.
Указанные обстоятельства подтверждаются названным договором купли-продажи от xx.02.1976 г., удостоверенным государственным нотариусом I Иркутской государственной нотариальной конторы Волчатовой Л.В., заключением МУП «БТИ г. Иркутска» № хх/хх-ххх от xx.07.2011 г., техническим паспортом по состоянию на xx.07.2011 г., актом обследования жилого дома индивидуального строительства от xx.08.2011 г.
В судебном заседании истец Лапыгина В.В. в обоснование своих требований ссылалась на то, что в 1978 году она вместе с мужем собственными силами и на принадлежащие им денежные средства, но без согласования проекта произвели капитальный ремонт жилого дома. Пристрой дома был утеплен и переоборудован в жилой. Они постоянно проживали в указанном доме, следили за его техническим состоянием, производит текущий ремонт, оплачивали все необходимые платежи и налоги. С соседями споров по поводу границ земельного участка и расположения дома не существует. К сожалению, в 2011 году муж скоропостижно скончался. После его смерти все обязанности по хозяйству истец взяла не себя.
Указанные обстоятельства нашли свое объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Согласно свидетельству о браке II-СМ № хххххх Лапыгин Б. А. и Г. В. В. вступили в брак хх июня 1960 года. После регистрации брака Г. В. В. присвоена фамилия Лапыгина.
Согласно свидетельству о смерти II-СТ № хххххх Лапыгин Б. А. умер xx.03.2011 года.
Допрошенная в ходе судебного заседания в качестве свидетеля К. О.В. суду показала, что является соседкой истца. С проведенным капитальным ремонтом в 1978 году истцом согласна. Пристрой к жилому дому никому не мешает, в том числе соседям. Споров с соседями по поводу границ земельного участка и расположения дома нет.
Свидетель Б. Л.А. суду показала, что знакома с истцом и его семьей, проживает с ними по-соседству. Пристрой к жилому дому истец вместе со своим мужем возводили своими силами в 1978 году. Истец постоянно проживает в доме, несет расходы по его содержанию. Споров с соседями по поводу границ земельного участка не имеется.
У суда нет оснований не доверять показаниям указанных свидетелей, поскольку их личной заинтересованности в исходе дела не установлено, сведения, сообщенные свидетелями, не противоречат письменным материалам дела.
Таким образом, оценивая в совокупности вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу, что на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. N., дом хх, истец создала объект недвижимости – жилой бревенчатый дом под литерой «А», общей площадью хх,х кв.м., жилой – хх,х кв.м. Данный дом является самовольной постройкой, поскольку создан без получения на то необходимых разрешений.
В соответствии с требованиями статьи 42 Земельного Кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу статьи 21 ФЗ «О пожарной безопасности» разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе, при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
Согласно требованиям статьи 34 вышеназванного Федерального закона одной из обязанностей граждан, в том числе, и при строительстве жилого дома, является соблюдение требований пожарной безопасности.
Из заключения главного государственного инспектора г. Иркутска по пожарному надзору от хх декабря 2011 года № х-хх-хххх следует, что противопожарное состояние жилого дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N. 20, литера «А» соответствует требованиям пожарной безопасности.
Согласно пункту 2 статьи 12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Из заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» от хх декабря 2011 года № хх-хх.хх/хххх следует, что индивидуальный жилой дом под литерой «А», по адресу: г. Иркутск, ул. N. 20, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.2.1/21.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Новая редакция».
Согласно Федеральному закону от хх ноября 1995 года «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство любого объекта должно вестись при наличии следующих условий: 1) разрешение собственника земельного участка или здания, сооружения; 2) соблюдение градостроительных норм и правил.
В соответствии с актом обследования жилого дома индивидуального жилищного строительства по адресу: г. Иркутск, Куйбышевский район, улица N. дом хх составленным ООО «ВестЛайн» хх августа 2011 года, пристрой к жилому дому выполнен из дерева. Изначально был холодным и выполнял роль веранды. В 1978 году был произведен капитальный ремонт дома. Пристрой был утеплен и переоборудован в жилой с переносом печи на площадь пристроя. Толщина стен с утеплением составила 250 мм. Фундамент пристроя выполнен из железобетона. Перекрытие деревянное с опиранием по контуру здания. Крыша подведена под общую крышу здания. Состояние несущих конструкций пристроя (стен, перекрытий, фундаментов) – работоспособное. Деформаций и повреждений не обнаружено. Так же, согласно заключительному выводу вышеуказанного акта обследования (пункт 4), данное жилое строение вместе с существующим домом имеет физический износ 43% по прочности и устойчивости относительно износа соответствует нормам проживания. Пристроенное жилое помещение отвечает требованиям СНиП, обеспечиваются конструктивные характеристики надежности и безопасности здания.
Оценивая в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что требование Лапыгиной В.В. о признании за ней права собственности на жилой бревенчатый дом под литерой «А», общей площадью хх,х кв.м., жилой – хх,х кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N. 20, являющийся самовольной постройкой, подлежит удовлетворению.
Данная постройка не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, так как возведена без отступления от строительных, санитарно-технических и противопожарных норм.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью допустимых и относимых доказательств. Соответствие самовольной постройки обязательным нормам подтверждено представленными суду заключениями органов пожарного, санитарно-эпидемиологического контроля, а также организации, имеющей допуск к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства. Доказательств обратного, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено.
Таким образом, суд считает возможным признать за Лапыгиной В.В. право собственности на указанный объект недвижимого имущества.
С учетом изложенного, руководствуясь требованиями статей 193-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Лапыгиной В. В. удовлетворить.
Признать за Лапыгиной В. В. право собственности на жилой бревенчатый дом под литерой «А», общей площадью хх,х кв.м., жилой – хх,х кв.м., расположенный по адресу: город Иркутск, улица N., дом хх.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: | Т.Д. Алсыкова |