ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2011 года | г. Иркутск |
Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Алсыковой Т.Д.,
при секретаре Шульга О.Н.,
с участием: помощника прокурора Куйбышевского района г. Иркутска Брянской Натальи Павловны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2358/2011 по иску прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 66 г. Иркутска, Департаменту образования Комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска об устранении нарушения права,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Куйбышевского района г. Иркутска обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении на Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 66 г. Иркутска (далее по тексту – МОУ СОШ № 66 г. Иркутска), Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска обязанности по производству необходимых действий по обеспечению беспрепятственного доступа в учреждение образования детей-инвалидов. В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведения проверки образовательных учреждений на предмет соблюдения в них принципа доступности образования детей с ограниченными возможностями здоровья, установлено, что беспрепятственный доступ детей-инвалидов в МОУ СОШ № 66 г. Иркутска не обеспечен. Деятельность образовательного учреждения регулируется Уставом учреждения от 2008 года, с изменениями от 2010 года. Статьей 18 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на образовательные учреждения возложено обеспечение образования детьми-инвалидами, получение инвалидами среднего общего образования. Перечисленные требования закона в МОУ СОШ № 66 г. Иркутска не исполнены: доступ детей-инвалидов в образовательное учреждение значительно затруднен ввиду отсутствия пандусов и поручней при входе в здание школы. В городе Иркутске проживает 2 869 детей-инвалидов, в том числе, 293 – на территории Куйбышевского района г. Иркутска. В образовательном учреждении обучалось в 2009-2010 годах 27 детей-инвалидов, в настоящее время обучается 14 детей-инвалидов.
В ходе судебного разбирательства истец отказался от иска к администрации г. Иркутска в полном объеме. Определением суда от 15 декабря 2011 года данный отказ принят судом, производство по делу в данной части прекращено.
Представитель истца – помощник прокурора Куйбышевского района г. Иркутска Брянская Н.П., в судебном заседании иск поддержала по доводам, изложенным в нем, настаивала на его удовлетворении.
Ответчик МОУ СОШ № 66 г. Иркутска своего представителя в суд не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, возражений по существу иска не представил.
Привлеченный к участию в деле в качестве ответчика Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска также своего представителя в суд не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, возражений по существу иска не представил.
Суд, с учетом согласия представителя истца на основании требований статьи 233 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков в порядке заочного производства.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.
В соответствии с частями 1,7 статьи 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
В соответствии со статьей 31 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов не допускается.
Согласно статьи 1 ФЗ № 124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей. К объектам социальной, инженерной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся административные здания и сооружения, в том числе объекты и учреждения образования.
На основании статей 8,46 Градостроительного кодекса РФ в состав проектной документации по объекту включается раздел – перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам образования. К полномочию органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности является выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.
В соответствии со статьей 46 Федерального закона РФ № 184 от 27 декабря 2002 года «О техническом регулировании» санитарные нормы и правила являются обязательными к применению.
Требованиями Строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 года № 73 установлено следующее:
при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения (пункт 1.1); требования настоящего документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство (пункт 1.2); проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности (пункт 1.4); проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий. С этой целью рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения (пункт 1.5); в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (пункт 3.13); наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни (пункт 3.14); помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания кроме лестниц следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (пункт 3.17.).
Согласно постановлению Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 73 от 29 ноября 1999 года принят Свод Правил «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», согласно которому доступными для маломобильных групп населения должны быть школы, в которых непосредственно обучаются дети-инвалиды.
Таким образом, положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Возражая удовлетворению иска, представитель ответчика МОУ СОШ № 66 г. Иркутска Федоров В.Ф. ранее в судебном заседании пояснил, что согласно вводной части Свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требований доступности общественных зданий для инвалидов и других маломобильных посетителей» его целью является беспрепятственное получение указанной категории граждан требуемой ими услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий. Таким образом, выполнение статьи 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» может осуществляться как путем проектирования, приспособлений зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и т.п.). Выбор варианта определяется местными органами власти исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона. На основании распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по социальной политике и культуре от 17 ноября 2009 года № 203-52-960/9 об утверждении Положения «Об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которые временно или постоянно не могут посещать школу, по индивидуальным учебным планам на дому» Муниципальные общеобразовательные учреждения г. Иркутска по согласованию с Учредителем и с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальным учебным планам на дому по программам начального общего образования, а также по образовательным программам специальных образовательных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. В настоящее время в школе обучается 1 ребенок-инвалид, который проходит обучение на дому. Поэтому полагает, что права детей на образование с ограниченными возможностями ответчиком полностью соблюдены.
В соответствии с Уставом МОУ СОШ № 66 г. Иркутска, утвержденным председателем комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска, учреждение является юридическим лицом (некоммерческой организацией), имеет самостоятельный баланс, лицевой и иные счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штампы, бланки со своим наименованием, а также собственную символику. Учредителем Учреждения и собственником имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления является муниципальное образование «Город Иркутск». От имени муниципального образования «город Иркутск» права учредителя Учреждения осуществляет Администрация г. Иркутска в лице комитета по социальной политике и культуре Администрации г. Иркутска. Учреждение вправе от своего имени заключать договоры приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах. Юридический адрес Учреждения: г. Иркутск, ул. Ленская, дом 2А. Предметом деятельности Учреждения является воспитание и обучения учащихся.
Судом установлено, что в МОУ СОШ № 66 г. Иркутска обучается 14 детей-инвалидов. Вход в здание школы не имеет приспособлений для маломобильных посетителей – отсутствуют пандусы для подъезда детей-инвалидов при входе в здание.
Названные обстоятельства подтверждаются информацией, выданной зам.директора по УВР Беркович Л.А. 29 сентября 2011 года, ответом и.о. директора МОУ СОШ № 66 г. Иркутска Л.А. Беркович, согласно которому пандусы и поручни при строительстве школы не были предусмотрены проектом.
При этом имеется указание на то, что 5 из 14 детей обучаются на дому, остальные дети обучаются в общеобразовательных классах по общеобразовательным программам.
Анализируя изложенное и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Куйбышевского района г. Иркутска, поскольку вход, ведущий в здание школы не соответствует требованиям вышеуказанных норм и правил.
В силу установленного доводы ответчика во внимание судом не принимаются.
На основании изложенного, руководствуясь статей 193-199, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Куйбышевского района г. Иркутска удовлетворить.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 66 города Иркутска, Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 66 города Иркутска, расположенное по адресу: город Иркутск, улица Ленская, дом 2А, установить пандусы для подъезда детей-инвалидов и поручни при входе в здание Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школы № 66 города Иркутска.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течении семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами так же в кассационном порядке в течении десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае если заявление подано - в течении десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья: | Т.Д. Алсыкова |