(3839) Заочное решение по иску об обязании передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Иск удовлетворен.



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2012 года Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе председательствующего судьи Акимовой Н.Н.,

при секретаре Кочановой Л.А.,

с участием представителя истца Савкина В.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-34/2012 по иску Сёгиной Ф. В. к ФГКЭУ «52 ЭТК» и Министерству обороны РФ об обязании передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истец Сегина Ф.В. обратилась в суд с иском к ФГКЭУ «52 ЭТК» и Министерству обороны РФ с требованиями об обязании передать в ее собственность в порядке приватизации жилое помещение, расположенное по адресу: город Иркутск, микрорайон Зеленый, дом хх, квартира хх. В обоснование заявленных требований указала, что является нанимателем указанного жилого помещения на основании распоряжения Председателя Комитета по управлению Правобережным округом г. Иркутска № ххх-Р от хх июня 1998 года на состав семьи 1 человек. На момент предоставления спорной квартиры, она проходила военную службу в звании старшего прапорщика в должности (должность) ВЧ ххххх. хх сентября 2009 года была уволена с военной службы и исключена из списков личного состава войсковой части в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе (выслуга лет на момент исключения составляла 25 лет 10 месяцев и 9 дней в льготном исчислении). После увольнения истица продолжает постоянно проживать в предоставленной ей квартире по указанному адресу. При этом, Министерство обороны РФ и иные лица никогда не предъявляли к ней требований о выселении из жилого помещения, а, напротив, признавали её право на проживание в нём. На сегодняшний день, Сёгина Ф.В. не имеет иного жилого помещения, в приватизации жилого помещения ранее не участвовала. В настоящее время она желает изменить место своего жительства, однако, лишена такой возможности, так как не может продать занимаемую ею квартиру, чтобы купить иное жильё. хх октября 2010 года Сёгина Ф.В. обратилась с заявлением к ФГ КЭУ «52-ЭКТ» ВЧ ххххх о предоставлении спорного жилого помещения в собственность, путём заключения договора о передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». К заявлению истицей были приложены все необходимые документы, однако до настоящего времени письменного ответа на своё заявление Сёгина Ф.В. не получила.

Как указывает заявитель, она имеет общую продолжительность военной службы более 20 лет, иного жилого помещения на не имеет, в приватизации ранее не участвовала, в связи с этим, полагает, что на основании статьи 16 ФЗ «О статусе военнослужащих», она имеет право на предоставление в собственность бесплатно жилого помещения, находящегося в федеральной собственности по избранному постоянному месту жительства, т.е. в г. Иркутске. По мнению истца, является недопустимыми сохранение сложившийся ситуации, при которой она уже не является военнослужащей и не может оформить занимаемое жилое помещение в собственность, одновременно с тем, что ответчики не могут предоставить это жилое помещение в пользование иным лицам. Это приводит к нарушению ее прав, чрезмерному и необоснованному их ограничению и является злоупотреблением правом со стороны ответчиков. В настоящее время спорное жилое помещение, занимаемое Сёгиной Ф.В., по своим сущностным фактическим правовым признакам не отличается от иных жилых помещений предоставленных по договору социального найма. Жилое помещение, по сути закреплено за Сёгиной Ф.В. пожизненно, что не характерно для служебного жилого помещения, которое предоставляется лишь на период работы. Следовательно, по мнению истца, отсутствуют и объективные основания для установления различий в праве на приватизацию, поскольку недопустимо нарушать принцип равенства прав граждан, применяя дифференцированный подход в оценке тех или иных жизненных ситуаций в целях избежания чрезмерного и необоснованного ограничения конституционных прав Сёгиной Ф.В..

Суд, в соответствии с требованиями статьи 39 ГПК РФ и статьи 196 ГПК РФ принял решение по заявленным исковым требованиям.

Истец Сегина В.Ф. в судебном заседании не присутствовала, в адресованном суду заявлении просила дело рассмотреть в ее отсутствие при участии представителя, действующего на основании доверенности; о времени и месте судебного заседания извещена.

Представитель истца Савкин В.Н., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержал и наставал на их удовлетворении.

Представитель ответчика ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) Фаттахов Д.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о времени и месте судебного разбирательства, что подтверждается его личной подписью на судебном извещении; суду о причинах неявки не сообщил. Ранее в ходе судебного разбирательства возражал против удовлетворения иска.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о времени и месте судебного разбирательства, суду о причинах неявки не сообщил. Поручение о допросе представителя данного ответчика возвращено Пресненским районным судом города Москвы без исполнения, в связи с тем, что представитель Министерства Обороны РФ, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства, не явился, суду о причинах неявки не сообщил, возражений по иску не представил.

Поскольку в нарушение статьи 167 ГПК РФ, от ответчиков заявлений о невозможности явки с указанием уважительности причин неявки и приложением доказательств уважительности таких причин, в суд до начала рассмотрения дела по существу не поступило, в соответствии с законом, суд признал причины неявки ответчика неуважительными, определив с согласия истца при этом заочный порядок рассмотрения дела.

В соответствии с требованиями статьи 234 ГПК РФ, при рассмотрении дела в порядке заочного производства суд проводит судебное заседание в общем порядке, исследует доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, учитывает их доводы и принимает решение, которое именуется заочным.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Судом установлено, что согласно ордеру № хх от хх июня 1998 года на право занятия служебной жилой площади, выданному Комитетом по управлению Правобережным округом г.Иркутска, на имя Сёгиной Ф.В., последней предоставлено служебное жилое помещение по адресу: город Иркутск, м-н Зеленый, дом хх, квартира хх. Данные обстоятельства объективно подтверждаются вышеуказанным ордером.

Технический паспорт жилого помещения, составленный МУП БТИ г.Иркутска по состоянию на хх августа 2008 года, кадастровый паспорт помещения свидетельствует, что по адресу: город Иркутск, мкр.Зеленый, дом хх, квартира хх, расположено жилое помещение- однокомнатная квартира, общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой – 17,7 кв.м.

Из поквартирной карточки формы 17, справки о составе семьи, выданной паспортным столом ООО «Восточное управление ЖКС» хх октября 2010 года, следует, что в квартире по адресу: город Иркутск, микрорайон Зеленый, хх-хх, значится проживающей и зарегистрированной только Сёгина Ф.В., зарегистрированная по данному адресу с хх июля 1998 года.

Согласно выписке из приказа № ххх командира войсковой части ххххх от хх сентября 2009 года, Сёгина Ф.В. уволена в запас с военной службы приказом командира в/ч ххххх от хх июля 2009 года в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службы, с хх сентября 2009 года исключена из списков личного состава части. Выслуга лет на хх сентября 2009 года составляет 17 лет 02 месяца 26 дней, в льготном исчислении – 25 лет 10 месяцев 09 дней.

Как следует из выписки из распоряжения председателя Комитета по управлению Правобережным округом администрации г.Иркутска от хх июня 1998 года за № ххх-Р, признаны служебными квартиры и переоформлены ордера в/ч ххххх, в том числе Сёгиной Ф.В. – на однокомнатную квартиру хх дома хх мкр.Зеленый, жилой площадью 17,2 кв.м., на состав семьи- 1 человек, на основании ходатайства в/ч ххххх. Данное обстоятельство подтверждается и архивной справкой, выданной хх октября 2008 года архивным отделом организационного контрольного управления аппарата администрации г.Иркутска, о признании жилых помещений служебными.

Из заявления Сёгиной Ф.В., адресованной начальнику ФГ КЭУ «52 ЭТК» (в/ч ххххх), усматривается, что истец просила исключить занимаемое ею спорное жилое помещение из специализированного жилищного фонда. Указанное заявление получено ответчиком хх сентября 2010 года, о чем свидетельствует штамп на заявлении.

хх августа 2011 года в адрес ответчика Сёгиной Ф.В. было направлено заявление с просьбой подготовить и направить в Министерство обороны РФ заявление об исключении жилого помещения- однокомнатной квартиры площадью хх,х кв.м., расположенный по адресу: город Иркутск, мкр.Зеленый, хх-хх, из числа специализированного жилищного фонда (служебных квартир). Как подтверждает почтовое уведомление, заявление получено ответчиком хх августа 2011 года.

Из ответа начальника ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от хх мая 2011 года за № 14-юр-12/1272, адресованного Сёгиной Ф.В., усматривается, что истцу разъяснено о том, что обязанность по подготовке документов для отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду и направлению их в Департамент расквартирования МО РФ возлагается на учреждение, в чьем оперативном управлении находится жилищный фонд. ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в оперативном управлении либо на праве хозяйственного ведения жилищного фонда не имеет. Указано, что до передачи в установленном порядке жилищного фонда в территориальные органы Департамента имущественных отношений МО РФ в качестве заявителей в процедуре исключения жилого помещения из указанного фонда будут выступать территориальные органы Департамента имущественных отношений МО РФ. До указанного момента КЭЧ района, в чьем оперативном управлении находится жилищный фонд, вправе выступать заявителем в процедуре исключения жилого помещения из специализированного жилищного фонда и представлять соответствующие документы в Департамент расквартирования МО РФ.

Согласно Уставу Федерального государственного квартирно-эксплутационного учреждения «52 эксплуатационно-техническая комендатура» (войсковая часть ххххх) Ракетных войск стратегического назначения, утверждённому приказом командующего РВСН № 387 от хх ноября 2007 года, следует, что ФГ КЭУ 52 ЭТК (в/ч ххххх) является правопреемником 52 ЭТК (в/ч ххххх).

Из данного Устава также усматривается, что ФГ КЭУ 52 ЭТК (войсковая часть ххххх) в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и законодательством РФ, имеет имущество, являющееся федеральной собственностью и закреплённое за ней в установленном порядке на праве оперативного управления. Указанное учреждение, действует от своего имени, вправе приобретать имущественные и личные неимущественные права, заключать хозяйственные договоры и совершать разрешённые законодательством сделки, а также выступать в судах в качестве истца, ответчика или третьего лица в соответствии с законодательством РФ.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от хх июня 2008 года, копии свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ серии 38 № 002660910 от хх июня 2008 года, копии свидетельства о постановке на учёт Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации от хх августа 2006 года серии 38 № 002746723 следует, что ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) по своей организационно-правовой форме является государственным учреждением.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от хх апреля 2007 года, жилой дом № хх в мкр.Зеленый города Иркутска передан в оперативное управление в/ч ххххх на основании распоряжения Территориального управления по Иркутской области Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом РФ № 162-и от хх апреля 2007 года. Сведений об отмене указанного распоряжения от хх апреля 2007 года суду не представлено, представитель в/ч ххххх в ходе судебного разбирательства не отрицал, что жилой дом № хх в мкр. Зеленый г.Иркутска, в том числе спорная квартира № 31 в этом доме, находятся в оперативном управлении в/ч ххххх.

Таким образом, судом, бесспорно, установлено, что жилое помещение – квартира № 31 в доме № хх мкр. Зеленый г.Иркутска находится в оперативном управлении ответчика в/ч ххххх.

Согласно пункту 1 указаний командующего РВСН МО РФ от хх марта 2008 года за № 445/815ж, следует, что в целях безусловного выполнения поручения Президента РФ о формировании к 2012 году фонда служебных жилых помещений и исполнения решения Министра обороны РФ от начальников КЭЧ (ЭТК) потребовано исключить направление заявлений и ходатайств об исключении жилых помещений из специализированного жилищного фонда.

Настаивая на удовлетворении заявленных требований, представитель истца Савкин В.Н. пояснил суду, что решением Куйбышевского районного суда города Иркутска, удовлетворив исковые требования Сегиной В.Ф., суд обязал ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) направить в Министерство обороны РФ документы для исключения жилого помещения, расположенного по адресу: город Иркутск, микрорайон Зеленый, дом хх, квартира хх из числа служебных в соответствии с порядком, установленным Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утв. постановлением Правительства РФ от хх января 2006 г. № 42). Данное решение суда вступило в законную силу, однако до настоящего времени не исполнено ответчиком – ФГ КЭУ 52 ЭТК. Вместе с тем, при рассмотрении настоящего дела, его доверитель Сегина Ф.В. получила ответ из Департамента жилищного обеспечения Министерства Обороны РФ на ее обращение по жилищному вопросу. Из данного ответа следует, что Департамент Жилищного Обеспечения Министерства Обороны РФ не возражает против приобретения ею, Сегиной Ф.В., жилого помещения по адресу: город Иркутск, м-он Зеленый, дом хх, квартира хх в собственность в порядке, предусмотренном Законом РФ от хх июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при условии, что ранее она не использовала право на приватизацию жилых помещений. В соответствии со статьей 6 Закона РФ от хх июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ей следует обратиться к лицу, в чьем оперативном управлении находится вышеназванное жилое помещение.

В подтверждение данных доводов, Савкин В.Н. представил суду следующие доказательства.

В соответствии с решением Куйбышевского районного суда города Иркутска от хх ноября 2011 года, исковые требования Сегиной В.Ф. удовлетворены; суд обязал ФГ КЭУ «52 ЭТК» (войсковая часть ххххх) направить в Министерство обороны РФ документы для исключения жилого помещения, расположенного по адресу: город Иркутск, микрорайон Зеленый, дом хх, квартира хх из числа служебных в соответствии с порядком, установленным Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утв. постановлением Правительства РФ от хх января 2006 г. № 42). Указанное решение суда вступило в законную силу хх января 2012 года.

Согласно статье 62 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно статье 4 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов.

Учитывая, что жилищные правоотношения по спорному объекту недвижимости возникли до введения в действие нового Жилищного кодекса, то есть с момента выдачи ордера на право занятия служебной жилой площади в 1998 году, то на данные правоотношения распространяется действие Жилищного кодекса РСФСР.

В соответствии со статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.

Согласно статье 104 Жилищного кодекса РСФСР в соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

В соответствии с пунктом 1 части 1, части 2-3 статьи 92 ЖК РФ, которая дублирует нормы ЖК РСФСР, устанавливая, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся служебные жилые помещения. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом.

В соответствии со статьей 93 ЖК РФ, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Согласно пункту 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (утв. постановлением Правительства РФ от хх января 2006 г. № 42), включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 13 названных Правил, для отнесения жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда заявитель представляет в орган управления следующие документы:

а) заявление об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда;

б) документ, подтверждающий право собственности либо право хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение;

в) технический паспорт жилого помещения;

г) заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему требованиям.

Указанное заявление рассматривается органом управления в течение 30 дней с даты подачи документов.

Согласно пункту 14 Правил.., орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении.

Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Отказ в отнесении жилого помещения к определенному виду специализированного жилищного фонда допускается в случае несоответствия жилого помещения требованиям, предъявляемым к этому виду жилых помещений.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от хх декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» следует, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящегося у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Одной из функций Министерства обороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством РФ, является принятие решений о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда (подпункт «М» пункта 2 вышеназванного Постановления).

Как явствует из директивы Министра обороны РФ от хх января 2009 года № Д-14дсп, во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» и № 1054 «О порядке высвобождения военного недвижимого имущества Вооруженных Сил Российской Федерации» сформирован Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, в полномочия которого входит управление по координации осуществления прав собственника имущества организаций Министерства обороны РФ.

На основании постановления Правительства РФ № 42 от xx.01.2006 года «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», начальником Службы расквартирования и обустройства МО РФ был утвержден «Порядок включения жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключения жилого помещения из указанного фонда» (№ 155/4/694 от xx.04.2007 года), в котором заявитель в лице КЭЧ района, за которой жилые помещения закреплены на праве оперативного управления, представляет на согласование соответствующему начальнику строительства, инженерно-технического обеспечения и расквартирования видов (родов войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, КЭЧ военного округа, главного или центрального управления Министерства обороны РФ соответствующее заявление с копиями документов, предусмотренных пунктом 1.3 «Правил...», утвержденных постановлением Правительства РФ от хх января 2006 года № 42, которое после согласования установленным порядком представляется в УРЖП МО РФ для принятия решения.

Таким образом, квартира, занимаемая истцом с семьей, находится в федеральной собственности в ведении Министерства обороны: РФ и в оперативном управлении ФГ КЭУ «52 ЭТК».

В соответствии со статьей 1 Закона РФ от хх июля 1991 г. N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Согласно статье 4 ФЗ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. Частью 2 данной статьи определено, что собственник жилого фонда и уполномоченные им органы, а также предприятия и учреждения, в ведении которых находится жилой фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

Таким образом, принятие решения о приватизации служебного жилья является правом собственника (распорядителя) служебного жилого фонда. Спорное жилое помещение является служебным, что истец не оспаривает, поэтому решение вопроса о передаче в собственность указанного жилого помещения находится в компетенции собственника или владельца на праве оперативного управления этого жилого помещения, то есть в компетенции войсковой части №ххххх и Министерства Обороны РФ. Такой подход следует признать обоснованным также еще и в связи с тем, что в силу статьи 209 Гражданского кодекса РФ именно собственнику принадлежит право распоряжения своим имуществом и отступление от данного правила свидетельствовало бы о существенном ограничении прав собственника без необходимых оснований.

Служебные жилые помещения согласно статье 101 Жилищного кодекса РСФСР предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Связанный с этим специальный правовой режим служебной жилой площади, выражающийся в особенностях предоставления и пользования ею, ее особое функциональное назначение, предполагающее заселение служебного жилого помещения определенным кругом работников, а также ее соответствующее территориальное расположение являются факторами, предопределяющими в принципе невозможность приватизации служебного жилья, что с учетом высказанной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции не может рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации.

Верховный Суд РФ подтвердил указанный подход Конституционного Суда РФ к приватизации служебных жилых помещений уже и после вступления в силу нового Жилищного кодекса РФ в обзоре судебной практики за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07 и хх июня 2006 года. Так, в частности, Верховный суд указал, что служебные жилые помещения не подлежат приватизации, однако собственники жилищного фонда и уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о возможности приватизации служебных жилых помещений.

Согласно ответу от хх октября 2011 года № 194/01/14393, подписанному ВрИД руководителя Департамента О.Харченко, Департамент Жилищного Обеспечения Министерства Обороны РФ не возражает против приобретения ею, Сегиной Ф.В., жилого помещения по адресу: город Иркутск, м-он Зеленый, дом хх, квартира хх в собственность в порядке, предусмотренном Законом РФ от хх июля 1991 года «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при условии, что ранее она не использовала право на приватизацию жилых помещений. В соответствии со статьей 6 Закона РФ от хх июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ей следует обратиться к лицу, в чьем оперативном управлении находится вышеназванное жилое помещение.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ N 13-П от хх октября 2000 года, отсутствие законодательно установленных критериев запрета на приватизацию жилья приводит к произвольному ограничению прав граждан. Такое ограничение не служит необходимым и соразмерным средством защиты конституционно признаваемых публичных интересов, а также прав и законных интересов других лиц, и в случае отнесения законодателем - в соответствии с названными критериями - тех или иных жилых помещений к имеющим особый правовой режим и потому не подлежащим приватизации; должна быть обеспечена возможность обжалования распространения такого режима на конкретное жилое помещение. При этом, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, необходимо проверять факты, обосновывающие в каждом случае распространение на него особого правового режима, исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру и т.п. Без исследования таких обстоятельств не может быть обеспечена реальная, гарантируемая статья 46 Конституции Российской Федерации защита прав граждан, в том числе права на приватизацию жилого помещения.

Анализируя установленные юридически значимые обстоятельства по данному делу, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, и принимая во внимание разъяснения высших судов, суд приходит к обоснованному выводу о том, что спорное жилое помещение, занимаемое Сегиной В.Ф., не имеет перспектив целевого использования в качестве служебного и включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру, поскольку истец не может быть выселена из квартиры; данная квартира не может быть распределена другому военнослужащему на период прохождения службы. Министерство Обороны РФ в лице Департамента жилищного обеспечения – собственник спорного жилого помещения в соответствии с письмом № 194/01/14393 от хх октября 2011 года дал Сегиной В.Ф. свое согласие на приватизацию жилого помещения по адресу: город Иркутск, микрорайон Зеленый, дом хх, квартира хх.

Поэтому, суд считает возможным удовлетворить требования истца об обязании ответчика ФГКЭУ «52 ЭТК», в чьем оперативном управлении спорное жилое помещение находится, передать в ее собственность в порядке приватизации жилое помещение, расположенное по адресу: город Иркутск, микрорайон Зеленый, дом хх, квартира хх.

С учетом изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сёгиной Ф. В. удовлетворить в полном объеме.

Обязать ФГКЭУ «52 ЭТК» передать Сёгиной Ф. В. жилое помещение, расположенное по адресу: город Иркутск, микрорайон Зеленый, дом хх, квартира хх в собственность бесплатно, путем заключения договора о передаче жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий: Н.Н. Акимова