РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2012 года
Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе:
председательствующего судьи Ларионовой В.В.,
при секретаре Колибабчук А.М.,
с участием представителя истца - помощника Западно-Байкальского межрайонного прокурора Шленской Г.А., представителей ответчика Ермакова С.А. и Студенниковой С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-408/2012 по исковому заявлению Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству о признании действий незаконными, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Истец – Западно-Байкальский межрайонный прокурор обратился в суд с иском, в котором указал, что в ходе проведения Западно-Байкальской межрайонной прокуратурой проверки по обращению Любогощинского В.В. о вырубке леса в защитных лесах Гороховского участкового лесничества Иркутского лесничества, поступившего в прокуратуру 07.11.2011 г., были установлены факты необоснованного назначения территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошной санитарной рубки. Так, в соответствии с актом проверки санитарного и лесопатологического состояния от 29.05.2011 г., утвержденного начальником территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству в отношении лесного участка, расположенного в выделах 3,9,11,12,13 кв.146 ТУ № 1 Гороховского участкового лесничества территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству насаждения ослаблены низовым устойчивым пожаром средней интенсивности 2008, 2011 гг., произошло заселение стволовыми вредителями. В связи с неудовлетворительным санитарным состоянием древостоя, а также потери биологической устойчивости насаждения, рационального использования лесных ресурсов необходимо проведение сплошной санитарной рубки. В последующем, по акту передачи лесных насаждений № 95 от 26.10.2011 г. на основании договора от 17.01.2011 г. на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Иркутского лесничества лесные насаждения, назначенные территориальным управлением в сплошную санитарную рубку, занимающие площадь 23, 1 га, расположенные в границах Гороховского участкового лесничества, ТУ №1, кв.146 выд.3,9,11,12,13 дел.2., были переданы ООО «Лесхоз Иркутский».
Действия территориального управления по назначению санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошной санитарной рубки на данном лесном участке незаконны по следующим основаниям. Согласно лесохозяйственному регламенту Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству указанные лесные участки относятся к категории защитных лесов, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, зеленые зоны.
В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. В соответствии с экспертным заключением ФГБУ «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория» Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 14.11.2011 г. № 38-01-49-об в ходе исследования состояния лесных насаждений, занимающие площадь 23, 1 га, расположенные в границах Гороховского участкового лесничества, ТУ №1, кв.146 выд.3,9,11,12,13 дел.2, а также заготовленной на данном лесном участке и складированной на погрузочной площадке древесины в объеме 200 куб.м. установлено, что имеются лишь единично усохшие деревья (менее 5%) естественного отпада, на которых обнаружены следы жизнедеятельности насекомых ксилофагов. Заготовлен здоровый лес, древесина не повреждена насекомыми и болезнями. В связи с чем, назначение в данном случае сплошной санитарной рубки было необоснованно. Действиями территориального управления по назначению санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошной санитарной рубки на лесном участке, площадью 23, 1 га, расположенном в выд.3,9,11,12,13, кв.146, ТУ №1 Гороховского участкового лесничества, территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству нарушены требования федерального законодательства, устанавливающих запрет на проведение сплошной рубки, что привело к нарушению интересов Российской Федерации, которые заключаются в соблюдении всеми без исключения Конституции Российской Федерации и законов, действующих на ее территории, что предусмотрено ч.2 ст.4, ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации. Просит суд признать незаконными действия территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству по назначению санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошной санитарной рубки на лесном участке, площадью 23, 1 га, расположенном в выд. 3,9,11,12,13, кв.146, ТУ № 1 Гороховского участкового лесничества, территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству, согласно акта проверки санитарного и лесопатологического состояния от 29.05.2011 г., договора № 1 от 17.01.2011 г., акта передачи лесных насаждений № 95 от 26.10.2011 г., обязать территориальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству устранить допущенное
нарушение, посредством принятия решения об отмене проведения санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошной
санитарной рубки на лесном участке, площадью 23, 1 га, расположенном в
выд. 3,9,11,12,13, кв.146, ТУ № 1 Гороховского участкового лесничества, назначенных в соответствии с актом проверки санитарного и лесопатологического состояния от 29.05.2011 г., договором № 1 от 17.01.2011 г., актом передачи лесных насаждений № 95 от 26.10.2011г.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Шленская Г.А. исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика Ермаков С.А. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, суду пояснил, что в силу ч. 1 ст. 23 ЛК РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки. Согласно пункту 1 раздела 1 Положения о территориальном управлении агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству, утвержденным приказом агентства лесного хозяйства Иркутской области от 09.01.2008 г. № 1-апр (далее по тексту - Положение) Иркутское лесничество является территориальным подразделением агентства лесного хозяйства Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. В соответствии со ст. 87 ЛК РФ основой для осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, является лесохозяйственный регламент Иркутского лесничества. В соответствии с Лесохозяйственным регламентом рубка деревьев и кустарников при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий (далее по тексту -СОМ) проводится в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, Правилами заготовки древесины, Правилами пожарной безопасности в лесах, Правилами ухода за лесами, Руководством по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 55 Лесного кодекса РФ, п.п. г п. 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. № 114, в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия). В силу п. 7 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.12.2007 г. № 523, к СОМ относятся следующие виды мероприятий: выборочная санитарная рубка, сплошная санитарная рубка, уборка захламленности, выкладка ловчих деревьев, очистка лесов от захламления и загрязнения, в том числе радиационного, защита заготовленной древесины от поражения вредными организмами, в том числе карантинными, профилактические мероприятия, прочие мероприятия, направленные против негативного воздействия на леса. В силу п. 25 вышеуказанного Руководства санитарные рубки проводятся в лесах любого целевого назначения и всех категорий защитных лесов, кроме заповедных участков. Согласно абз. 4 п. 4 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом МПР РФ от 16.07.2007 г. № 184 рубки ухода за лесами, санитарные рубки и прочие рубки осуществляются в защитных и эксплуатационных лесах. Комиссией Иркутского лесничества при участии инженера-лесопатолога ЦЗЛ Иркутской области, в соответствии с Руководством по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.12.2007 г. № 523, в мае месяце 2011 г. проведено лесопатологическое обследование в выделах 3, 9, 11, 12, 13 квартала 146 Технического участка № 1 Гороховского участкового лесничества. В ходе обследования вышеуказанных лесных насаждений установлено, что данный участок пройден низовым устойчивым пожаром средней интенсивности, хвоя насаждений светло-зеленая, местами желтая, крона ажурная до 3 метров, установлено заселение стволовыми вредителями, общий отпад составил 81 %. В силу п. 28, 29 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. № 414 санитарно оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений. Вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений осуществляется путем проведения выборочных или сплошных санитарных рубок. В соответствии с п. 56 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.12.2007 г. № 523, сплошная санитарная рубка проводится в насаждениях, в которых после удаления деревьев, подлежащих рубке, полнота становится ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять функции, соответствующие категориям защитных лесов или целевому назначению (приложение 6 к Руководству по проведению СОМ). Расчет фактической полноты древостоя обеспечивается при проведении лесопатологического обследования. Согласно приложению 6 вышеуказанного Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, минимальное значение полноты, до которых назначаются выборочные санитарные рубки для данной категории насаждений 0,3. По данным лесопатологического обследования полнота насаждений после уборке деревьев, подлежащих рубке, составила 0.08. В соответствии с п. 3 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденного приказом Рослесхоза от 29.12.2007 г. № 523, санитарно-оздоровительные мероприятия (далее СОМ) имеют своей целью улучшение санитарного состояния лесных насаждений, уменьшение угрозы распространения вредных организмов, обеспечение лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижение ущерба воздействия неблагоприятных факторов. В связи с неудовлетворительным санитарным состоянием древостоя, а также потерей биологической устойчивости насаждения в кв. 146 выд. 3, 9, 11, 12, 13 ТУ № 1 Гороховского участкового лесничества по состоянию на май месяц 2011 г., руководствуясь действующим законодательством, Лесохозяйственным регламентом, материалами лесопатологического обследования, в целях рационального использования лесных ресурсов Иркутским лесничеством было принято решение о проведении на данном участке сплошной санитарной рубки. Просит суд в требованиях Западно-Байкальского межрайонного прокурора отказать в полном объеме.
Представитель ответчика Студенникова С.Л. в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Территориальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству является территориальным подразделением агентства лесного хозяйства Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, осуществляет организацию использования лесов, их охраны, защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях. Ответчик незаконно назначил санитарно-оздоровительные мероприятия в виде сплошной санитарной рубки на лесном участке.
В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина.
В силу п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» нормы ГПК РФ не допускают возможности оспаривания в порядке главы 25 этого Кодекса решений и действий (бездействия) органов управления организациями и их объединениями, общественными объединениями, политическими партиями, а также их руководителей, поэтому такие дела должны рассматриваться по правилам искового производства, в том числе и в случаях, когда заявитель ссылается на положения Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
В соответствии с п. 2, 8 части 1 Лесного кодекса Российской Федерации основными принципами лесного законодательства являются: использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов.
Согласно лесохозяйственному регламенту Территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству указанные лесные участки относятся к категории защитных лесов, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, зеленые зоны.
В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (ч.5 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации)
В силу п.4 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
В соответствии с ч.1 ст. 105 ЛК РФ в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 17, частью 5.1 статьи 21 Лесного Кодекса, и случаев проведения сплошных рубок в зонах с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, если режим указанных зон предусматривает вырубку деревьев, кустарников, лиан.
Согласно ч.4 ст. 17 Лесного кодекса Российской Федерации, п.37
Постановления Правительства РФ от 29.06.2007г. № 414 «Об утверждении
Правил санитарной безопасности в лесах», п. 19 Приказа Рослесхоза от
14.12.2010 г. № 485 «Об утверждении Особенностей использования, охраны,
защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах,
лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных
лесов, расположенных на особо защитных участках лесов» в защитных лесах
сплошные рубки осуществляются только в случаях, если выборочные рубки
не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций. При этом, площадь участка сплошной рубки, включая сплошные рубки реконструкции, не должна превышать 5 га при ширине лесосеки не более 100 метров, при протяженности ее, равной не более одной трети участка (по ширине и длине), выполняющего определенные целевые функции или примыкающего к непокрытым лесной растительностью землям, а также к планируемым на ближайшие 5 лет вырубкам.
В соответствии п.6 Приказа МПР РФ от 16.07.2007 N 184 "Об утверждении Правил заготовки древесины" для заготовки древесины используются в первую очередь лесные насаждения, которые требуют рубки по их состоянию.
Санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений осуществляется путем проведения выборочных или сплошных санитарных рубок (п.28,29 Постановление Правительства РФ от 29.06.2007 N 414 "Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах").
Согласно ч.2, 3 ст. 17 Лесного кодекса Российской Федерации выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников. Сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.
В соответствии с п.24 Приказа Рослесхоза от 14.12.2010 г. № 485 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, расположенных на особо защитных участках лесов» в лесопарковых зонах, зеленых зонах, городских лесах с учетом специфики каждой из категорий ведутся выборочные рубки лесных насаждений от очень слабой до умеренно-высокой интенсивности.
В силу п.30 Постановления Правительства РФ от 29.06.2007г. № 414 «Об утверждении Правил санитарной безопасности в лесах» при выявлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, которые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом лесничества или лесопарка, а также проектом освоения лесов, указанные мероприятия планируются и проводятся на основании материалов лесопатологического обследования.
В соответствии с актом проверки санитарного и лесопатологического состояния от 29.05.2011 г., утвержденного начальником территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству в отношении лесного участка, расположенного в выделах 3,9,11,12,13 кв.146 ТУ № 1 Гороховского участкового лесничества территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству насаждения ослаблены низовым устойчивым пожаром средней интенсивности 2008, 2011 гг., произошло заселение стволовыми вредителями. В связи с неудовлетворительным санитарным состоянием древостоя, а также потери биологической устойчивости насаждения, рациональною использования лесных ресурсов необходимо проведение сплошной санитарной рубки.
По акту передачи лесных насаждений № 95 от 26.10.2011 г. на основании договора от 17.01.2011 г. на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Иркутского лесничества лесные насаждения, назначенные территориальным управлением в сплошную санитарную рубку, занимающие площадь 23, 1 га, расположенные в границах Гороховского участкового лесничества, ТУ №1, кв.146 выд.3,9,11,12,13 дел.2., были переданы ООО «Лесхоз Иркутский».
В соответствии с экспертным заключением ФГБУ «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория» Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 14.11.2011 г. № 38-01-49-об в ходе исследования состояния лесных насаждений, занимающие площадь 23, 1 га, расположенные в границах Гороховского участкового лесничества, ТУ №1, кв.146 выд.3,9,11,12,13 дел.2, а также заготовленной на данном лесном участке и складированной на погрузочной площадке древесины в объеме 200 куб.м. установлено, что имеются лишь единично усохшие деревья (менее 5%) естественного отпада, на которых обнаружены следы жизнедеятельности насекомых ксилофагов. Заготовлен здоровый лес, древесина не повреждена насекомыми и болезнями.
Таким образом, назначение в данном случае сплошной санитарной рубки было необоснованно.
Оценивая в совокупности все исследованные по делу доказательства, учитывая доводы иска, а также то, что ответчиком не представлены доказательства, опровергающие доводы истца, суд приходит к выводу, о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку судом достоверно установлено, что Территориальное управление Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству в нарушение действующего законодательства назначило санитарно-оздоровительные мероприятия в виде сплошной санитарной рубки в защитных лесах, что привело к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
С учетом изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Западно – Байкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.
Признать незаконными действия территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству по назначению санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошной
санитарной рубки на лесном участке, площадью 23, 1 га, расположенном в
выделах 3,9,11,12,13, квартала 146, ТУ № 1 Гороховского участкового лесничества, территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству, согласно акта проверки санитарного и лесопатологического состояния от 29.05.2011 г., договора № 1 от 17.01.2011 г., акта передачи лесных насаждений № 95 от 26.10.2011 г.,
Обязать территориальное управление Агентства лесного хозяйства
Иркутской области по Иркутскому лесничеству отменить проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в виде сплошной санитарной рубки на лесном участке, площадью 23, 1 га, расположенном в выделах 3,9,11,12,13, квартала 146, ТУ № 1 Гороховского участкового лесничества, территориального управления Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Иркутскому лесничеству, согласно акта проверки санитарного и лесопатологического состояния от 29.05.2011 г., договора № 1 от 17.01.2011 г., акта передачи лесных насаждений № 95 от 26.10.2011 г.,
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: | В.В. Ларионова |