РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 мая 2012 года | г. Иркутск |
Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе
председательствующего судьи Ларионовой В.В.,
при секретаре Колибабчук А.М.,
с участием представителя заявителя Сэндэнова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-341/12 по заявлению
Шестерневой Н. А. о признании незаконным Постановления Администрации муниципального образования «Тайшетский район» № 565 от хх апреля 2011 года «об отмене постановления администрации Тайшетского района от 30 октября ,2009 года № 1843 «О внесении изменений в Постановление главы администрации Тайшетского района от xx.01.2005 года № 23 «Об установлении попечительства над несовершеннолетними Шестерневой Н.А., xx.хх.хххх г.р. и Шестерневой О.А.. xx.хх.хххх г.р.»,
УСТАНОВИЛ:
Шестернева Н.А. обратилась в суд с заявлением в порядке гл. 25 ГПК РФ, указав, что она является дочерью Шестернева А. К. и Шестерневой Л. К. , что подтверждается свидетельством о рождении V – СТ № хххххх, выданным Заречинским сельским Советом народных депутатов Тайшетского района Иркутской области хх января 1988 года.
Шестернев А.К. умер хх декабря 1994 года.
хх января 2005 года было вынесено постановление главы администрации муниципального образования «Тайшетский район» № 23 «Об установлении попечительства над несовершеннолетними Шестерневой Н.А.. Шестерневой О.А.». На основании указанного постановления над несовершеннолетними было установлено попечительство. Попечителем была назначена К. Л. А., за несовершеннолетними Шестерневой Н.А., Шестерневой О.А. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, д. M., ул. N., хх-х.
Шестернева Л. К. умерла хх августа 2005 года.
На основании ст. 1 ФЗ от хх декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Шестернева Н.А. до достижения ею 23-летнего возраста относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, Шестерневой Н.А. до хх января 2011 года полагались меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
хх октября 2009 года постановлением администрации муниципального образования «Тайшетский район» № 1843 «О внесении изменений в Постановление главы администрации Тайшетского района от хх января 2005 года № 23…» был признан утратившим силу пункт 3 Постановления главы администрации Тайшетского района от хх января 2005 года № 23, согласно которому за несовершеннолетними Шестерневой Н.А.. Шестерневой О.А. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, д. M., ул. N., хх-х.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Следовательно, у Шестерневой Н.А. возникло гарантированное ст. 40 Конституции РФ право на получение вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм, воспользовавшись которым распоряжением Администрации г. Иркутска «О постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством)» № 053-02-36/10 от хх марта 2010 года Шестернева Н.А. была включена в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений в администрации г. Иркутска.
хх апреля 2011 года постановлением администрации муниципального образования «Тайшетский район» № 565 было отменено постановление администрации муниципального образования «Тайшетский район» № 1843 «О внесении изменений в Постановление главы администрации Тайшетского района от хх января 2005 года № 23».
Между тем указанное постановление от хх апреля 2011 года № 565 нарушает гарантированное ст. 40 Конституции РФ, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот» право Шестерневой Н.А. на получение вне очереди жилой площади не ниже установленных социальных норм, так как данное постановление противоречит ч. 2 ст. 15 ЖК РФ, согласно которой жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Так, на основании Постановления Правительства РФ от хх января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» были составлены акт технического состояния жилого помещения от хх октября 2009 года и заключение № 1 от хх ноября 2009 года о признании жилого помещения, находящегося по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, д. M., ул. N.. хх-х, непригодным для проживания.
Таким образом, помещение по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, д. M., ул. N., д. хх-х, не является жилым в силу его непригодности для проживания граждан с хх ноября 2009 года и не может быть закрепленным как жилое помещение за Шестерневой Н.А., Шестерневой О.А.
Согласно ч. 1 ст. 48 ФЗ от хх октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 4 ст. 45. ст. 49.1 Устава Муниципального образования «Тайшетский район» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации), а постановления и распоряжения администрации Тайшетского района могут быть отменены или их действие может быть приостановлено мэром района, судом.
Просит:
– Признать незаконным Постановление Администрации муниципального образования «Тайшетский район» № 565 от хх апреля 2011 года «Об отмене постановления администрации Тайшетского района от 30 октября ,2009 года № 1843 «О внесении изменений в Постановление главы администрации Тайшетского района от xx.01.2005 года № 23 «Об установлении попечительства над несовершеннолетними Шестерневой Н.А., xx.хх.хххх г.р. и Шестерневой О.А.. xx.хх.хххх г.р.»
В судебное заседание заявитель Шестернева Н.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания была уведомлена надлежащим образом, согласно заявлению просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель заявителя Сэндэнов Д.В., действующий на основании доверенности № 9-7225 от xx.11.2011 года, в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении, дополнительно пояснил, что оспариваемым заявителем постановлением нарушаются права и законные интересы Шестерневой Н.А.. Изначально за Шестерневой Н.А. и ее сестрой было закреплено жилое помещение по адресу: д. M., ул. N., д. хх. кв. 2. Однако, с годами данное жилое помещение стало непригодным для постоянного проживания и было признано нежилым. В связи с чем пункт 3 постановления № 23 от хх января 2005 года о закреплении жилого помещения за детьми был признан утратившим силу. После чего Шестернева Н.А. смогла воспользоваться свои правом и встать на учет как ребенок-сирота, нуждающийся в получении жилого помещения. Однако после отмены постановления № 1843 от xx.10.2009 года права и законные интересы Шестерневой Н.А. в части получения жилого помещения во внеочередном порядке нарушены. Постановление № 1843 от xx.10.2009 года является законным и обоснованным, было принято без нарушения законодательства.
Представители заинтересованного лица Администрации Тайшетского района в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, согласно заявлению просили дело рассмотреть в их отсутствие.
На основании определения о судебном поручении представители заинтересованного лица были допрошены Тайшетским городским судом Иркутской области, в своих пояснениях представитель администрации Тайшетского района Г. Е.А., действующий на основании доверенности от xx.04.2011 года, заявленные требования не признал в полном объеме, в их удовлетворении просил отказать, суду пояснил, что основанием для издания постановления администрации Тайшетского района № 565 от xx.04.2011 г. послужили следующие обстоятельства.
На основании запроса прокурора г. Иркутска, Тайшетская межрайонная прокуратура запросила в администрации Тайшетского района информацию об основаниях издания постановления № 1843 от xx.10.2009 г. "О внесении изменений в постановление главы администрации Тайшетского района от xx.01.2005 г. № 23 "Об установлении попечительства над несовершеннолетними Шестернёвой Н, xx.хх.хххх г.р. и Шестернёвой xx.хх.хххх г.р."
Постановлением главы администрации Тайшетского района N 23 от xx.01.2005 г. "Об установлении попечительства над несовершеннолетними Шестернёвой Н, xx.хх.хххх г.р. и Шестернёвой О, xx.хх.хххх г.р." установлено попечительство над несовершеннолетними Шестернёвой О. и Шестернёвой Н., пунктом 3 постановления за ними закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: д. M. Тайшетского района Иркутской области, пунктом 4 постановления главе Зареченской сельской администрации указано обеспечить учёт несовершеннолетних по месту закрепления жилья.
Указанное постановление соответствует требованиям статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством, ст. 8 Федерального закона от xx.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Постановлением администрации Тайшетского района от xx.10.2009 г. № 1843 "О внесении изменений в постановление главы администрации Тайшетского района от xx.01.2005 г. № 23 "Об установлении попечительства над несовершеннолетними Шестерневой Н., xx.хх.хххх Г.р. и Шестерневой О., xx.хх.хххх г.р." был признан пункт 3 постановления № 23 от xx.01.2005 г., которым за несовершеннолетними закреплялось жилое помещение. Основанием для издания постановления № 1843 от xx.10.2009 г. являлись следующие обстоятельства. Закреплённое жилое помещение перестало быть пригодным для проживания, что подтверждалось актом технического состояния от xx.10.2009 Г., и составленным впоследствии заключением № 1 от xx.11.2009 Г. о признании жилого помещения, находящегося по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, д. M., ул. N., хх-х, непригодным для проживания. Указанные обстоятельства отражены в констатирующей части постановления №1843 от xx.10.2009 Г., в которой кроме этого также и указано, что Шестернёва Н. и Шестернёва О. переехали на новое место жительство и подали заявления об отказе в закреплении за жилым помещением.
Администрация района считала, что постановление № 1843 от xx.10.2009 г. соответствует действующему законодательству - жилое помещение в установленном порядке признано непригодным для проживания, следовательно, не может иметь статус закреплённого жилья, что влечёт за собой исключение указанного жилья из категории закреплённого, и как следствие, дети сироты приобретают право на внеочередное получение жилого помещения. На регистрационный учёт Шестернёвых по месту нахождения ранее закреплённого жилья не были поставлены, так как они сменили место жительства и не пожелали стоять на учёте для получения вне очереди жилых помещений в д. M..
Тайшетской межрайонной прокуратурой на постановление № 1843 от xx.10.2009 г. был принесён протест, в соответствии с которым прокурор потребовал от администрации района рассмотреть протест в течение десятидневного срока и постановление мэра Тайшетского района № 1843 от xx.10.2009 г. отменить. Прокурором указано, что при принятии вышеуказанного постановления грубо нарушены требования законодательства, регламентирующие постановку на учёт на внеочередное получение жилья из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после установления факта невозможности их проживания в ранее закреплённом жилье.
Действительно, ст. 8 Федерального закона от xx.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
Таким образом, на законных основаниях отменяя пункт 3 постановления № 23 от xx.10.2009 г. о закреплении жилья, администрация Тайшетского района не учла, что на регистрационный учёт для внеочередного получения жилья по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), Шестернёвы не поставлены. Обязанность по постановке на такой регистрационный учёт законодательством возлагается на органы местного самоуправления поселений, в данном случае на Администрацию Зареченского муниципального образования (несмотря на то, что Шестернёвы по собственному желанию сменили место жительства).
Следовательно, администрацией района формально нарушены требования закона (отменив пункт постановления о закреплении жилья не поставили на регистрационный учёт), гарантирующие детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей иметь право либо на закреплённое жильё, либо право на внеочередное предоставление жилья по месту жительства (месту закрепления жилой площади) в соответствии с регистрационным учётом.
Исполняя протест прокурора, администрацией Тайшетского района и было принято постановление № 565 от xx.04.2011 г. "Об отмене постановления администрации Тайшетского района от xx.10.2009 г. N2 1843 "О внесении изменений в постановление главы администрации Тайшетского района от xx.01.2005 г. № 23 "Об установлении попечительства над несовершеннолетними Шестерневой Н., xx.хх.хххх г.р. и Шестерневой О., xx.хх.хххх г.р."
После устранения формальных нарушений законодательства в части постановки на учёт на внеочередное получение жилья детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с установлением факта невозможности их проживания в ранее закреплённом жилье - Распоряжением главы Зареченского муниципального образования от xx.04.2011 г. № 23 Шестернева Н. А., xx.хх.хххх Г.р., Шестернева О. А., xx.хх.хххх г.р. поставлены на учет на внеочередное получение жилья лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по Зареченскому муниципальному образованию – администрацией Тайшетского района издано постановление № 623 от xx.04.2011 г. "О внесении изменений в постановление главы администрации Тайшетского района от xx.01.2005 г. № 23 "Об установлении попечительства над несовершеннолетними Шестернёвой Н, xx.хх.хххх Г.р. и Шестернёвой 0,xx.хх.хххх г.р.", в соответствии с которым вновь признан утратившим силу пункт 3 постановления главы администрации Тайшетского района от xx.01.2005 г. № 23, который закреплял за несовершеннолетними жильё.
Правовых отличий между постановлением администрации Тайшетского района № 1843 от xx.10.2009 г. и постановлением администрации Тайшетского района № 623 от xx.04.2011 г. нет. Постановление № 1843 было принято верно (согласно представленных материалов по жилому помещению), однако при его издании допущены нарушения законодательства в части регистрационного учёта детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно оно не могло применяться и по требованию прокуратуры было отменено. После устранения препятствий к изданию такого постановления (дети, оставшиеся без попечения родителей поставлены на регистрационный учёт на внеочередное получение жилья распоряжением главы администрации Зареченского муниципального образования), было издано постановление № 623, фактически повторившее уже ранее принятое решение в отношении закреплённого за несовершеннолетними жилья.
Учетные дела Шестерневой Н.А. и Шестерневой О.А. находятся в администрации Зареченского муниципального образования. В настоящее время вопросы постановки на учет на внеочередное получение жилья, а также снятия с учета, решаются администрациями муниципальных образований Тайшетского района самостоятельно.
Считает, что дети, оставшиеся без попечения родителей, после достижения совершеннолетия (на момент издания постановления N2 1843 Шестернёвы были совершеннолетними), вправе изменять место жительства по своему усмотрению, несмотря на то, что стоят на регистрационном учете на внеочередное получение жилья в населённом пункте, где за ними ранее закреплялось жилое помещение (признанное впоследствии непригодным для проживания). Гражданин, относящийся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеющий право на внеочередное получение жилья, вправе встать на регистрационный учёт по выбранному месту жительства (при условии предоставления в орган местного самоуправления всех необходимых для постановки на учет документов).
Так статья 2 вышеуказанного закона устанавливает, что лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие на территории области, не имеющие в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом.
Статьёй 3 предусмотрено, что учёт детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам социального найма по настоящему Закону, осуществляется в соответствии с законом области, определяющим порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Статьёй 4 предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта. С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом жилые помещения в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт.
Таким образом, администрация района устранила нарушенные постановлением № 1843 права Шестернёвых на регистрационный учёт на внеочередное получение жилья по месту, где за ними было закреплено жилое помещение (впоследствии признанное непригодным для проживания), регистрационный учет был осуществлён в соответствии с законодательством. Шестернёвы имеют право по личному заявлению сняться с регистрационного учёта, и встать на регистрационный учёт на внеочередное получение жилья в любом населённом пункте Российской Федерации.
Сведений о снятии Шестернёвых с регистрационного учёта на внеочередное получение жилья по Зареченскому муниципальному образованию администрация Тайшетского района не имеет. При обращении Шестернёвых в Администрацию района, они будут включены в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по Тайшетскому району, которым предоставляется жилое помещение по договору социального найма в соответствии с Законом Иркутской области № 50-0З.
Представители заинтересованного лица Администрации г. Иркутска в судебное заседание не явились по неизвестным суду причинам, о времени и месте судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением.
Выслушав объяснения представителя заявителя, принимая во внимание пояснения представителя заинтересованного лица, изучив и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что Шестернева Н. А. родилась хх января 1988 года, отцом ребенка в свидетельстве о рождении указан Шестернев А. К. , матерью Шестернева Л. К. .
Шестернев А. К. умер хх декабря 1994 года. Шестернева Л.К. умерла хх августа 2005 года.
На основании Постановления Главы Администрации муниципального образования «Тайшетский район» № 23 от хх января 2005 года над Шестерневой Н. А. было установлено попечительство. За ней было также закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: д. M., Тайшетского района, Иркутской области.
Согласно ст. 2 Закона Иркутской области от xx.06.2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеющие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие на территории области либо помещенные в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющие в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения (далее - дети-сироты), обеспечиваются жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом.
Согласно акту технического состояния жилого помещения, расположенного по адресу: д. M., ул. N., д. хх, кв. 2, от хх октября 2009 года указанное помещение дельнейшей эксплуатации не подлежит.
В соответствии со ст. 15 ч. 4 Жилищного Кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно заключению Администрации Зареченского муниципального образования № 1 от хх ноября 2009 года жилое помещение по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, д. M., ул. N., д. хх, кв. 2, было признано непригодным для проживания, то есть нежилым.
На основании Постановления Администрации муниципального образования «Тайшетский район» № 1843 от хх октября 2009 года пункт 3 Постановления № 23 от хх января 2005 года был признан утратившим силу в связи с признанием жилого помещения, закрепленного за Шестерневой Н.А. непригодным для постоянного проживания, в связи с переездом на новое место жительства и на основании личного заявления Шестерневой Н.А. об отказе в закреплении за данным жилым помещением.
Жилое помещение, закрепленное за Шестерневой Н.А., по адресу: Иркутская область, Тайшетский район, д. M., ул. N., 22-2, согласно постановлению № 23 от хх января 2005 года, является непригодным для постоянного проживания. В связи с чем пункт 3 указанного постановления о закреплении жилого помещения за детьми обоснованно был признан утратившим силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от xx.12.1996 года № 159 ФЗ дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ вне очереди по договорам социального найма предоставляются жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 3 «Положения о порядке организации работы по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений по договорам социального найма», утвержденного приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от xx.11.2010 года № 317 – мпр организация работы по предоставлению детям-сиротам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов области, наделенными областными государственными полномочиями в соответствии с Законом Иркутской области от хх июня 2010 года № 52 ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области».
В силу требований п. 10 ст. 4 Закона Иркутской области от xx.06.2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта.
С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом жилые помещения в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт.
В соответствии с п. 4 «Положения о порядке организации работы по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилых помещений по договорам социального найма», утвержденного приказом министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от xx.11.2010 года № 317 – мпр Орган местного самоуправления:
а) при обращении детей-сирот с заявлением и документами для предоставления жилого помещения (далее - документы):
регистрирует поступившие заявления и документы в журнале регистрации;
снимает копии с документов, представленных в подлинниках, и заверяет их, подлинники документов возвращает представившему их лицу;
формирует личные дела детей-сирот, обратившихся за предоставлением жилых помещений, которые должны быть прошнурованы, пронумерованы, иметь опись находящихся в нем документов. Орган местного самоуправления несет ответственность за их сохранность;
б) принимает решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в срок, установленный Законом области N 50-ОЗ.
На основании Распоряжения Администрации г. Иркутска № 053-02-36/10 от xx.03.2010 года Шестернева Н.А. была поставлена в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилых помещений в администрации г. Иркутска.
хх марта 2011 года в адрес мэра муниципального образования «Тайшетский район» Тайшетской межрайонной прокуратурой был вынесен протест на постановление мэра Тайшетского района № 1843 от хх октября 2009 года «О внесении изменений в постановление главы администрации Тайшетского района от хх января 2005 года № 23 «Об установлении попечительства над несовершеннолетними Шестерневой Н.А.. Шестерневой О.А.».
Согласно Постановлению Администрации муниципального образования «Тайшетский район» № 565 от xx.04.2011 года Постановление № 1843 от xx.10.2009 года было отменено на основании протеста Тайшетского межрайонного прокурора.
Не согласившись с указанным постановлением, Шерстенева Н.А. обратилась в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 254 ч. 1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку Шестернева Н.А. полагает, что Постановлением Администрации муниципального образования «Тайшетский район» № 565 от xx.04.2011 года нарушаются ее права и законные интересы в части получения жилого помещения во внеочередном порядке, она обоснованно обратилась в суд с настоящим заявлением.
Из материалов дела усматривается, что в настоящее время Шестернева Н.А. является нуждающейся в жилом помещении, поскольку закрепленное за ней ранее жилое помещение было признано непригодным для постоянного проживания. Кроме того, она лишена возможности получить жилое помещение во внеочередном порядке как сирота, так как на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения ставят только тех лиц, за которыми не закреплены жилые помещения.
При таких обстоятельствах, суд считает, что жилищные права Шестерневой Н.А. нарушаются оспариваемым ею постановлением Администрации муниципального образования «Тайшетский район» № 565 от xx.04.2011 года, поскольку постановлением созданы препятствия для реализации Шестерневой Н.А. своих прав в части получения вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии со ст. 258 ч. 1 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
С учетом требований ст. 258 ГПК РФ суд считает необходимым требования Шестерневой Н.А. удовлетворить в полном объеме, признать незаконным Постановление Администрации муниципального образования «Тайшетский район» № 565 от хх апреля 2011 года «об отмене постановления администрации Тайшетского района от 30 октября ,2009 года № 1843 «О внесении изменений в Постановление главы администрации Тайшетского района от xx.01.2005 года № 23 «Об установлении попечительства над несовершеннолетними Шестерневой Н.А., xx.хх.хххх г.р. и Шестерневой О.А.. xx.хх.хххх г.р.»
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования Шестерневой Н. А. о признании незаконным Постановления Администрации муниципального образования «Тайшетский район» № 565 от хх апреля 2011 года «об отмене постановления администрации Тайшетского района от 30 октября ,2009 года № 1843 «О внесении изменений в Постановление главы администрации Тайшетского района от xx.01.2005 года № 23 «Об установлении попечительства над несовершеннолетними Шестерневой Н.А., xx.хх.хххх г.р. и Шестерневой О.А.. xx.хх.хххх г.р.» – УДОВЛЕТВОРИТЬ.
Признать незаконным Постановление Администрации муниципального образования «Тайшетский район» № 565 от хх апреля 2011 года «об отмене постановления администрации Тайшетского района от 30 октября ,2009 года № 1843 «О внесении изменений в Постановление главы администрации Тайшетского района от xx.01.2005 года № 23 «Об установлении попечительства над несовершеннолетними Шестерневой Н.А., xx.хх.хххх г.р. и Шестерневой О.А.. xx.хх.хххх г.р.»
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение месяца с момента составления мотивированного текста решения.
Судья: | В.В. Ларионова |