РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 февраля 2012 года | г.Иркутск |
Куйбышевский районный суд г.Иркутска в составе председательствующего судьи Смертиной Т.М., при секретаре Синько Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-601/12 по иску Давыдовой Е. Э. к Администрации г.Иркутска об установлении факта принятия наследства, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
В Куйбышевский суд г. Иркутска обратилась Давыдова Е.Э. с исковым заявлением к Администрации г. Иркутска об установлении факта принятия наследства, признании права собственности.
В обоснование исковых требований истец указала, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от xx.01.2001 года, зарегистрированного в Управлении федеральной регистрационной службы по Иркутской области р..№. хх-хх/хх-хх/хххх-ххх, она указана собственницей 1/2 доли жилого бревенчатого дома, общей площадью хх,хх кв.м., в т.ч. жилой хх, хх кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 17. Собственником второй половины дома указана ее бабушка - Б. А. Н., умершая xx.05.1973 года. После смерти бабушки, ее наследство в виде доли указанного дома фактически приняла мать истца, постоянно проживающая в доме. Мать оплачивала все налоги и платежи за дом, осуществляла текущий ремонт жилого строения, пользовалась приусадебным земельным участком. Однако правоустанавливающие документы на долю дома Б. А. Н. не были оформлены. xx.07.2000 года в результате пожара дом сгорел. В соответствии с Актом о пожаре от xx.07.2000 года и Актом № 112 от xx.07.2000 г., дом после пожара находился в ветхом состоянии, вследствие чего истец была вынуждена произвести затраты на оставшееся наследственное имущество бабушки и матери, снести строение и выстроить новый дом. По данным МУП БТИ г. Иркутска в 2001 году на земельном участке по адресу: г. Иркутск, ул. N., 17, самовольно возведен одноэтажный бревенчатый жилой дом полезной площадью хх,х кв.м., в том числе жилой хх,х кв.м. Дом выстроен истцом, собственными силами и средствами, на месте сгоревшего дома.
На основании вышеизложенного, просит суд, установить факт принятия ею наследства, открывшегося после смерти бабушки Б. А. Н., умершей xx.05.1973 года, и после смерти матери Богатыревой М. М., умершей xx.07.2000 года, фактически принявшей наследство Б. А.Н. , в виде 1/2 доли жилого бревенчатого дома, 1943 года застройки, полезной площадью хх,х кв.м., в том числе жилой хх,х кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., д. 17. Признать за истцом право собственности на одноэтажный бревенчатый жилой дом, полезной площадью хх,х кв.м., в том числе жилой хх,х кв.м., 2001 года застройки, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 17.
В судебном заседании истец Давыдова Е.Э. исковые требования поддержала в полном объеме, повторив при этом доводы искового заявления.
Представитель Администрации г. Иркутска в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, представили суду ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
С учетом мнения истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав в судебном заседании истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил.
Из заключения МУП БТИ г.Иркутска от xx.10.2008 г. следует, что по данным МУП БТИ г. Иркутска, владельцем жилого бревенчатого дома, возведенного в 1943 году. Общей полезной площадью хх,х кв.м., в том числе жилой хх,х кв.м. по адресу: г. Иркутск, ул. N., 17, значится Молчанова А. Н., на основании свидетельства о наследовании от xx.07.1936 года 1/2 доли домовладения и Давыдова Е. Э. на основании свидетельства о наследовании от xx.01.2001 г. Р№ххх 1/2 доли домовладения. На момент технической инвентаризации от xx.09.2008 г. установлено, что в 2000 году жилой дом снесен в следствии пожара, на земельном участке возведен в 2001 году одноэтажный бревенчатый жилой дом полезной площадью хх,х кв.м. в том числе жилой 29, 0 кв.м. Техническое состояние жилого дома хорошее, физический износ 9 %. На земельном участке расположены служебные постройки: гараж, баня с холодным пристроем, навес, уборная, ограждение.
Суду была представлена копия акта о пожаре от xx.07.2000 года, который подтверждает, что жилой дом, расположенный по ул. N., 17 поврежден огнем: уничтожена крыша, дом поврежден по всей площади.
Из копии акта № 12 от xx.07.2000 г. усматривается, что жилой дом общей площадью 46, 7 кв.м., в том числе жилой 33,0 кв.м., 1943 года постройки находится в ветхом состоянии после пожара. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций возможен после полной смены конструктивных элементов.
Согласно ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Согласно копии свидетельства о праве на наследство по закону от xx.01.2000 года, зарегистрированного в реестре за № ххх, удостоверенное нотариусом Бариновой Н.В., наследником имущества Богатыревой М. М., умершей xx.07.2000 года является ее дочь Давыдова Е. Э. . Наследственное имущество, на которое выдано свидетельство состоит из 1/2 доли жилого дома, находящегося по адресу: г. Иркутск, ул. N., 17, квартал 11. Жилой дом, бревенчатый, полезной площадью хх,х кв.м., из них хх,х кв.м. жилой площади, со строениями и сооружениями: один сарай, уборная, ограждения. 1/2 дома принадлежит наследодателю на основании свидетельства, выданного государственной нотариальной конторой г. Иркутска xx.07.1936 года за № ххххх, зарегистрированного в БТИ г. Иркутска xx.02.1947 года.
Представленной копией свидетельства о государственной регистрации права хх А ххххххх от xx.03.2001 года подтверждается, что Давыдова Е. Э. , является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на бревенчатый жилой дом, состоящий из 2 комнат, общая площадь хх, хх кв.м., в том числе жилая 34,40 кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 17.
Суду представлена копия технического паспорта по состоянию на xx.10.2008 г., согласно которой, жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., 17, является объектом индивидуального жилищного строительства 2001 года постройки. Общая площадь жилого дома хх,х кв.м., жилая площадь 29, 0 кв.м. Правообладателями на указанный жилой дом являются: Молчанова А. Н. 1/2 доли на основании свидетельства о наследовании от xx.07.1936 года Р № ххххх и Давыдова Е. Э. в размере 1/2 доли на основании свидетельства о праве на наследство по закону от xx.01.2001 года Р № ххх.
Как следует из заключения ОАО «ИРКУТСКГИПРОДОРНИИ» о соответствии строительным нормам и правилам жилого здания по адресу: г. Иркутск, Куйбышевский район, ул. N., 17 от xx.12.2011 года, существующее одноэтажное деревянное здание по адресу: г. Иркутск, Куйбышевский район, ул. N., дом №17 соответствует нормам и правилам СНиП и СанПиН.
Из заключения Отдела государственного пожарного надзора г. Иркутска №2-15-551 от xx.02.2012 г. следует, что спорное строение, расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. N., 17 соответствует Правилам пожарной безопасности.
Заключением ФБУЗ «ЦГиЭ в Иркутской области» №хх-хх.хх/ххх от xx.02.2012 года установлено соответствие жилого дома лит. А, выстроенного взамен снесенного старого дома, по адресу: г. Иркутск, ул. N., 17 государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий и сооружений и иных объектов», СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Таким образом, из представленных доказательств суд приходит к выводу, что самовольно возведенное строение - жилой дом по адресу: г. Иркутск, ул. N., д. 17, общей площадью хх,х кв.м., жилой – хх,х кв.м. расположен в пределах границ отведенного земельного участка, целевое назначение которого не изменено, соответствует строительным, противопожарным, санитарным нормам и правилам, его сохранение не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Из свидетельства о смерти серии I-СТ № хххххх от xx.хх.хххх г. установлено, что Богатырева М. М., умерла хх июля хххх года, о чем составлена актовая запись о смерти № хххх.
В соответствии со ст. 128 п. 2 ч. 2 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
С учетом установленных судом обстоятельств 1/2 жилого дома, расположенного по адресу г. Иркутск, ул. N., д. 17, общей площадью хх,х кв.м., жилой – хх,х кв.м. 1943 года посройки принадлежащей Молчановой А. Н. подлежала включению в наследственную массу после смерти Богатыревой М. М. исходя из следующего.
Суду представлена копия решения Куйбышевского районного суда от xx.хх.хххх года, вступившего в законную силу xx.хх.хххх года, согласно которой установлен факт принадлежности свидетельства о наследовании от xx.хх.хххх года № ххххх, выданного на имя Молчановой А. Н. – Б. (Молчановой) А. Н., xx.хх.хххх года рождения.
Согласно ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением суда от xx.11.2010 года установлено, что бабушка Давыдовой Е.Э. - Шумкова А. Н. родилась хх июня 1893 года. Впоследствии бабушка сменила фамилию на Молчанову и в дальнейшем на Б. . хх мая 1973 году Б. А. Н. умерла. Мать Давыдовой Е.Э. – Богатырева (Молчанова) М. М. умерла хх июля 2000 года. После смерти заявительница приняла наследство в виде 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 17. Однако, в выдаче свидетельства о праве на наследства по закону на 1/2 доли, принадлежащей бабушке, Давыдовой Е Э. было отказано, поскольку имя бабушки в свидетельстве о наследовании от хх июля 1936 года указано неверно, вместо «А. » указано «А. ».
Из имеющейся в материалах дела копии справки, выданной отделом коммунального хозяйства усматривается, что Богатырева М. М. постоянно по день смерти проживала и была прописана по адресу: г. Иркутск, ул. N., 17.
Копией справки от xx.07.2000 года, выданной ДСОАО «Росгосстрах» подтверждается, что погибшей xx.07.2000 года Богатыревой М. М. был застрахован дом по адресу: г. Иркутск, ул. N., 17.
Таким образом, судом достоверно установлено, что после смерти хх мая 1973 году Б. А. Н. наследство в виде 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 17 фактически приняла наследник первой очереди по закону - ее дочь Богатырева М. М..
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно копии свидетельства о рождении I-СТ № хххххх от xx.10.1972 г., родителями Богатыревой Е. Э. являются Богатырев Эдуард А. и Богатырева М. М.. Из свидетельства о заключении брака I-СТ № хххххх от xx.07.1996 года усматривается, что Давыдов С. Б. и Богатырева Е. Э. заключили брак xx.07.1996 г., в связи с заключением брака жене присвоена фамилия – Давыдова.
Суду представлена копия наследственного дела, из которого усматривается, что наследниками первой очереди после смерти Богатыревой М. М. являются ее муж – Богатырев Эдуард А., дочь – Давыдова Е. Э. и сын – Богатырев Леон Эдуардович. Наследственное имущество состоит из 1/2 доли жилого дома, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 17 и суммы страхового возмещения. Также в материалах наследственного дела имеется заявление Богатырева Эдуарда А. и Богатырева Леона Эдуардовича, согласно которому последние отказываются от причитающихся им долей на наследство после умершей xx.07.2000 г. жены и матери, Богатыревой М. М., в пользу дочери умершей, Давыдовой Е. Э. .
В соответствии с п.2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно справке Отдела коммунального хозяйства Комитета по управлению Правобережным округом г. Иркутска от xx.07.2000 г., Давыдова Е. Э. зарегистрирована и проживает по адресу: г. Иркутск, ул. N., 17.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Т. В.И., суду пояснил, что знает Давыдову Е.Э. с 2000 года. Он раньше работал плотником, и его знакомый Валера попросил помочь построить дом Давыдовой Е.Э., так как у них сгорел дом, и они жили в бане. В октябре 2000 года её супруг привез сруб, и они с племянником С. И.В.начали строить дом. Все строительные материалы Давыдовы покупали за свои денежные средства. Свидетелю известно, что споров в семье по оформлению данного дома не имеется, также как и не имеется споров с соседями по границам земельного участка и с муниципалитетом.
Суд, выслушав свидетеля, не находит оснований сомневаться в достоверности его показаний, оснований какой-то заинтересованности свидетеля в исходе дела суд не усматривает и считает, что его показания соответствуют и не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Давыдова Е.Э. совершила действия, свидетельствующие о фактическом принятии ей наследства после смерти Богатыревой М. М.: вступила в фактическое владение наследственным имуществом, поскольку проживает в жилом доме, несет расходы по содержанию дома.
Согласно п.4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что Давыдова Е.Э. приобрела право собственности на наследственное имущество - жилой дом, общей площадью хх,х кв.м, в том числе жилой – хх,х кв. м., расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., д.17.
Каких-либо иных доказательств в силу ст. 56 ГПК РФ, опровергающих вывод суда, представлено не было в связи с отсутствием таковых.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Давыдовой Е. Э. удовлетворить.
Установить факт принятия Давыдовой Е. Э. наследства, открывшегося после смерти бабушки Б. А. Н., умершей xx.05.1973 года, и после смерти матери Богатыревой М. М., умершей xx.07.2000 года, фактически принявшей наследство Б. А.Н., в виде 1/2 доли жилого бревенчатого дома, 1943 года застройки, полезной площадью хх,х кв.м., в том числе жилой хх,х кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., д. 17.
Признать за Давыдовой Е. Э. право собственности на одноэтажный бревенчатый жилой дом, полезной площадью хх,х кв.м., в том числе жилой хх,х кв.м., 2001 года застройки, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., 17.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска, в течении месяца со дня постановления решения в окончательной форме.
Судья: | Смертина Т.М. |