(3811) Решение по иску о взыскании задолженности по заработной плате. В удовлетворении иска отказано.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 февраля 2012 г. Куйбышевский районный суд г. Иркутска

в составе председательствующего судьи В.В. Ларионовой,

при секретаре А.М. Колибабчук,

с участием истца Широколобовой Г.В., представителя ответчика Бакеевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-429/ 2012 по иску Широколобовой Г. В. к Филиалу «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» ФБУ «ЦЛАТИ по СФО» о взыскании задолженности по заработной плате,

УСТАНОВИЛ:

Широколобова Г. В. обратилась в суд с иском к ответчику Филиалу «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» ФБУ «ЦЛАТИ по СФО» о взыскании задолженности по заработной плате. В обоснование исковых требований указала, что с xx.06.2009 года по xx.09.2011 год она являлась работником Филиала «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» ФБУ «ЦЛАТИ по СФО». Она работала (должность) в отделе кадровой и правовой работы филиала. Работа в Филиале «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» ФБУ «ЦЛАТИ по СФО» подтверждается записью в трудовой книжке. В соответствии с частью второй ст. 146 ТК РФ оплате в повышенном размере подлежит труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 ТК РФ). В настоящее время на основании части первой ст. 423 ТК РФ продолжают применяться нормативные правовые акты, принятые в советское время, постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу РФ. Постановление СМ СССР и ВЦСПС от хх сентября 1989 г. N 794 "О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края" установлен максимальный районный коэффициент в размере 30 процентов от заработной платы. На основании Постановления главы Администрации области от xx.01.1993 N 9 "О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» для южных районов Иркутской области был установлен коэффициент 1,3 (т.е 30 процентов к заработной плате). Однако, как следует из предоставленных мне хх сентября 2011 года расчетных листков за период с июня 2009г. по сентябрь 2011г., ей производился расчет заработной платы при районном коэффициенте 20%. То есть с xx.06.2009 г. по xx.09.2011 года ответчиком не выплачивалась часть заработной платы (10 процентов районного коэффициента). xx.11.2011г. она письменно обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете неверно начисленной заработной платы и ее перечислении на ее пластиковую карточку в ВТБ банке. Расчет составлен на основании расчетных листков, предоставленных ей xx.09.2011г. xx.12.2011 г. истцу был вручен письменный ответ №1194 от xx.11.2011г., в котором ответчик сообщает, что не будет производить начисление 10% районного коэффициента, поэтому до настоящего времени задолженность не погашена. С xx.05.2011 года ставка рефинансирования ЦБ РФ составляла 8,25% (Указание Банка России от xx.04.2011 № 2618-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"). Сумма процентов за просрочку выплаты заработной платы на xx.11.2009г. составляет х ххх руб. 80 коп. Кроме того, неправомерными действиями ответчика истице причинен моральный вред, который она оценивает в хх ххх руб. Просит суд Взыскать с ответчика задолженность по заработной плате в размере ххххх руб. 98 коп., проценты за просрочку выплаты заработной платы в размере х ххх руб. 80 коп; в возмещение морального вреда хх ххх руб.;

В судебное заседание истец Широколобова Г.В. не явилась, о дне судебного заседания извещена по указанному в иске адресу.

В судебном заседании представитель ответчика, Бакеева О.С., действующая по доверенности от хх декабря 2011 года, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Просила суд рассмотреть заявление истицы по сещуству.

Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав и оценив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Широколобовой Г.В. о взыскании задолженности по заработной плате, в связи со следующим:

В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Учитывая заявленные требования и основания иска, суд применяет к сложившимся правоотношениям нормы трудового законодательства.

Согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Основания возникновения трудовых отношений урегулированы ст. 16 ТК РФ, а именно: трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе, с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.

Судом установлено, что Широколобова Г.В. состояла в трудовых отношениях с Филиал «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» ФБУ «ЦЛАТИ по СФО» с xx.06.2009г. по xx.09.2011г., указанные обстоятельства объективно подтверждаются копией трудовой книжки ВТ № хххххх8,

приказом о приеме от xx.06.2009г. №ххх-к, приказом о прекращении трудового договора с работником от xx.09.2011г. № ххх-к, и не оспариваются сторонами.

В соответствии со ст.56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

На основании ст.57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

В соответствии со ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Из ст.135 ТК РФ следует, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Согласно ст.136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.

Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

В соответствии со ст.146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

На основании ст.148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 423 ТК РФ установлено, что до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от xx.12.1991 г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Постановлением Совета Министров от xx.10.1969г. № 823 был введен районный коэффициент к заработной плате работников отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент не был ранее установлен.

Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от xx.10.1969г. № 421/26 утвержден районный коэффициент 1,20 к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен.

Пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от xx.02.1991г. № 76 «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

Постановлением главы администрации Иркутской области от xx.01.1993г. № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» с xx.01.1993г. установлен единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,6 - на территории г.Усть-Илимска, Усть-Илимского и Нижнеилимского районов, 1,4 - на территории г.Братска, Братского района, 1,3 - на территории остальных городов и районов юга Иркутской области (за исключением г.Ангарска, г.Черемхово и Черемховского р-на, г.Тулуна и Тулунского р-на и работников ВСЖД, по которым приняты решения облисполкома и постановления главы администрации), а также указано, что затраты на выплату установленных районных коэффициентов осуществляются предприятиями - за счет собственных средств, бюджетными организациями - за счет соответствующих бюджетов.

Статьей 316 Трудового Кодекса РФ предусмотрено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В настоящее время единый районный коэффициент к заработной плате для всех производственных и непроизводственных отраслей не установлен и применяются нормы бывшего Союза ССР.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 15.10. 1969г № 823 «О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен», с хх октября 1969года введен районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен.

Постановлением Государственного комитета Совета министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 21.10. 1969 № 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения», утвержден размер районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций, учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области – 1,20 ( 20%).

В силу части 1 статьи 423 Трудового Кодекса Российской Федерации, впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с данным Кодексом законы и иные нормативные акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного совета РСФСР от хх декабря 1991года № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» применяются постольку, поскольку они не противоречат названному Кодексу.

Более того, решением Верховного суда Российской Федерации от 05.11. 2008года № ГКПИ08-1868 установлено, что согласно статьи 423 Трудового Кодекса Российской Федерации, впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации в соответствие с Трудовым Кодексом Российской Федерации, подлежат применению Постановление Совета Министров ССР от xx.10.1969г № 823, Постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 21.10. 1969 № 421/26.

Кроме того, в силу норм статьи 57 ТК РФ, одним из обязательных для включения в трудовой договор является условие о месте работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения. Требования данной статьи были полностью отражены в п. 1 Трудового договора № 652/09 от xx.06.2009 г. заключенного между Широколобовой Г.В. и директором филиала «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Восточно-Сибирскому региону», где было отражено конкретное место работы - г. Иркутск, ул. N., ххх, должность - (должность) отдела кадровой и правовой работы на бюджетном финансировании.

Учитывая, что указанные выплаты являются составной частью оплаты труда, то они предусмотрены п.п. 2.2., 8.1., 15 Приложения № 3 к коллективному договору, зарегистрированным Администрацией гор. Иркутска, Комитетом по экономике и финансам xx.12.2009 года.

В п. 2.2. Приложения выплата заработной платы производится в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от xx.12.2007 г. № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях», ст. 148, 315, 316 ТК РФ и ст. ст. 10, 11 Закона РФ от xx.02.1993 N 4520-1 (ред. от xx.07.2009) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в которых сказано, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от xx.07.2009 N 213-ФЗ).

Однако органы государственной власти субъектов Российской Федерации (Постановление главы Администрации области от xx.01.1993 г. № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области» и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Таким образом, Филиал не производит начисление 10 % районного коэффициента, установленного Постановлением главы Администрации Иркутской области № 9 от xx.01.1993 года, так как Филиал является объектом федеральной собственности и соответственно источником финансирования деятельности Филиала - является федеральный бюджет.

В соответствии с Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от xx.10.1969 г. № 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения» и утвержденным штатным расписанием Филиалом «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» производится начисление районного коэффициента в размере 1,2 процента к заработной плате (20 процентов районный коэффициент).

В соответствии с пунктом 13 Постановления Совета Министров РСФСР от xx.02.1991года №76 «О некоторых мерах по социально- экономическому развитию районов Севера» предоставлено право Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. При этом, затраты на указанные цели осуществляются за счет предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

Во исполнение Постановления Совета министров РСФСР от xx.02.1991года №76. Главой администрации Иркутской области принято постановление от хх января 1993года № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области», которое, соответственно, распространяется на организации, предприятия, содержащиеся за счет средств бюджета области.

То есть, постановление главы администрации Иркутской области от хх января 1993 года не распространяется на учреждения, которые финансируются за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, анализ доводов истца, положенных в обоснование своих требований, приводит суд к выводу, что при начислении заработной платы истцу Широколобовой Г.В. не может быть применен коэффициент 30% в соответствии с Постановлением Главы администрации Иркутской области от хх января 1993года № 9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате на территории Иркутской области».

Иных доводов и доказательств в их обоснование истец суду не представил.

При установленных судом обстоятельствах исковые требования Широколобовой Г. В. к Филиалу «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» ФБУ «ЦЛАТИ по СФО» о взыскании задолженности по заработной плате являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Широколобовой Г. В. к Филиалу «ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону» ФБУ «ЦЛАТИ по СФО» о взыскании задолженности по заработной плате отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение месяца с момента изготовления полного текста решения.

Судья В.В. Ларионова.