РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Иркутск | 04 апреля 2012 г. |
Куйбышевский районный суд г. Иркутска Иркутской области в составе: председательствующего судьи Прохорова А.В.,
при секретаре Кудреватых А.В., с участием представителя истицы Черных Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 -929/2012 по иску Черных О. В. к администрации города Иркутска о признании права собственности на самовольную постройку,
УСТАНОВИЛ:
Черных О.В. обратилась в суд с иском, в котором указала, что на основании договора купли-продажи земельного участка от xx.02.2009 г. и заключением МУП «БТИ г. Иркутска» от xx.05.2011г. она является собственницей недвижимого объекта жилого дома общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой хх,х кв.м. по адресу: г. Иркутск, улица N., дом хх.
Как указывает истица, согласно договора № ххх от хх июля 1953 года о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности И. Н. А. был предоставлен земельный участок на праве бессрочного пользования площадью ххх кв. м, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N. хх (позднее присвоен номер хх). хх февраля 1973 года истицей, был приобретен данный земельный участок вместе с домом. Позднее уже в 2010 году был построен 1-но этажный жилой брусчатый пристрой, в результате чего площади по дому изменились и фактически составляют: общая площадь -хх,х кв.м., в том числе жилая - хх,х кв.м., в котором она постоянно проживает в настоящее время.
Поскольку выстроенный ею жилой дом, являющийся самовольной постройкой, возведен на земельном участке, принадлежащем ей на праве собственности, соответствует строительным и техническим нормам, не нарушает прав и интересов других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, истица Черных О.В. просит признать за ней право собственности на самовольное строение –жилой дом общей полезной площадью хх,х кв.м., из них жилой хх,х кв.м., расположенный по адресу: г. Иркутск, улица N., хх.
Истица Черных О.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще о времени и месте судебного разбирательства, в адресованном суду заявлении просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие с участием своего представителя Черных Л.А.
Представитель истца Черных Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации города Иркутска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений относительно исковых требований суду не представил, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в своё отсутствие. Суд, в соответствии с частью 5 статьи 167 ГПК РФ рассмотрел данное дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав пояснения представителя истца, допросив свидетелей, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Черных О.В.
В судебном заседании установлено, что на земельном участке по адресу: г. Иркутск, улица N., хх, расположен одноэтажный бревенчатый жилой дом, владельцем которого являлся И. Н. А. на основании договора № ххх о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности от xx.07.1953г. На основании договора купли-продажи от xx.11.1970г. удостоверенного 1 Иркутской государственной нотариальной конторой, р№ ххххх и зарегистрированного в БТИ г. Иркутска xx.11.1970г. за №1039 дом перешел Ю. В. Е.. На основании договора купли-продажи от xx.02.1973г. удостоверенного 1 Иркутской государственной нотариальной конторой, р№х-Д-ххх и зарегистрированного в БТИ г. Иркутска xx.03.1973г. за №ххх дом продан Черных О. В.. В 2010 году самовольно возведен 1-но этажный жилой брусчатый пристрой (литера А1). Общая площадь дома увеличилась и стала составлять хх,х кв.м., в том числе жилая хх,х кв.м.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается и объективно подтверждается заключением МУП БТИ г. Иркутска, выданным хх мая 2011 г., техническим паспортом, составленным по состоянию на хх мая 2011 г., а также данными МУП БТИ г. Иркутска по состоянию на хх марта 2012 г..
Из справки о соответствии адресов от xx.02.2012 г. № 08-12/645, составленной МУП «БТИ г. Иркутска» также следует, что одноэтажный бревенчатый жилой дом, общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой хх,х кв.м. с адресом: г. Иркутск, ул. N., хх, указанным в техническом паспорте, выстроен на земельном участке, указанном в договоре № ххх от xx.07.1953 года о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности с адресом: г. Иркутск, Сталинский район, значащийся под № хх по ул. N. в кв. хх. В настоящее время адрес жилого дома г. Иркутск, улица N., хх.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 222 ГК РФ, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных норм и правил.
В силу ч. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Поддерживая исковые требования в судебном заседании, представитель истца Черных Л.А. дала пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении, указав, что самовольная постройка по адресу: г. Иркутск, ул. N., хх, расположена на земельном участке, отведенном под строительство жилого дома. Кроме того, данная самовольная постройка не нарушает прав и законных интересов иных лиц не представляет угрозу для жизни и здоровья граждан, поскольку соответствует строительно-техническим, санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам. Дом истица приобрела в 1973 году, с того времени она в нем живет. В подтверждение доводов искового заявления представитель истицы ссылалась на следующие доказательства:
Так, допрошенный в судебном заседании свидетель Черных С.А. показал, что он приходится внуком Черных О.В., с которой в настоящее время проживает. Он помогал истице строить дом, к которому сделали пристрой. Дом соответствует всем санитарно-эпидемиологическим, техническим и противопожарным нормам. С соседями конфликтов по поводу дома и земельного участка нет, ничьих прав и свобод не нарушает.
Свидетель П. Е.В. показал суду, что знаком с истицей более 40 лет, так как являются соседями. Он (свидетель) проживает по адресу: г. Иркутск, ул. M., хх. На участке истицы стоит дом, к которому они сделали пристрой. Никаких конфликтов по поводу дома или земельного участка у истца нет.
У суда нет оснований сомневаться в правильности показаний указанных свидетелей, поскольку не установлено их личной примой или косвенной заинтересованности в исходе дела, свидетели предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, а, кроме того, их показания согласуются с иными доказательствами по делу.
Согласно договора № ххх от хх июля 1953 года о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности И. Н. А. был предоставлен земельный участок на праве бессрочного пользования площадью ххх кв. м, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N. хх.
На основании договора от хх февраля 1973г. удостоверенного 1 Иркутской государственной нотариальной конторой, р№1-Д-108 и зарегистрированного в БТИ г. Иркутска xx.03.1973г. за №220 дом расположенный по адресу: г. Иркутск, улица N. хх с полезной площадью хх кв.м. из них жилой- хх кв.м. продан Черных О. В..
Из технического паспорта на жилой дом по адресу: г. Иркутск, ул. N., хх, составленного МУП БТИ г. Иркутска по состоянию на хх мая 2010 г. следует, что дом был построен в 1954 года, в настоящее время жилой дом общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилая площадь хх,х кв.м., дом являлся самовольным строением.
Из заключения МУП БТИ г. Иркутска следует, что в 2010 году самовольно возведен 1-но этажный жилой брусчатый пристрой (литера А1). Общая площадь дома составляет хх,х кв.м., в том числе жилая хх,х кв.м., собственником которого является Черных О. В..
Представленной суду домовой книги следует, что Черных О.В. прописана по адресу: г. Иркутск, улица N., хх.
Таким образом, оценивая в совокупности вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу, что истицей Черных О.В. на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск, улица N., хх, выстроен одноэтажный жилой брусчатый пристрой (литера А1) общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой – хх,хх,х кв.м. Данный дом является самовольной постройкой, поскольку возведен без получения на это необходимого разрешения. Земельный участок, на котором выстроена самовольная постройка, принадлежит истице Черных О.В. на праве собственности. В настоящее время земельный участок используется истицей в соответствии с его назначением. Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с требованиями статьи 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно требованиям статьи 3 Федерального закона от хх ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство любого объекта должно вестись с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от хх декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» разработка и реализация мер пожарной безопасности для зданий, сооружений и других объектов должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах. Согласно требованиям статьи 34 названного Федерального закона следует, что одной из обязанностей граждан, в том числе и при строительстве жилого дома, является соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от хх марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации жилых домов должны соблюдаться санитарные правила.
По заключению, составленному ООО «Строительные системы Арбол» xx.03.2012 г. следует, что по оценке технического состояния здания по адресу: г. Иркутск, улица N., хх, оно является пригодным для проживания. Конструктивные решения дома отвечают требованиям СНиП, СанПиН и НПБ, обеспечивающим безопасность при эксплуатации здания. Деформаций и повреждений несущих конструкций, представляющих непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей – не обнаружено.
По сообщению отдела надзорной деятельности г. Иркутска от xx.03.2012 г. № 2-15-962 жилой дом, расположенный в г. Иркутске улица N., хх, соответствует требованиям пожарной безопасности.
По заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» от xx.03.2012 г. № хх-хх.хх/без номера, одноэтажный бревенчаты жилой дом (Литера А) 1954 года постройки с брусчатым жилым пристроем (Литера А1) 2010 года постройки со служебно-хозяйственными постройками, общей площадью хх,х кв.м., из них жилой хх,х кв.м., расположенный по адресу: город Иркутск, улица N., дом хх, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.
Оценивая в совокупности исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что жилой дом, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. N., хх, являясь самовольной постройкой, может быть сохранен, поскольку это не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, при соблюдении правил использования земельного участка не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Данная самовольная постройка возведена без отступления от строительных, санитарно-технических и противопожарных норм.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью допустимых и относимых доказательств. Соответствие самовольной постройки обязательным нормам подтверждено представленными суду заключениями органов пожарного, санитарно-эпидемиологического контроля, а также организацией, имеющей допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Доказательств обратного, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, ответчиком не представлено.
Следовательно, суд находит возможным признать за истицей Черных О.В. право собственности на данную самовольную постройку.
С учетом изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Черных О. В. удовлетворить.
Признать за Черных О. В. право собственности на одноэтажный брусчатый жилой дом (литера А1), общей площадью хх,х кв.м., в том числе жилой площадью хх,х кв.м., расположенный на земельном участке по адресу: город Иркутск, улица N., дом хх.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: | А.В. Прохоров |