(4377) Решение по иску о расторжении договора. В удовлетворении иска отказано.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 апреля 2012 года г.Иркутск

Куйбышевский районный суд г.Иркутска в составе:

председательствующего судьи Алсыковой Т.Д.,

при секретаре Байыр М.А.,

с участием: представителя ответчика Коломоец Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-871\2012 по иску Журбей И. Н. к Абраамяну М. Г. о расторжении договора,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с иском о расторжении договора дарения жилого дома, расположенного по адресу: г.Иркутск, ул.N., дом ххх, от xx.02.2009 года; о расторжении договора земельного участка, расположенного по этому же адресу от xx.02.2009 года; о прекращении права собственности ответчика на указанное имущество. В обоснование иска сослалась на следующее.

xx.02.2009 года между ней и ответчиком были заключены указанные договоры. Договор дарения жилого дома, а также переход права собственности от истца к ответчику были зарегистрированы в Управлении Федеральной регистрационной службы по Иркутской области xx.03.2009 года. До сегодняшнего дня истец проживает в данном доме, пользуется имуществом как своим, несет расходы по его содержанию. Поэтому истец считает, что оно ответчику по договорам не передано, полагает, что договоры следует расценить как обещание истца передать имущество ответчику в будущем. Имущественное положение истца, её здоровье ухудшились, xx.03.2012 года ей была установлена третья группа инвалидности на срок до xx.04.2013 года. Основываясь на п.1 ст.451 ГК РФ истец считает, что она вправе требовать расторжения названных договоров, поскольку, если бы она могла разумно предвидеть ухудшение своего положения, то не подарила бы это имущество ответчику.

В судебное заседание истец не явилась, была надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела.

Ответчик в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, доверил представление своих интересов Коломоец Л.В.

Представитель ответчика по доверенности Коломоец Л.В. иск не признала.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее – Управление Росреестра по Иркутской области) в суд не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве указал, что привлечение Управление Росреестра по Иркутской области к участию в деле в качестве третьего лица является необоснованным, поскольку оно не является заинтересованным в исходе дела лицом, субъектом спорного правоотношения.

Суд на основании ч.3, с.5 ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя ответчика, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 572 ГК РФ, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением. К такому договору применяются правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса.

В силу п.3 ст. 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.

Судом установлено, что между сторонами Журбей И.Н. и Абраамян М.Г. xx.02.2009 года заключены договоры дарения жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: г.Иркутск, ул.N., д.ххх. Договор дарения жилого дома, переход права собственности на это имущество от истца к ответчику зарегистрированы в государственном реестре, договоры исполнены сторонами. Собственником данного имущества на момент рассмотрения настоящего гражданского дела является ответчик Абраамян М.Г.

Указанные обстоятельства подтверждаются решениями Куйбышевского районного суда г.Иркутска: от xx.12.2010 года по гражданскому делу № 2-326\2010 по иску Журбей И.Н. к Абраамяну М.Г. о признании договоров дарения жилого дома и земельного участка недействительными, отмене государственной регистрации права, вступившим в законную силу xx.03.2011 года; от xx.09.2011 года по гражданскому делу № 2-1539\2011 по иску Журбей И.Н. к Абраамяну М.Г. о признании недействительными в силу ничтожности договоров дарения жилого дома и земельного участка, обязании вернуть недвижимое имущество, признании недействительной государственной регистрации сделки и перехода права собственности, вступившим в законную силу xx.11.2011 года; выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от xx.02.2012 года.

Решением Куйбышевского районного суда г.Иркутска от xx.02.2011 года иск Абраамяна М.Г. удовлетворен частично. Признано прекращенным право пользования Журбей И.Н., Журбей Н.В., Нелюбиной М.А., Нелюбина В.С., Нелюбина С.С. жилым домом, расположенным по адресу: Иркутск, ул. N., дом ххх; Журбей А.А. признана не приобретшей право пользования жилым домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. N., дом ххх; Журбей И.Н., Журбей Н.В., Нелюбина М.А., Нелюбин В.С., Нелюбин С.С., Журбей А.А. выселены из жилого дома по адресу: г. Иркутск, ул. N., дом ххх; на УФМС России по Иркутской области возложена обязанность по снятию Журбей И.Н. с регистрационного учета по адресу: г. Иркутск, ул. N., дом ххх; в удовлетворении иска Абраамяна М.Г. о возложении обязанности на УФМС России по Иркутской области по снятию Нелюбиной М.А., Попова С.Ю., Нелюбина В.С. с регистрационного учета по адресу: Иркутск, ул. N., ххх отказано; в удовлетворении встречного иска Нелюбиной М.А., Журбей Н.В. к Абраамяну М.Г. о признании права пользования жилым помещением по адресу: г. Иркутск, ул. N., дом ххх отказано.

Оценивая такое основание иска как существенное изменение у истца обстоятельств настолько, что, если бы она могла это разумно предвидеть, то не дарила бы ответчику указанное имущество, суд исходит из следующего.

Согласно п.1 ст.451 ГК РФ, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Пунктом 2 ст.451 ГК РФ предусмотрено, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

В обоснование указанного довода истец сослалась на ухудшение своего имущественного положения, состояния здоровья.

Как следует из трудовой книжки истца, заполненной xx.04.1980 года, истец уволена по собственному желанию xx.09.2008 года, других записей о трудоустройстве истца не имеется.

Согласно сведениям ИФНС по Правобережному округу г.Иркутска от xx.02.2012 года, Журбей И.Н. в соответствии со ст.346.26 НК РФ состояла на налоговом учете в налоговом органе по месту жительства и в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД) до xx.01.2011 года, за 2 квартал 2008 года, 1 квартал 2009 года представила налоговые декларации по ЕНВД. Декларации по налогу на доходы физических лиц Журбей И.Н. не представляла и не уплачивала. Налогоплательщики, переведенные на уплату ЕНВД, не представляют в налоговый орган по месту постановки на учет декларацию о доходах, в этой связи, ИФНС по Правобережному округу г.Иркутска указано о невозможности выдать справку о доходах Журбей И.Н.

Из уведомления Межрайонной ИФНС России № 17 по Иркутской области от xx.01.2011 года следует, что Журбей И.Н. снята с учета индивидуальных предпринимателей xx.01.2011 года.

Согласно справке УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г.Иркутска, Журбей И.Н. получает пенсию по старости в размере х ххх рублей 88 копеек.

Из справки серии МСЭ 2011 усматривается, что Журбей И.Н. установлена 3 группа инвалидности на срок до xx.04.2013 года.

Представленные истцом доказательства подтверждают её довод об изменении в худшую сторону её имущественного положения, ухудшении состояния здоровья.

Однако названные изменения судом не расцениваются в качестве основания для расторжения указанных договоров дарения, поскольку суд считает, что заключая договоры об отчуждении принадлежащего ей имущества, истец могла разумно предвидеть наступление возможного снижения своих доходов, ухудшение состояния здоровья после отчуждения своего имущества. Обстоятельства, на которые ссылается истец, в момент заключения договоров стороны, исходя из обычаев делового оборота и существа договора, могли разумно оценивать как риск дарителя. Оснований предполагать, что такого изменения обстоятельств не произойдет, не имелось.

Таким образом, истцом не доказано наличие обязательных условий для расторжения договоров, то есть то, что в момент заключения договоров дарения стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств, на которые указывает истец, не произойдет, а также то, что из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет даритель.

Поскольку в соответствии с п.2 ст.451 ГК РФ возможность расторжения договора предусмотрена только при наличии одновременно четырех названных в законе условий, а истец не представила доказательств наличия даже двух из них, суд приходит к выводу о том, что истцом не доказано наличие оснований для расторжения названных договоров дарения.

В этой связи, в удовлетворении иска Журбей И.Н. о расторжении оспариваемых ею договоров на основании п.2 ст.451 ГК РФ следует отказать.

В соответствии с пунктом 2 статьи 452 ГК РФ, требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Из представленных предложения о расторжении договора дарения жилого дома и земельного участка от xx.03.2012 года, квитанций о почтовых отправлениях не усматривается получение данного предложения ответчиком.

Поэтому у суда не имеется оснований для вывода о соблюдении истцом досудебного порядка расторжения договоров дарения, установленного пунктом 2 статьи 452 ГК РФ.

Тем не менее, суд не считает возможным оставить иск Журбей И.Н. без рассмотрения в соответствии с абзацем вторым ст.222 ГПК РФ, поскольку ответчик ясно выразил свое отрицательное отношение к предложению истца о расторжении названных договоров, как при рассмотрении настоящего гражданского дела, так и путем подачи иска о прекращении права пользования Журбей И.Н. указанным в договорах имуществом, её выселении из жилого дома, расположенного по адресу: г.Иркутск, ул.N., ххх.

Оценивая довод Журбей И.Н. о расторжении оспариваемых договоров в связи с отказом от их исполнения, суд исходит из следующего.

В соответствии с п.1 ст.577 ГК РФ, даритель вправе отказаться от исполнения договора, содержащего обещание передать в будущем одаряемому вещь или право либо освободить одаряемого от имущественной обязанности, если после заключения договора имущественное или семейное положение либо состояние здоровья дарителя изменилось настолько, что исполнение договора в новых условиях приведет к существенному снижению уровня его жизни.

Как следует из приведенной нормы права, право дарителя отказаться от исполнения договора предусмотрено только в отношении договора, содержащего обещание передать одаряемому вещь в будущем.

Судом установлено, что оспариваемые истцом договоры дарения не являются договорами, содержащими обещание передать ответчику вещи в будущем, кроме того, они исполнены.

Факт исполнения данных договоров установлен вышеназванными решениями Куйбышевского районного суда г.Иркутска, а потому в силу ч.2 ст.61 ГПК РФ истец не вправе данный факт оспаривать при рассмотрении настоящего гражданского дела.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска Журбей И.Н. и по данному основанию не имеется.

В соответствии с п.1 ст.235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Учитывая отказ в удовлетворении иска Журбей И.Н. о расторжении договоров дарения имущества ответчику, отсутствие оснований прекращения права собственности ответчика на это имущество, предусмотренных п.1 ст.235 ГК РФ, иными законами, в удовлетворении иска Журбей И.Н. о прекращении права собственности ответчика на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: г.Иркутск, ул.N., д.ххх, также следует отказать.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.193-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Журбей И. Н. к Абраамяну М. Г. о расторжении договора дарения жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская область, г.Иркутск, ул.N., дом ххх, от xx.02.2009 года; о расторжении договора дарения земельного участка, расположенного по адресу: Иркутская область, г.Иркутск, ул.N., участок ххх, от xx.02.2009 года; о прекращении права собственности Абраамяна М. Г. на указанное имущество, отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Т.Д.Алсыкова