РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2012 года | г. Иркутск |
Куйбышевский районный суд г. Иркутска
в составе председательствующего судьи Ларионовой В.В.
при секретаре Яковенко Е.А.,
с участием истца Третьяковой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1235/2012 по иску Третьяковой Ю. Н. к Администрации г. Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
Третьякова Ю.Н. обратилась в суд с иском к Администрации г. Иркутска, указав, что она владеет жилым домом и пристроем 1961 года постройки, общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой хх,х кв.м., расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. N., хх, на основании договора купли-продажи от хх мая 1969 года. Дому присвоен литер «а», пристрою присвоен литер «А-1».
В настоящее время усадьба состоит из одноэтажного жилого дома, деревянной бани, деревянного сарая, деревянного навеса, уборной, ограждения. Она пользуется жилым домом на основании технического паспорта от xx.10.2010 года.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Она проживает в указанном доме, зарегистрирована по данному адресу, производит его ремонт, оплачивает услуги по электроэнергии. Оплачивает налоги.
В соответствии с п. 2 ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Кроме того, ст. 40 Конституции РФ гарантирует право на жилище. Дом возведен на земельном участке, площадью ххх кв.м., территория которого определена под жилую застройку. Как подтверждается заключением о техническом состоянии жилого дома и пристроя, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. N., хх, является самовольной постройкой, имеет состояние неудовлетворительное с физическим износом 50 %.
Права и законы других граждан не нарушаются.
Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретаются этим лицом.
Согласно ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.
Сохранение самовольной постройки – жилого дома и пристроя не нарушают права и законные интересы третьих лиц, не создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Просит:
– Признать за Третьяковой Ю. Н. право собственности на жилой дом по адресу: г. Иркутск, ул. N., хх.
В судебном заседании истец Третьякова Ю.Н. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить, суду пояснила, что она с 1969 года пользуется жилым домом по адресу: г. Иркутск, ул. N., хх, и проживает в нем. Однако, никаких правоустанавливающих документов на жилой дом у нее нет. В связи с чем она не может распоряжаться жилым домом по своему усмотрению как собственник. В дальнейшем она планирует узаконить свои права также и на земельный участок путем приватизации. На жилой дом никто кроме нее не претендует. Спорный жилой дом пригоден для постоянного проживания. Сохранение самовольной постройки не нарушит права и законные интересы третьих лиц.
Ответчик – Администрация г. Иркутска в судебное заседания не явилась, согласно заявлению просила дело рассмотреть в отсутствие представителей администрации.
Суд, выслушав объяснения истца, показания свидетелей, изучив и оценив представленные доказательства, считает что исковые требования заявлены законно и обоснованно, а потому подлежат удовлетворению.
Установлено, что хх мая 1969 года на основании договора купли-продажи Третьякова Ю.Н. приобрела у К. А.Н. жилой дом по адресу: г. Иркутск, ул. N., хх, стоимостью хххх рублей /л.д. 7-8/.
В соответствии со ст. 35 ГК РСФСР, действовавшего на момент заключения договора купли-продажи, право собственности у приобретателя имущества по договору (а у государственных организаций - право оперативного управления имуществом) возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.
Договор купли-продажи от хх мая 1969 года не был зарегистрирован, однако обязанности по указанному договору были исполнены как со стороны К. А.Н., так и со стороны Третьяковой Ю.Н.. Впоследствии никаких претензий со стороны К. А.Н. к Третьяковой Ю.Н. об освобождении спорного жилого дома не поступало. В связи с чем суд считает, что сделка, заключенная между К. А.Н. и Третьяковой Ю.Н. от хх мая 1969 года является действительной.
В соответствии с ответом на запрос МУП БТИ г. Иркутска № 03-12/3925 от хх февраля 2012 года по данным первичной инвентаризации от 1965 г. Самовольно возведенный 1-этажный шлако-заливной дом, расположенный пот адресу: г. Иркутск, ул. N., хх, значился за К. А. Н. , документов о принадлежности дома нет.
По данным технических инвентаризации от 1974 г., 1981 г., 1988 г. и на момент последней технической инвентаризации от 2010 г., дом значится за Третьяковой Ю. Н.; документов о принадлежности нет /л.д. 29/.
Согласно заключению МУП БТИ г. Иркутска № хх/ххх от xx-10-2010 года жилой дом по адресу: г. Иркутск, ул. N., хх, является самовольной постройкой, пользователем данного дома является Третьякова Ю.Н., общая площадь дома составляет хх,х кв.м., в том числе жилой хх,х кв.м.
Спорный жилой дом в соответствии со ст. 222 ГК РФ является самовольным строением, созданным без получения на это необходимых разрешений.
При таких обстоятельствах, истец лишен возможности узаконить свои права на жилой дом по адресу: г. Иркутск, ул. N., хх, во внесудебном порядке.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется судами, в том числе, путем признания права.
В соответствии со ст. 222 ч.3 ГК РФ возможно признание за лицом, осуществившим постройку, права собственности на указанное строение при условии, если земельный участок находится в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном / бессрочном / пользовании и при условии, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно решению исполкома Иркутского городского Совета народных депутатов № 15/346 от 14 мая 190 года «О правовой регистрации строений», учитывая, что данной застройкой не нарушена общая планировка, а также нормы пожарной безопасности, исполнительным комитетом городского Совета народных депутатов решено закрепить земельные участки за ранее выстроенными домами по улице N., Куйбышевский район /л.д. 30/.
В соответствии со ст. 222 ч. 3 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан (п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 и Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от хх апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Судом установлено, что отказ администрации г. Иркутска в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию пристроя к жилому дому вызван только отсутствием разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых Третьякова Ю.Н. предпринимала меры.
Суду представлены заключения Отдела надзорной деятельности по г. Иркутску МЧС России, ФГУ здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области», из которых следует, что спорный жилой дом соответствует пожарным и санитарным нормам и правилам.
Свидетель Л. М.К. суду показала, что с Третьяковой Ю.Н. она знакома уже 45 лет, они дружат.. Спорный жилой дом истица постоянно ремонтирует и обустраивает на собственные средства. На земельном участке находится небольшой огород и баня. В жилом доме истица проживает одна. На жилой дом никто не претендует. Споров с соседями относительно дома и земельного участка нет.
Свидетель Ц. В.Н. суду показала, что Третьякова Ю.Н. ее сестра. Она приехала из деревни Усть-Куда в мае 1969 года вместе с мужем. Жилой дом они купили, об этом свидетельствует расписка. До сих пор истица живет в жилом доме, ремонтирует и обустраивает его. На жилой дом никто не претендует, споров с соседями относительно дома и земельного участка нет. Дом пригоден для жилья, налоги и коммунальные платежи истица платит исправно.
При таких обстоятельствах, когда сохранение спорной самовольной постройки не нарушает права и интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, когда жилой дом был приобретен истцом за счет своих денежных средств; когда жилой дом используется непосредственно истцом для личного проживания, споров в отношении жилого дома не имеется, в соответствии со ст. 222 ч.3 ГК РФ за Третьяковой Ю.Н. следует признать право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., хх, общей площадью хх,х кв.м.. в том числе жилой хх,х кв.м..
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Третьяковой Ю. Н. к Администрации г. Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку – удовлетворить.
Признать за Третьяковой Ю. Н. право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., хх, общей площадью хх,х кв.м.. в том числе жилой хх,х кв.м..
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в месячный срок со дня постановления решения в окончательной форме.
Судья | В.В. Ларионова |