(3963) Заочное решение по иску о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. Иск удовлетворен.



ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2012 года г. Иркутск

Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе

председательствующего судьи Сальниковой Н.А.,

при секретаре Карповой К.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-348/2012 по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области к Автономной некоммерческой организации «Академия развития человека» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Истец Управление Министерства юстиции РФ по Иркутской области обратился с иском в суд, в его обоснование указав, что 10 ноября 1998 года Регистрационной палатой Администрации г. Иркутска зарегистрирована Автономная некоммерческая организация «Академия развития человека» за основным государственным регистрационным номером 1023801030010.

Место нахождения организации: 664001, г. Иркутск, ул. Радищева, д. 5, что подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ от 20.09.2011 года.

Руководителем организации является Л. Г.А., зарегистрированная по адресу: г. Иркутск, ул. N., д. ххх, кв. хх, что подтверждается сведениями УФМС России.

02.07.2010 года установлено, что в нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» организация не представила в Управление отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2006, 2007, 2008, 2009 годы по формам и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлено, что некоммерческие организации представляют отчетность в уполномоченный орган ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

02.07.2010 года Управлением организации вынесено предупреждение об устранении вышеуказанных нарушений в срок до 15.08.2010 года. Нарушения законодательства устранены не были. Предупреждение, направленное по адресу: вернулось в Управление с пометкой «отсутствие адресата по указанному адресу».

Организация неоднократно, с 2006 года не исполняла обязанность по представлению в Управление информации, предусмотренной п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Поскольку нарушения, выявленные в деятельности организации, являются основанием для ее ликвидации в порядке п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», следовательно, ликвидация организации влечет исключение юридического лица – некоммерческой организации из ЕГРЮЛ и считается завершенной с момента внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Просит ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Академия развития человека» и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц, освободить Управление Министерства юстиции РФ по Иркутской области от уплаты государственной пошлины на основании п.п. 19 п. 1 ст. 33.36 Налогового кодекса РФ.

Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, выразил согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.

Представитель ответчика Автономной некоммерческой организации «Академия развития человека» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, по указанному в иске адресу; возражений на иск не представил, рассмотреть дело в его отсутствие не просил.

Суд, с учетом требований ст. 233 ГПК РФ и заявления истца рассмотрел дело в отсутствии не явившегося представителя ответчика.

Представитель третьего лица Управления ФНС по Иркутской области Рязанцева К.В. в судебное заседание не явилась. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица. Направила в адрес суда возражения, в которых указала, что Управление ФНС России по Иркутской области возражает относительно прекращения деятельности данной организации в качестве юридического лица и исключения таковой из ЕГРЮЛ, поскольку за Автономной некоммерческой организации «Академия развития человека», числится задолженность по обязательным платежам в бюджеты РФ.

Учитывая наличие задолженности по налогам и сборам, процедура ликвидации таковой затрагивает права и законные интересы государства, которое лишается возможности реализации права на взыскание неуплаченной задолженности.

Суд, с учетом положения ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав и оценив представленные суду доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд полагает, что исковые требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст.50 ГК РФ, некоммерческие организации – это юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Согласно п.1 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

Согласно п. 3 ст. 32 Закона некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

15 апреля 2006 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

Подпунктом «п» пункта 2 указанного Постановления Правительства РФ установлено, что некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно ст. 5 федерального закона РФ №7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;

4) проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами;

5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

В соответствии с приказом Министерства юстиции РФ № 90 от 31 марта 2009 года «Об утверждении административного регламента исполнения Министерством юстиции РФ государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций, заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации», Управление Министерства юстиции РФ осуществляет контроль за деятельностью некоммерческих организаций в виде проведения проверок. Проверка проводится за период деятельности некоммерческой организации, не превышающий трех лет, непосредственно предшествовавших году проведения проверки (проверяемый период). Проверка может проводиться за период деятельности некоммерческой организации, превышающий указанные три года, при наличии информации о том, что при создании данной организации были допущены неустранимые нарушения. При этом проверке подлежит только порядок создания организации.

В соответствии счастью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Судом установлено, что Автономная некоммерческая организация «Академия развития человека» зарегистрирована 10 ноября 1998 года в качестве юридического лица по адресу постоянно действующего исполнительного органа: г. Иркутск, ул. Радищева, 5. Организации присвоен основной государственный регистрационный номер 1023801030010.

Генеральным директором организации является Л. Галина Алексеевна.

Указанные обстоятельства объективно подтверждаются Справкой от 20.09.2011 года.

Из копии предупреждения от 02 июля 2010 года № 03-32-881, адресованного руководителю Автономной некоммерческой организации «Академия развития человека», направленного по адресу организации: г. Иркутск, ул. Радищева, д. 5, а также по адресу регистрации Л. Г.А. усматривается, что ответчик был поставлен в известность о выявленных с его стороны нарушениях ФЗ «О некоммерческих организациях» за 2006, 2007, 2008, 2009 годы о неисполнении обязанности по представлению в установленный срок отчетности об объеме получаемых от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании. Ответчику предложено устранить нарушения и письменно сообщить в Управление Министерства юстиции РФ до 15 августа 2010 года.

Согласно копии конверта, имеющегося в материалах дела, предупреждение вернулось в Управление с отметкой почтового отделения «отсутствие адресата по указанному адресу».

Таким образом, организация также нарушила требования п. 7 ст. 32 Федерального закона РФ № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях», согласно которому некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в том числе об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Из копии предупреждения от 20 сентября 2011 года № 03-43-458, направленного в адрес руководителя Автономной некоммерческой организации «Академия развития человека», направленного по адресу организации: г. Иркутск, ул. Радищева, д. 5, а также по адресу регистрации Л. Г.А. усматривается, что организация обязана устранить допущенные нарушения в срок до 15 ноября 2011 года.

Предупреждения об устранении выявленных нарушений ответчик не оспорил, доказательств обратного суду не представил.

Пунктом 10 статьи 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.04.2008г. № 86-Г08-7 в части указания на то, что ликвидация является основанием для одновременного принятия судом решения об исключении некоммерческой организации из ЕГРЮЛ).

Возражения представителя третьего лица УФНС России по Иркутской области Рязанцевой К.В. суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании ответчик с 2006 года до настоящего времени не исполняет обязанность по представлению в Управление Минюста по Иркутской области информации, предусмотренной п. 3 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», что явилось основанием для обращения истца в суд с заявлением о ликвидации организации.

На основании п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

В силу ст. 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что нарушения, выявленные в деятельности организации, являются основанием для её ликвидации в порядке п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а ликвидация организации влечет исключение юридического лица - некоммерческой организации из ЕГРЮЛ.

Из анализа указанных норм не следует, что при решении вопроса о ликвидации недействующего юридического лица следует учитывать наличие задолженности по обязательным платежам в соответствующий бюджет РФ. Напротив, в пункте 1 ст. 65 ГК РФ, так же как и в п. 4 ст. 61 ГК РФ, предусмотрено, что юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Как установлено в п. 1 ст. 65 ГК РФ, признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Таким образом, юридическое лицо может быть признано банкротом в том случае, если оно не способно в полном объеме исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, под которыми согласно ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Из представленных суду материалов дела усматривается, что УФНС России по Иркутской области не обращалась в установленном законом порядке за признанием Автономной некоммерческой организации «Академия развития человека» несостоятельным (банкротом).

Каких-либо иных доказательств, опровергающих доводы истца, в силу требований ст. 56 ГПК РФ в материалы дела не представлено.

Анализируя представленные доказательства с учетом вышеприведенных законодательных норм, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в нарушение названных выше положений ФЗ «О некоммерческих организациях», Постановления Правительства РФ ответчик не информировал уполномоченный орган о продолжении своей деятельности, не представил отчеты о своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств. Неоднократное нарушение Автономной некоммерческой организацией «Академия развития человека» законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, свидетельствует о том, что данная некоммерческая организация прекратила свою деятельность и не проводит мероприятий, направленных на достижение уставных целей, что является основанием для ее ликвидации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В силу ст. 103ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию в муниципальный бюджет г. Иркутска государственная пошлина в размере 4 000 рублей, от уплаты которой истец освобожден в силу закона.

На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Иркутской области удовлетворить.

Ликвидировать Автономную некоммерческую организацию «Академия развития человека» и исключить данную организацию из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с ответчика Автономную некоммерческую организацию «Академия развития человека» в бюджет города Иркутска госпошлину в сумме 4000 рублей.

Решение может быть пересмотрено по заявлению ответчика в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья Н.А. Сальникова