(3644) Заочное решение по иску прокурора об устранении нарушения права (обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в Муниципальное общеобразовательное учреждение). Иск удовлетворен.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 декабря 2011 года г. Иркутск

Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Ларионовой В.В.,

при секретаре Колибабчук А.М.,

с участием: помощника прокурора Куйбышевского района г. Иркутска Брянской Н.П., представителя ответчика Кальтешева Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2360/2011

по иску Прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 50 г. Иркутска, Департаменту образования Комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска о признании бездействия незаконным, об устранении нарушения права,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Куйбышевского района г. Иркутска обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, впоследствии уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ, к МОУ СОШ № 50 г. Иркутска, Департаменту образования Комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска о признании незаконным бездействия и понуждении произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа в учреждение образования детей-инвалидов, в обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведения проверки образовательных учреждений на предмет соблюдения в них принципа доступности образования детей с ограниченными возможностями здоровья, установлено, что беспрепятственный доступ детей-инвалидов в МОУ СОШ № 50 г. Иркутска не обеспечен.

Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, законом РФ «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями органов управления образованием и др. Юридический адрес учреждения: 664080, г. Иркутск, м/н Топкинский,42. Фактический адрес: 664080, г. Иркутск, м/н Топкинский,42.

В соответствии с п.п. 2,3 ст. 12 Закона Российской Федерации № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании» образовательное учреждение является юридическим лицом, образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными. Деятельность образовательного учреждения регулируется Уставом учреждения от 2005 г., с изменениями от 2011 г.

Статьей 18 Федерального закона № 181 -ФЗ от 24.11.19995 года (в ред. от 24.07.2009г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на образовательные учреждения возложено обеспечение образования детьми-инвалидами, получение инвалидами среднего общего образования. Перечисленные требования закона в МОУ СОШ № 50 г. Иркутска не исполнены: доступ детей-инвалидов в образовательное учреждение значительно затруднен в виду отсутствия пандусов и поручней при входе в здание школы. В городе Иркутске проживает 2869 детей-инвалидов, в том числе на территории Куйбышевского района г. Иркутска 372 ребенка-инвалида. В образовательном учреждении обучается 5 детей-инвалидов.

В соответствии со ст. 13 Закона «Об образовании» образовательное учреждение действует на основании Устава.

Согласно п.1 ст. 52 ГК РФ Устав учреждения утверждается учредителем, которым согласно п. 1.2 Устава МОУ СОШ № 50 является муниципальное образование «город Иркутск», а так же собственником имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления. От имени муниципального образования «город Иркутск» права учредителя учреждения осуществляет администрация г.Иркутска в лице департамента образования комитета по социальной политики и культуре администрации г. Иркутска.

В силу п. 1.2. Устава учреждение создано в целях реализации прав граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов; формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ; адаптация обучающихся к жизни в обществе; создания основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. На основании п.2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет по его обязательствам собственник имущества. Нарушение ответчиками требований закона является нарушением конституционных прав и свобод граждан.

На основании изложенного просит обязать МОУ СОШ № 50 г. Иркутска и Департамент образования комитета по социальной политике и культуре Администрации г. Иркутска обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в учреждение образования - МОУ СОШ № 50 г. Иркутска, расположенное по адресу: г. Иркутск, м/н Топкинский, дом 42, установив пандусы для подъезда детей-инвалидов и поручни при входе в здание учреждения.

Представитель истца – помощник прокурора Куйбышевского района г. Иркутска Брянская Н.П. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика МОУ СОШ № 50 г. Иркутска Д.В.Кальтешев в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении в полном объеме, суду пояснил, что согласно вводной части свода правил по проектированию и строительству СП 31-102-99 «Требований доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» Проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидами как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий. Таким образом, выполнение ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» может осуществляться как путем проектирования, приспособлений зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и т.п.). Выбор варианта определяется местными органами власти исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона. На основании распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по социальной политике и культуре от 17.11.09 г. №203-52-960/9 об утверждении Положения «Об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которые временно или постоянно не могут посещать школу, по индивидуальным учебным планам на дому» Муниципальные общеобразовательные учреждения г. Иркутска по согласованию с Учредителем и с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальным учебным планам на дому по программам начального общего образования, а также по образовательным программам специальных образовательных учреждений для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Исходя из вышеизложенного, права детей на образование с ограниченными возможностями полностью соблюдены, так же соблюден Федеральный закон №181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» тем, что «доставили» услугу к инвалиду на дом, что не противоречит СП 31-102-99. На данный момент, в школе обучается один ребенок-инвалид, обучение его осуществляется на дому.

Представитель ответчика Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, возражений по существу иска не представил.

Суд на основании части 4 статьи 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, имеющиеся в материалах дела, полагает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

Согласно ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьей 19 Конституции РФ предусмотрено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В соответствии со ст.43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно ст.45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина.

В силу п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» нормы ГПК РФ не допускают возможности оспаривания в порядке главы 25 этого Кодекса решений и действий (бездействия) органов управления организациями и их объединениями, общественными объединениями, политическими партиями, а также их руководителей, поэтому такие дела должны рассматриваться по правилам искового производства, в том числе и в случаях, когда заявитель ссылается на положения Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 181 – ФЗ от 24.11.1995 года Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

В соответствии с ч.ч. 1,7 ст. 51 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года (в ред. от 24.07.2009г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а так же разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов не допускается.

Согласно статьи 1 ФЗ № 124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (в ред. 17.12.2009г.) социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей. К объектам социальной, инженерной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся административные здания и сооружения, в том числе объекты и учреждения образования.

На основании ст.ст. 8, 46 Градостроительного кодекса РФ №190 от 29.12.1994 года в состав проектной документации по объекту включается раздел - перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам образования. К полномочию органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности является выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона РФ №184 от 27.12.2002 года (в ред. от 30.12.2009г.) «О техническом регулировании» санитарные нормы и правила являются обязательными к применению.

Требованиями Строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 73 установлено следующее:

при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения (пункт 1.1); требования настоящего документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство (пункт 1.2); проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности (пункт 1.4); проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий. С этой целью рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения (пункт 1.5); в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (пункт 3.13); наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни (пункт 3.14); помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания кроме лестниц следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (пункт 3.17.).

Согласно постановлению №73 от 29.11.1999 г. Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу принят Свод Правил «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», согласно которому доступными для маломобильных групп населения должны быть школы, в которых непосредственно обучаются дети-инвалиды.

Таким образом, положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Судом установлено, что в соответствии с Уставом МОУ СОШ № 50 г. Иркутска, утвержденным председателем комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска, учреждение является юридическим лицом (некоммерческой организацией), имеет самостоятельный баланс, лицевой и иные счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штампы, бланки со своим наименованием, а также собственную символику. Учредителем Учреждения и собственником имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, является муниципальное образование «Город Иркутск». Учреждение вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах. Юридический адрес Учреждения: г. Иркутск, м/н Топкинский, 42. Предметом деятельности Учреждения является воспитание и обучения учащихся.

Согласно п.1.1 Устава МОУ СОШ № 50 создано в целях реализации прав граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего и среднего (общего) образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов; формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ; адаптация обучающихся к жизни в обществе; создания основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Судом также установлено, что в МОУ СОШ № 50 г. Иркутска обучается 5 детей-инвалидов.

Судом первой инстанции установлено, что вход в здание МОУ СОШ № 50 г. Иркутска, расположенное по адресу: г. Иркутск, м/н Топкинский, 42 не имеет приспособлений для маломобильных посетителей - отсутствуют пандусы для подъезда детей-инвалидов при входе в здание учреждения МОУ СОШ № 50 г. Иркутска.

Таким образом, вход, ведущий в здание школы, не соответствует требованиям вышеуказанных норм и правил, беспрепятственный доступ детей-инвалидов в образовательное учреждение не обеспечен.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что требование прокурора об обязании МОУ СОШ № 50 г. Иркутска и департамент образования комитета по социальной политике и культуре Администрации г. Иркутска обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в учреждение образования - МОУ СОШ № 50 г. Иркутска, расположенное по адресу: г. Иркутск, м/н Топкинский, дом 42, установив пандусы для подъезда детей-инвалидов и поручни при входе в здание учреждения является обоснованным, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, основным видом деятельности ответчика является основное общее и среднее образование, следовательно, на учреждение распространяются требования ФЗ № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании», а также Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года (в ред. от 24.07.2009г.) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в нарушение требований закона ответчиком не обеспечен беспрепятственный доступ в учреждение образования детей-инвалидов в виде установления пандусов для подъезда детей-инвалидов и поручней при входе в здание учреждения.

Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

При таких обстоятельствах, исковое заявление прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 50 г. Иркутска, Департаменту образования Комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска об устранении нарушения права, возложении обязанности подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Куйбышевского района г. Иркутска удовлетворить.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 50 г. Иркутска, Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации г.Иркутска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, установить пандусы для подъезда детей- инвалидов и поручни при входе в здание учреждения Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 50 г. Иркутска, расположенное по адресу: г. Иркутск, м/н Топкинский, 42 в срок до 01 июля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья: В.В. Ларионова