(4550) Решение по иску о признании права собственности на самовольную постройку. Иск удовлетворен.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 апреля 2012 года. Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе: председательствующего судьи Корольковой Е.Ю.,

при секретаре Доржиевой Д.Б.,

с участием представителя истца по доверенности К. А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К. Г. А. к администрации города Иркутска о признании права собственности на самовольное строение,

УСТАНОВИЛ:

Истец К. Г.А. обратилась в суд с иском, указав в его обоснование, что, согласно договору купли-продажи от xx.03.1983 года, является собственником шлако-заливного жилого дома общей площадью хх, х кв.м., в том числе жилой хх, х кв.м., расположенного по адресу: город Иркутск, улица N. хх, находящегося на земельном участке общей площадью ххх кв.м., принадлежащем ей на праве собственности в соответствии с договором от xx.03.1959 года о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома. В 2004 году к указанному жилому дому ею был возведен одноэтажный брусчатый пристрой (литер А1), с холодным пристроем (литер а), также в одноэтажном шлако-заливном жилом доме (литер А) снесена печь, вследствие чего общая площадь дома изменилась и составляет ххх, х кв.м., в том числе жилая хх, х кв.м. Техническое состояние дома и жилого пристроя хорошее. Строительство жилого пристроя, с холодным пристроем осуществлялось за счет ее собственных средств. С момента приобретения дома она осуществляет все коммунальные и обязательные платежи. Сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу здоровью и жизни граждан, поскольку строение соответствует строительным, санитарно-эпидемиологическим нормам. Согласно ст. 222 ГК РФ, одноэтажный брусчатый жилой пристрой, с холодным пристроем является самовольной постройкой, поскольку создан без получения на это необходимых разрешений. В соответствии с п. 3 ст. 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

С учетом изложенного, К. Г.А. просит суд признать за ней право собственности на жилой дом, общей площадью ххх, х кв.м., в том числе жилой – хх, х кв.м., расположенный по адресу: город Иркутск, улица N.. , хх.

Истец К. Г.А. в судебное заседание не явилась, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя.

Представитель истца К. А.А. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика - администрации города Иркутска в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, что подтверждается судебной повесткой, имеющейся в материалах дела, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, каких-либо возражений по иску не представил.

Суд, в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, заслушав объяснение представителя истца, допросив свидетелей, исследовав и оценив представленные суду доказательства, имеющиеся в материалах дела, считает исковые требования К. Г.А. подлежащими удовлетворению.

На основании ч.1 ст.196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии с требованиями статьи 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на то необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании установлено, что К. Г.А. является собственником земельного участка, общей площадью ххх кв.м., по адресу: г. Иркутск, ул. N.. , хх. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области от xx.10.2011 года 38АД № хххххх. Согласно указанному свидетельству, основанием передачи в собственность земельного участка выступили: договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности из земель населенных пунктов от xx.03.1959г № 82, удостоверенный нотариусом Сталинской Государственной нотариальной конторы xx.03.1959г., реестровый номер 992, зарегистрирован в Бюро ГКХ xx.03.1959г. № 110; договор от xx.03.1983г., удостоверенный нотариусом Федоровой В.П. xx.03.1983г., реестровый номер Д-123, зарегистрирован в БТИ УКХ xx.04.1983г. № 188. Земельному участку присвоен кадастровый номер хх:хх:хххххх:хххх.

Как следует из договора от xx.03.1983 года, Шалаева Ф.Н. продала Козловой Г.А. домовладение, находящееся по адресу: г. Иркутск, квартал ххх, по улице N.. , хх, состоящее из одного шлако-заливного жилого дома, полезной площадью хх, х кв.м., из них жилой площади хх, х кв.м., расположенный на земельном участке, мерою ххх кв.м., принадлежащий на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, удостоверенного нотариусом Сталинской Государственной нотариальной конторы xx.03.1959г., и справки Учетно-технического Бюро Иркутского Горкомхоза от xx.03.1983 года за № хххх. Указанный договор купли зарегистрирован в БТИ УКХ за № 188 xx.04.1983 года.

Согласно договору № 82 о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от xx.03.1959 г., отдел коммунального хозяйства исполкома Иркутского городского Совета депутатов трудящихся в соответствии с решением Сталинского райсовета депутатов трудящихся предоставил застройщику Шалаевой Ф.Н. в бессрочное пользование земельный участок в г. Иркутске, в Сталинском районе, значащимся под № хх по ул. П. в кв. ххх, общей площадью ххх кв.м., для возведения одноэтажного деревянного рубленого дома. Указанный договор удостоверен нотариусом Сталинской государственной нотариальной конторы xx.03.1959 года, в Бюро ГКХ за № 110.

Из справки МУП «БТИ г. Иркутска» о соответствии адресов № 2339 от xx.07.2010г. усматривается, что одноэтажный шлакозаливной жилой дом, общей площадью ххх, х кв.м., в том числе жилой хх, х кв.м., с адресом: г. Иркутск, ул. N.. , хх, указанным в техническом паспорте на жилой дом, составленном МУП «БТИ г. Иркутска» по состоянию на xx.06.2009г., выстроен на земельном участке, указанном в договоре № 82 от xx.03.1959г. о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, с адресом: г. Иркутск, Сталинский р-н, под № хх по ул. П. , в кв. ххх.

Из свидетельства о расторжении брака 1-СТ № хххххх следует, что xx.05.1987 года расторгнут брак между Козловым В. В. и Козловой Г. А.. После расторжения брака ей присвоена фамилия К. .

Согласно техническому паспорту, составленному МУП «БТИ города Иркутска» хх июня 2009 года, и заключению МУП «БТИ города Иркутска» от хх июля 2009 года, собственником шлако-заливного жилого дома, общей площадью хх, х кв.м., в т.ч. жилой хх, х кв.м., расположенного по адресу: город Иркутск, улица N.. , хх, является истец К. Г. А.. На момент технической инвентаризации от xx.06.2009 года установлено, что в одноэтажном шлакозаливном жилом доме (литера А, 1961 года постройки) снесена печь, в 2004 году возведен одноэтажный брусчатый жилой пристрой (литера А1), с холодным пристроем (лит. А). Вследствие чего общая площадь дома составляет ххх,х кв.м., в т.ч. жилая хх, х кв.м. Техническое состояние жилого дома (литера А) хорошее, физический износ – 20 %. Техническое состояние жилого пристроя (литера А 1) хорошее, физический износ – 5 %.

Согласно ст. 3 ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», строительство любого строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

В силу требований ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе, земле, как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Представитель истца Беспалова О.В. в судебном заседании в обоснование исковых требований ссылалась на то, что на земельном участке, по адресу: г. Иркутск, ул. N.. , хх, предоставленном договором № 82 отдела коммунального хозяйства исполкома Иркутского городского Совета депутатов трудящихся от хх марта 1959 года «О предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности» Шалаевой Ф.Н., располагался шлако-заливной дом, общей площадью хх, х кв.м., в т.ч. жилой хх, х кв.м., который, согласно договору купли-продажи от xx.03.1983 года, продан собственником истцу К. Г.Н. Последней на личные средства в приобретенном одноэтажном шлакозаливном жилом доме (литера А, 1961 года постройки) снесена печь, в 2004 году возведен одноэтажный брусчатый жилой пристрой (литера А1), с холодным пристроем (лит. а). Вследствие чего общая площадь дома составляет ххх,х кв.м., в т.ч. жилая хх, х кв.м. По данным МУП БТИ города Иркутска, спорное домовладение значится самовольным строением. Вместе с тем, дом соответствует строительным и техническим нормам, нормам пожарной безопасности, не нарушает прав и законных интересов других лиц. За период проживания истицы в указанном доме право пользования домом никем не оспаривалось.

Указанные обстоятельства нашли объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Доводы истца подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели.

Свидетель М. В.А. суду показала, что К. Г.А. является ее тетей. В одноэтажном шлако-заливном доме по адресу: г. Иркутск, ул. N.. , хх, тетя постоянно проживает с 1983 года с братом, сыном, невесткой. К. Г.А. на собственные средства, и при помощи брата Карчевского А.А., в течение длительного времени возвели в доме жилой пристрой, а также холодный пристрой.

Свидетель К. А.А. показал суду, что истица является его сестрой. Они проживают по адресу: г. Иркутск, ул. N.. , хх, постоянно. В течение последних 5 лет сестра произвела перестройку в доме: снесла печь, возвела брусчатый и холодный пристрои, в связи с чем, увеличилась общая и жилая площади дома. Он помогал сестре физически и материально. Дом не выходит за пределы их земельного участка, каких-либо споров с соседями по поводу строительства не возникало. Он не возражает против признания права собственности на спорное домовладение за сестрой К. Г.А., исковые требования поддерживает полностью.

Суд находит показания свидетелей правдивыми, поскольку не установлено какой-либо их заинтересованности в исходе дела, их показания подтверждаются другими доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Из заключения отдела надзорной деятельности г. Иркутска ГУ МЧС России по Иркутской области от xx.03.2012 года № 1166 следует, что проведена проверка противопожарного состояния индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: город Иркутск, улица N.. , хх. Установлено, что спорное строение соответствует правилам пожарной безопасности.

Согласно заключению Федерального Бюджетного учреждения здравоохранения «Центра гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от xx.09.2009 года № хх-хх.хх/хххх, одноэтажный жилой дом, (литер А, год постройки 1961, литер А 1, год постройки 2004г), со служебно-хозяйственными постройками, общей площадью ххх, х кв.м., в том числе жилой хх, х кв.м., расположенный по адресу: город Иркутск, улица N.. , хх, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства, суд находит установленным, что К. Г.А., не имея утвержденного в установленном законом порядке проекта строительства жилого пристроя, с холодным пристроем, возвела спорное строение, расположенное по адресу: город Иркутск, улица N.. , хх, на свои личные средства. Земельный участок по указанному адресу, на котором расположена самовольная постройка, был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ, в установленном законом порядке, под строительство индивидуального жилого дома, истица является собственником данного земельного участка, зарегистрировала свое право собственности. Целевое назначение земельного участка истцом не изменено.

Признание за К. Г.А. права собственности на самовольно возведенное строение возможно при условии, что сохранение самовольной постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно заключению строительно-технического экспертного исследования жилого дома от хх января 2012 года, и акту обследования конструкций жилого здания (пристройки к дому), расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. N.. , хх, составленному генеральным директором ООО фирмы «АРК», жилой дом, под литерой А, пристройка, под литерой А1, холодная пристройка, литера а, является пригодным для проживания, техническое состояние основных строительных конструкций дома и пристроя к нему оценивается как хорошее.

Доказательств нарушения К. Г.А. градостроительных и иных норм при строительстве спорного объекта недвижимости суду не представлено.

В этой связи, суд приходит к выводу, что одноэтажный шлако-заливной жилой дом, общей площадью ххх, х кв.м., в том числе жилой хх, х кв.м., с адресом: г. Иркутск, ул. N.. , хх, являющийся самовольной постройкой, выстроен на земельном участке, предоставленном на законном основании под эксплуатацию индивидуального жилого дома. Данная постройка не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не представляет угрозу жизни и здоровью граждан, так как возведена без отступления от строительных и иных норм и правил.

Учитывая изложенное, суд находит возможным признать за К. Г.А. право собственности на самовольную постройку, в виде одноэтажного шлако-заливного жилого дома, общей площадью ххх, х кв.м., в том числе жилой хх, х кв.м., расположенного по адресу: город Иркутск, улица N.. , хх.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования К. Г. А. удовлетворить.

Признать за К. Г. А. право собственности на одноэтажный шлако-заливной жилой дом, общей площадью ххх, х кв.м., в том числе жилой хх, х кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N.. , хх.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Е.Ю. Королькова