ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Иркутск | 28 ноября 2011 года |
Куйбышевский районный суд г. Иркутска Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Ларионовой В.В.,
при секретаре Колибабчук А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2656/2011 по иску Осетровского транспортного прокурора к ООО «БайкалЛес» о признании незаконным бездействия и запрете эксплуатации судна,
УСТАНОВИЛ:
Осетровский транспортный прокурор обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «БайкалЛес» в защиту интересов неопределенного круга лиц, указав в обоснование иска, что в период с 24 августа 2011 года по 26 августа 2011 года Осетровской транспортной прокуратурой совместно с начальником БИЛО ВС Ространснадзора Ефремовым В.И. была проведена проверка безопасности плавания на внутренних водных путях р. Игирма по заявлению гражданина Булатова Д.П.. В ходе проведения проверки 26 августа 2011 года в п. Новая Игирма было установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «БайкалЛес» (далее по тексту ООО «БайкалЛес»), осуществляет деятельность по эксплуатации судов внутреннего водного транспорта на реке Игирма. В ходе проведения проверки был выявлен и осмотрен т/х «Баргузин», о чем составлен акт осмотра самоходного судна №6/1-88. В соответствии с требованиями части 1 статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее по тексту - КВВТ), пункта 5 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 14 октября 2002 года № 129 (далее по тексту - ГШ по ВВП) на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации и осуществляющем судоходстве внутренним водным путям, должны находиться следующие документы: свидетельство о праве собственности на судно, свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации; свидетельство о годности судна к плаванию, судовой журнал, единая книга осмотра судна, свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором. Данные требования при эксплуатации т/х Баргузин исполнены не были. В соответствии с ч.1 ст. 13 КВВТ, каждое судно, подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, должно иметь свое название и номер. Название судну присваивается его собственником в порядке установленном, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. В соответствии с ч. 2 ст. 13 КВВТ, орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, присваивает ему идентификационный номер. В соответствии с требованиями статьи 13 КВВТ, название судна наносится на оба борта носовой части, переднюю стенку надстройки или крылья ходового мостика и корму судна. Присвоенный судну при его государственной регистрации идентификационный номер наносится выше названия судна. Данные требования при эксплуатации т/х Баргузин также исполнены не были. При осмотре т/х Баргузин установлено, что в нарушение требований ч.1, ч. 3 ст. 3, ч. 1 ст. 14 КВВТ, п.п. 5, 24 ПП по ВВП, т/х Баргузин не зарегистрирован в Государственном судовом реестре Российской Федерации, отсутствуют свидетельство о праве собственности на судно, свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации, свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или классификационным свидетельством; свидетельство о предотвращения загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором, свидетельство или сертификат о минимальном составе экипажа судна, список членов экипажа судна, составляемый капитаном судна, судовое санитарное свидетельство, единая книга осмотра судна. В нарушение требований ч.1, ч. 3 ст. 13 КВВТ, п. 43 ПП по ВВП, на сухогрузной барже - площадке отсутствуют средства идентификации судна. В нарушение требований п. 4.3.2 ПТЭ судовой журнал зарегистрирован в ВС УГРН, заполняется с нарушениями. В нарушение требований п. 4.4.3.1 ПТЭ отсутствуют УКВ и КВ-радиостанции. В нарушение требований п. 4.3.7 ПТЭ отсутствуют буксировочный огонь и 2 топовых огня. В нарушение требований п.111 ППБ на ВВТ РФ в машинном отделении отсутствуют плафоны на лампах освещения. В нарушение требований п.56 ППБ на ВВТ РФ отсутствуют покрывало для тушения пламени. Таким образом, проверка показала, что ООО «БайкалЛес» осуществляет деятельность по эксплуатации т/х Баргузин в нарушение требований законодательства в области внутреннего водного транспорта, чем создает угрозу безопасности судоходства, жизни и здоровья неопределенного круга лиц. На основании изложенного, Осетровский транспортный прокурор в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц в будущем вследствие несоблюдения правил безопасности судоходства, а также в связи с необходимостью защиты их прав и интересов, в соответствии с часть 1 статьи 45 ГК РФ и статьи 1065 ГК РФ просит суд признать незаконным бездействие ООО «БайкалЛес», выражающееся в необеспечении безопасности судоходства, создающей опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц в будущем; Вследствие несоблюдения ООО «БайкалЛес» законодательства в области внутреннего водного транспорта РФ по обеспечению безопасности судоходства, создающей опасность причинения вреда неопределенному кругу, лиц в будущем и запретить деятельность по эксплуатации т/х Баргузин до устранения нарушений требований законодательства, регламентирующего безопасность судоходства по внутренним водным путям, а именно: до получения: свидетельства о праве собственности на судно, свидетельства о годности судна к плаванию, свидетельства о предотвращении загрязнения с судна нефтью, суточными водами и мусором, единой книгой осмотра судна, акта приемки судна в эксплуатацию; до нанесения на судно идентификационного номера; до устранения неисправности средств сигнализации и связи, до укомплектования пожарным инвентарем.
Истец Осетровский транспортный прокурор в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика ООО «БайкалЛес» в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом по месту регистрации юридического лица (г. Иркутск, ул. Шевцова, дом 68, офис 306), о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, возражений по существу иска не представил.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 233 ГПК РФ суд с учетом согласия представителя истца рассмотрел данное дело в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица – Восточно-Сибирского Управления государственного речного надзора (ВС УГРН Ространснадзора) в суд не явился, о дате судебного заседания извещен, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть данное дело в отсутствие представителя Управления, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица.
Исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 2 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 14 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, пункта 5 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 14 октября 2002 года № 129, на судне, зарегистрированном в Государственном судовом реестре Российской Федерации и осуществляющем судоходстве внутренним водным путям, должны находиться следующие документы: свидетельство о праве собственности на судно, свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации; свидетельство о годности судна к плаванию, судовой журнал, единая книга осмотра судна, свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором.
Согласно пункту 1 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства. Он обязан обеспечить безопасную практику эксплуатации судов. При этом в соответствии со статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации судовладелец - юридическое или физическое лицо эксплуатирует судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
Из части 2 статьи 34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ следует, что судовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства, а также обязан обеспечить безопасную практику эксплуатацию судов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, каждое судно, подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге, должно иметь свое название и номер. Название судну присваивается его собственником в порядке установленном, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. В соответствии с частью 2 данной статьи Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, присваивает ему идентификационный номер. Название судна наносится на оба борта носовой части, переднюю стенку надстройки или крылья ходового мостика и корму судна. Присвоенный судну при его государственной регистрации идентификационный номер наносится выше названия судна.
В соответствии с п. 1.3. Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания, утвержденного Приказом Минтранса РФ 01.11.2002 года № 136 целью классификационной деятельности Речного Регистра является обеспечение технической безопасности плавания судов в соответствии с их назначением, охраны жизни и здоровья пассажиров и судовых экипажей. Согласно п. 5.1. вышеуказанного положения освидетельствование судов в эксплуатации является составной частью классификационной деятельности, заключается в проверке соответствия судна правилам и включает в себя в том числе проверку наличия согласованной технической документации, сертификатов на материалу и комплектующие изделия, актов службы технического контроля организации, актов судовладельца, актов предыдущих освидетельствований; наружный осмотр, измерения, проверку в действии и испытания; оформление и выдачу документов Речного Регистра. Из пункта 5.4.указанного положения следует, что судовладелец предъявляет
суда к освидетельствованию в сроки, указанные в документах, выдаваемых
на судно Речным Регистром.
В судебном заседании установлено, что 26 августа 2011 года в п. Новая Игирма Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Восточно-Сибирского Управления государственного речного надзора произведен осмотр буксирного судна т/х Баргузин, о чем составлен акт № 6/1-88, имеющийся в материалах дела. В ходе осмотра было установлено, что Общество с ограниченной ответственностью «БайкалЛес, осуществляет деятельность по эксплуатации судна внутреннего водного транспорта т/х Баргузин без названия на реке Игирма. По сведениям о результатах осмотра судна установлено, что свидетельство о праве собственности на судно, свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации; свидетельство о годности судна к плаванию, судовой журнал, единая книга осмотра судна, свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором отсутствуют, на баржу не нанесен идентификационный номер; отсутствуют УКВ и КВ-радиостанции, буксировочный огонь и 2 топовых огня, плафоны на лампах освещения, покрывало для тушения пламени. Техническое освидетельствование судна не пройдено.
В судебном заседании также установлено, что на основании вышеназванного акта осмотра судна от 26 августа 2011 года, в связи с выявлением обязательных требований, создающих угрозу безопасности судоходства, руководствуясь положениями статей Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, начальником БИЛо ВС УГРН Ространснадзора вынесены предписания в адрес ООО «Байкаллес»об устранении выявленных нарушений обязательных требований по безопасности судоходства, которые не были своевременно исполнены, в связи с чем, капитан судна Шепелев А.В. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 4000 рублей в соответствии с постановлением № ППБ 000040 об административном правонарушении от 26 августа 2011 года.
Оценивая в совокупности исследованные доказательства, исходя из вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Осетровского транспортного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Судом достоверно установлено, что т/х Баргузин, принадлежащий ответчику, не зарегистрирован в Государственном судовом реестре Российской Федерации, отсутствуют свидетельство о праве собственности на судно, свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации, свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или классификационным свидетельством; свидетельство о предотвращения загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором. В нарушение требований ч.1, ч. 3 ст. 13 КВВТ, п. 43 ПП по ВВП, на сухогрузной барже - площадке отсутствуют средства идентификации судна. В нарушение требований п. 4.3.2 ПТЭ судовой журнал зарегистрирован в ВС УГРН, заполняется с нарушениями. В нарушение требований п. 4.4.3.1 ПТЭ отсутствуют УКВ и КВ-радиостанции. В нарушение требований п. 4.3.7 ПТЭ отсутствуют буксировочный огонь и 2 топовых огня. В нарушение требований п.111 ППБ на ВВТ РФ в машинном отделении отсутствуют плафоны на лампах освещения. В нарушение требований п.56 ППБ на ВВТ РФ отсутствуют покрывало для тушения пламени. Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «БайкалЛес» осуществляет деятельность по эксплуатации т/х Баргузин в нарушение требований законодательства в области внутреннего водного транспорта, чем создает угрозу безопасности судоходства, жизни и здоровья неопределенного круга лиц и бездействие ответчика является незаконным, как нарушающее конституционные права, гарантированные статьей 39 Конституции РФ, неопределенного круга лиц.
Доказательств обратного суду не представлено ответчиком, не явившимся в судебное заседание.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Поскольку судом установлено, что незаконное бездействие ООО «БайкалЛес» нарушает законодательство в области внутреннего водного транспорта, чем создает угрозу безопасности судоходства, жизни и здоровью неопределенного круга лиц, суд считает правильным возложить на ответчика обязанность по устранению допущенного нарушения, путем запрета деятельности по эксплуатации т/х Баргузин до устранения нарушений требований законодательства, регламентирующего безопасность судоходства по внутренним водным путям, а именно: до получения: свидетельства о праве собственности на судно, свидетельства о годности судна к плаванию, свидетельства о предотвращении загрязнения с судна нефтью, суточными водами и мусором, единой книгой осмотра судна, акта приемки судна в эксплуатацию; до нанесения на судно идентификационного номера; до устранения неисправности средств сигнализации и связи, до укомплектования пожарным инвентарем.
С учетом изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Осетровского транспортного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «БайкалЛес», выражающееся в необеспечении безопасности судоходства, создающего опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц в будущем вследствие несоблюдения законодательства в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации по обеспечению безопасности судоходства.
Запретить ООО «БайкалЛес» деятельность по эксплуатации т/х Баргузин до устранения нарушений требований законодательства, регламентирующего безопасность судоходства по внутренним водным путям, а именно: до получения: свидетельства о праве собственности на судно, свидетельства о годности судна к плаванию, свидетельства о предотвращении загрязнения с судна нефтью, суточными водами и мусором, единой книгой осмотра судна, акта приемки судна в эксплуатацию; до нанесения на судно идентификационного номера; до устранения неисправности средств сигнализации и связи, до укомплектования пожарным инвентарем.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска истцом в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме; ответчиком в течение семи дней со дня вручения ему копии решения вправе подать в Куйбышевский районный суд г. Иркутска заявление о его отмене либо обжаловать решение в кассационном порядке в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене решения.
Председательствующий: | В.В. Ларионова |