ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 января 2012 года | Куйбышевский районный суд города Иркутска |
в составе председательствующего судьи Акимовой Н.Н.
при секретаре Кочановой Л.А.,
с участием истца Жукова В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-189/2012 по иску Жукова В. Д. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» о выплате среднего заработка,
УСТАНОВИЛ:
Жуков В.Д. обратился в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» (далее по тексту - ФБУ УФО МО РФ по Иркутской области), указав в его обоснование, что работал в 16 филиале в/ч ххххх на должности (должность) отделения материально-технического обеспечения с хх декабря 2009 года по хх апреля 2011 года, уволен в связи с ликвидацией организации по пункту 1 части 1 статьи 81 ТК РФ. Ему был выплачен средний заработок в связи с ликвидацией за 4 месяца после увольнения. В выплате среднего заработка за 5 и 6 месяцы было отказано. Согласно справке о средней заработной плате от хх ноября 2011 года, его средняя заработная плата составила хх ххх рублей 68 копеек, следовательно, неполученная заработная плата за пятый и шестой месяцы работы составляет хх ххх рубля 36 копеек. С отказом в выплате средней заработной платы он не согласен, поскольку в силу статьи 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица, независимо от форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. Статья 146 ТК РФ гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым в местностях с особыми климатическими условиями. Согласно статье 135 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в связи с ликвидацией организации (п.1 ч.1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ) выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч.1 ст. 318 ТК РФ). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч.2 ст. 318 ТК РФ). Просил суд взыскать с ответчика ФБУ УФО МО РФ по Иркутской области средний заработок за пятый и шестой месяцы в размере хх ххх рубля 36 копеек.
Дополняя и уточняя заявленные исковые требования хх ноября 2011 года, истец просил суд привлечь в качестве надлежащего ответчика Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» (далее по тексту – ФКУ УФО МО РФ по Иркутской области), в связи с изменением типа учреждения, и взыскать с надлежащего ответчика сумму среднего заработка в размере хх ххх рубля 36 копеек за пятый и шестой месяц, а также компенсацию морального вреда в размере хх ххх рублей.
В судебном заседании истец Жуков В.Д. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в иске, и просил суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ УФО МО РФ по Иркутской области, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, суду о причинах неявки не сообщил. В письменном отзыве на иск, представитель ответчика Бохна Р.М, действующий на основании доверенности с полным объемом прав, исковые требования не признал, просил суд отказать в их удовлетворении. Указал, что хх июня 2011 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от хх июня 2011 года № 466 «О признании утратившим Постановления Совета Министров РСФСР от хх февраля 1991 года № 76 « О некоторых вопросах по социально-экономическому развитию районов Севера». Данное постановление фактически отменило с хх июня 2011 года такую социальную гарантию, как сохранение средней заработной платы сотрудникам на период трудоустройства в течение четвертого, пятого и шестого месяцев с момента их увольнения, в случае если причина увольнения – ликвидация организации. Считает, что право у истца на получение среднего заработка за пятый и шестой месяцы с момента увольнения возникло уже после вступления в силу вышеуказанного постановления, сохранение среднего заработка в течение пятого и шестого месяца с момента увольнения ему не положено. Кроме того, по мнению ответчика, сохранение среднего заработка за пятый и шестой месяцы является правом, но не обязанностью ответчика.
На основании статьи 233 ГПК РФ, с учетом мнения истца, суд вынес определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, находит требования истца Жукова В.Д. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Жуков В.Д. принят хх декабря 2009 года в 16 филиал в/ч ххххх на должность (должность) отделения материально-технического обеспечения. Уволен хх апреля 2011 года на основании пункта 1 статьи 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией 16 филиала в/ч ххххх. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается и объективно подтверждается трудовой книжкой от хх августа 1969 года на имя Жукова В.Д..
Согласно справке ФБУ УФО МО РФ в Иркутской области от хх ноября 2011 года за № 4450, Жукову В.Д., уволенному хх апреля 2011 года согласно статье 81 пункту 1 ТК РФ, сохраненная средняя заработная плата на период трудоустройства выплачена за 2, 3 и 4 месяцы со дня увольнения. Среднемесячная заработная плата составляет хх ххх рублей 68 копеек.
До настоящего времени Жуков В.Д. не работает и состоит на учете в ОГУ ЦЗН как безработный, что подтверждается справкой ОГУ ЦЗН от хх октября 2011 года № 5950.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспорены.
Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 189 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с положениями Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (статья 178).
Статьей 165 Трудового кодекса РФ определено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом, работникам предоставляются гарантии и компенсации и в других случаях, предусмотренных иными федеральными законами. При этом, согласно положениям статьи 423 ТК РФ, изданным до введения в действие настоящего Кодекса, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Гарантии и компенсации работникам закреплены в ТК РФ и иных нормативных правовых актах, в отношении различных аспектов трудовых правоотношений.
В данном случае, рассматриваются гарантии и компенсации на части территории РФ, характеризующимися суровыми природно-климатическими условиями и повышенными затратами на производство продукции и жизнеобеспечение населения, сложным состоянием рынка труда. В не зависимости от желания работодателя, предусматривается выплата надбавок к заработной плате.
Постановлением СМ СССР и ВЦСПС от хх сентября 1989 года N 794, была введена выплата процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края".
Пунктом 3 Постановления ВС РФ от хх февраля 1993 года N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", установлено, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. В соответствии со статьей 4 Закона РФ от хх февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами соответствующего субъекта правоотношений и осуществляются, в том числе и за счет средств работодателя.
Глава 50 ТК РФ устанавливает особенности регулирования трудовых отношений в зависимости от специфических условий местности, в которой трудится работник, -экстремальных природно-климатических условий в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 313-327). Она основана на Законе РФ от хх февраля 1993 года "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Сопоставление содержания главы 50 ТК РФ и применяемых в г.Иркутске гарантий и компенсаций говорит об общих основаниях их применения.
Так, в городе Иркутске применяется положения статьи 314 ТК РФ (трудовой стаж, необходимый для получения гарантий и компенсаций), 315 ТК РФ (оплата труда), 316 ТК РФ (Районный коэффициент к заработной плате), 317 ТК РФ (Процентная надбавка к заработной плате). Указанные гарантии распространяются в силу пункта 3 Постановления ВС РФ от хх февраля 1993 года N 4521-1, "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Ликвидация предприятия и, как следствие, увольнение работника, происходит по инициативе работодателя - более сильной в экономическом плане стороне трудовых правоотношений.
В целях недопущения злоупотреблений со стороны работодателей, а также в целях обеспечения прав работника на достойное человека существование для него самого и его семьи, законодатель предусмотрел дополнительные требования к работодателю, желающего в одностороннем порядке изменить условия трудового договора.
В нормах Трудового Кодекса РФ, а также других нормативных актах установлены гарантийные выплаты, которые производятся работникам за время, когда они фактически не исполняли свои трудовые обязанности по уважительным причинам, предусмотренным законом. Они, по общему правилу, заменяют заработную плату работника, и преследуют цель не допустить снижения заработка работника в случаях, когда он освобождается от выполнения трудовых обязанностей. В данном случае - невозможности трудоустройства по своей специальности.
Пункт 3 Постановления ВС РФ от хх февраля 1993 года N 4521-1, устанавливает, что государственные гарантии и компенсации, предусмотренные указанным Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Сам же Закон, устанавливает повышенные обязательства работодателя, на осуществление гарантий и компенсаций, предусмотренных иными нормативными правовыми актами, в том числе и ТК РФ.
Таким образом, для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений предусмотрены гарантии сохранения среднего заработка на период трудоустройства. Длительность этого периода различна для разных регионов в зависимости от условий труда. Системный анализ положений действующего трудового законодательства дает основания полагать об определенной дифференциации положений работника, в зависимости от условий труда, выделяя особые условия труда, среди которых труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Учитывая, что пункт 14 Постановления СМ РСФСР от хх февраля 1991 года N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера" установлены дополнительные гарантии высвобождаемым работникам, а в силу требований Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от хх сентября 1989 года N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Южных районах Иркутской области и Красноярского края" введена выплата процентных надбавок к заработной плате в тех районах, где такая выплата не установлена, в порядке и на условиях, определенных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от хх апреля 1972 года N 255, в связи с чем, на данную категорию граждан распространяется положения постановления Совета Министров РСФСР от хх февраля 1991 года N 76 о необходимости сохранения заработной платы при увольнении работников в перечисленных случаях на срок до шести месяцев. Вопросам особых климатических условий посвящено Постановление Верховного Совета РФ от хх февраля 1993 года N 4521-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", распространяющего гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, на лиц, проживающих, в том числе и в южных районах Иркутской области, что в полной мере отвечает целям и задачам трудового законодательства.
Учитывая вышеизложенное, есть все основания полагать, что если часть норм главы 50 ТК РФ применяется в южных районах Иркутской области, то и остальные положения также имеют основания для применения, в силу особых условий труда, прямого указания на это в нормах действующего, в силу требований статьи 423 ТК РФ, законодательства, регулирующего трудовые и связанные с ними отношения.
При этом, все указанные выплаты производятся работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (статья 318 ТК РФ). Обязанность в настоящее время предоставлять гарантии и компенсации лицам, уволенным из организаций и проживающих не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям (статья 318 ТК РФ), но и в иных районах с дискомфортными условиями проживания вытекает из ч. 2 ст. 423 ТК РФ, предусматривающей, что изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Кроме того, суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что Постановлением Правительства РФ от хх июня 2011 года № 466 отменено Постановление Совета Министров РСФСР от хх февраля 1991 года № 76 «О некоторых вопросах по социально-экономическому развитию районов Севера» и выплата среднего заработка за 4,5,6 месяцы должна быть прекращена, поскольку в соответствии с положениями статьи 12 ТК РФ, закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте, либо законе или ином нормативном правовом акте, определяющим порядок введения в действие акта данного вида.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
По мнению суда, поскольку в Постановлении Правительства РФ от хх июня 2011 года № 466, в соответствии с которым, признано утратившим силу Постановление Совета Министров РСФСР от хх февраля 1991 года № 76, отсутствует ссылка на распространение данного постановления на правоотношения, возникшие до его введения в действие, то отказ ответчика в выплате среднего месячного заработка за пятый и шестой месяцы истцу является незаконным, поскольку у Жукова В.Д. право на получение среднего заработка наступило до хх июня 2011 года. Поскольку ответчиком истцу выплачен средний заработок за 4 месяц добровольно, суд считает возможным удовлетворить заявленные требования и взыскать с ответчика сумму среднего заработка за пятый и шестой месяцы в размере хх ххх рубля 36 копеек. Данная сумма ответчиком не оспаривается.
Разрешая исковые требования Жукова В.Д. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, суд руководствуется частью 4 статьи 3 ТК РФ, согласно которой лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением не только о восстановлении нарушенных прав и возмещении материального вреда, но и компенсации морального вреда, под которым в силу статьи 151 Гражданского кодекса РФ понимаются физические или нравственные страдания.
В соответствии с предпоследним абзацем части 2 статьи 22 ТК РФ работодатель обязан компенсировать моральный вред в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
При этом, суд учитывает также положения постановления Пленума Верховного Суда РФ от хх декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», согласно которым моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с потерей работы, временным ограничением или лишением каких-либо прав (пункт 2); одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя (пункт 3).
Статьей 237 ТК РФ установлено, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон. В случае возникновения спора, факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Помимо этого, суд руководствуется пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от хх марта 2004 года № 2, в соответствии с которым, размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимание обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Применяя эти нормы материального права и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ при оценке представленных истцом доказательств в обоснование своего требования о компенсации морального вреда, суд считает установленным, что в результате невыплаты среднего заработка Жукову В.Д., последнему причинены физические и нравственные страдания, поскольку в связи с потерей работы он испытывал нравственные страдания, вызванные отсутствием дохода, а также, нарушением его прав на полный расчет при увольнении.
Эти обстоятельства представителями ответчика хотя и оспорены, но по правилам статьи 56 ГПК РФ не опровергнуты.
В этой связи, учитывая конкретные обстоятельства дела, объем, степень и характер причиненных Жукова В.Д. нравственных или физических страданий, степень вины ответчика, а также требования разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в его пользу с этого ответчика, в сумме хххх рублей с отказом в удовлетворении этого требования в заявленном истцом размере.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Жуков В.Д. в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобожден. Следовательно, с учетом удовлетворенных исковых требований, государственная пошлина в размере хххх рублей подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 191-198, 233 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Жукова В. Д. удовлетворить.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управления финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» в пользу Жукова В. Д. средний заработок за пятый и шестой месяцы в размере хх ххх рубля 36 копеек, а также в счет компенсации морального вреда хххх рублей, а всего хх ххх рубля 36 копеек.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области в пользу местного бюджета города Иркутска государственную пошлину в размере хххх рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий | Н.Н. Акимова |