(3747) Решение по иску прокурора об оспаривании бездействия по необеспечению беспрепятственного доступ детей-инвалидов в Муниципальное общеобразовательное учреждение. Иск удовлетворен.



№ 2-90/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2012 года г. Иркутск

Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе:

председательствующего судьи Глуховой Т.Н.,

при секретаре Кармадановой Е.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Куйбышевского района г. Иркутска Брянской Н.П., представителя ответчика Куприной М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Куйбышевского района г. Иркутска к Муниципальному общеобразовательному учреждению лицей-интернат № 1 г. Иркутска, администрации города Иркутска об оспаривании бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Куйбышевского района г. Иркутска обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. В обоснование иска указано, что в ходе проведения проверки образовательных учреждений на предмет соблюдения в них принципа доступности образования детей с ограниченными возможностями здоровья, установлено, что беспрепятственный доступ детей-инвалидов в МОУ лицей-интернат № 1 г. Иркутска не обеспечен. Деятельность образовательного учреждения регулируется Уставом учреждения. Статьей 18 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на образовательные учреждения возложено обеспечение образования детьми-инвалидами, получение инвалидами среднего общего образования. Эти требования закона в МОУ лицей-интернат № 1 г. Иркутска не исполнены: доступ детей-инвалидов в образовательное учреждение значительно затруднен ввиду отсутствия пандусов и поручней при входе в здание лицея. В городе Иркутске проживает 2 869 детей-инвалидов, в том числе, 372 – на территории Куйбышевского района г. Иркутска. В образовательном учреждении обучается 3 ребенка-инвалида.

В соответствии с п. 1.1. Устава образовательного учреждения, учредителем МОУ Лицей-интернат № 1 г. Иркутска, а так же собственником имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, является муниципальное образование «город Иркутск». От имени муниципального образования «город Иркутск» права учредителя учреждения осуществляет администрация г.Иркутска.

В соответствии с требованиями ст. 51 Федерального закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. В соответствии со ст. 31 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечения содержания зданий муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

К объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения относятся в том числе объекты и учреждения образования.

Поскольку отсутствие пандусов и поручней при входе в здание лицея влечет нарушение прав несовершеннолетних граждан, обучающихся данном образовательном учреждении, а также прав неопределенного круга лиц, желающих обучаться в данном учреждении, прокурор Куйбышевского района г. Иркутска просит суд обязать МОУ лицей-интернат № 1 г. Иркутска и администрацию г. Иркутска обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в учреждение образования – МОУ лицей-интернат № 1 г. Иркутска, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Ленская, 4, установив пандусы для подъезда детей-инвалидов и поручни при входе в здание учреждения.

Представитель истца – помощник прокурора Куйбышевского района г. Иркутска Брянская Н.П. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика – Администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, возражений по существу иска не представил, в связи с чем суд на основании части 4 ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель ответчика МОУ лицей-интернат № 1 г. Иркутска Куприна М.А., действующая на основании Устава учреждения, в судебном заседании исковые требования прокурора не признала. По существу доводов иска представитель ответчика пояснила, что заявка на выделение денежных средств, необходимых для оборудования пандусов и поручней при входе в здание лицея ими уже подана в администрацию г. Иркутска. Необходимая сумма денежных средств на производство этих работ уже заложена в общий бюджет денежных средств, которые будут выделены лицею в 2012 году. Установка пандусов возможна только в летний период, так как до конца июня в лицее находятся учащиеся, что затрудняет производство ремонтных работ. Начало работ по установке пандусов планируется в мае 2012 года.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании Федерального закона.

Согласно ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Судом установлено, что МОУ лицей-интернат № 1 г. Иркутска является юридическим лицом (некоммерческой организацией), которое создано в целях реализации прав граждан на образование, гарантии общедоступности и бесплатного основного общего и среднего (полного) общего образования в пределах государственных образовательных стандартов; формирования общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ; адаптации обучающихся к жизни в обществе; создания основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Учредителем Учреждения и собственником имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, является муниципальное образование «Город Иркутск». Права учредителя учреждения осуществляет администрация г. Иркутска в лице Комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска.

Юридический и фактический адрес учреждения: г. Иркутск, ул. Ленская, 4.

В своей деятельности учреждение руководствуется Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», другими законами и нормативно-правовыми актами, Типовыми положениями об общеобразовательной школе-интернате и общеобразовательном учреждении, уставом и договором с учредителем.

Данные обстоятельства усматриваются из устава МОУ лицей-интернат № 1 г. Иркутска, утвержденного в 2008 году с учетом внесенных в него изменений.

В МОУ лицей-интернат № 1 г. Иркутска обучается 3 детей-инвалидов, что подтверждается справкой образовательного учреждения о 30.09.2011 года.

Также установлено судом и не оспаривается сторонами и то, что вход в здание МОУ лицей-интернат № 1 г. Иркутска, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Ленская, 4, не имеет приспособлений для маломобильных посетителей – отсутствуют пандусы для подъезда детей-инвалидов и поручни при входе в здание учреждения.

В обоснование возражений против исковых требований представителем ответчика представлены следующие доказательства:

Письмо директора МОУ лицей-интернат № 1 г. Иркутска начальнику МУ Централизованная бухгалтерия № 1 от 27.10.2011 года о направлении мероприятий по устранению замечаний, указанных в Представлении прокурора Куйбышевского района г. Иркутска от 25.09.2011 года № 21-129, из которого следует, что руководитель образовательного учреждения обратился к учредителю с просьбой заложить средства на осуществление указанных в письме мероприятий, в том числе по сооружению пандуса и поручней на центральном входе для доступа в здание детей-инвалидов, в бюджет 2012 года.

Расшифровка к смете расходов на 2012 года, указывает на то, что расходы по монтажу пандуса на главном входе запланированы МОУ лицей-интернат № 1 г. Иркутска в качестве расходов, необходимых в 2012 году.

В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

В соответствии с частями 1, 7 ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 31 указанного закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а так же разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов не допускается.

Согласно статьи 1 ФЗ № 124-ФЗ от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (в ред. 17.12.2009г.) социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей. К объектам социальной, инженерной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся административные здания и сооружения, в том числе объекты и учреждения образования.

На основании ст.ст. 8, 46 Градостроительного кодекса РФ №190 от 29.12.1994 года в состав проектной документации по объекту включается раздел - перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам образования. К полномочию органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности является выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона РФ №184 от 27.12.2002 года (в ред. от 30.12.2009г.) «О техническом регулировании» санитарные нормы и правила являются обязательными к применению.

Требованиями Строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», принятых Постановлением Госстроя РФ от 16 июля 2001 г. N 73 установлено следующее:

при новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует, как правило, предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения (пункт 1.1); требования настоящего документа распространяются только на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участков или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также их информационное и инженерное обустройство (пункт 1.2); проектные решения объектов, доступных для МГН, должны обеспечивать: досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда; своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе и т.д.; удобство и комфорт среды жизнедеятельности (пункт 1.4); проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий. С этой целью рекомендуется, как правило, проектировать адаптируемые к потребностям инвалидов универсальные элементы зданий и сооружений, используемые всеми группами населения (пункт 1.5); в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием (пункт 3.13); наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни (пункт 3.14); помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания кроме лестниц следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов (пункт 3.17.).

Согласно постановлению №73 от 29.11.1999 г. Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу принят Свод Правил «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», согласно которому доступными для маломобильных групп населения должны быть школы, в которых непосредственно обучаются дети-инвалиды.

Таким образом, положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Анализируя изложенные выше обстоятельства и представленные в их подтверждение доказательства при оценке их по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд полагает установленным то, что вход, ведущий в здание МОУ лицея-интерната № 1 г. Иркутска, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Ленская, 4, не соответствует требованиям вышеуказанных норм и правил, поскольку отсутствует пандус для подъезда детей-инвалидов и поручни. Учитывая, что основным видом деятельности ответчика является основное общее и среднее образование, на учреждение распространяются требования ФЗ № 3266-1 от 10 июля 1992 года «Об образовании», а также Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Однако в нарушение требований закона ответчиком не обеспечен беспрепятственный доступ в учреждение образования детей-инвалидов в виде установления пандусов для подъезда детей-инвалидов и поручней при входе в здание учреждения, что влечет нарушение прав маломобильных граждан по обеспечению условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Доказательств обратного ответчиками в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено. Также не представлено доказательств того, что вход в здание МОУ лицей-интернат № 1 г. Иркутска не возможно приспособить для оборудования пандусом. Более того, представить ответчика в судебном заседании указала на то, что оборудование такого пандуса и поручней при входе в здание планируется в 2012 году, расходы на проведение этих работ запланированы.

При таких обстоятельствах, исковое заявление прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению и на МОУ лицей-интернат № 1 г. Иркутска, а также на администрацию г. Иркутска, как учредителя образовательного учреждения и собственника имущества, закрепленного за учреждением, подлежит возложению обязанность по устранению вышеуказанных нарушений права путем установки пандусов для подъезда детей-инвалидов и поручней при входе в здание учреждения МОУ лицей-интернат № 1 г. Иркутска.

По смыслу части 2 статьи 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Исходя из этого суд считает правильным возложить на ответчиков обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа детей-инвалидов в здание образовательного учреждения путем установки пандуса для подъезда детей-инвалидов и поручней при входе в здание в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Куйбышевского района г. Иркутска удовлетворить.

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей-интернат № 1 города Иркутска и администрацию города Иркутска в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов в Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей-интернат № 1 города Иркутска, расположенное по адресу: город Иркутск, улица Ленская, дом 4, путем установки пандусов для подъезда детей-инвалидов и поручней при входе в здание учреждения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: Т.Н. Глухова