№ 2-1214/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 мая 2012 года | г. Иркутск |
Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе:
председательствующего судьи Глуховой Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Кармадановой Е.А.,
с участием представителя истцов Белоусовой Е.В., представителя ответчика Кренделева А.А., представителя третьего лица Казанцева С.О., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кольцовой М. В., Кольцовой Т. В. к обществу с ограниченной ответственностью УК «Новый город» о признании отказа в подписании актов приемки выполненных работ по перепланировке помещений недействительным, возложении обязанности по принятию участия в подписании актов приемки выполненных работ по перепланировке помещений,
УСТАНОВИЛ:
Кольцова М.В., Кольцова Т.В. обратились в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, указав в обоснование своих требований, что являются собственниками нежилых помещений (ранее квартиры № х,х,х), расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. N., 3. Жилые помещения, расположенные по адресу: г. Иркутск, ул. N. д. х, кв. х, х, х переведены в нежилые согласно распоряжениям заместителя мэра – председателя комитета по управлению Октябрьским округом администрации г. Иркутска от xx.02.2011 г. № ххх-хх-23/11, от xx.02.2011 г. № ххх-хх-27/11, от xx.02.2011 г. № ххх-хх-28/11. В данных жилых помещениях была произведена перепланировка в соответствии с подготовленными и оформленными в установленном порядке проектами.
После проведения перепланировки вышеуказанные помещения были предъявлены для приёмки в эксплуатацию в установленном порядке приёмочной комиссии комитета по управлению Октябрьским округом администрации г. Иркутска. Распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению Октябрьским округом администрации г. Иркутска от xx.11.2011г. № ххх-хх-249/1111 «О создании приёмочной комиссии по вопросам переустройства и перепланировки жилых помещений» утверждён состав приёмочной комиссии, который включает, в том числе, и представителей соответствующих жилищно-эксплуатационных организаций и (или) соответствующих специализированных организаций, обслуживающих дом, в котором находится жилое помещение.
Истцы, как собственники квартир № х, х, х по адресу: г. Иркутск, ул. N., д. х, xx.12.2011г. обратились к директору ООО УК «Новый город» М. А.Г. как представителю жилищно-эксплуатационной организации обслуживающий дом, в котором находятся спорные помещения, с просьбой подписать акты ввода в эксплуатацию нежилых помещений по вышеуказанному адресу. Письмом от xx.12.2011г. ООО УК «Новый город» отказало в подписании актов приёмки выполненных работ по перепланировке помещений по адресу: г. Иркутск, ул. N., д. х, кв. № х, х, х по причине отсутствия у управляющей организации соответствующих полномочий. Заместитель мэра - председатель комитета по управлению Октябрьским округом г. Иркутска А. A.M. письмом от xx.01.2012 г. обратился к директору ООО УК «Новый город» А.Г. М. , в котором разъяснил что управляющая компания является членом комиссии по перепланировке и переустройству жилых и нежилых помещений, и приложил к данному письму копию распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по управлению Октябрьским округом администрации г. Иркутска от xx.11.2011г. «О создании приёмочной комиссии по вопросам переустройства и перепланировки жилых помещений».
Однако и после получения письма от xx.01.2012 г. ООО Управляющая компания «Новый город» отказалось без объяснения причин подписывать акты приёмки работ по перепланировке нежилых помещений по адресу: г. Иркутск, ул. N. д. х, кв. х, х, х. Отказ ООО Управляющей компании «Новый город» подписать акты приёмки работ по перепланировке нежилых помещений по адресу: г. Иркутск, ул. N. д. х, кв. х, х, х нарушает права истцов и создаёт препятствия в сдаче принадлежащих истцам нежилых помещений по адресу: г. Иркутск, ул. N. д. х, кв. х, х, х в эксплуатацию в установленном порядке приемочной комиссии, а также зарегистрировать в установленном законодательством РФ порядке право собственности на нежилое помещение, а также использовать его по назначению.
На основании изложенного, и руководствуясь нормами действующего законодательства просили суд признать отказ ОО УК «Новый город» в подписании актов приёмки выполненных работ по перепланировке помещений по адресу: г. Иркутск, ул. N., д. х, кв. № х,х,х недействительным; обязать ответчика ООО УК «Новый город» принять участие в подписании актов приемки выполненных работ по перепланировке помещений по адресу: г. Иркутск, ул. N., д. х, кв. № х, х, х.
Истцы Кольцова М.В., Кольцова Т.В., будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, представив заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие. На основании части 5 статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел данное дело в отсутствие истцов.
Представитель истцов Белоусова Е.В., действующая на основании доверенностей от xx.03.2012г. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ООО УК «Новый город» Кренделев А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать по доводам, изложенным в возражениях на иск.
Представитель третьего лица администрации г. Иркутска Казанцев С.О., действующий на основании доверенности от xx.12.2011г., в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал, полагал их подлежащими удовлетворению. В обоснование своих доводов указал, что в соответствии со ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом кроме деятельности указанной, в данной статье. Перечень иной деятельности является открытым. Управляющая компания включена в состав приемочной комиссии для осуществления контроля, так как Управляющая компания получает технические паспорта на помещения и производит расчет коммунальных услуг. Полагал, что включение Управляющей компании в состав приемочной комиссии сделано для того, чтобы упростить деятельность самой Управляющей компании.
Суд оценив, доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, полагает, что исковые требования истцов необоснованны и не подлежат удовлетворению.
Статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании Федерального закона.
Принимая решение, суд руководствуется статьями 56 и 196 ГПК РФ, согласно которым каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств
В силу ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6)вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Ст. 23 ЖК РФ установлено, что перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений.
Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.
В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.
Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе.
Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от хх июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
Судом установлено, что по заявлению истцов Кольцовой М.В., Кольцовой Т.В. в отношении жилых помещений, расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. N. д. х, кв. х, х, х, принадлежащих им на праве собственности администрацией г.Иркутска приняты распоряжения о переводе указанных жилых помещений в нежилые.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами и не оспариваются сторонами.
Так, принадлежность Кольцовой М.В. на праве собственности квартиры, находящейся по адресу: г. Иркутск, ул. N., д. х, кв. 1, а Кольцовой Т.В. квартир, находящихся по адресу: г. Иркутск, ул. N., д. х, кв. х, кв.4 подтверждается свидетельствами о праве собственности хх АГ хххххх от xx.06.2008г., ххАГ хххххх от xx.06.2008г., хх АГ хххххх от xx.06.2008г., соответственно.
Распоряжениями заместителя мэра-председателя комитета по управлению Октябрьским округом администрации г. Иркутска от xx.02.2011 года № ххх-хх-23/11, от xx.02.2011 года № ххх-хх-27/11, от xx.02.2011 года № ххх-хх-28/11 принято решение о переводе жилых помещений, расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. N. д. х, кв. х, х, х в нежилое помещение.
Судом также установлено, что заместителем мэра-председателя комитета по управлению Октябрьским округом администрации г. Иркутска принято распоряжение о создании приемочной комиссии по вопросам переустройства и перепланировки жилых помещений в состав которой, в том числе были включены представители соответствующих жилищно-эксплуатационных организаций и (или) соответствующих специализированных организаций, обслуживающих дом, в котором находиться жилое помещение. При обращении истцов в адрес ООО УК «Новый город» в чьем управлении находиться дом х по ул. N., для подписания акта приемочной комиссии истцы получили отказ.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.
Распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению Октябрьским округом администрации г. Иркутска от xx.11.2011г. № ххх-хх-249/1111 «О создании приёмочной комиссии по вопросам переустройства и перепланировки жилых помещений» утверждён состав приёмочной комиссии: председатель комиссии: Васильев В.М., заместитель председателя комитета- начальник управления жилищно-коммунального хозяйства; члены комиссии: Тетерина Н.Г., ведущий специалист отдела жилищного хозяйства управления жилищно-коммунального хозяйства комитета; начальник отдела архитектуры по Октябрьскому округу департамента архитектуры и градостроительства комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска; начальник отдела выдачи разрешительной документации инженерно-строительного управления комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска; представитель государственного органа по охране объектов культурного наследия, в случае если жилое помещение является памятником архитектуры, истории или культуры; представители соответствующих жилищно-эксплуатационных организаций и (или) соответствующих специализированных организаций, обслуживающие дом, в котором находится жилое помещение; заявитель; подрядчик (если таковой привлекался).
Письмом от xx.12.2011г. исх№37 ООО УК «Новый город» истцам Кольцовой М.В., Кольцовой Т.В. было отказано в подписании актов приемки выполненных работ по перепланировке помещений расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. N. д. х, кв. х, х, х по причине отсутствия у управляющей организации соответствующих полномочий в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Представитель истцов Белоусова Е.В. настаивая на удовлетворении исковых требований пояснила, что неподписание ответчиком актов приемки выполненных работ по перепланировке спорных помещений нарушает права истцов на сдачу перепланированных помещений в эксплуатацию, для дальнейшей реализации прав собственников по распоряжению спорным имуществом.
Представитель ответчика ООО УК «Новый город» Кренделев А.А. настаивая на безосновательности требований истцов, пояснил, что Управляющая компания является только подрядчиком, выполняющим определенные работы по заданию собственников помещений. Ни федеральными, ни подзаконными актами не предусмотрено право или обязанность Управляющей компании заниматься вопросами, связанными с перепланировкой жилых или нежилых помещений. Управляющая компания является частным хозяйствующим субъектом, права и обязанности которого, определены договором управления, заключенным с собственниками помещений и нормами ЖК РФ. Возлагать дополнительные обязанности в части подписания каких-либо актов по перепланировке, полагал, не законно и не обоснованно. Указал, что имеется факт перепланировки помещений, согласованный с администрацией г. Иркутска, в связи с чем, права истцов нарушены действиями администрации г. Иркутска, которая внесла без должных оснований в данный акт Управляющую компанию. Именно действия администрации г. Иркутска в данном случае являются препятствием в дальнейшем в согласовании и подписании акта.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ на xx.03.2012г. ООО УК «Новый город» зарегистрировано в качестве юридического лица с xx.11.2007г., основным видом деятельности которого является Управление недвижимым имуществом.
Из Устава ООО УК «Новый город», утвержденного протоколом №1/2009 от xx.10.2009г. усматривается, что основной целью Общества является получение прибыли, Основными видами деятельности Общества является Управление недвижимым имуществом, монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений, производство отделочных работ и т. д.
Согласно договору на коммунально-эксплуатационное обслуживание КЭО №Я-1/4-2008 от xx.01.2008г. заключенному между ООО УК «Новый город» (Исполнитель) и Кольцовой Т.В. (Заказчик) последний обеспечивает своевременную оплату коммунально-эксплуатационного обслуживания жилого помещения, расположенного по адресу: г.Иркутск, ул. N. д. х, кв. х. Исполнитель обеспечивает коммунально-эксплуатационное обслуживание указанного жилого помещения, а также обслуживание общей долевой собственности, содержание мест общего пользования и прилегающей территории многоквартирного дома, отопление, горячие и холодное водоснабжение, канализацию, вывоз твердых бытовых отходов.
В соответствии с ч. 1,2, ст. 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (часть первая статьи 56 ГПК Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Истцы, заявляя исковые требования, не представили суду достаточных относимых и допустимых доказательств, позволяющих суду сделать вывод о том, что ответчиком ООО УК «Новый город» не исполнена обязанность, предусмотренная жилищным законодательством или договором управления многоквартирным домом, по принятию участия в подписании актов приемки выполненных работ по перепланировке помещений
В этой связи, применяя приведенные нормы материального и процессуального права при оценке представленных лицами, участвующими в деле, доказательств по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд считает установленным, что в нарушение требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения, возникшие в области жилищного законодательства, а также в нарушение обязательств, вытекающих из договорных обязательств по управления многоквартирным домом расположенным по адресу: г.Иркутск, ул. N. д. х на ответчика ООО УК «Новый город» не могут быть возложены обязанности по принятию участия в подписании актов приемки выполненных работ по перепланировке помещений.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Кольцовой М.В., Кольцовой Т.В. отказать в полном объеме.
С учетом изложенного, руководствуясь требованиями статей 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кольцовой М. В., Кольцовой Т. В. к обществу с ограниченной ответственностью УК «Новый город» о признании отказа в подписании актов приемки выполненных работ по перепланировке помещений недействительным, возложении обязанности по принятию участия в подписании актов приемки выполненных работ по перепланировке помещений, расположенных по адресу: г.Иркутск, ул. N., дом х кв. х, х, х, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Председательствующий: | Т.Н. Глухова |