(4757) Решение по иску об оспаривании действий Военного комиссариата Иркутской области по незаконному исчислению пенсии. Иск удовлетворен.



№ 2-1105/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 мая 2012 года г. Иркутск

Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе:

председательствующего судьи Глуховой Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Кармадановой Е.А.,

с участием заявителя Зайцева А.С., представителя заявителя Гибадуллина И.Т., представителя заинтересованного лица Шавровой М.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Зайцева А. С. об оспаривании действий Военного комиссариата Иркутской области по незаконному исчислению пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Зайцев А.С. обратился с настоящим заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, в суд, в обоснование которого указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ. Пенсионное обеспечение осуществляется Военным комиссариатом Иркутской области. Пенсия исчисляется исходя из должностного оклада, оклада по воинскому званию, процентной надбавки за выслугу лет, с учетом районного коэффициента. хх декабря 2011 года Военным комиссариатом Иркутской области была перечислена в его адрес пенсия в измененном, по сравнению с предыдущими начислениями, размере: хх ххх руб. 65 коп.

хх января 2012 года, при обращении заявителя в военкомат в целях ознакомления с личным делом и документами по начислению пенсии, ему выдали распечатку, расшифровывающую размер начисляемой с xx.01.2012г. пенсии в сумме хх ххх руб. 65 коп. Из данной распечатки следует, что начиная с xx.01.2012г. пенсия заявителю начисляется исходя из оклада по типовой воинской должности «(должность-2)», размер которого составляет хх ххх руб. (код 14; 14 разряд), в соответствии с размерами окладов по типовым воинским должностям в Вооруженных Силах РФ, которые установлены в Приложении №1 к Постановлению Правительства РФ от xx.12.2011г. №992. Однако на пенсию он вышел с должности «(должность)». Поскольку должность «(должность)» является вышестоящей по отношению к должности «(должность-2)», соответственно, размер оклада (и разряд) «(должность)» превышает размер оклада (разряд) должности «(должность-2)». Полагал, что в действующей системе начисления окладов занимаемая им до выхода на пенсию должность соответствует должности «заместитель командира батальона».

Данная должность, согласно действующим нормативным документам, соответствует 16 (шестнадцатому) разряду. Размер оклада по данной должности составляет хх ххх руб. Таким образом, начиная с xx.01.2012г. Военный комиссариат Иркутской области, начисляет заявителю пенсию в размере меньшем, чем установлено действующим законодательством. Указанные действия (занижение пенсии) являются незаконными и ущемляют права заявителя. На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями статей 245-247, 249,254-256 ГПК РФ просил суд признать незаконными действия Военного комиссариата Иркутской области по исчислению пенсии Зайцева А.С. с xx.01.2012г. исходя из должностного оклада, соответствующего 14 разряду, размер которого составляет хх ххх рублей. Возложить обязанность на Военный комиссариат Иркутской области исчислять пенсию Зайцева А. С. с xx.01.2012г. исходя из должностного оклада, соответствующего 16 разряду, размер которого составляет хх ххх рублей.

В судебном заседании заявитель Зайцев А.С. требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель заявителя Гибадуллин И.Т., действующий по доверенности от xx.03.2012г., заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Иркутской области Шаврова М.В., действующая по доверенности от xx.06.2011г., в удовлетворении заявленных требований просила отказать по доводам, изложенным в возражениях.

Выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд полагает заявление подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 254 ГК РФ Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от xx.02.2009г № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Статьей 13 закона РФ от xx.02.1993 года № 4468-1 (ред. от xx.11.2011) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» установлено, что право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;

б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются:

а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 43 закона РФ от xx.02.1993 года № 4468-1 (ред. от xx.11.2011) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с хх января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с хх января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

Из пункта 9 Постановления Правительства РФ от хх сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации» следует, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включается оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов.

Пенсия исчисляется из конкретного, индивидуально установленного при увольнении каждому пенсионеру, оклада по воинской должности в твердой сумме, который в последующем индексируется на основании Постановлений Правительства РФ. Размер оклада по воинской должности указывается в расчетной книжке (денежном аттестате) военнослужащего, которая приобщается в пенсионное дело лица, уволенного с военной службы, и является документальным основанием для исчисления ему пенсии.

По смыслу Федерального закона от xx.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Статьей 4 Федерального закона от xx.05.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Судом установлено, что Зайцев А.С. уволен из рядов Вооруженных Сил РФ с xx.10.1993г. в воинском звании майора с должности Помощника командира дивизиона по работе с личным составом с должностным окладом хх ххх рублей (8 тарифный разряд), имеющим выслугу 12 лет 6 месяцев и 3 дня.

Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из приказа Главнокомандующего ракетными войсками №9214 от xx.08.1993г., приказом командира войсковой части ххххх №196 от xx.10.1993г., справкой войсковой части ххххх от xx.04.2010 года №319.

Однако судом также установлено, что в расчетной книжке военнослужащего серии ЕИ №хххххх войсковой части ххххх майора Зайцева А.С. xx.10.1993г. в графе 3-а указано наименование штатной должности – (должность).

В судебном заседании обозревалось личное дело ххххх Зайцева А.С.

Судом также установлено, что Зайцеву А.С. с xx.01.2012 года переназначена пенсия исходя из расчета должностного оклада по 14 разряду в размере хх ххх рублей.

Представитель заинтересованного лица Военного комиссариата Иркутской области Шаврова М.В. настаивая на безосновательности предъявленных требований пояснила, что на основании приказа ГК РВ № 0214 от xx.08.1993г. заявитель был уволен с должности помощника командира дивизиона по работе с личным составом. Однако в расчетной книжке заявителя Зайцева А.С. указана должность (должность). В соответствии с Приказом Министра обороны РФ № 245 от xx.06.2002г. должность заявителя - помощник по работе с личным составом по артиллерии соответствовала 14 разряду по тарификации должностных окладов, указанных в данном Приказе. В связи с чем, и был установлен данный разряд и производились все выплаты. Позже была произведена перетарификация и выплату пенсии стали производить по 16 разряду. В момент начисления пенсии по 16 разряду в Военном комиссариате в 2009 году была проведена проверка ревизионной комиссией, которая выявила завышение должностного оклада и обязала комиссариат привести оклад в соответствие с 14 разрядом, что и было сделано. В 2010 году ФБУ – Управление Сибирского Военного округа направили письмо в адрес Военного комиссариата Иркутской области, в котором было указано, привести начисление пенсии заявителю в соответствие с приказом, который на сегодняшний день не действует. Полагала, что заявителем не представлены доказательства, что должности помощника командира дивизиона по работе с личным составом и заместитель командира батальона тождественны.

Заявитель Зайцев А.С. возражая против доводов представителя заинтересованного лица Военного комиссариата Иркутской области, пояснил, что после проведения перетарификации в 2010 году, ему был установлен 18 разряд, но он на нем не настаивает, поскольку в связи с нормами действующего на сегодняшний день законодательства его должность соответствует 16 разряду. В расчетной книжке указан должностной оклад на момент увольнения, который соответствует должности (должность).

Представитель заявителя Гибадуллин И.Т., возражая против доводов представителя заинтересованного лица, пояснил, что основанием для начисления пенсии является расчетная книжка военнослужащего, в которой указана должность (должность). В материалах личного дела военнослужащего Зайцева А.С. отсутствуют документы, в которых указано, что необходимо исправить разряд и привести оклад в соответствие с 14 разрядом. Военный комиссариат сам трижды проверял начисления, и никаких нарушений не было выявлено. Помощник и заместитель это тождественные должности. В расчетной книжке заявителя указан размер оклада на дату увольнения, который соответствует тому окладу, который был действительно. Подразделения дивизиона и батальона тождественны между собой. В расчетной книжке заявителя указано, что он уволился с должности (должность), а начисления ему производились в соответствии с должностью командира роты. С xx.01.2012 года начисление пенсии заявителю должно производиться по 16 разряду в соответствии с внесенными изменениями в законодательство. Размеры окладов по типовым воинским должностям в Вооруженных Силах РФ установлены в Приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от xx.12.2011г. № 992. позже был издан Приказ Министра обороны РФ от xx.12.2011г., где должности были регламентированы и указана, что должность заместителя командира батальона соответствует 16 разряду.

Федеральный закон от хх ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", вступивший в силу с хх января 2012 года устанавливает денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.

Приказом Министерства обороны РФ №2700 от xx.12.2011г. утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ (далее по тексту- Порядок). Настоящий Порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от хх ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Пунктами 14,15 Порядка установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее в настоящем разделе - военнослужащие), оклады по воинским должностям выплачиваются по типовым воинским должностям в размерах, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от хх декабря 2011 года № 992 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту», и по нетиповым воинским должностям в размерах, установленных Министром обороны Российской Федерации, в зависимости от тарифного разряда, установленного по занимаемой воинской должности.

Перечень указанных тарифных разрядов приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку.

Военнослужащим, поступившим на военную службу по контракту, оклады по воинским должностям выплачиваются со дня вступления в силу контракта о прохождении военной службы, объявленного приказом соответствующего командира (начальника).

При этом со дня вступления в силу контракта о прохождении военной службы и до дня вступления военнослужащих в исполнение обязанностей по воинским должностям, на которые они назначены в установленном порядке, им выплачиваются оклады:

солдатам, матросам, сержантам, старшинам, прапорщикам и мичманам - по 1 тарифному разряду (приложение N 3 к настоящему Порядку);

офицерам - по 10 тарифному разряду (приложение N 3 к настоящему Порядку).

В силу приложения №3 к Порядку «Размеры месячных окладов в соответствии с занимаемыми должностями военнослужащих, проходивших военную службу по контракту» воинская должность, подлежащая замещению офицером- Командир мотострелковой (танковой) роты, зенитно- ракетной батареи соответствует 14 тарифному разряду с окладом хх ххх рублей. Воинская должность, подлежащая замещению офицером- Заместитель командира мотострелкового (танкового) батальона, соответствует 16 тарифному разряду с установлением оклада- хх ххх рублей.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от xx.02.2009г № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 ГПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В этой связи, применяя приведенные нормы материального и процессуального права при оценке представленных лицами, участвующими в деле, доказательств по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд считает установленным, что в нарушение требований действующего законодательства, регулирующих правоотношения, возникшие в области пенсионного обеспечения военнослужащих, Военным комиссариатом Иркутской области не представлено относимых, допустимых и достоверных доказательств исчисления пенсии Зайцева А.С. с xx.01.2012г. исходя из должностного оклада, соответствующего 14 разряду, размер которого составляет хх ххх рублей.

На основании изложенного требования Зайцева А.С. о признании незаконными действий Военного комиссариата Иркутской области по исчислению пенсии Зайцева А. С. с хх января 2012 года исходя из должностного оклада, соответствующего 14 разряду, размер которого составляет ххххх рублей подлежат удовлетворению.

Судом не принимаются доводы представителя заинтересованного лица Военного комиссариата Иркутской области Шавровой М.В. о том, что должность заявителя - помощник по работе с личным составом по артиллерии соответствовала 14 разряду по тарификации должностных окладов, указанных в Приказе Министра обороны РФ № 245 от xx.06.2002г. «О денежном довольствии военнослужащих». Поскольку указанный Приказ утратил силу с хх октября 2006 года.

По смыслу ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку судом признаны незаконными действия Военного комиссариата Иркутской области по исчислению пенсии Зайцева А.С. с хх января 2012 года исходя из должностного оклада, соответствующего 14 разряду, суд полагает необходимым признав данные действия незаконными, обязать Военный комиссариат Иркутской области исчислять пенсию Зайцева А.С. с хх января 2012 года в соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства военнослужащих, исходя из должностного оклада, соответствующего 16 разряду, размер которого составляет ххххх рублей

На основании изложенного, и в соответствии со ст. 194-199, 258 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Заявление Зайцева А. С. удовлетворить.

Признать незаконными действия Военного комиссариата Иркутской области по исчислению пенсии Зайцева А. С. с хх января 2012 года исходя из должностного оклада, соответствующего 14 разряду, размер которого составляет ххххх рублей.

Обязать Военный комиссариат Иркутской области исчислять пенсию Зайцева А. С. с хх января 2012 года исходя из должностного оклада, соответствующего 16 разряду, размер которого составляет ххххх рублей.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Судья: Т.Н. Глухова