РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Иркутск | 03 апреля 2012 г. |
Куйбышевский районный суд г. Иркутска Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Прохорова А.В.,
при секретаре Кудреватых А.В.,
с участием представителя истца Тарбеевой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-788/2012 по иску Ченских В. А. к администрации города Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
Ченских В.А. обратился в суд с иском, в котором указал, что в июне 2005 года он по договору купли-продажи приобрел жилой дом (литер А,А1) по адресу: г. Иркутск, улица N., 18. Поскольку дом состоит из одной комнаты площадью хх,хх кв.м., жилая хх,хх кв.м., а его семья состоит из четырех человек, он решил строить новый дом на основе летней кухне, которая находилась на участке. В 2009 году им был сделан капитальный ремонт летней кухни, пристроен большой пристрой, в связи с чем, был возведен жилой дом под литером Б, общей площадью хх,хх кв.м., в том числе жилой- хх,хх кв.м. Новый жилой дом был возведен им на свои личные средства и собственными силами.
Данное строение расположено на земельном участке, который решением исполкома Иркутского городского Совета от хх мая 1990 года № 15/346 «О правовой регистрации строений», был закреплен за жилым домом, уже существовавшим по адресу: город Иркутск, улица N., 18. Вновь возведенный жилой дом соответствует пожарной безопасности, не нарушена общая планировка, не нарушает права и законные интересы других лиц. Поскольку истец не имел информации о Решении Исполнительного комитета, то на земельный участок не были оформлены соответствующие документы. В связи с чем, истец просит суд признать за ним право собственности на самовольно возведенную постройку, жилой дом (лит. Б), общей площадью хх,хх кв.м., в том числе жилой хх,хх кв.м., расположенной по адресу: город Иркутск, улица N., 18.
Истец Ченских В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель истца Тарбеева М.М., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика - администрации города Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений относительно исковых требовании суду не заявлено, представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Суд, в соответствии с ст.167 ГПК РФ рассмотрел данное дело в отсутствие представителя ответчика.
Свидетель В. Е.С. суду показала, что знакома с истцом более 10-и лет по-соседски. В доме по адресу: г. Иркутск, ул. N., 18 проживает истец, ранее на данном участке стоял небольшой домик в очень ветхом состоянии. В настоящее время Ченских В.А. построил новый дом и сделал, к нему пристрой. Дом достроен и пригоден для проживания, дом соответствует всем санитарно-эпидемиологическим, техническим и противопожарным нормам. Никаких споров по поводу земельного участка или выстроенного дома у истца нет, споров между соседями относительно земельного участка и жилого дома, нет.
Свидетель Т. Е.В. показал, что с истцом знаком более 30 лет, они являются соседями. Истец выстроил новый жилой дом по адресу: город Иркутск, улица N., 18, поскольку старый дом из-за ветхости стал не пригоден для жилья. В настоящее время строительство дома полностью окончено, завершены все отделочные работы. Каких-либо конфликтов с соседями по поводу использования земельного участка и дома, не имеется.
Заслушав пояснения представителя истца, допросив свидетелей, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил.
В силу части 3 статьи 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В соответствии с пунктом 9.1 Федерального закона от хх октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности.
В соответствии с решением № 15/346 от хх мая 1990 года исполнительного комитета Иркутского городского Совета народных депутатов «О правовой регистрации строений» закреплены участки ранее выстроенных домов по улицам Куйбышевского района, в том числе и по улице N..
Согласно договору купли-продажи, заключенному хх июня 2005 года между Белых В.А. и Ченских В.В., последний приобрел жилой дом, общей площадью хх,х кв.м. по адресу: город Иркутск, улица N., дом 18. Договор купли-продажи зарегистрирован в БТИ города Иркутска хх августа 2005 года.
В судебном заседании установлено, что на земельном участке по адресу: г. Иркутск, ул. N., 18, находился каркасно-засыпной жилой дом, общей полезной площадью хх,х кв.м., выстроенный в 1956 г. В настоящее время истцом на данном земельном участке выстроен одноэтажный шлакоблочный жилой дом, общей площадью хх,х кв.м., из них жилой – хх,х кв.м.
Данное заключение подтверждается техническим паспортом, составленным по состоянию на хх мая 2010 года.
Таким образом, оценивая в совокупности вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу, что на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, улица N., дом 18, истец на собственные средства выстроил одноэтажный шлакоблочный жилой дом, который является самовольной постройкой, так как выстроен без предварительного получения согласований и разрешений на строительство в установленном порядке.
В соответствии с требованиями статьи 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в том числе соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно требованиям статьи 3 Федерального закона от хх ноября 1995 г. №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство любого объекта должно вестись с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от хх декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» разработка и реализация мер пожарной безопасности для зданий, сооружений и других объектов должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от хх марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации жилых домов должны соблюдаться санитарные правила.
По заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» от хх февраля 2012 г. № хх-хх.хх/ххх следует, что, рассмотрев представленные документы и обследовав участок на месте, орган санитарно-эпидемиологического контроля пришел к заключению, что возведенное строение – одноэтажный шлакоблочный индивидуальный жилой дом Лит. Б по адресу: г. Иркутск, улица N., 18, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
По заключению ООО «Иркутский Промстройпроект» от хх июня 2010 г. усматривается, что техническое состояние жилого дома работоспособное, пригодное для проживания, конструктивные решения отвечают требованиям СНиП, ГОСТ, СП, обеспечивающих безопасность при эксплуатации здания. Деформаций и повреждений несущих конструкций, представляющих непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей – не обнаружено.
Из сообщения отдела надзорной деятельности города Иркутска от хх февраля 2012 г. № х-хх-ххх следует, что на основании представленных документов и проведя проверку противопожарного состояния жилого дома, расположенного по адресу: город Иркутск, улица N., дом № 18, орган пожарного надзора сообщает, что указанное строение соответствует требованиям пожарной безопасности.
Оценивая в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что истцом Ченских В.А. на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, улица N., дом 18, выстроен жилой дом (лит Б) общей площадью хх,хх кв.м., в том числе жилой – хх,хх кв.м. Данный дом является самовольной постройкой, поскольку возведен без получения на это необходимого разрешения.. Сохранение данной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, так как она возведена без отступления от строительных, санитарно-технических и противопожарных норм.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью допустимых и относимых доказательств. Соответствие самовольной постройки обязательным нормам подтверждено представленными суду заключениями органов пожарного, санитарно-эпидемиологического контроля, а также организации, имеющей лицензию на выдачу заключений о соответствии строений строительно-техническим нормам. Доказательств обратного, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено.
Вследствие этого, суд считает возможным признать за Ченских В.А. право собственности на данную самовольную постройку.
С учетом изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ченских В. А. удовлетворить.
Признать за Ченских В. А. право собственности на одноэтажный шлакоблочный жилой дом, пристройку (литера Б), общей площадью хх,хх кв.м., в том числе жилой площадью хх,хх кв.м., расположенный по адресу: город Иркутск, улица N., дом 18.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: | А.В. Прохоров |