РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2012 г. | г.Иркутск |
Куйбышевский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Смертиной Т.М., при секретаре Синько Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-272/12 по исковому заявлению Соколовой М. В. к Администрации г.Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
В Куйбышевский суд г. Иркутска обратилась Соколова М.В. с исковым заявлением к Администрации г. Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку.
В обоснование исковых требований истец указала, что xx.06.1991 года вступила в законный брак с гражданином Соколовым П. Г. , что подтверждается свидетельством о браке П-СТ № хххххх от xx.06.91г. На момент вступления в брак в пользовании ее мужа находился жилой дом, подаренный ему К. О. М. , что подтверждается договором дарения от xx.11.1989 года. Вышеуказанный жилой дом был расположен по адресу: г. Иркутск, ул. N., д.31. В 1990 году данный жилой дом был снесен, а на его месте в 1992 году истцом и ее мужем был возведен новый каркасно-засыпной жилой дом с верандой. Фактическая общая полезная площадь вновь выстроенного дома составляет хх,хкв.м. в том числе жилой площади 30,0кв.м. Пользователем вновь выстроенного жилого дома являлся Соколов П. Г. , согласно записи в новом техническом паспорте на жилой дом от xx.04.2008года. Муж истца умер в 2011 году, что подтверждается копией свидетельства о смерти П-СТ № хххххх от xx.03.2011 г. После смерти мужа в данном жилом доме проживает истец со своей дочерью Соколовой А. П. 1989 г.р. Истец своевременно оплачивает все установленные законом платежи: налог на имущество физических лиц, земельный налог, потребление электроэнергии, согласно абонентской карточки № лицевого счета ххххх. Оплата за потребление электроэнергии производится в ООО «Электросбыт». Истец благоустраивает, производит косметический ремонт своего жилого дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., д. 31. В соответствии с Заключением МУП БТИ г. Иркутска от xx.04.2008года состояние жилого дома хорошее. Физический износ составляет 17%. На земельном участке площадью 1257,0 кв.м. также расположены: гараж, 6аня, навес, уборная, ограждение. Данные факты о состоянии жилого дома подтверждаются повторным заключением МУП БТИ г.Иркутска от xx.11.2011 года. Супруг истца обращался в Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» с целью установления соответствия жилого дома правилам и нормам СанПиНа, что подтверждено заключением от xx.06.2008г. о соответствии жилою дома государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН. Согласно Справки МУП «Сервисно-регистрационного центра» № х-Сх-хххххх по адресу г.Иркутск, ул.N., д.31 зарегистрированы: истец - Соколова М. В., дочь истца - Соколова А. П. и Ершова Л. Н.. Ершова Л. Н. в спорном доме не проживает, о ее местонахождении истцу не известно.
На основании изложенного, истец просила признать право собственности на жилой дом, год постройки Лит А 1992 г., расположенный по адресу г. Иркутск, ул. N., 31, общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой площадью хх кв.м.
В судебном заседании истец Соколова М.В., ее представитель по доверенности Извозчикова О.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, повторив при этом доводы искового заявления.
Представитель Администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, представили суду ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третье лицо Ершова Л.Н. в судебное заседание не явилась, о дне и времени рассмотрения дела была извещена надлежащим образом, сведений об уважительности причин своей неявки суду не представила.
С учетом мнения представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Третье лицо Соколова А.П. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований истца не возражала. Суду пояснила, что не возражает, чтобы право собственности на спорный жилой дом был оформлен на Соколову М.В.
Выслушав в судебном заседании истца, ее представителя, третье лицо, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил.
Из заключения МУП БТИ г.Иркутска от xx.04.2008 г. следует, что по данным МУП БТИ г. Иркутска, владельцем жилого шлако–заливного дома под Лит А возведенного в 1959 году. Общей полезной площадью хх,х кв.м., в том числе жилой хх,х кв.м. значится Соколов П. Г. на основании договора дарения от xx.11.1989 г. р№хД-ххх по адресу: г. Иркутск, ул. N., 31. На момент технической инвентаризации от xx.04.2008 г. установлено, что в 1990 году шлако-заливной жилой дом снесен полностью, взамен его в 1992 году возведен новый каркасно-засыпной жилой дом с верандой, общей полезной площадью хх,х кв.м., в том числе жилой 30, 0 кв.м. Техническое состояние жилого дома хорошее износ 17 %. Так же на земельном участке площадью 1257, 0 кв.м. расположены служебные постройки: гараж, баня, навес, уборная, ограждение.
Суду представлено также заключение МУП «БТИ г. Иркутска» от xx.11.2011 г., согласно которому собственником жилого одноэтажного шлакозаливного дома (Лит. А), общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой хх,х кв.м., 1959 года постройки, по адресу: г. Иркутск, ул. N. , 31, является Соколов П. Г. , на основании договора дарения от xx.11.1989 г., р №хД-ххх. НА момент технической инвентаризации от xx.04.2008 года установлено, в 1990 г. дом под лит. «А» снесен. В 1992 году возведен одноэтажный , каркасно-засыпной жилой дом с верандой, общей площадью 35, 7 кв.м., в том числе жилой хх,х кв.м. Техническое состояние жилого дома хорошее, физический износ составляет 17%. Также на земельном участке расположены служебные постройки: гараж, баня, навес, уборная, ограждения.
Из представленного суду уведомления об отсутствии в ЕГРПНИ № 01/074/201-331 от xx.09.2011 г. от xx.09.2011 г. следует, что в ЕГРПНИ отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества: жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., 31.
Согласно ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Согласно представленной суду копии договора № 96о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от xx.11.1965 г., отдел коммунального хозяйства исполкома Иркутского городского Совета депутатов трудящихся предоставляет застройщику Е. П. А. на праве бессрочного пользования земельный участок, значащийся под № 31 по ул. N., площадью ххх кв.м. для возведения одноэтажного шлако-заливного дома, состоящего из 2-х комнат, общей площадью хх,х кв.м.
Из архивной выписки от xx.01.2012 г. № ПГ-ххх, выданной Областным государственным казенным учреждением «Государственный архив Иркутской области» следует, что на основании решения исполнительного комитета Иркутского городского Совета народных депутатов трудящихся № 533 от xx.09.1965 г. «О разборе заявлений граждан», рассмотрев заявления граждан о приеме в эксплуатацию самовольно возведенных жилых домов, учитывая, что данной застройкой не нарушена общая планировка, а также нормы пожарной безопасности, исполнительный комитет городского Совета депутатов трудящихся решили обязать учетно-техническое бюро горкомхоза произвести инвентаризацию выстроенных жилых домов граждан, оформить необходимую документацию на домовладение и взыскать неустойку в соответствии с законом. Е. П. А. выстроил жилой шлако-заливной дом, общей полезной площадью хх,х кв.м., в том числе жилой – хх,х кв.м., по ул. N., № 31, площадь земельного участка ххх кв.м.
Представленной суду копией договора от xx.07.1966 г. подтверждается, что Е. П. А. продал К. А. М. домовладение, состоящее из одного жилого шлако-заливного дома крытого рубероидом, жилой площадью хх, х кв.м.со служебными и надворными постройками, расположенного в г. Иркутске, по ул. N., 31 на земельном участке ххх кв.м.
Согласно представленной суду копии свидетельства о праве на наследство по закону от xx.05.1989 года, наследником имущества К. А. М. умершей xx.08.1988 года является ее дочь – К. О. М. .
Из представленной суду копии договора от xx.11.1989 года, усматривается, что К. О. М. подарила Соколову П. Г. домовладение, находящееся в г. Иркутске, по ул. N., 31, состоящее из шлако-заливного дома, общей площадью хх,х кв.м., из них жилой – хх, х кв.м., а также сарая, уборной и ограждений, расположенных на участке площадью ххх кв.м.
Суду представлена копия технического паспорта по состоянию на xx.04.2008 г., согласно которой, жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., 31, является объектом индивидуального жилищного строительства. Общая площадь жилого дома хх,х кв.м., жилая площадь 30, 0 кв.м.Пользователем жилого дома указан Соколов П. Г. на основании договора дарения от xx.11.1989 года Р№хД-ххх.
Как следует из заключения специалиста о признании жилого строения пригодным для постоянного проживания, дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 31, принадлежащего Соколову П.Г. от xx.10.2011 г., исследуемый объект, жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., 31, отдельно стоящее одноэтажное строение, общей площадью хх,х кв.м., является изолированным помещением, имеет прочную связь с землей и имеет два самостоятельных фундамента под жилым помещением литарой А и холодным пристроем литерой а. Исследуемый объект является пригодным для постоянного проживания граждан в течение всех сезонов, а не только в летнее время, а также соответствует всем требованиям СНиП.
Из заключения Отдела государственного пожарного надзора г. Иркутска №х-хх-хх от xx.01.2012 г. следует, что спорное строение, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. N., 31 соответствует Правилам пожарной безопасности.
Заключением ФБУЗ «ЦГиЭ в Иркутской области» №хх-хх.хх/хххх от xx.12.2011 года установлено соответствие жилого дома государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий и сооружений и иных объектов», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Таким образом, из представленных доказательств суд приходит к выводу, что самовольно возведенное строение - жилой дом по адресу: г. Иркутск, ул. N., д. 31, общей площадью хх,х кв.м., жилой – хх,х кв.м. расположен в пределах границ отведенного земельного участка, целевое назначение которого не изменено, соответствует строительным, противопожарным, санитарным нормам и правилам, его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Из свидетельства о смерти серии II-СТ № хххххх от xx.03.2011 г. установлено, что Соколов П. Г. умер хх марта 2011 года, о чем составлена актовая запись о смерти № хххх.
В соответствии со ст. 128 п. 2 ч. 2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
С учетом установленных судом обстоятельств жилой дом, расположенный по адресу г. Иркутск, ул. N., д. 31, общей площадью хх,х кв.м., жилой – хх,х кв.м. подлежит включению в наследственную массу после смерти Соколова П.Г.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Представленной суду копией свидетельства о заключении брака серии III-СТ № хххххх от xx.07.1991 г. подтверждается, что Соколов П. Г. и М. М. В. вступили в брак xx.07.1991 г., в связи с заключением брака жене была присвоена фамилия – Соколова.
Из свидетельства о рождении II-СМ № хххххх усматривается, что Соколов П. Г. является отцом Соколовой А. П..
Суду представлена копия наследственного дела, из которого усматривается, что наследниками первой очереди после смерти Соколова П. Г. является его жена – Соколова М. В. и дочь – Соколова А. П.. Наследственное имущество состоит из жилого дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 31.
Как установлено в судебном заседании из показаний Соколовой А. П., последняя на наследство после смерти отца не претендует и не возражает против признания права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., 31 за Соколовой М. В..
В соответствии с п.2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно справке МУП «СРЦ» г. Иркутска № х-Сх-хххххх от xx.10.2011 г. и копии домовой книги на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. N., 31, в спорном жилом помещении зарегистрированы: Соколова М.В., Соколова А.П., Ершова Л.Н.
Судом обозревались подлинники квитанций об уплате земельного налога, копии которых приобщены к материалам дела, из которых следует, что Соколов П.Г. регулярно производил оплату налоговых платежей, а после смерти наследодателя оплату производила Соколова М.В. от имени наследодателя.
Также истцом была представлена копия абонентской карточки ОАО «Иркутскэнерго», в подтверждение того, что Соколов П.Г. оплачивал расходы по электроэнергии, после его смерти указанные расходы легли на его наследников, в частности на истца Соколову М.В.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Соколова М.В. совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии ей наследства после смерти Соколова П.Г.: вступила в фактическое владение наследственным имуществом, поскольку проживает в жилом доме, производит уплату налоговых платежей, несет расходы по содержанию дома.
Согласно п.4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что Соколова М.В. приобрела право собственности на наследственное имущество - жилой дом, общей площадью хх,х кв.м, в том числе жилой – хх кв. м., расположенный по адресу: г.Иркутск, ул.N., д.31.
Каких-либо иных доказательств в силу ст. 56 ГПК РФ, опровергающих вывод суда, представлено не было в связи с отсутствием таковых.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Соколовой М. В. удовлетворить.
Признать за Соколовой М. В. право собственности на жилой дом Лит А года постройки 1992 г., общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой площадью хх кв.м., расположенный по адресу г. Иркутск, ул. N., 31.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска, в течении месяца со дня постановления решения в окончательной форме.
Судья: | Смертина Т.М. |