РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2012 года Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе: председательствующего судьи Ларионовой В.В.,
при секретаре судебного заседания Колибабчук А.М.,
с участием представителя заинтересованного лица – Шаровой А.А. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-493/2012 по жалобе Фомина Е. А. на незаконность действий администрации ФКУ СИЗО №1 ГУФСИН по Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
Фомин Е.А. в порядке главы 25 ГПК РФ обратился в суд с жалобой на незаконность действий администрации ФКУ СИ №1 ГУФСИН по Иркутской области, указав в обоснование ее доводов на то, что его незаконно содержали одного в камере под стражей в учреждении ИЗ-38/1 г. Иркутска с хх октября 2011 года по хх ноября 2011 года. Несмотря на то, что Фомин Е.А. с хх февраля 2007 года состоит на профилактическом учете как склонный к самоубийству, что незаконно содержался под стражей один в камерах 3 года с хх сентября 2008 года по хх сентября 2011 года из-за чего неоднократно длительно протестовал голодовками и 09,xx.07.2010 и xx.09.2010 совершал попытки самоубийства, администрация учреждения незаконно в очередной раз содержала Фомина Е.А. под стражей в камере ххх одного с хх октября 2011 года по хх ноября 2011 года, что незаконно, чем администрация учреждения нарушила право на обеспечение гарантии безопасности жизни и здоровья Фомина Е.А. Просит суд признать незаконными действия администрации ФКУ СИЗО №1 ГУФСИН по Иркутской области по содержанию его, Фомина Е. А., в одиночной камере с хх октября 2011 года по хх ноября 2011 года как лица, склонного к суициду.
Заявитель Фомин Е.А. о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В судебное заседание Фомин Е.А. не может быть доставлен, так как является осужденным по уголовному делу, в настоящее время содержащимся под стражей в учреждение ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области.
Согласно п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о правах человека каждый имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Пункт 3 названной статьи гарантирует каждому обвиняемому в совершении уголовного преступления с) защищать себя лично или посредством выбранного им самим защитника, если у него нет достаточных средств для оплаты услуг защитника, защитник должен быть ему предоставлен бесплатно, когда того требуют интересу правосудия; д) допрашивать показывающих против свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, а также иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, какие существуют для свидетелей, показывающих против него.
Пункт 1 ст. 6 Конвенции применяется в отношении как гражданского, так и уголовного судопроизводства, в то время как пункт 3 применяется только в отношении уголовных дел. Гражданский процессуальный кодекс РФ и другие федеральные законы не предоставляют лицам, содержащимся под стражей, либо отбывающим по приговору суда наказание в исправительных учреждениях, право на личное участие в разбирательстве судами их гражданских дел, по которым они являются истцами, ответчиками, третьими лицами или другими участниками процесса.
Действующим уголовно-исполнительным законодательством не предусмотрена возможность этапирования осужденных лиц из мест лишения свободы для участия в судебных разбирательствах по гражданским делам (статья 77.1 УИК РФ).
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - ФКУ СИ 38/1 ГУФСИН России по Иркутской области Шарова А.А. (по доверенности от xx.07.2011 г.) доводы жалобы Фомина Е.А. не признала. Суду пояснила, что в соответствии с положением ст. 254 ГПК РФ, «гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы». Таким образом, по смыслу вышеприведенной нормы, законодатель предельно ясно установил поводы для судебного обжалования разграничив их в форме: решения и действия (бездействия).
В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от xx.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", дает следующие разъяснения, что:
«к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается в установленной законодательством определенной форме».
«к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от xx.07.1995 года основанием для содержания в одиночной камере на срок более одних суток служит письменное решение, принимаемое начальником учреждения в форме «Постановления о содержании в одиночной камере». В свою очередь в отношении Фомина Е.А. в период с xx.10.2011 по xx.11.2011 года указанные решение в форме постановления не принимались. В свою очередь, в просительной части заявления, заявитель просит суд - признать незаконным содержание Фомина Е.А. в СИЗО-1 под стражей одного в камере с xx.10.2011 по xx.11.2011 года.
Следовательно, в силу вышеуказанных обстоятельств, признать незаконным содержание Фомина Е.А. в ФКУ СИЗО-1 под стражей одного в камере с xx.10.2011 по xx.11.2011., в рамках настоящего спора, не может быть обжаловано. Более того, отсутствуют основания спора. Во-вторых: В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее -ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц:
созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод;
на них незаконно возложена какая-либо обязанность;
они незаконно привлечены к ответственности.
Таким образом, указанные выше основания для защиты и восстановления нарушенных прав и свобод являются исчерпывающимися.
В свою очередь, при подробном рассмотрении требований заявителя, заинтересованное лицо не усматривает каких-либо допущенных с его стороны нарушений прав и свобод гр-на Фомина Е.А., как следует из жалобы, в связи с его одиночным содержанием, так как каких-либо документов, подтверждающих факт нахождения на одиночном содержании суду не представлены, в материалах личного дела отсутствуют. Кроме этого в материалах личного дела Фомина Е.А. отсутствуют сведения о постановке Фомина Е.А. на профилактический учет как склонного к суициду. В третьих, в соответствии со ст.33 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от хх июля 1995 года №103-ФЗ размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержаться подозреваемые и обвиняемые в совершении следующих преступлений, предусмотренных УК РФ: убийство, похищение человека, а также лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, службы судебных приставов, учреждений и органов УИС и т.д.
Без учета требований ст. 33 Закона, размещать в камере с Фоминым Е.А. других обвиняемых администрация не имеет права. При исследовании материалов личного дела Фомина Е.А. был выявлен факт отказа со стороны подозреваемых, обвиняемых о совместном содержании с заявителем, связанный с опасением за свою жизнь и здоровье. Объективность данных доводов подтверждается заявлениями подозреваемых, обвиняемых. В связи с чем, просит суд в удовлетворении требований, изложенных в жалобе гражданина Фомина Е. А., отказать в полном объёме.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив и оценив в совокупности письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа заявителю Фомину Е.А. в удовлетворении его жалобы, по следующим основаниям.
Принимая решение, суд руководствуется ст. 56 и ст. 196 ГПК РФ, согласно которым каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Принимая решение, суд указывает доказательства, на которых основаны выводы суда об установленных обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства (ст. 198 ГПК РФ).
В этой связи, исходя из характера заявленных требований и возражений против них, суд исходит из того, что между сторонами отношения публично-правовые, поэтому подлежат рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ.
Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы ст. 1 Закон РФ от хх апреля 1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изм. на xx.02.2009г.).
В соответствии ст.ст. 254, 255 ГПК РФ граждане вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся:
коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к ответственности. При этом решения или действия должностного лица может быть признано судом необоснованным при наличии совокупности следующих условий: оспариваемое решение, действие не соответствует закону и нарушает права лица, обратившегося в суд с соответствующим заявлением.
Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод; пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления ст. 256 ГПК РФ, ст. 5 Закон РФ от хх апреля 1993 г. N 4866-I "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; ст. 45 ч.2 гарантирует право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом; на судебную защиту (ст. 46) на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 ч.3).
По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17 (ч.3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, 18 (Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием); и ст. 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании Федерального закона.
В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, установлены ФЗ РФ № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В силу ст. 15 ФЗ № 103 в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. В соответствии с требованием ст. 16 ФЗ № 103 в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей, утверждены приказом Минюста РФ от xx.10.2005 г. N 189 Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (с изменениями от 27.12. 2010 г.)
Согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда от хх февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установлено, что «дела по жалобам содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, осужденных к лишению свободы, на действия администрации следственных изоляторов или исправительных учреждений, связанные с ненадлежащими условиями содержания (например, необеспечение осужденных надлежащей медицинской помощью), а также на решения о применении администрацией следственных изоляторов или исправительных учреждений мер дисциплинарного взыскания рассматриваются по правилам главы 25 ГПК РФ», то есть по правилам гражданского судопроизводства.
Согласно ст. 10 ч.3 УПК РФ лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.
В соответствии со ст. 33 п.1 ФЗ РФ №103-Ф3 от xx.07.1995г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих. При размещении подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных в камерах обязательно соблюдение следующих требований: раздельно содержатся:
мужчины и женщины;
несовершеннолетние и взрослые; в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести;
лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы;
подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу;
подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу.
Согласно ст. 32 Федерального закона от xx.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" Подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего Федерального закона.
Размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника места содержания под стражей, санкционированному прокурором. Не требуется санкции прокурора на размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в следующих случаях:
при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение требований раздельного размещения, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона;
в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья подозреваемого или обвиняемого либо других подозреваемых или обвиняемых;
при наличии письменного заявления подозреваемого или обвиняемого об одиночном содержании;
при размещении подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в ночное время, если днем они содержатся в общих камерах.
Не допускаются переговоры, передача каких-либо предметов и переписка подозреваемых и обвиняемых с подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в других камерах или иных помещениях мест содержания под стражей.
Переговоры, передача каких-либо предметов и переписка подозреваемых и обвиняемых с лицами, находящимися на свободе, осуществляются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Основные требования обеспечения изоляции должны соблюдаться при перемещении подозреваемых и обвиняемых за пределами мест их содержания под стражей.
Судом достоверно установлено, что в отношении Фомина Е.А. не выносились постановления о содержании его в одиночной камере, протоколы о постановке Фомина Е.А. на учет как склонного к суициду не выносились.
Согласно справке ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области от хх января 2012 года в соответствии с данными действующей информационной базы данных учета спец.контингента Фомин Е.А. хх июня 1979 г.р. содержится в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области в период с хх июня 2010 года по настоящее время в следующих двухместных камерах: № ххх с хх июня хххх года по хх июля хххх года, № ххх с хх июля хххх года по хх июля хххх года, № ххх с хх июля хххх года по хх июля хххх года, № ххх с хх июля хххх года по хх сентября хххх года, № ххх с хх сентября хххх года по хх сентября хххх года, № ххх с хх сентября хххх года по хх сентября хххх года, № ххх с хх сентября хххх года по хх декабря хххх года, №ххх с хх декабря хххх года по хх января хххх года, № ххх с хх января хххх года по хх апреля хххх года, № ххх с хх апреля хххх года по хх мая хххх года, № ххх с хх мая хххх года по хх августа хххх года, № ххх с хх августа хххх года по хх августа хххх года, № ххх с хх августа 2011 года по настоящее время. Установить лиц, содержавшихся в камерах с Фоминым Е.А. не представляется возможным, так как данный вид учета согласно требованиям приказа Минюста России от хх июня 2005 года № 94-дсп «Об утверждении инструкции о работе отделов (групп) специального учета следственных изоляторов и тюрем ФСИН России» не предусмотрен.
Из сообщения ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области от хх февраля 2012 года № хх/х/х/х-ххх усматривается, что в материалах личного дела Фомина Е.А. 1979 года рождения отсутствует протокол о постановке Фомина Е.А. на учет, как склонного к суициду.
Таким образом, оценивая в совокупности, представленные суду доказательства применительно требованиям статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что за весь период содержания под стражей заявителя Фомина Е.А. в учреждении ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области последний никогда не содержался в одиночной камере, в отношении него решение начальником учреждения в форме «постановления о содержании в одиночной камере» не принималось, каких-либо документов, подтверждающих факт нахождения Фомина Е.А. на одиночном содержании суду не представлено, кроме того, судом установлено, что Фомин Е.А. не подвергался постановке на профилактический учет как лицо, склонное к суициду.
Суд не усматривает каких-либо допущенных со стороны заинтересованного лица администрации ФКУ СИЗО №1 ГУФСИН по Иркутской области нарушений прав и свобод заявителя Фомина Е.А.
Доводы заявителя Фомина Е.А. о содержании его в одиночной камере как лица склонного к суициду в судебном заседании не нашли своего объективного подтверждения при исследовании материалов дела, указанные доводы опровергаются письменными доказательствами.
При таких обстоятельствах, не подлежат удовлетворению требования Фомина Е.А. о признании незаконными действия администрации ФКУ СИЗО №1 ГУФСИН по Иркутской области.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 152, 194-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Фомина Е. А. о признании незаконными действия администрации ФКУ СИЗО №1 ГУФСИН по Иркутской области оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня постановления решения в окончательной форме.
Председательствующий: