2-250/2012
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 января 2012 года | г. Иркутск. |
Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:
Председательствующего судьи Смертиной Т.М.,
при секретаре Синько Р.С.,
с участием представителя истца помощника прокурора Октябрьского района г. Иркутска Скоробогатовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-250/2012 по иску прокурора Октябрьского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Метраж» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г. Иркутска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском в суд к ООО «Метраж», указав в обоснование, что Общество с ограниченной ответственностью «Метраж» в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.10.2011г. № 233214 с 27.10.2004г. осуществляет деятельность по производству общестроительных работ. В соответствии с письмом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области от 12.10.2011г. № 1/06-4201 расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО «Метраж» за 2010г. не производило, вследствие чего ООО «Метраж» имеет задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2010г. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории РФ выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, а так же размещение отходов производства и потребления. Плательщик производит исчесление и уплату отдельно по месту нахождения каждого стационарного объекта негативного воздействия. Как указывает истец, поскольку плата за негативное воздействие на окружающую среду должна быть внесена после произведенного ООО «Метраж» расчета такой платы и его представления в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области, своим бездействием, выразившееся в том, что ООО «Метраж» не произвело расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду, нарушены интересы Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования г. Иркутска, которые заключается в том, что бюджеты Российской Федерации, Иркутской области, муниципального образования г. Иркутска не дополучают суммы, являющимися статьей формирования соответствующих бюджетов. В связи с чем, Российская Федерация, Иркутская область и муниципальное образование г. Иркутска не имеют возможности направлять данные денежные средства, носящие компенсационный характер, на восстановление окружающей среды, выполнение природоохранных мероприятий. Кроме того, бездействие по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и, как следствие, ее невнесение является, также, нарушением требований федерального законодательства, предписывающего обязательное внесение данной платы. В связи с этим истец просит признать бездействие ООО «Метраж» по не произведению в течение 2010г. расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, незаконным, а так же обязать ООО «Метраж» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010г. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу и предоставить его в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области.
В судебном заседании представитель истца Скоробогатова Н.А., исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Метраж» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается судебной повесткой, причины неявки суду не сообщил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, с учетом мнения представителя истца, рассмотрел дело в порядке заочного производства в соответствии со статьей 233 ГПК РФ.
Суд, заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина.
В силу п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» нормы ГПК РФ не допускают возможности оспаривания в порядке главы 25 этого Кодекса решений и действий (бездействия) органов управления организациями и их объединениями, общественными объединениями, политическими партиями, а также их руководителей, поэтому такие дела должны рассматриваться по правилам искового производства, в том числе и в случаях, когда заявитель ссылается на положения Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
В силу ст. 2, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "Об отходах производства и потребления" плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
загрязнение недр, почв;
размещение отходов производства и потребления;
загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии со ст.78 названного закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 года № 557 «Об установлении платы за негативное воздействие на окружающую среду» срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал.
Судом установлено, что зарегистрированное в установленном законом порядке и внесенное в ЕГРЮЛ ООО «Метраж», осуществляющее деятельность по производству общестроительных работ, в нарушение требований законодательства не производило расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год, вследствие чего ответчик имеет задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
Согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц от 14 октября 2011 года № 233214 27 октября 2004 года Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Правобережному округу г. Иркутска, Иркутской области зарегистрировано ООО «Метраж», адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Лызина 20А-50. Основным видом деятельности данного юридического лица является производство общестроительных работ.
В соответствии со сведениями Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области от 12 октября 2011 года № 1/06-4201 предприятие-природопользователь ООО «Метраж» не осуществляет плату и не предоставило расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год и первое полугодие 2011 года.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что требование прокурора о признании незаконным бездействие ООО «Метраж» по не произведению в течение 2010 года расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду является обоснованным, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что основным видом деятельности ответчика является предоставление общестроительных работ, следовательно, на организацию распространяются требования ФЗ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также ФЗ от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в нарушение закона ООО «Метраж» не производило расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год, вследствие чего имеет задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах, исковое заявление прокурора Октябрьского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Метраж» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности подлежит удовлетворению.
Решая вопрос о распределении судебных расходов, суд руководствуется п. 9 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ и ч. 2 ст. 45 ГПК РФ о том, что прокурор освобожден от обязанности по уплате судебных расходов.
В соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п. 8 ч.1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований. Ответчик по настоящему делу не относится к категориям лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для организаций уплачивается в размере 4000 рублей.
При таких обстоятельствах, с ответчика ООО «Метраж» подлежит взысканию в бюджет г. Иркутска государственная пошлина в размере 4 000 рублей
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. 194-199, 233 – 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Иркутска удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Метраж» по не произведению в течение 2010 года расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Обязать ООО «Метраж» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010 год в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу и предоставить его в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области.
Взыскать с ООО «Метраж» в бюджет г. Иркутска госпошлину в сумме 4000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Т.М. Смертина